К ч. 4. От Жанны д Арк до Фрекен Бок - женские тип

От Жанны д’Арк до Фрекен Бок - женские психопатические типажи в истории, литературе, кино и играх. (ред. 2 - 09.03.2025)

Эпиграф

Приходит женщина домой
от врача и говорит мужу:
"Слу-у-ушай..., то, что мы
с тобой 30 лет принимали
за оргазм, оказывается,
называется астмой".

Старый-старый анекдот


Часть 1: Введение и теоретическая база

В обществе присутствует уникальный, не осознаваемый феномен — женщины-психопатки часто нарушают социальные нормы, оставаясь при этом незамеченными.

Эти психопатические паттерны поведения проявляются у них и в состоянии покоя, что делает их манипулятивность более латентной (скрытной, неявной).

Нестабильное поведение традиционно и исторически отмечалось, как женское.
"Изворотливость" и "непостоянство" были и остаются одними из основных "женских" черт, в противовес мужской "прямолинейности".

В традициях "новой этики", складывавшейся с конца прошлого столетия по недавнее время, в том числе, под влиянием:
- феминистических,
- трансгендерных и
- ЛГБТ-движений,
была предпринята попытка переосмыслить подобное поведение как "сильную" черту женского характера.

Между тем совсем тихо, оставшись практически никем не замеченным, произошло открытие, равное по значению, на мой взгляд, с открытием пенициллина и расшифровкой структуры ДНК.

У "изворотливости" женщин найдены нейробиологические причины.

Опубликовано крупнейшее на 2022 год исследование 5 научных центров США, под руководством 8 учёных, в числе которых был уже известный вам Кент Кил, участницами, которого были 297 взрослых женщин-правонарушительниц, набранных из исправительных учреждений среднего и строгого режима США, открыли, что эмоциональная нестабильность в состоянии покоя — базовое для женщин-психопаток.

Исследовались связи психопатических черт и внутренних отклонений у женщин с ярко выраженными психопатическими чертами, находящихся в заключении.

Женщины с высокими показателями по психопатии характеризуются аналогичным нейробиологическим дефицитом, что и мужчины с высокими показателями по психопатии.

Но в случае с женщинами наблюдались уникальные гендерные различия:
- мужчины — характеризуются дефицитом ответной персеверации,
- женщины — нет и могут характеризоваться уникальными паттернами FNC — аберрантной паралимбической функциональной сетевой связи в состоянии покоя rsFNC.

(FNC — «functional network connectivity», функциональная связность сетей;
rsFNC — «resting-state functional network connectivity», функциональная связность сетей в состоянии покоя.)

Исследование показывает, что женщины с высокими показателями психопатии оперативно изменяют свои стратегии в зависимости от ситуаций, при этом сохраняя свои психопатические черты.

Если вспомнить концепцию «стимул — реакция», которая лежит в основе бихевиоризма  (помните собачку Павлова?), согласно которой человеческое поведение определяется внешней средой, где:
- "стимул" — наблюдаемый извне раздражитель,
- "реакция" — движение при совершении действия, вызываемое стимулом,
то, слегка упрощая, это можно описать так:
- для мужчины-психопата нужен стимул (повод), чтобы проявить/проявлять свои психопатические качества,
- для женщины-психопатки повод не нужен — она базово нестабильна!

То есть - для мужского пола диагноз не предусматривает явных ограничений, а для женского фактически приравнивает к длинному ряду других психических расстройств.

"Изворотливость" и "непостоянство" были и остаются одними из основных "женских" черт, в противовес мужской "прямолинейности".

У этого явления было (и есть) множество объяснений. И вот теперь выяснено, что это не общие "женские" черты (чем было так удобно прикрываться), а черты именно женщин-психопаток.

Читайте в моём профиле статьи:

- перевод статьи "Нарушенная функциональная связь у женщин-психопаток в состоянии покоя". (Крупнейшее совместное исследование 5 институтов США);

- Больше женщин может быть психопатками. (Доклад Клайва Бодди);

- О чём спросить любимую до ЗАГСа;

- ТЛБ. 4. Психопатия

А также оригинал самой статьи с подробностями исследования и МРТ-снимками.
Её можно легко найти в Интернете:
- "Aberrant resting-state functional connectivity in incarcerated women with elevated psychopathic traits".

Сами женщины с психопатическими чертами часто нарушают традиционные представления о "естественно-женских" формах поведения, демонстрируя:
- манипулятивность,
- холодность,
- расчетливость,
- агрессивность и
- доминантность.

Эти черты ярко отражены в исторических, литературных, кино- и даже мульт- и игровых героинях, которые стали архетипами "опасных" женщин, бросающих вызов социальным нормам.


Часть 2: Исторические героини


Жанна д’Арк

Хотя Жанна д’Арк обычно изображается как героиня, её одержимость и фанатизм могут быть интерпретированы как черты, близкие к психопатическим.

Черты:
- фанатизм,
- одержимость,
- доминантность.


Клеопатра

Клеопатра использовала свою хитрость и обаяние для манипуляции мужчинами, включая Юлия Цезаря и Марка Антония, чтобы сохранить власть.

Черты:
- манипулятивность,
- хитрость,
- доминантность.


Часть 3: Литературные героини


Леди Макбет ("Макбет" Уильяма Шекспира)

Одна из самых известных женских антигероинь в мировой литературе. Леди Макбет манипулирует своим мужем, чтобы достичь власти, и демонстрирует полное отсутствие эмпатии.

Черты: Манипулятивность, амбициозность, холодность.


Эми Данн ("Исчезнувшая" Гиллиан Флинн)

Эми — мастер манипуляции, которая создает сложные схемы, чтобы наказать своего мужа и восстановить контроль над своей жизнью. Ее поведение сочетает холодный расчет и эмоциональную отстраненность.

Черты: Манипулятивность, отсутствие эмпатии, импульсивность.


Энни Уилкс ("Мизери" Стивена Кинга)

Энни — психопатическая героиня, которая сочетает в себе внешнюю доброжелательность с крайней жестокостью и манипулятивностью. Ее поведение демонстрирует отсутствие эмпатии и склонность к насилию.
Черты: Агрессивность, манипулятивность, отсутствие эмпатии.


Гонерил и Регана ("Король Лир" Уильяма Шекспира)

Дочери короля Лира, которые используют манипуляции и жестокость, чтобы захватить власть. Их поведение демонстрирует полное отсутствие семейной лояльности и эмпатии.
Черты: Манипулятивность, жестокость, доминантность.


Катерина Ивановна ("Преступление и наказание" Фёдора Достоевского)

Женщина, которая использует свою трагедию для манипуляции окружающими, демонстрируя сложную смесь уязвимости и расчетливости.
Черты: Манипулятивность, эмоциональная нестабильность.


Алексис Колби (сериал "Династия")

Алексис — сильная, амбициозная и манипулятивная женщина, которая использует любые средства для достижения своих целей. Ее поведение часто граничит с жестокостью.
Черты: Доминантность, манипулятивность, холодность.


Эстер Гринвуд ("Колокольчик" Сильвии Плат)

Эстер — молодая женщина, которая борется с депрессией и внутренними конфликтами. Её поведение демонстрирует черты эмоциональной нестабильности и манипулятивности.
Черты: Эмоциональная нестабильность, манипулятивность, склонность к саморазрушению.


Настасья Филипповна ("Идиот" Фёдора Достоевского)

Настасья Филипповна — сложный персонаж, который сочетает в себе уязвимость и манипулятивность. Её поведение часто граничит с саморазрушением.
Черты: Манипулятивность, эмоциональная нестабильность, склонность к драматизму.


Бланш Дюбуа ("Трамвай 'Желание'" Теннесси Уильямса)

Бланш — женщина, которая пытается скрыть своё прошлое и настоящее за маской изысканности и утончённости. Её поведение демонстрирует склонность к манипуляциям и самообману.

Черты: Манипулятивность, склонность к самообману, эмоциональная нестабильность.


Часть 4: Киногероини


Вильгельмина Куттер ("Основной инстинкт")

Героиня Шэрон Стоун — яркий пример женщины, использующей свою сексуальность и интеллект для манипуляции и контроля над окружающими. Ее поведение часто граничит с психопатией.

Черты: Сексуальная эксплуатация, манипулятивность, холодность.


Регайна Джордж ("Дрянные девчонки")

Регайна — лидер школьной клики, которая использует манипуляции и социальное давление, чтобы поддерживать свою власть. Ее поведение демонстрирует отсутствие эмпатии и склонность к доминированию.

Черты: Манипулятивность, доминантность, агрессивность.


Серсея Ланнистер ("Игра престолов")

Серсея — мастер политических интриг и манипуляций, которая использует любые средства для сохранения власти. Ее поведение демонстрирует холодность и отсутствие эмпатии.

Черты: Манипулятивность, доминантность, жестокость.


Вильма Флинтстоун ("Флинтстоуны")

Хотя Вильма обычно изображается как добрая жена, в некоторых эпизодах она демонстрирует манипулятивные черты, чтобы добиться своего.

Черты: Манипулятивность, хитрость.


Марго Уэнт ("Острые козырьки")

Марго — сильная и независимая женщина, которая использует свои навыки и хитрость, чтобы добиться своих целей. Её поведение демонстрирует черты, близкие к психопатическим.

Черты: Манипулятивность, хитрость, доминантность.


Часть 5: Персонажи из видеоигр и комиксов


Лара Крофт ("Tomb Raider")

Хотя Лара обычно изображается как героиня, её одержимость поиском сокровищ и готовность идти на риск могут быть интерпретированы как черты, близкие к психопатическим.

Черты:
Одержимость, рискованное поведение, отсутствие эмпатии.


Элизабет ("BioShock Infinite")

Элизабет — сложный персонаж, который сочетает в себе уязвимость и манипулятивность. Её поведение демонстрирует склонность к использованию других для достижения своих целей.

Черты: Манипулятивность, эмоциональная нестабильность, склонность к эксплуатации.


Сэмюэл ("Until Dawn")

Сэмюэл — персонаж, который демонстрирует черты, близкие к психопатическим, включая манипулятивность и склонность к насилию.

Черты: Манипулятивность, агрессивность, отсутствие эмпатии.


Аманда Рипли ("Alien: Isolation")

Хотя Аманда не является классической психопаткой, её холодный расчет и способность выживать в экстремальных условиях демонстрируют черты, близкие к психопатическим.

Черты: Холодность, расчетливость, выживание любой ценой.


Гладус ("Bayonetta")

Гладус — сильная, доминантная и слегка манипулятивная героиня, которая использует свои способности для достижения целей, не всегда задумываясь о последствиях.

Черты: Доминантность, манипулятивность, импульсивность.


Харли Квинн (DC Comics)

Харли Квинн — сложный персонаж, который сочетает в себе черты жертвы и манипулятора. Ее отношения с Джокером демонстрируют как её уязвимость, так и склонность к манипуляциям.

Черты: Манипулятивность, эмоциональная нестабильность, импульсивность.


Селина Кайл (Женщина-кошка, DC Comics)

Селина — мастер манипуляции и соблазнения, которая использует свои навыки для достижения личных целей. Ее поведение часто граничит с аморальностью.

Черты: Манипулятивность, сексуальная эксплуатация, доминантность.


Электра (Marvel Comics)

Электра — холодная и расчетливая убийца, которая использует свои навыки для достижения целей, не задумываясь о моральных последствиях.

Черты: Холодность, агрессивность, отсутствие эмпатии.


Часть 6: Персонажи из телесериалов


Клэр Андервуд ("Карточный домик")

Клэр — амбициозная и расчетливая женщина, которая использует манипуляции и холодный расчет для достижения власти. Ее поведение демонстрирует полное отсутствие эмпатии.

Черты: Манипулятивность, холодность, доминантность.


Виллиан ("Оранжевый — хит сезона")

Виллиан — сложный персонаж, который сочетает в себе черты жертвы и манипулятора. Ее поведение часто граничит с психопатией.

Черты: Манипулятивность, эмоциональная нестабильность, импульсивность.


Лиза Роу ("Декстер")

Лиза — психопатическая героиня, которая использует свои навыки для манипуляции и контроля над окружающими. Ее поведение демонстрирует отсутствие эмпатии.

Черты: Манипулятивность, холодность, агрессивность.


Бри Ван де Камп ("Bree Van de Kamp")

Бри Ван де Камп — одна из главных героинь сериала "Отчаянные домохозяйки". Она изображается как идеальная домохозяйка, которая стремится к совершенству во всем: от безупречного дома до безукоризненного поведения. Однако за её внешней холодностью и контролем скрывается сложная личность с явными психопатическими тенденциями.


Часть 7: Мифологические персонажи


Медея (греческая мифология)

Медея — женщина, которая из мести убивает своих детей, демонстрируя крайнюю жестокость и отсутствие эмпатии.

Черты: Жестокость, манипулятивность, отсутствие эмпатии.


Часть 8: Мультипликация


Фрекен Бок ("Малыш и Карлсон", А. Линдгрен )

Фрекен Бок — знаменитый персонаж из книги Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон". Её характер представляет собой интересный пример авторитарной, властной и местами манипулятивной личности, в характере которой можно выделить черты, которые делают её сложным и запоминающимся персонажем.


ИТОГ И ВЫВОДЫ

Как эти персонажи влияют на восприятие женственности

Персонажи с психопатическими чертами бросают вызов традиционным представлениям о женственности, демонстрируя, что женщины могут быть столь же агрессивными, как и мужчины.

Эти образы помогают:
- разрушить стереотипы и
- поднимают вопросы
о том, как общество воспринимает женщин, отклоняющихся от нормы.

Изучение таких персонажей позволяет лучше понять:
- природу психопатии и
- её проявления
у женщин в реальной жизни.

Это может помочь разрабатывать более эффективные методы диагностики и лечения, а также бороться с социальными, как положительными, так и отрицательными, а в описанной ситуации нарушенной функциональной связи у женщин-психопаток — абсолютно неочевидными стереотипами.


Лучников Андрей Леонидович

(ред. 2 - 09.03.2025)
Москва — Назарьево


Рецензии