Аман обвинён в желании насиловать царицу
В главе 7 книги Есфирь описывается второй пир, устроенный царицей Есфирью.
В предыдущем повествовании отмечено:
"Они ещё разговаривали с ним, как пришли евнухи царя
и стали торопить Амана идти на пир, который приготовила Есфирь".
Эта фраза заслуживает внимания: "пришли евнухи и стали торопить" — это скорее не дружеское приглашение, а арест.
Дальнейшие действия Артаксеркса и царицы Есфири выстроены мастерски. Обвинение против Амана демонстрирует тонкость и продуманность монаршей власти державы Ахеменидов. Всё сделано так, чтобы избежать межрелигиозного конфликта.
Царь Артаксеркс осознаёт, что Аман ввёл его в заблуждение, не объяснив, что речь идёт об истреблении всех иудеев. Аман лишь упомянул о "злобном народе", якобы не исполняющем царских законов. Между тем Артаксеркс понимает, что он окружён людьми различных вероисповеданий, и именно иудеи предупредили его о готовившемся покушении, фактически спасая его жизнь. Это доказывает, что иудеи были оболганы, а их уничтожение планировалось лишь из-за вековой вражды с амалекитянами.
Аман, занимая высокий пост, использовал ресурсы державы в личных целях, сводя счёты в рамках кровной вендетты.
Ситуация для Артаксеркса сложна: перед ним не просто заговор, а закулисное столкновение между многобожниками и единобожниками. Обе стороны влиятельны. Как же обвинить Амана, избежав потрясений в империи?
Находится универсальный выход: обвинить Амана в покушении на честь царицы. Это самое простое и политически безопасное решение — попытка насилия над женой царя на дружеском пире, в момент, когда царь ненадолго покинул зал. Такое обвинение делает Амана изгоем даже среди его сторонников и лишает их морального права на протест.
В глазах общества насилие над женщиной, тем более над царицей, является чудовищным преступлением:
"Когда царь возвратился из сада при дворце в дом пира,
Аман был припавшим к ложу, на котором находилась Есфирь.
И сказал царь: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня!
Слово вышло из уст царя, — и накрыли лицо Аману."
Тут же евнух Харбона напоминает, что Аман собирался казнить Мардохея — человека, спасшего царя:
"И сказал Харбона, один из евнухов при царе:
вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея,
говорившего доброе для царя, стоит у дома Амана,
вышиною в пятьдесят локтей. И сказал царь:
повесьте его на нём."
Так Аман оказывается на виселице, предназначенной для его врага:
"И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея.
И гнев царя утих."
Комментарий автора
Быть монархом в многонациональной и многоконфессиональной державе — невероятно сложная задача. Ещё труднее сохранять мир там, где десятилетиями и веками копятся взаимные обиды, подпитывая кровную месть.
Возникает вопрос: насколько верно поступают современные сверхдержавы, беря под свою защиту мелкие страны с древними традициями кровавых противостояний? Действительно ли США и другие мировые игроки осознают, что такие страны могут втягивать их в исторически сложные конфликты? Вендетта и жажда мести порой граничат с массовым саморазрушением, а вмешательство в такие процессы может привести к последствиям, выходящим за рамки рационального расчёта.
Стоит ли великой державе подвергать риску собственное существование ради установления порядка там, где он исторически невозможен?
Свидетельство о публикации №225030900024
Все так. Сущность человека не изменна. Добро остантся добром. А зло всегда преследует свою цель через интригу.
Вы упоминаете эпизод, где Амана представляют как насильника, чтобы возбудить к нему царский гнев.
Но в новейшей истории так же была устроена одна большая фальсификация( в Буче) .
Она вызвала волну негодования в обществе.
Хотя, после была доказана постановочная история, как говорится:"ложечки нашлись, но осадочек остался".
Хочу заметить, что если бы я самостоятельно прочла "Книгу Эсфири" так, как написана Библия, короткими стихами- строфами, едва ли бы прониклась той глубиной, которую своими комментариями открываете Вы, Борис.
С уважением,
Ваш читатель
Галина.
Галина Санарова 10.03.2025 11:45 Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш внимательный и глубокий отклик. Ваши слова для меня очень ценны — и не только как поддержка, но и как подтверждение того, что библейские темы и, в данном случае, тема Книги Есфирь остаётся актуальной и сегодня, в XXI веке.
Вы правы: интриги, однажды описанные в Библии, продолжают жить и в наших днях. Человеческая сущность мало изменилась, и зло, как и прежде, не брезгует ни ложью, ни провокацией.
Ваше сравнение с событиями новейшей истории, такими как провокация в Буче, заставляет задуматься о том, насколько опасны "информационные капканы", в которые попадает общественное сознание. Ведь "ложечки нашлись, а осадочек остался" — это очень точное определение последствий таких манипуляций.
Именно поэтому мне кажется важным возвращаться к библейским сюжетам не только ради праздника и торжества, но и ради поиска мудрости, способной остановить зло, прежде чем оно выйдет из-под контроля.
Когда царь Артаксеркс (Ахашверош) вынужден был наказать Астинь — он не принял решение сразу, сгоряча, а сначала спросил совета у мудрецов. Может быть, и нашим современным политикам не мешало бы иногда вспоминать об этом примере — прежде чем бросать в общественное пространство "мгновенные" мысли, которые только распаляют вражду и месть.
Вы затронули важнейшую мысль: добро остаётся добром, а зло — злом. Но мне хочется добавить: мудрость помогает отличить одно от другого, когда сама жизнь и средства массовой информации мешает разобраться. Мне бы очень хотелось, чтобы Книга Есфирь служила именно такому — мудрому — чтению.
Ваш отклик я с благодарностью приму как предисловие к следующей публикации. Думаю, что её темой станет продолжение размышлений о "Пурим и уроках истории".
Ведь Пурим — это праздник, но в нём есть и трагическая нота: беды, принесённые врагу, и та неутихающая месть, которую мы до сих пор наблюдаем в мире.
Спасибо Вам за внимание, вдумчивость и поддержку!
С уважением,
Борис Вугман
Борис Вугман 10.03.2025 21:05 Заявить о нарушении