Долой преграды! О запятых в стихах

Вопрос неоднозначный и дискуссионный.

ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ
Конспект статьи: Отсутствие знаков препинания в стихотворениях — зачем и почему?
https://m.vk.com/wall-58342464_73943

Если вы увлекаетесь поэзией, то должны были заметить, что в современной литературе имеется такая тенденция: некоторые авторы все свои стихотворения (или некоторые) публикуют без расстановки в тексте знаков препинания (иногда с двумя-тремя знаками на весь текст).
Итак, возьмем идеально грамотного, опытного, профессионального поэта. Какие у него могут быть причины написать стихотворение без знаков препинания и какие цели он хочет достичь, применяя данный прием?

ДОЛОЙ ПРЕГРАДЫ
Всегда ли знаки препинания так уж необходимы?  А если текст представляет собой некий быстро произносимый массив, без пауз? Если это речитатив; имитация речи больного, потрясенного, сумасшедшего человека. Если нужно стремительное чтение, чтобы читатель терялся в тексте без ориентиров, как герой теряется в своем внутреннем или окружающем его мире, то отсутствие знаков препинания может быть вполне уместным.

МОНОТОННОСТЬ
Пусть стихотворение читается на одной ноте, а читатель переносится в атмосферу, сравнимую с прослушиванием механического голоса. Так мы придаем тексту будничность, монотонность, намекаем на повторение событий, опустошенность/равнодушие героя, его неспособность эмоционально отреагировать на события.

ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ
Лучше всего демонстрируется на короткометражках, тогда трудно предугадать дальнейшее развитие событий и финал произведения:
листают желтые газеты
осенний ветерок и дождь
они хотят найти квартиру
и поселиться там вдвоем

НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ СМЫСЛА, ВАРИАНТЫ ПРОЧТЕНИЯ
Читатель чувствует себя причастным к акту творения:
весна /ледяная вода под ногами...
весна ледяная / вода под ногами...
весна / ледяная вода / под ногами...

ОГОЛЕННАЯ МЫСЛЬ
Как мы думаем? Разве в голове проносятся четкие, правильно сформулированные предложения? Мы перескакиваем с предмета на предмет, обаятельны своей растрепанностью, искренни в своей неправильности. Поэтому, когда автор считает необходимым вылить на читателя чистые, неотредактированные мысли, именно так, как они рождались у него в голове или же в голове героя.

Вот основные ПРИЧИНЫ которые которые были выявлены. Естественно, автор может сочетать несколько из них, или все сразу. Так же у него могут быть другие причины не расставлять знаки препинания, о которых лучше узнать у самого автора. До того, как начнете кидать в него помидорами:)

ИТОГ
Отсутствие знаков препинания в стихотворении — стилистический прием, способ выражения или усиления идеи/ формы написанного текста. Часто (но не обязательно) применяется в вольном стихе, верлибре.
Автор, используя прием отсутствия знаков препинания, должен знать, зачем он это делает (или же остро чувствовать, что именно так — правильно), а также понимать, что большинство читателей подумает, что он не расставил знаки препинания, потому что он неграмотный)

КОММЕНТАРИИ (теория)

— Пунктуация — такая же составляющая грамотного литературного языка, как и орфография. Поэтому игнорировать знаки препинания — писать неграмотно. Разве может поэт писать неграмотно?

— Может! Это нетрудно ))

— Вот за Анну Ахматову приходилось расставлять знаки препинания, она в них изрядно плавала.

— В любом случае, отступление от литературных норм (не считая авторских знаков) — экспериментальное дело, которое даже для гениальных поэтов сомнительно.

— Обаятельная растрёпанность? Чур меня, это диагноз.

— Поддерживаю! У некоторых в голове вообще опилки. Или лапша.

—  Упрекать людей в безграмотности — опасно (всегда найдется кто-то, кто грамотнее тебя)

— Добрый человек с пистолетом всегда выглядит убедительнее...

— О грамотных авторах? Ну сколько таковых пишут стихи без знаков препинания? Я думаю не много... Либо автор грамотен, но ленив. Я не упрекаю кого-то в безграмотности т.к. сам в этом далеко не ангел. Просто, на мой взгляд, дело здесь либо в незнании, либо в лени, а не в попытках создать что-то новое в поэзии.

— Если автор сам путается, чего сказать-то хотел — тут и пригодится поправочка: эдак отставить ногу, руки вскинуть и намекнуть на многосмысленность своего творения.

— Письменность элемент общественной культуры. Ещё одна "культурная революция"? А может хватит?

— Ведь все доводы в пользу отказа от знаков препинания по сути ограничиваются заявлениями: а мне так нравится, а мне так хочется, а мне так удобно, почему другим можно, а мне нельзя? В итоге ту работу, которую обязан выполнить автор текста, приходится доделывать читателю. Вот уж воистину, до чего дошёл прогресс!

ЧАСТЬ 2. ПРАКТИКА

Можно ли в этом стихотворении (на философскую тему) не ставить знаки в конце строк?

Мой первый ответ: конечно, нельзя не ставить! Ни один пункт из приведенной статьи сюда не подходит. Это можно позволить себе для несложных линейных конструкций с сочинительной связью, где такого рода "парцелляция" возможна.
В этом же стихотворении есть сложноподчиненные предложения с изъяснительными и определительными придаточными, которые в грамматике считаются нерасчлененными. При отсутствии знака их прочтение и понимание затруднительно. Есть и другие сложные речевые обороты, в том числе с инверсией, характерной для стихотворной речи. Там знаки препинания тем более необходимы.

Но, может, у автора есть другие причины не ставить знаки? Так как общение с ним "не задалось", можно подумать за него.

Могу предположить, что это своеобразное ПАКЕТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, чтобы она лучше усваивалась читательским сознанием. Что-то вроде лесенки Маяковского с той разницей, что здесь автор режет текст на фрагменты "как получится". Но, как знать, может, это не препятствует восприятию или даже способствует ему.

А в чем заключается "симметрия", о которой говорил говорилось? Может, в стихотворной линейке, по которой отсчитывается нужное количество слогов.

РАЗГОВОР С ПОЭТОМ

— В конце каждой строки, знаки препинания не ставлю специально...

— Мне интересно, почему и для чего выбран такой принцип пунктуации?
 
— Для симметрии, в начале строк нет никаких знаков, пусть и в конце каждой строки не будет, знаки препинания только в середине каждой строки.

—  Тогда для симметрии можно сделать прописными последние буквы в последних словах строк, или, наоборот, начальные заменить строчными. И вот он – свой почерк и неповторимый приём.

— Графика будет симметричной, а что со смыслом, не так важно? И читать-то как? Паузу в конце строки делать?

— Как много поэтов не ставили знаки в классической и современной литературе? Какой смысл в их отсутствии видите вы? 

Но поэт ответил только на один вопрос...

Продолжаем разговор...

ВОПРОС
Как расставлять знаки препинания в стихах?
Являются ли правила препинания для поэзии русского языка, такими же как и для прозы ? Если нет, то каковы отличия правил пунктуации для поэтического текста?

ПОЭЗИЯ И ПРАВИЛА

Разумеется, специальных правил для стихов нет, так как существующих вполне достаточно и даже много) Отклонения возможны, но они буду считаться авторской пунктуацией.

В то же время поэзия материя тонкая, поэтому там требуются особые СЛОВЕСНЫЕ КРАСКИ. И там собственный метрический строй стиха, так что знаки препинания не всегда вписываются в художественную ткань.

Конечно же, редакторы стараются привести стих в соответствие с существующими правилами, ведь они допускают определенную вариативность.

Так, бессоюзную связь часто обозначают запятой, а не тире или двоеточием, как по основным правилам. Деепричастный оборот может не обособляться. Интонационное тире — это на усмотрение автора, в том числе между подлежащим и сказуемым. Обстоятельственные обороты обособляются факультативно и т. д.

И всё же даже этих ВОЛЬНОСТЕЙ не хватает. К примеру, в стихотворной речи часто используются ИНВЕРСИИ всякого рода, ПОРЯДОК слов там довольно своеобразный, так как определяется метрикой стиха — и тогда начинается бунт автора против "прокрустова ложа" правил.

Кстати, некоторые поэты очень ревностно относятся к своему творению — и по части слов, и по части знаков) И в принципе их можно понять и согласиться, но при этом опасливо поглядывая в сторону таких «прозаических» правил.

ПРИМЕР АВТОРСКОЙ ПУНКТУАЦИИ

 О сколько красота красы милей,
 В орнаменте, что истина дала,
 И Розы прелесть кажется ценней,
 За сладость, что дурманом отцвела:

 Шиповник раной в глубине теней,
 Душистым Розам вторит в тон играя,
 Висит распутно в тернии ветвей,
 Бутон дыханью лета открывая;

Красивая постановка знаков, но авторская. С другой стороны, назначение пунктуации по большому счету — это все же обозначение звучащей речи.

О НОВОЙ ПОЭЗИИ

Но жизнь не стоит на месте, не всё же одного Пушкина читать — и современные поэты ищут новые формы. И вот там знаки препинания бывают совершенно "не у места" — правильному восприятию точно помешают.

Знакомьтесь, СИНЕСТЕЗИЯ! "Это психосоматическое явление, основанное и на свойствах сознания, и на свойствах тела, поэтому синестетическое словоупотребление выводит читателя или слушателя в пространство смысла, находящегося в области трансцендентного и позволяет на языковом уровне как бы пережить его телесность".

Вещь, как вы понимаете, в поэзии совершенно незаменимая)) А иначе как еще попадешь в область трансцендентного!

я книгу книгу на столе оставлю для тебя
я книгу книгу для тебя оставлю на сто лет
а рядом с книгой на столе стоят часы часы
и рядом с книгой на земле часы идут идут

Стол — стоять — на столе — на сто лет — оставлю.

Обратите внимание! "Слуховая модальность в этом стихотворении не только подвергается интеграции со зрительной, но также позволяет воспринимать фонетическую оболочку слова в большем семантическом диапазоне, чем обычно. Стихотворение состоит из слоев, которые переходят друг в друга по принципу ленты Мёбиуса".

И тогда ваше "рациональное" сознание гарантированно "пасует перед множественностью смыслов".

Что тут можно сказать? В качестве опыта медитации для очистки сознания очень даже неплохо. Но эмоциональность и метафоричность в таких стихах увидеть сложно, а ведь это главное в поэзии, как и вообще в художественной литературе.

В то же время восприятие прекрасного очень индивидуально — к примеру, вот что думают о поэзии психологи:

«То, что вы называете поэзией и страстью, — не что иное, как ложь с красивыми фасадами. Из сотни ваших поэтов девяносто девять на самом деле не поэты, но только люди в состоянии ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА, эмоций, страсти, жара, сексуальности, чувственности».

Возможно, но по мне всё же лучше замешательство чувств, а не мыслей.


Рецензии