Кто в доме хозяин

Вот и я думаю: кто? А подумав, отвечаю себе же: это у кого как. Кто только не претендует на главенствующую роль в очерченном как минимум четырьмя стенами закрытом помещении: и муж, и жена, и старший отпрыск, и кот, и собака, и даже назойливая муха, случайно залетевшая в открытую форточку, но от которой на протяжении нескольких часов бывает просто невозможно избавиться! По моим наблюдениям, сколько домов, столько и хозяев.

                ***
Если изрядно перефразировать Толстого, получиться примерно так, что каждое счастливое семейство одинаково счастливо, вне зависимости от того, кто руководит в доме, и, соответственно, глубоко несчастны обитатели тех жилищ, в которых на эту роль выставил свою кандидатуру (кстати, без обсуждения с домочадцами) какой-нибудь наглый, бесцеремонный  или ещё какой объект с подобными прилагательными, носящими, по определению составителей известных толковых словарей русского языка, негативную окраску.

Далеко ходить не будем – пример из девяностых  века минувшего. Наша счастливая молодая семья покидает вагончик –  жилище первопроходцев Севера и с радостью обустраивается в только что полученной двухкомнатной квартире в деревянном доме на втором этаже. И всё было хорошо, всё было отлично: каждый из четырёх человек семейной ячейки  потихоньку обживал свою территорию. Дети ещё маленькие, а мы с мужем как-то обходились без претензий на главенствующую роль –  особой необходимости в этом и не было. Пока. Пока не грянула зима. «Причём тут зима?» – спросите вы. А вот причём: в считанные дни нашей квартирой завладели те самые наглые, бесцеремонные. Они, видите ли, замёрзли на первом этаже и поэтому очень оперативно, организовано, и, естественно, без права на прописку, без особого на то разрешения поселились у нас. Смешно, но факт. Очень скоро именно они, эти  усатые тараканы,  и стали настоящими хозяевами в нашем доме. И чем только мы, как, впрочем, и наши соседи, их не травили!  Спустя время насекомые  снова упорно заселяли деревянное жилище, при этом свободно эмигрируя из квартиры в квартиру сквозь щели. Не оставишь пищу на полу «по-хорошему», сами наскребут себе пропитание отовсюду, где только можно было поживиться: в духовке, холодильнике, на комнатных растениях...

Зайду, бывало, ночью на кухню, а они, рыжие паршивцы, как партизаны, стол оккупировали и воинствующе держат оборону. Глазищи вытаращили, усы вперёд, туловище в напряге и –  «ни шагу назад», наши, мол, не сдаются. Парадокс, и только! Всё. Сон не идёт, еда –  тоже, грядущий день испорчен, обязательно мужу с утра какую-нибудь гадость выдам, а в течение дня в очередной раз вырабатываю тактику и стратегию по борьбе с «незаконно проживающими». Годы жизни отравлены существами, против которых большой человек бессилен.

А бывает по-другому: отравить жизнь могут люди на самых что ни на есть законных основаниях. Соседи. Они порой попадаются хуже всяких тараканов. «Деревяшку» со временем мы сменили на «капиталку». Стены кирпичные, щелей нет, тараканов тоже. Я, кстати, обрадовалась вначале, подумала, что жизнь – малина. Куда там! Опять не повезло: с одной стороны за стенкой в трёхкомнатной квартире темпераментные кавказцы чуть ли не каждую ночь часами лезгинку отплясывают – свадьба у них, видите ли! По крайней мере, такое однозначное объяснение всегда было приготовлено для органов правопорядка. Что скажешь? Мой дом – моя крепость. Хочу – пою, хочу – танцую, хочу в аренду сдаю. Ладно, здесь хоть с музыкальным сопровождением, а с другой-то стороны – без! Там в любое время суток пьяный распоясавшийся сосед такие концерты устраивал своим домочадцам! Часами не прекращались арии с девятиэтажными матами, грубой бранью, женским визгом и детскими криками. И никакие органы ему нипочём: он в доме хозяин! Недавно, кстати, сосед умер. Пока тишина.

                ***

Очень часто в современных квартирах хозяевами себя любят ощущать наши домашние животные. Ладно, пёс-здоровяк, к примеру, породы шотландский дирхаунд  или кот породистый, с характером! А то ведь всякий внимания к себе требует: какой-нибудь хомяк мелкий, черепаха, попугай или молчаливые, на первый взгляд, рыбки. Вглядитесь только в аквариум! Кажется, молчат, ан нет: глазки вылуплены, ротики разинуты, хвостиками трепыхают, куда-то как бы зовут, что-то вымолвить пытаются. Сидишь, бывает, в напряжении часами, силишься понять: чего хотят. Жратвы вроде хватает.

Вот соседка-пенсионерка с нашего двора утверждает, что в её доме хозяин –  кот Базилио. В уютной квартирке они живут с котом вдвоём. Кот у соседки, конечно, очень крупный, самодостаточный и умный. Базик с таким важным видом обходит  апартаменты, что не возникает никакого сомнения, что он и есть главный в доме. Тем более, что соседка исполняет все его прихоти. А Базилио, в свою очередь, безропотно выслушивает все нарекания старушки на болезни, беды и проблемы. «Он отличный собеседник, терапевт и психолог, –  утверждает соседка. – Я в нём так нуждаюсь!»  Подумала: пожалуй, она права. А что же те, что выше? И они. По-своему.

Когда-то обитал  в нашем доме на правах члена семьи хомяк Гоча. Намаялись мы с ним: научился сквозь решётку выползать, то ли втягиваясь, то ли, наоборот, вытягиваясь до минимальных размеров. Перепортил в доме все ковры, меха, всё тащил к себе в потайные закрома. Бывает, обнаружим очередное его убежище, и чего там только не окажется! А Гоча с таким невозмутимым хозяйским видом смотрел своими махонькими мышиными глазками в большие человеческие, что вся злость улетучивалась тут же, к тому ж её просто невозможно было излить на такое беззащитное существо. 
         
Птички тоже те ещё существа! Как-то позвонил мой знакомый на ночь глядя в жутко расстроенных чувствах – попугай Петька пропал. Жены у него не было, детей тоже, вот вдвоём с попугаем и кантовались в однокомнатной квартирке. И каждый, небось, считал себя главным. Мой приятель, потому что он человек, он большой, а попугай Петька –  потому что он маленький, его очень любит хозяин, все прихоти исполняются тут же, кошки в доме нет, бояться некого, «летаю, где хочу, хочу –  в клетке посижу, захочу –  вольную затребую». Порядки в доме особо Петьку не заботили: не обязательно было в клетке испражняться, в специально отведённом на то месте, можно было и на люстре, и на шкафу, а то и на голове хозяина примоститься – он всё терпел и всё прощал. Так вот, этот приятель обыскался во всей квартире своего любимца, отчаялся было, решил, что тот, видать,  через форточку проскользнул. Соотвественно, сильно страдал: привычный темпоритм жизни был нарушен, одиночество поглотило всё свободное пространство, тоска съедала... А наутро, изрядно выспавшись, откуда ни возьмись Петька объявился: выполз взъерошенный, из-под шкафа. И как он там оказался, уму непостижимо! Понятно, что ему за это ничего не было. Вот и судите сами, кто в этом доме был хозяином: мой солидный большой приятель, – тоже, кстати, Петька или всё же маленький пёстрый попугай.

                ***

А как обстоят дела у людей?
Похвально, конечно, когда в доме, как и полагается, глава – отец семейства, с которым  обязательно всё согласовывается. Тогда ему от супруги, детей, общих родственников - почтение и уважение. Выстроенная модель такой семьи поневоле переносится из поколения в поколение.
Всем так хочется, да не у всех получается. Быть владычицей своей жизни и судьбы – таков основной принцип современных женщин. Сами деньги зарабатывают, сами детей воспитывают, ремонты делают, жильё обставляют. Вот только в итоге всё набекрень идёт, всё «не дай, боже!» И нередко женщины сами в том виноваты. Рулить хотят! Амбиции с эмоциями в превосходной степени! И мотивируют тем, что издревле хозяйкой в доме считалась женщина. Она создавала уют, комфорт, благополучие, тепло в доме... Так-то оно так, только мудрые женщины хорошо знают, что муж – голова, а жена – шея; как повернёт, так и будет.

Ближе всех и трогательней показался мне ответ на риторический вопрос: «Кто в доме хозяин?» –  одной молодой пары,  воспитывающей двух маленьких детей. Как приятно было слышать, когда с горящими глазами и светящимися лицами они, не задумываясь, дополняя друг друга, ответили: «На сегодняшний день в нашем доме хозяевами являются наши маленькие дети. Они завладели не только жилищным пространством, но и нашим временем,  сердцами и мыслями. И мы с удовольствием предоставляем такое право им, любимым и желанным нашим детям. А подрастут – время покажет. Разве важно, кто? Главное, чтобы мир и гармония в доме присутствовали». И правда. Вот так первое слово «кто» захотелось заменить на «что» и снова поспрашивать,  снова порассуждать, что же является главным критерием счастливой семейной жизни.

© Полина Росошик, 2007 г.
Художник Лилия Юнкерова


Рецензии