Анна Мамаенко. Цесарка в мастерских
(новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха)
Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.
И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.
Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.
Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.
Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…
И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы, других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.
Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.
=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=
Анна МАМАЕНКО
ЦЕСАРКА В МАСТЕРСКИХ
В заброшенных мастерских
живёт одинокая цесарка,
Цезарь на развалинах своего Рима.
Она гордо вышагивает
среди бурьяна и мусорных куч,
будто видит железные легионы,
выстроившиеся перед галльским походом.
Она попала в ржавую металлическую сеть,
но держится так, с таким достоинством,
будто завтра точно захватит весь мир…
Но пока цесарка подхватывает
с земли червяка,
и он, съедаемый,
осознаёт себя частицей Империи….
Бурьян захватил её маленький
пёстренький мир.
В полусгнившей беседке цесарка спит,
спрятав голову под крыло.
Она пьёт дождь
и ест горькие зёрна травы.
Цесарке снятся пёстрые сны,
в которых она летает
над этой горькой землёй,
и под её крылом не железная ржавая сеть,
а пушистый выводок трогательных птенцов,
которым она расскажет про Город всех Городов,
куда все дороги приводят таких, как она,
где каждому есть своё место,
свой уголок.
Одинокая цесарка в заброшенных мастерских.
МАМАЕНКО Анна Ивановна
Поэт, редактор, журналист. Родилась в Краснодаре. В разные годы работала помощником библиотекаря, внештатным корреспондентом, сторожем, редактором издательства, землекопом в археологической экспедиции, литературным консультантом, озеленителем и завлитом театра. В 2004-2005 гг. работала внештатным литературным консультантом по поэзии журнала «Дружба народов». В 2005 году окончила дневное отделение Литературного института им. А.М. Горького. Автор книг стихотворений “Перрон небесного вокзала” (Майкоп, 2000) и “Некрополь еретиков” (Краснодар, 2011). В 2000 году основала и возглавила литературно-театральную группу “Пункт Приёма”, в составе которой участвовала в концептуальных поэтических спектаклях и перфомансах. С 2008 по 2009 год являлась исполняющей обязанности председателя Краснодарского краевого отделения Союза российских писателей. Публикации в журналах «Знамя», «Юность», «Наш современник», «Литературная учеба», «Литературной газете», изданиях Москвы, Краснодарского края, Омска, Ростова-на-дону, Костомукши, коллективных сборниках и антологиях. Автор многих журналистских и научно-публицистических произведений. Редактировала, корректировала и готовила к печати книги многих авторов. Живёт в Краснодаре.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
© Мамаенко А.И., стихи, 2023.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2025.
Свидетельство о публикации №225030900432