Мои будни в советской армии - 2
В дивизии повальная дизентерия. Мы старались как можно меньше бывать в казарме, столовой, в туалетах. Как могли спасались от заразы. В отличие от других солдатиков, мы большую часть времени проводили на строящемся объекте и на берегу реки, где посторонних не было.
Наконец то нашлась работа для хлопочущего и вездесущего начальника штаба. Гарнизонный госпиталь забит больными. Солдатики, после лечения, выглядят как дистрофики или выходцы из концлагеря, на кадрах кинохроники. Самоволки и рыбалка на Шилке стала для нас жизненно необходимой. Как бы не заболеть, выжить будет трудно...
Постарались как можно уютнее обустроить бивак на обрывистом берегу. Здесь в окружении базальтовых глыб и оплетающих их корней высоченных сосен расположился наш, почти дом. Гранитные и базальтовые валуны - характерная черта забайкальских отрогов.
В центре, на пониженном месте, на базальтовой плите устроен очаг, таким образом, чтобы стоящий на каменной подложке чайник, при чуть тлеющем костре, не остывал. Костёр от ветра закрыт громадным валуном и не виден со стороны реки. Валун, закрывающий бивак от ветра, выполнял и роль аккумулятора тепла. По периметру бивака выложены плиты и валуны, создающие уютный вид большого гнезда или разобранной юрты. С северной стороны сделан небольшой навес, оберегающий от редкого дождя то, что не должно быть сырым.
На реке начался нерест Касатки. Касатка, некрупная рыбка, 25 - 30 сантиметров, похожая на телевизионную звезду океана, только меньше и с желтоватым отливом. Рыбка из многочисленного семейства сомиков, забравшаяся на Север и имеющая более скромные размеры, чем её южные родственники.
Ранее, я расписывал вкус в ухе и на сковороде, Амурского сома, встречавшегося нам на реке Нерча и не упомянул, что Амурский сом - самостоятельный подвид, не вырастающий более одного метра и имеющий ценное промысловое значение. Так вот! На сковороде и в ухе, Амурский сом и в "подмётки" не годится, Касатке, дарящей тонкий и нежный вкус. Гастрономическое наслаждение. Попробовав кусочек касатки и имея виды на следующий, Вы с отвращением выплюните любую другую рыбу, хоть осетрину. Ещё более странно, что эта рыба в период нереста и сплава в средний и нижний Амур (июль - август - сентябрь) ловится на любую наживку и в безмерном количестве. Будет пять крючков на донке, будет пять рыбок; будет десять крючков - будет десять рыбок. Избалованные рыбным разнообразием местные жители не очень - то жалуют этот колючий деликатес.
Не имею понятия как это происходит, но скрипучую музыку по реке разносят именно эти музыканты. Всего в Амуре то ли четыре то ли пять видов касаток, все играют свою скрипучую музыку, но наиболее интенсивно это получается у самой многочисленной, Касатки-Скрипуна. Когда начинается нерест этой рыбки, в воде происходят многочисленные драмы и драки с нанесением увечий другим рыбам: и большим и маленьким. Мощный спинной шип обязательно ударит в ладонь неискушённого рыболова или в неосторожную рыбку, приблизившуюся к охраняемой кладке оплодотворённой икры.
Спинной шип объясняет крайнюю непопулярность этой рыбки. Сетью ловить невозможно, как выпутывать? Разделывать непросто. Кроме болезненного глубокого укола, шип ещё и ядовит и трудно лечится, многих доводит до больничного стационара.
Мы приноровились. Эти толстенькие, колючие и очень склизкие рыбы, в руках всегда голодных солдатиков, очень быстро промывались, резались и превращались в разделанные, присыпанные мукой, приготовленные к жарке на огромной сковороде - деликатесы. Свежевыловленной рыбе недосуг прохлаждаться в кипящем на сковороде масле. Слева - справа подрумянили до корочки и на металлические тарелки, а на сковороде новая партия даров Амура. На ломоть белого деревенского хлеба, положишь толстую обжаренную тушку, нежный жирок которой пропитывает пухлую пушистость хлеба и думаешь, да! жить хорошо.
После долгого пиршества, наслаждаясь вкусной сытостью, лениво попиваем парёнку, особенный напиток. Парёнка - крепкий плиточный чай со сгущенным молоком. И больного тянет на подвиги... Можно и тайменя погонять или посмотреть на охоту Скопы.
Скопа регулярно прилетала к большому валуну в который бился Амур и возле которого время от времени показывала спину огромная рыба. Мы подозревали, что для Скопы эта рыба великовата.
Не сосчитать часов, которые каждый из нас, провёл возле этого огромного валуна и в наблюдениях и в попытках поймать на живца речного разбойника. Он как будто понимал и дразнил нашу компанию, особенно по утрам, когда выходил на охоту. Таймень? Возможно он был не один. Здесь может произойти любая неожиданность. Ведь это в Амуре обитает трёхметровый амурский осётр, пятиметровый Сом Солдатова, наконец, Калуга, океанская рыба.
Вода постепенно становилась холоднее, освобождалась от органических взвесей, от мелкой живности, становилась прозрачней. Стала клевать белая рыба, которая раньше игнорировала наши немудрёные снасти, она в преддверии зимы спускалась в низовья, ближе к океану. Сплав осуществлялся чётко по росту. В прозрачной воде и в исходе белой рыбы, стала возможной охота с острогой.
Охота с острогой - самая древняя охота на воде и мы её повторяли в первозданном виде, используя естественный огонь. Ни фонарей, ни аккумуляторов, ни лампочек ничего у нас не было. Было другое. Ацетилен при сгорании на воздухе даёт свет, способный поспорить с самыми современными устройствами, а устроен неприхотливо. Старая мотоциклетная фара, самодельный инжектор, трубка от плоского солдатского котелка с негашёной известью и яркого освещения хватало почти на два часа, до следующей заправки.
Рыбалка со спиннингом, с удочкой - ерунда, пшик удовольствия, по сравнению с охотой с острогой. Подводная охота, когда человек в одной среде с объектом охоты, использует выкидной гарпун или что - то ещё? Но и это не то. Лучить рыбу - это тигр из засады, объект охоты не видит твоего присутствия. Спасти объект может только твоя неверная рука, твоё неловкое движение или его непонятная интуиция, передаваемая какими - то волнами тревоги.
Охотятся с острогой или с лодки или осторожным пешим ходом против течения. На Шилке, в районе Сретенска - идеальные условия для пешей ночной охоты с острогой. Просторная водная гладь небольшой глубины, ровное песчаное дно с минимумом ила. Крупные хищники подходят к берегу. Хищник становится жертвой. Почти незаметное течение, идти приходится очень осторожно. Рыбы много, вид аквариума сверху. Вот взгляд выхватывает стоящего носом против течения полуметрового ленка, делаешь шаг на стопу и он отплывает на такое же расстояние. Бац, без всякого повода, серебристая молния мелькнула и исчезла в темноте. Что? Кто спугнул? Стоишь, поворачивая голову со световым лучом направо, налево. Наконец повезло. Крупный и светится. Целишься в кончик носа рыбы, учитывая преломление воды и удачно, под жабры! Теперь задача удержать, что далеко не просто, надо прижать острогу в дно. В противном случае рыба сойдёт и исчезнет. Добычливой данную охоту назвать трудно. Но азарт заставляет каждый вечер надеяться, что кто - нибудь откажется от своей очереди.
Вернувшись с охоты с хорошим трофеем, не заметив, что прошло много времени, обнаружил. Все спят. Костёр еле - еле тлеет и холодно. Чертовски холодно...
Свидетельство о публикации №225030901817