Занхий. Наблюдения над Божественными атрибутами

НАБЛЮДЕНИЯ НАД БОЖЕСТВЕННЫМИ АТРИБУТАМИ
Иероним Занхий

Введение

Хотя великий и вечно благословенный Бог является Существом абсолютно простым и бесконечно далеким от всякой тени сложности, Он, тем не менее, из снисхождения к нашим слабым и ограниченным способностям, представлен в Священном Писании как обладающий различными Свойствами, или Атрибутами, которые, хотя и кажутся отличными от Его Сущности, на самом деле существенны для Него и составляют саму Его Природу. Из этих атрибутов мы сейчас подробно рассмотрим (поскольку они в большей степени относятся к следующей теме) следующие:
I. Его вечная мудрость и предвидение;
II. Абсолютная свобода и независимость Его воли;
III. Вечность и неизменность как Его самого, так и Его решений;
IV. Его всемогущество;
V. Его справедливость;
VI. Его милосердие.
Без их разъяснения учение о предопределении не может быть понято должным образом, и поэтому мы вкратце рассмотрим их в качестве введения к основной теме.

Божественная мудрость и предвидение Бога

I. Что касается Божественной мудрости и предвидения,  я изложу следующие положения:
Положение 1. Бог есть и всегда был настолько совершенным в Своей мудрости, что ничто никогда не ускользало и не может ускользнуть от Его знания. Он знал с самой вечности не только то, что Он Сам намеревался сделать, но и то, к чему Он склонял и позволял делать другим. "Богу известны все Его дела от вечности" (Деян. 15:18).
Положение 2. - Следовательно, Бог ничего не знает сейчас и не будет знать в будущем, чего бы Он не знал и не предвидел от вечности, Его предвидение совечно Ему Самому и распространяется на все, что делается или должно быть сделано (Евр 4:13). Всё, что включает в себя прошлое, настоящее и будущее, открыто и ясно взору Того, с Кем мы имеем дело.
Положение 3.  Это предвидение Бога не предположительное и неопределённое (иначе это не было бы предвидением), а самое надёжное и безошибочное, так что всё, что Он предвидит в будущем, обязательно и несомненно сбудется. Ибо Его знание не может быть опровергнуто, а Его мудрость не может быть обманута, как и Он не может перестать быть Богом. Нет, если бы имело место что-то из этого, Он действительно перестал бы быть Богом, поскольку любая ошибка и разочарование абсолютно несовместимы с Божественной природой.
Положение 4. Влияние, которое Божественное предвидение оказывает на определённое будущее предвиденных вещей, не делает ненужным вмешательство вторичных причин и не разрушает природу самих вещей. Я имею в виду, что предвидение Бога не накладывает никакой принудительной необходимости на волю существ, обладающих естественной свободой. Например, человек, даже в своем падшем состоянии, наделен естественной свободой воли, однако он действует с первого до последнего момента своей жизни в абсолютном подчинении (хотя, возможно, он не знает и не замышляет этого) целям и постановлениям Бога относительно него, несмотря на которые, он не ощущает никакого принуждения, но действует так свободно и добровольно, как если бы он был sui juris, неподвластен никакому контролю как абсолютный господин самому себе (? - Пер.). Это заставило Лютера, после того как он показал, что всё неизбежно происходит в силу суверенной воли и непогрешимого предвидения Бога, сказать, что «мы должны тщательно различать необходимость непогрешимости и необходимость соучастия, поскольку и добрые, и злые люди, хотя своими действиями они исполняют волю и замысел Бога, тем не менее не
принуждаются к чему-либо, а действуют по своей воле (О рабстве воли, с. 44)
 Положение 5.  Божественное предвидение, взятое в абстракции, не является единственной причиной существования и событий, но Его воля и предвидение
вместе. Следовательно, мы обнаруживаем (Деяния 2:23), что Его решительный совет
и предвидение действуют согласованно, причем последнее является результатом первого и основано на нем.

 Воля Божия

II.  Мы переходим к тому, чтобы рассмотреть волю Божью, в отношении которой мы утверждаем следующее:
Положение 1.  Божество обладает не только бесконечным знанием, но и абсолютной свободой воли, так что всё, что Он делает или позволяет делать, Он делает и позволяет делать свободно и по Своей воле. Следовательно, Ему угодно позволять грешить, поскольку без Его разрешения ни люди, ни бесы ничего не могут сделать. Итак, позволять - это, по крайней мере, то же самое, что не препятствовать, хотя в нашей власти препятствовать, если мы захотим, и это позволение, или отсутствие препятствий, - это безусловно, акт Божественной воли. Поэтому Августин* говорит: «Те, кто, казалось бы, противится Божественной воле, тем не менее, согласны с ней, ибо, если бы Бог не позволял им, они не могли бы действовать, а всё, что Бог позволяет, Он позволяет свободно и охотно» (Энхиридион, 100). Он ничего не делает и не позволяет делать ничего против Своей собственной воли». И Лютер+ отмечает, что «Бог позволил Адаму впасть в грех, потому что Он пожелал, чтобы он так поступил» (О рабстве воли, с. 153).
 Положение 2. Хотя Воля Божья, рассматриваемая сама по себе, является просто единой и неизменной, тем не менее, из снисхождения к нынешним способностям человека, Божественная воля вполне обоснованно разделяется на тайную и явленную. Таким образом, это была Его открытая воля, чтобы фараон отпустил израильтян, чтобы Авраам пожертвовал своим сыном, и чтобы Петр не отрекся от Христа; но, как было доказано событием, это была Его тайная воля, чтобы фараон не отпустил Израиль (Исх.4:21), чтобы Авраам не принес в жертву Исаака (Быт 22:12), и чтобы Петр отрекся от своего Господа (Мтф. 26:34).
Положение 3.  Воля Бога в отношении спасения и осуждения людей никогда не противоречит самой себе; Он неизменно желает спасения избранных и наоборот; и Он никогда не может изменить Свою волю или отклониться от нее в каком-либо случае, чтобы сделать то, чего Он не хочет, или не осуществить то, чего Он хочет. «Мой совет пребудет, и Я исполню все, что Мне угодно». (Ис. 46:10). "Совет Господа пребывает вовеки, и помышления сердца Его - для всех поколений" (Пс. 33:11). "Он пребывает в едином разуме, и кто может обратить Его? и чего желает Его душа, то Он и делает. Ибо Он совершает то, что предопределено для меня: и много такого у Него» (Иов 23:13,14). «Будучи предопределённым по замыслу Того, Кто всё совершает по Своей воле» (Еф 1:11). Так, например, Офни и Финеес не послушались голоса своего отца, который упрекал их в нечестии, потому что Господь хотел убить их (1 Цар. 2:25), а Сигон, царь Есевона, не принял мирную весть, посланную ему Моисеем, потому что Господь Бог ожесточил его дух и сделал его сердце упрямым, чтобы предать его в руки Израиля (Втор. 2:26,30). Таким образом, к тому же, мы видим, что всегда были и будут некоторые, чьи глаза Бог ослепляет и чьи сердца ожесточает, т.е. которым Бог позволяет оставаться слепыми и ожесточенными намеренно, чтобы помешать им видеть своими глазами и понимать своими сердцами, что будет также препятствовать их обращению к Богу и духовному исцелению Им (Ис. 6:9; Иоан. 12:39,40).
Положение 4. Поскольку в некоторых случаях воля Бога, выраженная в заповедях, может противоречить Его воле, выраженной в решениях, из этого не следует, что (1) Он насмехается над Своими созданиями или (2) что они могут оправдывать себя за то, что пренебрегают Его волей, выраженной в повелениях.
1) Он не насмехается таким образом над Своими созданиями, ибо если люди не верят в Его слово и не соблюдают Его заповеди, то вина лежит не на Нём, а на них самих; их неверие и непослушание вызваны не злом, внушённым им Богом, а порочностью их развращённой природы и извращённостью их собственной воли. Теперь, если бы Бог пригласил всех людей прийти к Нему, а затем закрыл дверь милосердия перед любым, кто пожелал бы войти, Его приглашение было бы насмешкой, недостойной Его Самого; но мы настаиваем на том, что Он не приглашает всех людей прийти к Нему спасительным путем, и что каждый отдельный человек должен прийти к Нему определнным спасительным путем. Человек, который благодаря Его милостивому влиянию на его сердце желает прийти к Нему, рано или поздно будет спасён Им, и это будет вечное спасение.
2) Человек не может оправдываться тем, что пренебрегает Божьей волей. Фараон был виновен и, следовательно, справедливо наказан за то, что не повиновался явленной Божьей воле, хотя тайная Божья воля делала это повиновение невозможным. Авраам совершил бы грех, если бы отказался принести в жертву Исаака, и, стремясь к тайной воле Бога, поступил бы вопреки Его явленной воле. Поэтому Ирод, Понтий Пилат и неверующие иудеи были справедливо осуждены за то, что предали Христа смерти,поскольку это было самым вопиющим нарушением явленной воли Бога. «Не убий», однако, убив Мессию, они сделали не больше, чем определила рука Бога и Его замысел, то есть Его тайная, предначертанная воля, которая была определена прежде, чем это должно было произойти (Деян. 4:27, 28); и Иуда был справедливо наказан за вероломное и злонамеренное предательство Христа, хотя его вероломство и злонамеренность (но не по его замыслу) были подчинены исполнению Божьего замысла и слова.
Суть дела такова: тайное принадлежит Богу, и то, что открыто, принадлежит нам; поэтому, когда мы сталкиваемся с простым предписанием, мы должны просто стараться ему следовать, не задерживаясь на выяснении скрытого замысла Бога. Достопочтенный Бусер, заметив, как Бог ожесточил сердце фараона, и сделав некоторые замечания по поводу сравнения апостола с горшечником и его глиной, добавляет, что "хотя Бог имеет по крайней мере такое же право над Своими созданиями и волен делать их такими, какими Он пожелает, и направлять их к цели, которая угодна Ему, согласно Его суверенному и тайному решению, все же из этого никоим образом не следует, что они не действуют свободно и спонтанно, или что зло, которое они совершают, должно быть возложено на Бога" (Бусер к Римлянам 9).
Положение 5 .Скрытая воля Бога безапелляционна и абсолютна, и поэтому ей нельзя помешать вступить в силу. Божья воля - это не что иное, как желание Самого Бога, следовательно, она всемогуща и непреодолима. Поэтому Августин и схоласты называют её voluntus omnipotentissima, потому что всё, чего желает Бог, не может не осуществиться. Это заставило Августина сказать: «Злые люди делают много вещей, противоречащих явленной Божьей воле, но настолько велика Его мудрость и Его истина настолько нерушимы, что Он направляет все вещи по тем каналам, которые Он знал заранее" (О Граде Божием 1.22). И еще: "Никакая свободная воля твари  не может противостоять воле Бога, ибо человек не может хотеть настолько, чтобы воспрепятствовать Божественному определению или преодолеть Божественную
силу". Еще раз: "Это не подлежит сомнению, что Бог делает все вещи и когда-либо делал в соответствии со Своей собственной целью: человеческая воля не может сопротивляться Ему, чтобы заставить Его делать больше или меньше, чем Ему угодно; quandoquidem etiam de ipsis hominum voluntatibus quod vult facit, поскольку Он делает то, что Ему нравится, даже вопреки воле людей" ( De Corr.  Grat. 14).
Положение 6.  Всё, что происходит, происходит благодаря этой абсолютной всемогущей воле Бога, которая является первопричиной и высшей причиной всего сущего. "Ты сотворил все, и для Твоего благоволения они существуют и были сотворены" (Откр 4:11). "Бог наш на небесах; Он творит все, что Ему угодно" (Пс 115:3). "Он поступает по Своей воле в небесном воинстве и среди жителей земли; и никто не может остановить Его руку или сказать Ему «Что Ты делаешь?» (Дан. 4:35). «Что угодно было Господу, то Он и сделал на небе и на земле, в морях и во всех безднах» (Пс. 134:6). «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10:29). Ко всему этому присоединяется Августин, когда говорит: " Ничего не делается, кроме того, что должно быть сделано по воле Всемогущего, либо действенно, либо по допущению". Как и Лютер, чьи слова таковы: "Это следовательно, должно оставаться в силе, а именно, непостижимая воля Божья, без которой ничто не существует и не действует". И снова (с. 160): "Бог не был бы таким, если бы Он не был всемогущим, и если бы что-либо можно было сделать без Него". И в другом месте (с. 158) он цитирует эти слова Эразма : "Предположим, что существовал земной князь, который мог делать все, что он пожелает, и никто не был в состоянии противостоять ему, мы могли бы с уверенностью сказать о таком , что он непременно исполнил бы свое собственное желание; подобным же образом воля Бога, которая является первопричиной всех вещей, должна, по-видимому, налагать своего рода необходимость на нашу волю". Это Лютер одобряет и присоединяет, Благодарение Богу за этот ортодоксальный отрывок из речи Эразма! Но если это так, то что становится с его учением о свободе воли,
за которое он в других случаях так яростно борется?" (с.143).
 Положение 7.  Воля Бога является причиной всего, но сама по себе не имеет причины, ибо ничто не может быть причиной того, что является причиной всего. Таким образом, Божественная воля является высшим из всех наших запросов; когда мы поднимаемся к ней, мы не можем идти дальше. Следовательно, мы обнаруживаем, что каждый вопрос в конечном счете сводится к простому суверенному соизволению Бога, как Источника и повода для всего, что совершается на небесах и земле. «Сокрыл сие от мудрых и разумных и открыл младенцам, ибо так угодно было Отцу Моему, чтобы вы, будучи сынами, имели общение со Мною» (Мф. 11:25). «Да будет вам угодно Отцу Моему, чтобы вы были как дети» (Лк. 12:32). «Хочу, ты очистишься» ( Мтф. 8:3). «Он взошёл на гору и позвал того, кого должен был» (Мк. 3:13). "По Своей воле Он родил нас со словом истины" (Иак. 1:18). "Которые родились не от крови, ни от воли плоти, ни от воли человека, но от Бога" (Иоанна 1:13). "Я буду милостив к тому, кого Я буду миловать, и я буду иметь сострадание, к кому Я сострадаю. Поэтому Он имеет милость, на кого Он будет иметь милость, и кого Он захочет, того ожесточит» (Рим. 9:15,18). И неудивительно, что воля Бога должна быть главной пружиной, приводящей в движение все низшие причины, и должна быть правилом, которым Он руководствуется во всех Своих отношениях с Его созданиями, поскольку ничто, исходящее от Бога (то есть внешнее по отношению к Нему), не может заставить Его желать или не желать чего-либо. Отрицая это, вы одним махом уничтожаете Его неизменность и независимость, поскольку Он никогда не может быть независимым, если действует pro re nata, как того требует ситуация, и если Его воля зависит от воли других; и Он не может быть неизменным, если Его цели меняются и принимают всевозможные формы, в зависимости от того, кто или что является объектом этих целей.
Таким образом, единственная причина, по которой Божество делает то или иное, заключается в том, что это Его собственное свободное желание. Лютер, отвечая на вопрос «Откуда взялось то, что Адаму было позволено согрешить и погубить всё своё потомство, когда Бог мог предотвратить его падение» и т. д., говорит: «Бог - это Существо, Чья воля не признаёт причинно-следственных связей, и не нам предписывать Ему правила если есть Его суверенное благоволение или призывать Его к ответу за то, что Он делает. У Него нет ни превосходящего, ни равного, и Его воля является правилом всего сущего. Следовательно, Он желал того-то и того-то не потому, что эти вещи были сами по себе правильны, и Он был обязан желать их; но они, следовательно, справедливы и праведны, потому что Он желает их. На волю человека, действительно, можно повлиять и сдвинуть с места, но Божью волю - никогда. Утверждать обратное - значит лишать Бога воли" (О рабстве воли, с.153). Бусер  также замечает: "У Бога нет другого мотива для того, что Он делает, кроме ipsa voluntas, Его собственной воли, которая настолько далека от неправедности, что является самой справедливостью" (К Римлянам 9).
 Положение 8. Поскольку, как было недавно замечено, определяющей воле Бога, поскольку Он всемогущ, нельзя воспрепятствовать или аннулировать ее, из этого следует,что Он никогда не желал и не желает сейчас, чтобы каждый индивидуум человечества был спасен. Если бы такова была Его воля, ни одна душа никогда не могла бы быть потеряна (ибо кто противился Его воле?), и Он, несомненно, предоставил бы всем людям те действенные средства спасения, без которых оно невозможно. Так вот, Бог мог бы предоставить эти средства так же легко всему человечеству, как и только некоторым, но опыт доказывает, что Он этого не делает, и причина этого столь же очевидна, а именно: Он не хочет, ибо все, что угодно Господу, Он делает на небе и на земле.
Апостол действительно говорит, что значит, что Бог «хотел бы, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины», то есть, как объясняет Августин, в соответствии с другими отрывками из Писания, Бог «спасет некоторых из всего рода человеческого», то есть людей всех народов, рас и языков. Более того, Он спасет всех людей, то есть, как замечает тот же отец, "всякого рода людей или людей из всякого рода" (Энхиридион 103), а именно, все избираются благодатью, будь то рабы или свободные, благородные или неблагородные, богатые или бедные, мужчины или женщины. Добавьте к этому, что, очевидно, воинствует против величия, всемогущества и превосходства Бога предположение, что Он может либо желать чего-либо напрасно, либо что что-либо может действовать против Его воли; поэтому Бусер очень правильно замечает (к Римлянам 9), Бог не желает спасения отверженных, поскольку Он не избирал их и не создавал их с этой целью. Созвучны с этим и слова Лютера: «Это сильно оскорбляет нашу рациональную природу, что Бог по Своей собственной беспристрастной воле, предоставил некоторых людей самим себе, ожесточил их, а затем осудит их; но Он дал тому множество доказательств и делает это постоянно, что это действительно так, а именно, что единственная причина, по которой одни спасаются, а другие погибают, проистекает из Его желания спасения первых и гибели вторых, согласно словам Павла: "Он милует, кого хочет помиловать, и кого хочет, Того ожесточает" (О рабстве воли, с.161)
Положение 9. Поскольку Бог не желает, чтобы каждый человек был спасён, Он также не желает, чтобы Христос должным образом умер за каждого человека, из чего следует, что, хотя кровь Христа, по своей внутренней ценности, была достаточна для искупления всех людей, однако по воле Своего Отца Он пролил её намеренно,
а следовательно, действенно и непосредственно, только за избранных. Это очевидно. Бог, как мы уже доказали ранее, не желает спасения каждого человека, но Он отдал Своего Сына умереть за тех, чьего спасения Он желал; следовательно, Его Сын умер не за каждого человека. Все те, за кого умер Христос, спасены, и Божественное правосудие необходимо, чтобы им были переданы блага Его смерти; но спасаются только избранные, только они вкушают эти блага, следовательно, только за них Он умер и ходатайствует.
Апостол (Рим. 8) спрашивает: "Кто возложит что-либо на избранных Божьих?  Бог оправдывает их", то есть Своих избранных исключительно из числа других; "Кто тот, кто осуждает? Христос умер за них, а не за кого-то другого. Смысл этого отрывка в том, что те, кого Бог оправдывает и за кого умер Христос (имеются в виду оправдание и искупление в равной степени), не могут быть осуждены. Эти привилегии явно предназначены для избранных: поэтому Бог оправдывает, а Христос умер только за них.
В той же главе Павел спрашивает: "Тот, Кто не пощадил Сына Своего, но
предал Его за всех нас [то есть за всех нас, избранных], как вместе с Ним не даст нам и всего даром?" то есть спасения и всего необходимого для него. Итак, несомненно, что они даны не каждому человеку, и все же, если Павел говорит правду, они даны всем тем, за кого Христос был предан на смерть; следовательно, Он не был предан смерти и не претерпел ее  за каждого человека. С той же целью Августин рассуждает в коммментарии на Иоанна. 45,  335. Отсюда и высказывание Амвросия * "si non credis non tibi passus est", то есть "если ты неверующий, Христос умер не за тебя" (О вере 2.1).. Это означает, что тот, кто остался во власти окончательного неверия, тем самым доказывает, что он  из
тех, за кого Христос не умер, но что все, за кого Он пострадал, рано или поздно в этой жизни будут исполнены веры. Церковь Смирны в своём послании к епархиям Понта везде настаивалат на учении об особом искуплении (Евсевий 1.4.10). Бусер во всех частях своих работ отмечает, что «Христос умер для избранных, но не для всех людей».
Положение 10. Из вышесказанного следует, что Августин, Лютер, Бусер, богословы-схоласты и другие учёные авторы не должны быть обвинены в утверждении, что «Бог в каком-то смысле может желать существования и совершения греха». Ибо если бы что-то противоречило Его воле, то либо Он не был бы всемогущим, либо грех не мог бы существовать в мире; но Он всемогущ, и грех занимает в мире место, которого у него не могло бы быть если бы Бог пожелал иначе; ибо кто противится Его воле? (Рим. 9). Никто не может отрицать, что Бог допускает грех, но Он не допускает его ни по неведению, ни против воли, следовательно, сознательно и добровольно (см. .Энхиридион. 96). Лютер настойчиво утверждает это в своей книге "О рабстве воли" и Бусер в комментарии на Послание к Римлянам.
Однако следует тщательно отметить: (1) что Божье допущение греха не проистекает из Его удовольствия от него; напротив, грех, как таковой, является отвратительным делом, которое Его душа ненавидит, и Его действенное попустительство греху имеет мудрые и благие цели. Отсюда это наблюдение Августина: "Бог, Который не менее всемогущ, чем Он в высшей степени и совершенно свят, никогда бы не допустил, чтобы зло вошло в число Его дел, но для того, чтобы Он мог творить добро даже с этим злом" (Энхиридион 11), то есть, в конце концов, превзойти его во благо. (2) То, что Божье свободное и добровольное разрешение на грех не ставит человека в положение, когда он вынужден совершать его; следовательно, Божество ни в коем случае нельзя назвать источником морального зла, к которому Он не имеет отношения в собственном смысле слова. слово «сопутствующий» здесь уместно, но лишь в отдалённом или негативном смысле, поскольку Он мог бы, если бы захотел, полностью предотвратить это зло.
 Поэтому мы должны быть осторожны и не отказываться от всемогущества Бога под предлогом превознесения Его святости; Он бесконечен и в том, и в другом, и поэтому ни одно из этих качеств не должно быть отвергнуто или скрыто. Сказать, что Бог абсолютно не приемлет существование и совершение греха, в то время как опыт убеждает нас в том, что грех совершается каждый день, - значит представить Божество слабым, бессильным существом, которое хотело бы, чтобы всё было иначе, но не может осуществить своё желание. С другой стороны, если сказать, что Он желает греха, это ни в коей мере не умаляет святости и праведности Его природы, потому что всё, чего желает Бог, как и всё, что Он делает, не может быть в конечном счёте злом: в материальном смысле это может быть злом, но, как только что было сказано, в конечном счёте это должно быть направлено на какую-то мудрую  и справедливую цель, иначе Он не мог бы этого желать, потому что Его воля праведна и добра и является единственным критерием правильного и неправильного, как часто отмечают Августин, Лютер и другие.
Положение 11.  Вследствие неизменной воли Бога и непогрешимого предвидения всё, что происходит, происходит по воле Бога. Конечно, в отношении вторичнх причин и нас, людей, многие вещи являются случайными, то есть неожиданными и, казалось бы, непредвиденными. Что это было учение Лютера, не может отрицать никто из тех, кто в какой-либо мере знаком с его работами, особенно с его трактатом "О рабстве воли", основной смысл книги которого состоит в том, чтобы доказать, что воля человека по своей природе порабощена только злу, и потому что она любит это рабство: поэтому люди  говорят, что она свободна. Среди прочего, он доказывает там, что все, что делает человек,он делает обязательно, хотя и без какого-либо разумного принуждения, и что мы можем делать только то, что Бог от вечности желал и знал заранее, что мы должны делать, и эта воля Бога должна быть действенной, а Его предвидение должно быть несомненным". Отсюда мы находим, что он говорит:  "Христианину крайне необходимо и полезно быть уверенным в том, что Бог ничего не знает неопределенно, но что Он определяет, и предвидит, и действует во всем согласно Своей собственной вечной, неизменной и непогрешимой воле", добавляя: "Этим, как ударом молнии, свободная воля человека повергнута вниз и уничтожена.«Чуть позже он показывает, в каком смысле он использовал слово «необходимость».«Под этим, - говорит он, - я подразумеваю не то, что воля подвергается какому-либо насильственному принуждению или содействию, но безошибочное исполнение того, что неизменный Бог предопределил и предвидел относительно нас». Далее он продолжает: «Ни Божественная, ни человеческая воля ничего не делает по принуждению, но что бы человек ни делал, будь то хорошо или плохо, он делает это с таким же желанием и готовностью, как если бы его воля была действительно свободной». Но, в конце концов, воля Божья непреложна и неизменна, и она управляет нами" ( Глава 17, в «Ответе на предисловие»).
 В точности созвучны всему этому слова друга и соратника Лютера Меланхтона: "Все происходит согласно Божественному предопределению, не только дела, которые мы совершаем внешне, но даже мысли, которые мы думаем внутри", добавляя в том же месте: "Нет такой вещи, как случай или удача, и нет более легкого способа обрести страх Божий и всецело довериться Ему, чем быть досконально сведущим в доктрине предопределения" (На Ефесянам 1). Я мог бы процитировать с той же целью Августина, Аквината  и многих других ученых мужей, но, ради краткости, воздержусь от этого. То, что это учение Священного Писания, не может не признать каждый, кто знаком с этими священными книгами. См., в частности, Пс 134:6; Мф 10:29; Пр 16:1; Мф 26:54; Лк 22:22; Деян 4:28; Еф 1:11; Ис 46:10.
Положение 12. Как Бог не знает ничего, чего бы Он не знал от вечности, так и Он не желает ничего, чего бы Он не желал от вечности. Эта позиция не нуждается ни в объяснении, ни в подкреплении, поскольку самоочевидно что если что-либо может присоединиться к Богу de novo, т.е. если Он может в любое время стать мудрее, чем был всегда, или однажды пожелать того, чего Он не желал всю вечность, должны
возникнуть  ужасные последствия: (1) Знание Бога несовершенно, поскольку то, что является абсолютно совершенным non recipit magis et minus, не может допускать ни
дополнения, ни умаления. Если я что-то добавляю, то предполагаю, что эта вещь не была полной раньше; если я что-то убираю, то предполагаю, что это делает вещь менее совершенной, чем она была. Но знание Бога, будучи бесконечно совершенным, не может, в соответствии с этим совершенством, ни увеличиваться, ни уменьшаться. (2) Воля Бога непостоянна, изменчива и неустойчива; следовательно, Бог  Сам таков, Его воля совпадает с Его сущностью, вопреки явным уверениям Писания и самым строгим доводам разума, как мы вскоре покажем, когда будем говорить о Божественной неизменности.
Положение 13.  Абсолютная воля Бога является первопричиной и
действующей причиной спасения Его народа. Я говорю «изначальная и действенная», потому что, в широком смысле, есть и другие промежуточные причины спасения людей, которые, однако, являются следствием и подчинены этой первичной причине - воле Бога. Таковы Его вечный выбор их к вечной жизни - вечный завет благодати, заключенный Троицей ради избранных; воплощение, послушание, смерть и ходатайство Христа за них - у всего этого так много звеньев в великой цепи причин, и ни одно
из них не может быть отнято, не испортив всего евангельского плана спасения Иисуса Христа.
Таким образом, мы видим, что свободная, беспристрастная, суверенная воля Бога является корнем этого древа жизни, которое имеет столько славных ветвей и приносит такие полезные плоды: поэтому Он возлюбил избранных и предназначил их к жизни, потому что Он бы, согласно словам апостола, «предопределил нас, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Затем, следующим после Божьего завета для Своего народа и данных Им обетований, следует бесконечная заслуга праведности и искупления Христа, ибо мы были избраны к спасению в Нем как члены Его мистического тела, и через Него, как наш Поручитель и Заместитель, благодаря Чьему заместительному послушанию нравственному закону и подчинению его проклятию и наказанию, все мы, чьи имена занесены в книгу жизни, никогда не должны навлечь на себя Божественную ненависть или быть наказанными за наши грехи, но оставаться вечно, как мы были от вечности, наследниками Бога и сонаследниками с Христом. Но всё же Божественная благодать и милость (и Бог дарует их тем, кому пожелает) должны рассматриваться как то, что породило славный замысел искупления, согласно тому, чему нас учит Сам Господь: «Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына» и т. д. (Иоан.3:16), и апостола: «В этом проявилась любовь Бога к нам, потому что Он послал Своего единородного Сына в мир, чтобы мы могли жить через Него» (1 Иоан. 4:9).
Положение 14. Поскольку эта абсолютная воля Бога неизменна и
и всемогуща, мы заключаем, что спасение каждого из избранных является самым непогрешимым и никоим образом не может быть предотвращено. Это обязательно следует из того, что мы уже утверждали и доказали относительно Божественной воли, которая, поскольку ее нельзя опровергнуть или аннулировать, несомненно, должна обеспечить спасение всех, кого Бог пожелает спасти.
Из всего того, что было изложено в этой главе, я хотел бы заметить, что подлинная тенденция этих истин заключается не в том, чтобы сделать людей ленивыми и беспечными или усыпить их бдительность на коленях самонадеянности и плотской безопасности, но (1) в том, чтобы укрепить народ Христа против атак неверия и оскорблений  духовных врагов. И что же так подходит для защиты их от всего этого, как утешительная убежденность в неизменной воле Бога спасти их и в их неизменной заинтересованности в верном милосердии к Давиду? (2) Полностью лишить Его людей всякой зависимости от самих себя или от какого бы то ни было создания; заставить их отказаться от  собственной праведности не меньше, чем от своих грехов, полагаясь на них, и сладко и безопасно согласиться с несомненной вечностью Его обильной милости. (3) Чтобы побудить их, полагаясь на Его благосклонность к ним, любить Бога, Который дал столь великие и бесчисленные доказательства Своей любви к людям, и во всех своих мыслях, словах и делах, насколько это возможно, стремиться к Его чести и славе.

Неизменность Бога и Его решений

III. Мы должны теперь рассмотреть неизменность Бога, которая касается Его Самого и Его решений
Положение  1. Бог по существу неизменен Сам по Себе. Будь Он иным, Он был бы, по общему признанию, несовершенен, поскольку тот, кто меняется, должен меняться либо к лучшему, либо к худшему; какому бы изменению ни подвергалось какое-либо существо, само по себе это существо должно либо стать более совершенным, чем оно было, либо утратить часть превосходства, которым оно обладало. Но ни одно из этих утверждений не применимо к Богу. Он не может измениться к лучшему, потому что это неизбежно означало бы, что Он не был совершенным и прежде; Он не может измениться к худшему,потому что тогда Он не мог бы быть совершенным после этого изменения. Следовательно, Бог неизменен. И это единогласный голос Писания. «Я есмь Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6). «У Него нет изменения, ни тени перемены» (Иак. 1:17). «Ты Тот же, и лета Твои не кончатся»" (Пс. 102:27).
Положение  2 - Бог также абсолютно неизменен в отношении Своих целей и обетований. "Бог не человек, чтобы лгать; и не сын человеческий, чтобы каяться: сказал ли Он и не исполнит ли этого? или: Он говорил, и не сделает ли это?" (Числ 23:19). "Сила Израиля не солжет и не покается; ибо Он не человек, чтобы Ему изменяться" (1 Цар  15:29). "Он в одном уме, и кто может обратить Его?" (Иов 23:13). "Я, Господь, изрек это, это сбудется, и Я исполню это; Я не отступлю, и Я не пощажу, и Я не изменюсь" (Иез. 24:14). «Дары и призвание Бога не могут быть отвергнуты  (в СП непреложны)» (Рим. 11:29). «Он пребывает верен, и не может отречься от Себя» (2 Тим. 2:13).
Под замыслом или решением Бога мы подразумеваем Его определённый план,
согласно которому Он с начала времён предопределил всё, что должен был сделать
или позволить сделать, во времени. В частности, это означает, что Он навечно предопределил одних людей к жизни, а других - к смерти, и это предопределение полностью зависит от Его собственной свободной и суверенной воли. «Дети, которые ещё не родились и не сделали ничего хорошего или плохого (чтобы Божья цель, согласно избранию, могла осуществиться, не от дел, а от Того, Кто призывает), сказано: «старший должен служить младшему, как написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:11). Таким образом, апостол в следующих же словах предвидит возражение, которое, как он предвидел, могли бы выдвинуть люди с порочным умом: «Что же нам тогда сказать? есть ли неправедность у Бога?" на что он отвечает: "Боже упаси" и подчиняет все обращение Бога со Своими созданиями Его собственной суверенной и независимой воле, ибо Он сказал Моисею: "Я буду милостив к тому, к кому Я буду милостив, и Я буду сострадать тому, к кому Я буду иметь сострадание".
Мы утверждаем, что постановления Бога неизменны не только в отношении
Него Самого, поскольку изменение Его целей или  Его разума несовместимо с Его природой; но что они также неизменны в отношении объектов этих постановлений, так что все, что Бог определил относительно каждого отдельного человека или вещи,несомненно и безошибочно будет выполнено в них и на них. Отсюда мы видим, что Он действительно проявляет милосердие к тем, кому Он решил его проявить,  и ожесточает тех, кого Он решил ожесточить (Рим. 9:18); "Ибо совет Его останется в силе, и Он исполнит все, что пожелает" (Ис. 46:10). Следовательно, Его вечное предопределение людей и вещей должно быть неизменным, как Он Сам, и, столь же далекое от того, чтобы быть обратимым, никогда не может допускать малейших изменений.
Положение 3. «Хотя», по словам Григория, «Бог никогда не отступает от Своего замысла, Он часто меняет Свои решения»: это всегда неизменно и непоколебимо; иногда это кажется противоречивым. Поэтому, когда Он вынес приговор ниневитянам через Иону, сказав: "Еще сорок дней, и Ниневия будет ниспровергнута", значение этих слов заключается не в том, что Бог абсолютно намеревался в конце этого промежутка разрушить город, но в том, что, если Бог поступит с этими людьми по их заслугам, они будут полностью истреблены с земли, и так и должно быть, если они не покаются немедленно. Точно так же, когда Он сказал царю Езекии через пророка Исайю: "Приведи дом твой в порядок, ибо ты умрешь, а не будешь жить", - это означало, что по вторичным причинам и, учитывая плохое состояние здоровья и истощенное телосложение царя, он не мог жить. По человеческим меркам, он мог бы прожить гораздо дольше. Но всё же это событие показало, что Бог непреложно решил, что он должен прожить ещё пятнадцать лет, и для этого вложил в его сердце желание молиться о дарованном благословении, точно так же, как в случае с Ниневией, о которой недавно упоминалось, Бог решил не разрушать этот город, и для достижения Своей цели достойным Его образом сделал служение Ионы средством, чтобы привести этот народ к покаянию.
Все это, поскольку показывает, что абсолютное предопределение Бога не отменяет использования средств, также доказывает, что, какими бы различными ни казались заявления Бога (а именно, когда они исходят из естественных причин), Его советы и замыслы остаются твердыми и непоколебимыми и не могут допустить изменений в себе или препятствий в их исполнении. Смотрите, как это более подробно объясняется Буцером в Послании к Римлянам 9, где вы найдете уверенность в Божественном назначении, твердо утвержденную и неопровержимо подтвержденную.

Всемогущество Бога

IV. Теперь мы переходим к рассмотрению Всемогущества Бога
Положение 1. -Бог Всемогущ в самом неограниченном и абсолютном смысле
этого слова. "Вот, Ты сотворил небо и землю силою Твоею великою и мышцею простертою, и нет ничего непосильного для Тебя" (Иер 32:17). С Богом все
возможно" (Мтф. 19:26). Схоласты очень правильно различают всемогущество Бога на абсолютное и действительное: благодаря первому Бог мог бы делать многое, чего Он не делает; благодаря второму Он действительно делает все, что пожелает. Например, Бог мог бы, обладая Своей абсолютной властью, создать больше миров, чем Он создал. Он мог бы навечно спасти каждого человека, никого не осуждая. С другой стороны, Он мог бы, и это было бы высшей справедливостью, осудить всех людей и никого не спасти. Он мог бы, если бы захотел, предотвратить грехопадение ангелов и людей и тем самым помешать греху укорениться среди Его созданий. В силу Своей реальной силы Он сотворил Вселенную; исполняет все замыслы Своей воли как на небе, так и на земле; управляет всем и влияет как на людей, так и на вещи по Своей воле; устанавливает границы, которые они не могут преступить, и, одним словом, действует во всём (Ис 45:7; Ам 3:6; Ин 5:17; Деян 17:26; 1Кор 12:6)
Положение 2. Отсюда следует, что, поскольку всё подчинено Божественному контролю, Бог не только действенно помогает Своим избранным, чтобы они желали и делали то, что угодно Ему, но и часто и сильно позволяет нечестивым наполнять
меру своих беззаконий, совершая новые грехи. Более того, Он иногда, но в мудрых и милосердных целях, позволяет Своему собственному народу грешить, ибо Он держит сердца и волю всех людей в Своих руках и склоняет их к добру или предает злу, как Он считает нужным, но при этом не является виновником греха, как благочестиво и на основании Писания учили Лютер, Бусер, Августин и другие.
Эта позиция состоит из двух частей: (1) Бог действенно влияет на сердца Своих избранных и тем самым является единственным Автором всего доброго, что они делают. (См. Еф. 3:20; Фил. 3:13; 1 Фес. 2:13; Евр. 13:21.) Св. Августин посвящает не менее 19 глав доказательству того, что всё хорошее, что есть в людях, и всё хорошее, что они способны делать, исходит исключительно от Бога, Который, по его словам, «сотворяет в святых людях все их благие желания, благочестивые мысли и праведные поступки; и все же эти святые люди, хотя Бог и воздействует на них таким образом, будут  делать все это свободно, ибо именно Он исправляет их воли, которые, будучи изначально злыми, делаются Им добрыми, и которые, после того, как Он исправил их и сделал добрыми, Он направляет к добрым действиям и к вечной жизни, в которой Он не принуждает их к Своей воле, но заставляет их хотеть .(О благодати и свободном произволении 1.2).
 (2) Что Бог часто позволяет нечестивым совершать еще большее нечестие, что
Он делает (а) отрицательно, отказывая в той благодати, которая единственная может удержать их от зла; (б) косвенно, посредством провиденциального стечения обстоятельств и посредничества вторых причин, которые, встречаясь и действуя в согласии с испорченностью невозрожденной природы нечестивца, производят греховные последствия; (в) судебным путем или способом наказания. "Сердце царя в руке Господа, как потоки вод; Он обращает его, куда пожелает" (Притчи 21:1); и если сердце царя, то почему не сердца всех людей? "Из уст Всевышнего не исходит ли зло и добро?" (Плач 3:38).
Отсюда мы видим, что Господь повелел Симеону проклясть Давида (2 Цар. 16:10); что Он воздвиг Давида, чтобы сосчитать народ (сравните 1Пар. 21:1 с 2Цар. 24:1);
побудил братьев Иосифа продать его в Египет (Быт. 1:20); положительно и немедленно ожесточил сердце фараона (Исх. 4:21); отдал жен Давида на растление Авессалому (2Цар. 12:11; 16:22); послал духа лжи, чтобы обмануть Ахава (1Цар. 22:20-23) и
распространил порочный дух посреди Египта, то есть сделал этот народ порочным, упрямым и твердолобым (Ис. 19:14). Приводить другие примеры можно было бы почти бесконечно, и после этого они были бы совершенно не нужны, поскольку всё сводится к этому выражению: «Я творю мир и произвожу зло; Я, Господь, делаю всё это» (Ис 45:7). См. далее, 1 Цар. 16:14; Пс.105:25; Иер. 13:12,13; Деян. 2:23; 4:28; Рим. 11:8; 2 Тим. 2:11, каждое из которых подразумевает нечто большее, чем простое разрешение на
грех. Бусер утверждает это не только в месте, упомянутом ниже, но постоянно на протяжении всех своих работ, особенно в Мтф. 6:2, где в этом заключается смысл его комментариев к этому прошению "Не введи нас в искушение": "Совершенно очевидно, из большинства недвусмысленных свидетельств Священного Писания, что Бог иногда в ходе Своего провидения при определенных обстоятельствах подвергает как избранных, так и нечестивых людей опасности искушения, под чем понимаются не только те испытания, которые носят внешний, болезненный характер, но и те, которые также являются внутренними и духовными, даже такие, которые заставят искушаемых таким образом людей фактически свернуть с пути долга, совершить грех и вовлечь во зло как самих себя, так и других. Поэтому мы видим, как избранные жалуются: "О Господь, почему Ты заставил нас сбиться с пути Твоего и ожесточил наши сердца от Твоего страха?" (Ис 63:17). Но есть и своего рода искушение, характерное для нечестивых, посредством которого Бог, по справедливому суду, делает их совершенно слепыми и непреклонными, поскольку они являются сосудами гнева, предназначенными для разрушения.» (См. также его толкование на Рим 9.  См. также  Августин. «О благодати и свободном произволении», гл. 20 и 21, и Бусер в комм. на Римлянам,  1, 7
Лютер рассуждает в том же ключе; вот некоторые из его слов: «Человеческой мудрости может показаться абсурдным, что Бог ожесточает, ослепляет и предаёт некоторых людей в руки нечестия - что Он сначала предаёт их злу, а затем осуждает за это зло  - но верующий духовный человек не видит в этом никакого абсурда, зная, что Бог никогда не будет ни на йоту менее добрым, даже если Он погубит всех людей". И еще: "Бог совершает все во всех людях, даже нечестие в нечестивых, ибо это одна из ветвей Его  всемогущества". Он очень правильно объясняет, как можно сказать, что Бог ожесточает людей, и все же не является виновником их греха. "Это не следует понимать, - говорит он, - как будто Бог нашел людей хорошими, мудрыми и послушными, а затем сделал их злыми, глупыми и упрямыми; но Бог, находя их развращенными, рассудительно и властно возбуждает их быть такими, какие они есть (если только на Его волю не входит возрождение кого-либо из них), и, возбужденные таким образом, они становятся более слепыми и упрямыми, чем были раньше". (Смотрите, как подробно обсуждался этот вопрос в местах, упомянутых в последний раз: О рабстве воли, 146-147, 165).
 Положение 3.  Бог, как Первопричина и действующая Сила всего сущего,
является не только Автором тех действий, которые совершают Его избранные,
но и Автором добрых дел, в то время как, с другой стороны,  можно сказать, каким образом Он является автором всех действий, совершаемых нечестивыми, Он не является их автором в нравственном и комплексном смысле, поскольку они греховны; но в физическом и чувственном, поскольку это простые действия, отвлеченные от всякого рассмотрения их добра или зла.  Хотя нет никакого действия, которое не было бы в некотором смысле ни хорошим, ни плохим, все же мы можем легко представить себе действие просто как таковое, не обращая внимания на его качество, так что различие между самим действием и его обозначением добра или зла очень очевидно и естественно.
Таким образом, в избранных и через избранных Бог не только производит дела и
действия Своей всемогущей силой, но и посредством благотворного влияния Своего Духа Он сначала делает их личностями, а затем производит и их действия тоже; но в нераскаявшихся и через нераскаявшихся Он производит действия только Своей силой, и эти действия, не проистекающие из веры, не совершаемые ради Божественной славы и не совершаемые образом, предписанным Божественным Словом, по этим причинам правильно называть злом. Отсюда мы видим, что Бог не непосредственно и сам по себе вселяет беззаконие в нечестивых, но, как выражается Лютер,  побуждает их к действию и удерживает те благодатные влияния Своего Духа, без которых каждое действие обязательно зло.
То, что Бог прямо или косвенно побуждает к действию как плохих, так и хороших людей, не может отрицать никто, кроме атеистов, или тех, кто настолько высоко ценит свободу воли и независимость человека, что исключает Божество из всех реальных процессов, происходящих в Его творениях и среди них, что мало чем отличается от атеизма. Всякое дело, будь то доброе или злое, совершается в силе и власти, исходящих непосредственно от Самого Бога, «в Котором все живут, движутся и существуют» (Деян. 17:28). Как вначале без Него ничего не было сотворено, так и теперь без Него ничего не совершается. У нас самих нет ни силы, ни способностей, ни телесных, ни умственных, но то, что мы получили от Бога, существует благодаря Ему и используется в соответствии с Его волей и замыслом. Именно Он создал, сохраняет, приводит в действие и направляет всё сущее. Но из этих предпосылок отнюдь не следует, что Бог является причиной греха, ибо грех - это не что иное, как беззаконие, несоответствие Божественному закону (1Иоан. 3:4), простое отсутствие праведности; следовательно, будучи чисто отрицательной вещью, он не может иметь положительной или действующей причины, а только отрицательную и неполную, как заметили несколько учёных мужей.
Каждое действие само по себе, несомненно, хорошо, поскольку является реальным
проявлением тех сил, которые дал нам Бог для этой цели. Поэтому Бог может быть Автором всех действий (каким Он, несомненно, и является), но не может быть автором зла. Действие становится злом по трём причинам: если оно исходит из неверного принципа, если оно направлено на неверную цель и если оно совершается неправильным образом. Итак, хотя Бог, как мы уже говорили, является действующей причиной наших поступков, тем не менее, если эти поступки начинаются с греха, то грех возникает из-за нас самих. Предположим, что мальчик, который не умеет писать, держит перо в руке своего учителя и, тем не менее, пишет неправильно, совсем не так, как ему велели. Хотя его учитель, который держит его руку, является причиной того, что он вообще пишет, тем не менее, его собственное невежество и неумелость являются причиной того, что он пишет так плохо. Точно так же Бог является верховным Автором наших действий, если рассматривать их абстрактно, но наша собственная порочность является причиной наших неправильных поступков.
Я завершу эту статью двумя или тремя замечаниями,
(1) Я бы сделал вывод, что, если  мы придерживаемся доктрины о Боге, мы должны настаивать на Его всемогуществе, на Его вселенской деятельности; последнее нельзя отрицать, не отказываясь от первого. Докажите, что Он всемогущ, и тогда мы признаем, что Его влияние и действия ограничены и имеют пределы. Лютер говорит: "Бог не был бы столь достославен, если бы Он не был всемогущим и Вершителем всего, что совершается, или если бы могло произойти что-то, к чему Он не приложил руки" (О рабстве воли, 160). Бог оказывает, по крайней мере, физическое влияние на все, что делают Его создания, будь то тривиальные или важные, добрые или злые. Иуда так же истинно жил, двигался и существовал от Бога , как и Пётр, и сам сатана так же, как и Гавриил, ибо сказать, что грех освобождает грешника от Божественного правления и юрисдикции,  значит умалить силу Бога, свидетельствующую об этом, и даже разрушить её основы.
 (2) Это учение о всемогуществе Бога естественным образом пробуждает в наших сердцах благоговение и страх перед Божественным Величеством, которые никто не может ни воспринять, ни сохранить, кроме тех, кто верит, что Он бесконечно могущественен и всё делает по Своей воле. Этот благоговейный страх является верным противоядием против греха, ибо, если я действительно верю, что Бог Своим непрерывным воздействием на мою душу производит во мне действия, которые, будучи сами по себе добрыми, приобретают пагубность из-за испорченности моей природы (и даже те дела, которые противостоят грехам, в большей или меньшей степени заражены этой моральной проказой), и если я считаю, что если я отдам себя в рабство действительному беззаконию, Бог может и справедливо мог бы, как Он часто делал с другими, предать меня развращенному разуму и наказать за один грех, оставив меня делам другого.
Несомненно, подобные размышления должны наполнять меня внушающим страх и ужас чувством Божественной чистоты, силы и величия и заставлять меня постоянно следить как за внутренними восстаниями, так и за внешним проявлением зла.
(3) Это учение также полезно, поскольку оно побуждает нас к истинному смирению души и кладёт нас, как бессильный прах и пепел, к ногам верховного Всемогущества. Оно учит нас тому, чего слишком многие фатально не знают, благословенному уроку отчаяния в себе, то есть тому, что в состоянии невозрождённости наша мудрость - это глупость, наша сила - слабость, а наша праведность ничего не стоит; поэтому мы ничего не можем сделать во славу Божью, либо для духовного блага нас самих и других, иначе как через дарованные Им способности; ибо в Нём наша
сила, и от Него должна исходить всякая наша помощь. Предположим, мы верим, что все, что делается внизу или наверху, Бог совершает Сам; что все вещи зависят как в своем существовании, так и в действии от Его всемогущей руки и могущественной поддержки; что мы не можем даже согрешить, не говоря уже о том, чтобы совершить что-либо доброе, если Он откажется от Своей помощи; и что все люди находятся в Его руках, как глина в руке горшечника - я говорю, если бы мы действительно верили во все эти пункты и видели их в свете Божественного Духа, как можно разумно предположить, что мы могли бы стать дерзкими против этого великого Бога, вести себя презрительно и надменно относиться к миру или хвастаться чем-либо, что мы имеем или делаем? Лютер сообщает нам, что «он часто сильно обижался на это учение, потому что оно приводило его в отчаяние, но впоследствии он обнаружил, что такое отчаяние полезно и плодотворно и близко к Божественной благодати (О рабстве воли c. 161).
(4) Таким образом, мы учимся не только смирению перед Богом, но и зависимости от Него и покорности Ему. Ибо, если мы полностью убеждены, что сами по себе и своими силами мы не можем  творить ни добро, ни даже зло, но что, если мы изначально сотворены Богом, Он непрестанно поддерживает, движет, влияет и направляет Нас так или иначе, как Ему угодно, естественным выводом отсюда будет то, что с простой верой мы всецело вверяем себя Его провидению; вверяем все наши заботы Его рукам; молимся без колебаний или сдержанности, чтобы Его воля была исполнена в нас, на нас и через нас; и что во всех Своих отношениях с нами Он может руководствоваться только Своей собственной славой. Эта святая пассивность - самая вершина христианства. Все желания Самого нашего великого Искупителя сводились к этим двум: чтобы исполнилась воля Божья и чтобы была явлена слава Божья. Это были самые высокие и высочайшие оценки, к которым Он стремился на протяжении всей Своей незапятнанной жизни и, по-видимому, огромных страданий. Счастлив, трижды счастлив тот человек, который до сих пор достиг этого разума, который был во Христе.
(5) Успокаивающая вера в эту доктрину имеет тенденцию пробуждать и поддерживать в нас ту стойкость, которая так украшает и необходима для нас, пока мы пребываем в этой пустыне. Ибо если я верю, как апостол, что «всё от Бога» (2 Кор. 5:18), я буду менее склонен к волнению в несчастьях и легче научусь владеть своей душой в терпении. Это была поддержка Иова; он не был охвачен яростью и отчаянием, когда получил известие о том, что сабейцы угнали его скот и убили его слуг, и что остатки того и другого были сожжены огнем; что халдеи отняли у него верблюдов и что семеро его сыновей были раздавлены насмерть падением дома, в котором они находились: он возложил все эти несчастья на волю Бога, Его силу и владычество, и даже поблагодарил Его за то, что Он сделал то, что хотел, с Его достоянием (Иов 1:21). Если кто-то оклевещет меня словом или обидит меня делом, я не буду склонен к гневу, когда вместе с Давидом буду считать, что Господь повелел ему (2 Цар. 16:10).
(6) Это должно побудить нас к горячей и непрестанной молитве о том, чтобы Бог
действовал  мощно и благосклонно в сердцах Своих избранных? Ибо не является ли
Он единственной причиной каждого совершаемого ими действия, которое истинно и
духовно хорошо? Тогда мы должны молиться о том, чтобы Он работал в нас. Мы также должны желать и делать то, что угодно Ему, и если, исследуя себя, мы находим основания верить, что в нас совершается что-то хорошее, это должно вызывать у нас искреннюю благодарность и побуждать нас славить не себя, а Его. С другой стороны, проявляет ли Бог Свой гнев по отношению к нечестивым, ослепляя, ожесточая и предавая их на совершение беззакония с жадностью, которые являются одновременно и наказанием за их грех, и возможными дополнениями к нему, мы должны ещё больше призывать к осуждению этих ужасных злодеяний и молить Царя Небесного, чтобы Он не вводил нас в искушение. Вот что касается всемогущества Бога.

Справедливость Бога

V.  Теперь я обращу внимание на Его Справедливость.
Положение 1.  Бог бесконечно, абсолютно и неизменно справедлив. праведливость Бога можно рассматривать либо имманентно, как она есть в Нём Самом, что, собственно говоря, то же самое, что и Его святость; либо преходяще и относительно, как она проявляется в Его правильном поведении по отношению к Его созданиям, что и есть справедливость. В первом случае Он есть всё, что есть святого, справедливого и доброго; во втором случае Он проявляет себя таковым во всём Своём отношения с ангелами и людьми. О первом см. Втор. 32:4; Пс. 92:15; о втором  Иов 8:3; Пс. 145:17. Отсюда следует, что всё, чего желает или что делает Бог, как бы на первый взгляд ни противоречило нашим представлениям о добре и зле, на самом деле не может быть несправедливым. Несомненно, что на какое-то время Он жестоко огорчил Своего праведного слугу Иова и, с другой стороны, обогатил сабеев, неверный и беззаконный народ, изобилием богатства и чередой успехов; до того, как родились Иаков и Исав, или до того, как Они совершили добро или зло, Он полюбил и избрал первого и осудил второго; Он дал покаяние Петру и оставил Иуду погибать в его грехе; и как во все
века, так и по сей день: "Он милует, кого пожелает, и кого хочет, ожесточает". Во всем, что Он делает, Он поступает наиболее справедливо, и в Нем нет беззакония.
Положение 2. Божество можно рассматривать с трёх точек зрения: как
Бога всего, как Владыку всего и как Судью всего.
(1) Как Бог всего, Он сотворил, поддерживает и воодушевляет всю вселенную; заставляет Своё солнце сиять, а Свой дождь падать на злых и добрых (Мф. 5:45), и является Хранителем всех людей (1Тим. 4:10). Ибо как Он бесконечно и в высшей степени благ, так и Он распространяет Свою благость, что проявляется не только в Его сотворении всего сущего, но особенно в Его благодетельной провиденциальной милости. Всё имеет своё бытие от Него как от Творца, а благополучие - от Него как от щедрого Хранителя.
(2) Как Господь или Суверен всего сущего, Он поступает по Своей воле (и имеет самое неоспоримое право поступать так) со Своим достоянием, и, в частности, устанавливает и определяет вечное состояние каждого отдельного человека, как
Он считает нужным. Для абсолютной власти необходимо, чтобы суверен имел возможность распоряжаться теми, на кого распространяется его юрисдикция, по своему усмотрению, ни перед кем не отчитываясь; и Бог, Чья власть безгранична и ни от кого не зависит, может со всей строгостью и справедливостью любить или ненавидеть, избирать или отвергать, спасать или уничтожать любое из Своих творений, будь то человек или ангел, по Своей воле и суверенному замыслу.
(3) Как Судья всего сущего, Он утверждает то, что делает как Господь, воздавая
всем по делам их, наказывая нечестивых и вознаграждая тех, кого Он пожелал считать праведными и сделать святыми.
Положение 3.  Всё, чего желает или делает Бог, не является Его волей и
действиями, потому что они по своей природе и до того, как Он пожелал их, были справедливыми и правильными, или потому, что по своей внутренней природе Он должен был желать и делать их; но они справедливы, правильны и уместны, потому что Он, будучи самой святостью, желает и делает их. Поэтому Авраам считал убийство своего невинного сына праведным поступком. Почему он так оценил это, ведь закон Божий разрешал убийство? Нет; ибо, напротив, и закон Божий, и закон природы категорически запрещали это; но святой патриарх хорошо знал, что воля Божья - это единственное правило справедливости, и что то, что Ему угодно повелевать, именно по этой причине справедливо.  Ср также Исх 3:22 с Исх 20:15.
Положение 4. Из этого следует, что, хотя наши действия должны быть
подвергнуты проверке в соответствии с явленной волей Бога и считаться
материально хорошими или плохими, в зависимости от того, согласуются они с ней или нет, однако деяния Самого Бога не могут быть подвергнуты какой-либо проверке, поскольку Его воля является великим всеобщим законом, и Он Сам не может быть,строго говоря, подчинён или обязан подчиняться какому-либо закону, превосходящему Его волю. Многие вещи совершаются Им, такие как избрание и осуждение людей, без всякого отношения к их делам; оставление людей впадать в грех, когда, если бы Ему было угодно, Он мог бы предотвратить это; оставление многих отступников, чтобы им коснеть  и погибать в своем отступничестве, когда в Его Божественной власти освятить и исправить их; привлечение некоторых Своей благодатью и разрешение многим другим остаться в грехе и невозрожденности; осуждение на будущие страдания тех, кого,
если бы Он пожелал, Он, несомненно, мог бы спасти; с бесчисленными примерами подобного рода (которые можно было бы упомянуть),  которые, если бы они были сделаны нами, были бы явно несправедливыми, поскольку они не соответствовали бы открытой воле Бога, которая является великим и единственным безопасным правилом нашей практики. Но когда Он делает это и тому подобное, то, что Он делает, не может не быть святым, справедливым и достойным Его Самого, ибо, поскольку Его воля по своей сути и неизменно справедлива, то, что Он делает, в соответствии с этой волей, должно быть справедливым и добрым.
Из того, что было сказано в этой главе, я бы сделал вывод, что те, кто отрицает, что Бог может поступать со Своими созданиями по Своей воле, и выступают против безусловных указов как жестоких, тиранических и несправедливых, либо не понимают, что говорят, либо по сути утверждают, что являются умышленными хулителями Его имени и извращёнными противниками Его владычества, которому они в конце концов, пусть и неохотно, будут вынуждены подчиниться.

Милосердие Божие

VI. Я завершу это введение кратким рассмотрением, в-шестых и в-последних, Милосердия Божьего
Положение 1.  Божество во всех Священных Писаниях изображается
как бесконечно милостивое и милосердное (Исх 34:6; Неем 9:17; Пс 102:8;1 Пет 1:3).
Когда мы называем Божественное милосердие бесконечным, мы не имеем в виду, что оно,посредством благодати, распространяется на всех людей без исключения (и
предположив, что это так, даже тогда было бы очень неправильно называть его бесконечным по отношению к его цели, хотя все люди, взятые вместе, не составили бы строго и должным образом бесконечного множества), но что Его милосердие к Своим избранным, как не знавшее начала, так и бесконечно по продолжительности, и не будет знать ни изменения, ни перерыва.
Положение 2.  Милосердие не присуще Божеству, как и нам, как страсть или
привязанность, ибо всё подобное несовместимо с чистотой, совершенством, независимостью и неизменностью Его природы; но когда этот атрибут приписывается Ему, он лишь отмечает Его свободную и вечную волю или цель сделать некоторых из падшего человечества  счастлив ыми, освободив их от вины и власти греха и сообщив им Себя способом, соответствующим Его собственной нерушимой справедливости, истине и святости. Это, по-видимому, правильное определение милосердия, поскольку оно относится к духовному и вечному благу тех, кто является его предметами.
Положение 3. Но следует отметить, что милость Божья, взятая в более широком и неопределённом смысле, может рассматриваться (1) как всеобщая и (2) как особенная. Его всеобщая милость - это не что иное, как то, что мы обычно называем Его благостью, благодаря которой Он более или менее провиденциально благ по отношению ко всему человечеству, как к избранным, так и к неизбранным (Мф. 5:45; Лк 6:35; Деян 14:17; 17:25,28). Своей особой милостью Он, как Владыка всего, в духовном смысле сострадает стольким из падшего рода, кто является объектом Его свободной и вечной благосклонности, и следствием этой особой милости является искупление и оправдание их личностей через удовлетворение, принесённое Христом, действенное призвание, возрождение и освящение их Его Духом, непогрешимое и окончательное сохранение их в состоянии благодати на земле, и их вечное прославление на небесах.
Положение 4.  Нет противоречия, реального или кажущегося, между этими двумя утверждениями (1) о том, что благословения благодати и славы присущи только тем, кого Бог в Своем постановлении о предопределении выделил для Себя, и (2) о том, что Евангельское заявление гласит, что всякий желающий может брать воду жизни
даром (Откр 22:17). Во-первых, никто не может желать или искренне и духовно стремиться к этим привилегиям, кроме тех, кого Бог заранее делает желающими и стремящимися; и, во-вторых, Он дарует эту волю только Своим избранным и возбуждает это желание только в них.
Положение 5. Поскольку нечестивые люди, полностью и окончательно лишённые Божественной благодати, не могут знать, что такое эта милость, и не могут должным образом её постичь, тем более принять и положиться на неё с помощью веры, и поскольку ежедневный опыт, а также Писания истины учат нас, что Бог не открывает глаза нераскаявшимся грешникам, как Он открывает глаза Своим избранным, и не просвещает их спасительным образом, из их рассуждений очевидно следует, что Его милость никогда,с самого начала, не предназначалась для них и не будет применяться к ним; но как в замысле, так и в применении она свойственна избранным и предназначена только для тех, кто предопределён к жизни, как написано: «избранным дал Бог быть причастниками Духа Своего» (Рим. 8:23).
Положение 6. Вся работа спасения, а также всё, что необходимо для неё или связано с ней, иногда в Писании обозначается одним словом «милосердие», чтобы
показать, что простая любовь и абсолютная благодать были главной причиной, по которой избранные были спасены, и что все их заслуги, достоинства и хорошие качества были полностью исключены из влияния на Божественную волю, по которой они были избраны, искупили и прославлены выше других. Когда говорится: "Он милует, кого хочет помиловать" (Рим. 9), это все равно, как если бы апостол сказал: "Бог избрал, искупил, оправдал, возрождает, освящает и прославляет, кого пожелает", - каждая из этих великих привилегий кратко суммируется и фактически включается в эту всеобъемлющую фразу: "Он милует".
Положение 7. Из этого следует, что какая бы милость ни была дарована нам, какое бы добро ни было в нас или сделано нами, будь то в воле, слове или деле, и какие бы ещё благословения мы ни получали от Бога, от избрания до прославления, всё это проистекает исключительно и полностью из благоволения Его воли и Его милосердия к нам во Христе Иисусе. Поэтому хвала Ему, Кто устраняет различия между людьми, проявляя сострадание к одним и не проявляя его к другим.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии