Осторожно! СС-20 готовится к взлёту!

Ровно сорок лет назад... в уже далёкие от нас предперестроечные восьмидесятые, когда ноосфера над огромной страной наполнилась ощущением неминуемо приближавшейся  свободы и предчувствием больших перемен, произошла эпохальная встреча двух московских музыкантов. В кунцевском ДК «Медик» на концерте, устроенном Московской «Рок-Лабораторией» выступали группы «Аквадак» с вокалистом Павлом Молчановым и «Чистая случайность» с бас-гитаристом Игорем Тарасовым.  После концерта, впечатлившись увиденным и услышанным, Тарасов подошёл к Молчанову и предложил играть вместе.

Предложение было принято «на ура», музыканты пожали друг другу руки, а новая группа,  в которую кроме Тарасова и Молчанова вошли  Александр Дмитриев (гитара), Андрей Сластунин (барабаны) и Андрей Поляков (вокал, перкуссия) получила название «Реклама» и засияла неоновым светом на рок-н-ролльных подмостках. Вскоре произошла очередная смена музыкантов. В группу пришли талантливый гитарист Вадим Пушкин и ударник из состава «Стайер» Павел Зюзин. С их появлением «Реклама» была переименована в «Мартин», поначалу представлявший чисто кунцевскую тусовку из местных музыкантов, в которой в 1986-87 годах участвовали барабанщик Андрей Родин («Зеркало мира», позднее «Чёрный кофе», «Тайм Аут»), гитаристы Владимир Герасенков («Легион»)  и Виталий Масокин («Гибель Богов», позднее «СС-20») и другие музыканты.

Молчанов и Пушкин представляли собой мощный тандем. Пушкин писал далекую от «голимого» хэви-металл, достаточно интеллектуальную музыку, Молчанов разбавлял её своим отвязным вокалом. О группе заговорили: её заметили специалисты и музыкальные критики. В феврале 1987-го после «Фестиваля надежд» «Мартин» получил приглашение на гастроли по Финляндии, но тур по стране, где «Новый год чаще, чем секс» (старый анекдот про двух финнов, беседующих за столом в новогоднюю ночь) не состоялся по непонятным причинам, и группа засела в студии за ретроспективный альбом «Городские ласточки», вышедший в свет в 1988 году.

В 90-е «Мартин» трансформируется в «Раунд», который затем становится «СС 20» и записывает на SNS два альбома «Superman» и «Dancing Elephants», которые так и не вышли в свет, и чудом попадает в программу Аллы Пугачевой «Рождественские встречи» с трогательным хитом «Be Lucky in Love», получившему по такому случаю русскоязычную версию текста. Однако настоящим рокерам трудно ужиться с попсой: группа вылетает из обоймы АБП и попадает в эшелон фестиваля «Монстры рока СССР». Напористый рок-н-ролл «ракетчиков» («СС-20» - это всего- навсего ракета класса «Земля-Земля», а не порядковый номер известного всему миру своими ужасами подразделения, как об этом думали западные промоутеры) пришелся по вкусу слушателям. Новый вокалист Сергей Хромов, он же Кротов, обладающий мощным «фирменным» вокалом, занимает высокие места в рейтинге популярности...
Тогда казалось - ещё чуть-чуть и они победят! Но в 1994-м году проклятый быт буквально нокаутировал музыкантов. Очумев от семейных неурядиц и хронического безденежья, восхитительный вокалист уезжает валить лес и петь в народном хоре в Карелию, а некоторые из музыкантов подаются торговать на барахолку. Истина печальна: тяжёлый рок в России музыкантов не кормит, и «СС 20», похоже могла стать жертвой тотальной конверсии, не будь в составе группы такого человека, как Игорь Тарасов, относящихся к тому племени спятивших от знакомства с тяжёлым роком людей, которых не сможет заставить бросить гитару даже уход из дома любимой женщины.

И в одно зимнее утро 95-го года внутренний голос Тарасова неожиданно сказал: «А не порепетировать ли завтра?» И это было началом Ренессанса.
В ряды коллектива был призван игравший в дореформенном составе поющий гитарист Дмитрий Лукьянов, в джазовой студии был обнаружен подающий надежды молодой барабанщик Андрей Кокшаров, а через какое-то время у микрофона появилась женщина, разрушившая досужие домыслы о том, что наш тяжёлый рок - это всего лишь отголоски забугорного нафталинового хард-н-хэви. Человек вулканических эмоций, не мыслящая себя без сцены, год за годом Ольга Дзусова пыталась пробиться к свету в тесной поп-тусовке, побеждая на разных конкурсах. Её неповторимый «дикий вокал», местами напоминающий то Бьорк, то Дженис Джоплин, то Диаманду Галлас, то просто плач и причитания женщин Архангельского края, сначала вгонял слушателей в столбняк, а затем заставлял бурно аплодировать певице. Но после того, как на отборочном туре «Евровидения» 1996 года консервативно настроенное жюри, в состав которого входила и Алла Пугачева, «завернуло» её кандидатуру, Дзусова заявила, что ей всё надоело и она уходит петь рок.

С её вокалом тяжёлые рифы «СС 20», их традиционные наборы «тяжёлых» ходов и подкладов, приобрели совершенно иную окраску. Такого Москва ещё не слышала - синтез этнической музыки и вновь ставшей модной стилистики а ля «Grandfunk Railroad» заставили по-разному отреагировать слабонервную рок-тусовку, почувствовавшую в реанимированных «ракетчиках» серьёзных конкурентов. Одни назвали «СС 20» «филармонической» группой, вкладывая в это определение пренебрежительный оттенок, другие, напротив, были в восторге. Вокалист «Арии» Валерий Кипелов: «С удовольствием спою с Дзусовой в составе этой клевой группы!» Супербарабанщик Андрей Шатуновский: «Поработал бы с ними даже бесплатно». Впечатлившись от новизны и напора «СС 20», гитарист всё той же «Арии» Сергей Терентьев (ныне «Артерия») обеспечивает музыкантам творческую и моральную поддержку. Дрогнули даже плохо прошибаемые «новые русские» - братья Носовы посильно финансируют Тарасова и компанию.

В программу группы того времени, помимо ломовых рок-н-роллов и блюзов, написанных Дмитрием Лукьяновым, были включены и песни Ольги Дзусовой, начиненные обилием полутонов, неожиданностью переходов и композиционной насыщенностью. Так же Лукьянов гордо выступает и в роли модного аранжировщика, сочетая вроде бы несочетаемые между собой музыкальные темы. Композиция «Деньги», исполняемая Ольгой в белой рэпповой манере с русским фольклорным «подвывом» на фоне супертяжелого «ходильника» поражает даже самых искушенных слушателей. Полное готической мистики «Цыганское танго» навевает ассоциации с “In Motion” голландцев “The Gathering”. Для придания этой экспериментальной смеси более глубокого звучания в группу пригласили второго гитариста Вячеслава Славца, игравшего до этого безоглядный тяжмет.

Вышеозначенные композиции можно услышать на вышедшем в конце 1996-го года диске «Секир Башка» (SNC), обложку к которому нарисовал Юрий Балашов (Известный художник-оформитель: в 1993 году Фрэнк Заппа предложил Балашову оформить его альбом Civilization Phaze III, ставший последним в дискографии музыканта, и вышедший в декабре 1994 года, уже после смерти Фрэнка Заппы. Вошел в Топ-100 лучших обложек по версии журнала Billboard). Так же на «Секир Башке» записана актуальная для наших тревожных дней, но весьма оптимистичная композиция «Фрау Мюллер», на которую был снят отличный клип, и в которой Игорь Тарасов попробовал себя в качестве вокалиста.

Казалось бы «ракетчики» должны были оторваться от Земли, но мэйнстрим сменил направление, а проклятый быт снова начал давлеть над обстоятельствами. В жизни «СС 20» наступил длительный перерыв. Музыканты разошлись по разным «квартирам», а Ольга Дзусова некоторое время продолжала выступать и выпускать пластинки под названием «СС 20» (альбом «Дикарь»), так же сотрудничала с Линдой и группой «Медведи».

В 2017 они снова собрались для записи пластинки «Хромакей» (год выпуска на оригинальном лейбле CD-Maximum 2018). Бас-гитарист Игорь Тарасов и первый барабанщик «СС-20» Павел Зюзин решили вдохнуть вторую жизнь в некогда записанный материал, разбавив его теми песнями, которые так и не были изданы в свое время: «Железная Дама», «Холод от Луны», «Игуана» и «Лес», навеянных музыкой группы Morchiba.  Осуществилась их давняя мечта – композиции зазвучали по-новому благодаря симфонической обработке. Помимо основных музыкантов, для записи были привлечены гитарист Игорь Кожин («Лига Блюза», «Треф», «Арсенал», Константин Никольский) и Сергей Маврин («МеталлАккорд», «Ария», Кипелов, группа Маврик), Михал Шевцов - (орган Hammond в «Яблочном блюзе» и «Блюзе Катрин»). Если обратить внимание на то, в каких коллективах играли записавшие материал «Хромакея» музыканты, можно составить небольшой справочник по интересным рок-командам России.

В 2024-м Тарасова опять перещёлкнуло: «А не порепетировать ли?» На репетицию были созваны Павел Зюзин (Palig), написавший к тому времени немало энергичных композиций, гитарист и вокалист Александр Дегтерев (Ferz), соло-гитарист Александр Нагаткин (Dr.Al) и Мария Шилова (Masha) - клавишные, синтезатор, бэк-вокал. Ну, и понятное дело, возглавил процесс сам Тарасов (Harry). «Времени у нас осталось немного, - говорит он, - поэтому нужно всех удивить, и не только тем, что можно играть рок после 60-ти. Готовимся удивить всех по-настоящему. Осторожно: СС 20 возвращается!»

Вадим Пересветов
Маргарита Пушкина


Рецензии
Слава неуёмным)))
И отдельное спасибо за Дзусову. Это редкий самородок.

Татьяна Тареева   11.03.2025 11:57     Заявить о нарушении
Да, Татьяна, именно неуёмным! А Ольга - она настоящая! Это плоть и кровь на сцене, а не просто всё остальное.

Вадим Пересветов   11.03.2025 21:12   Заявить о нарушении