Танец Психеи перед смертью

Еще будучи в пятом классе начальной школы, я  начала изучать немецкий язык, что было весьма закономерно - ведь это были пятидесятые годы, начало шестидесятых, когда немецкий был в моде, хотя до революции аристократы и люди благородного происхождения говорили по-французски. Почувствовав приближение революции в России, многие бежали во Францию, захватив с собой что попало. Бежала во Францию и моя двоюродная  бабушка - Татьяна Донская. Она была танцовщицей, последовательницей Айседоры Дункан, то есть босоножкой. Именно она привила маме с детства любовь к танцам, поэтому мама очень долго ждала её возвращения из Франции. Этого не случилось. Перед тем как уехать,  она обещала маме, что когда вернется, то обязательно научит её танцевать. Вот мама и ждала очень долго свою любимую тетю Таню…Какое-то время мама со своей бабушкой получали от неё фотографии. На одной из них, которая сохранилась у меня, она стоит в тунике на фоне роскошной скульптуры, в парке. Она им писала, что в Париже у неё была своя балетная школа. Позже они перестали получать от неё письма, и мамина бабушка (её мать) подумала, что, возможно, её дочь погибла на Титанике, тем более, что она ей писала  о своем намерении поехать в Америку.

Никто ничего больше не слышал о ней и эту тайну, как видно, суждено было разгадать именно мне. Оказавшись во Франции, я попросила мужа навести справки. Во Франции существуют архивы, и можно найти сведения  о родственниках, живших  даже в 17 веке. В итоге, он написал запрос о Татьяне Донской в  государственные инстанции.   Совершенно  неожиданно,  мы получили два  ответа — один от человека незнакомого, сославшегося на французскую газету от 22 марта 1914 года, в которой было написано о выступлении артистов в Императорском театре, в Париже. Этого театра больше не существует. Однако в газете, на странице, посвященной культурной жизни Парижа, фигурировала фамилия Татьяны Донской, исполнявшей загадочный танец. К сожалению, её фамилия была написана с ошибкой — вместо «n» «u» — Tatiana Douska;a вместо Tatiana Donska;a. Мы сразу поняли, что речь шла именно о ней. Это нам подтвердил уже другой человек - музыкант, купивший в Париже у букиниста партитуру любимого им, но давно забытого итальянского композитора начала 20 века — Паоло Литта. Этот композитор был представителем модного в 20 годы прошлого века движения LIBERA ESTETICA. На самой партитуре была надпись — посвящение некой танцовщице — Татьяне Донской, подпись — май 1913 года. Музыкант, купивший эту партитуру в Париже у букиниста, сам заинтересовался, кем была Татьяна Донская, полагая, что она танцевала в Русских балетах Дягилева. Этого я не знаю, а знаю лишь то, что она была последовательницей Исидоры Дункан — босоножки. На фотографии, которую я упомянула выше, она стоит босиком, в тунике. Со слов мамы — это была её последняя фотография, которую она подписала с еще дореволюционным правописанием на «ять».

Прислав копию обложки самой партитуры, музыкант прислал нам и запись музыки, которую исполнял со своими коллегами.

Как выяснилось, она не только исполняла танец, но и сама поставила его. Это было эзотерическое произведение, посвященное памяти Леонардо Да Винчи — «Обнаженная богиня» -— танец Психеи перед смертью. На обложке партитуры эмблема теософского общества — «Нет религии выше истины». Танец был положен на текст — посвящение Психее. Музыку написал Паоло Литта, а танец поставила танцовщица. Паоло Лита написал триптих — «La D;esse nue», « Le lac d'amour », «Le m;n;trier et la Mort».  «Обнаженная Богиня», «Озеро Любви» «Скрипач и Смерть». Как видно, композитор написал не только музыку, но и сюжет танца, который должна была поставить и исполнить сама танцовщица. По его замыслу и описанию, «на танцовщице будут ценные и стильные украшения. Она будет скрыта ширмой и появится в том месте, которое указано в партитуре. Её величественный выход будет медленным и спокойным, на лице её будет печать мистического экстаза, лоб её будет подобен нимбу, излучающему сверхъестественный свет! Она будет необычайной красоты: тело её будет подобно передвигающемуся храму! Она будет самой музыкой, ибо благодаря волшебству собственного дара ей придется раскрыть скрытый и символический смысл звуков, ритмов, тональностей, поз - подлинных музыкальных иероглифов.!! Ей придется самой заново сплести из отдельных музыкальных элементов своё собственное произведение, в которое она вдохнет Жизнь и Движение. Она сама станет Творцом! В момент трагической Смерти Психеи, она не падЕт на землю, а посвятит своих зрителей и слушателей в таинство символической смерти! Таким образом, до конца пьесы она будет упрямо стоять: глаза её будут закрыты, тело её будет неподвижным, руки её будут скрещены на груди, и она будет тянуться вверх на пуантах, с опрокинутой назад головой, как если бы она находилась в ожидании того мига, когда таинственная и оккультная сила поднимет её в воздух: как будто бы она полностью отдала себя во власть посвящению через Смерть. Таким образом, она превратится в земную статую, созданную во имя Высшей и Божественной красоты улетевшей Души! И в итоге, её танец будет посвящен культу Исиды…

Возможно этот танец был последним, что она исполнила незадолго до собственной смерти. Мама больше ничего о ней не слышала. В семье было три сестры - мамина мама -Евгения, Лидия и Татьяна - все умерли досадно рано, приблизительно в тридцатилетнем возрасте. Эпоха революций, потрясений, эпидемий никого не пощадила. Пусть сохранится память о всех этих прекрасных людях…

https://www.youtube.com/watch?v=k4hgT7mMUac

10 марта 2025 года Брюссель


Рецензии