Генри Джеймс. Американец

"Американец" - один из его ранних романов, но лично мне понравился гораздо больше предыдущих, из акматической фазы его творчества. Сюжет вполне будничен - молодой американский миллионер приезжает в  Париж и пытается, по наводке склеить  французскую графиню из семьи, древнее, чем мамонты.

Здесь происходит мировоззренческое столкновение (причём оно забавно ещё и тем, что действие происходит во время Второй Империи, то есть французская семья и нынешних монархов ни в грош не ставит. В общем, кто читал Бальзака, поймёт, о чём я).

Роман имеет довольно сложный и безупречно выстроенный сюжет (вот тут у Джеймса, похоже, всегда всё было очень на высоте), сюжет включает дуэль, молодую про***** роковую женщину и детективную составляющую.

Главная героиня и в этом романе - не субъект, а объект, причём в чистейшем виде - она сама и её поведение описываются так, как можно описывать лошадь - вместо ..."скромно сказала "Вы даже не представляете, о чём просите" и отвернулась" уверенно напишите - повернулась вполоборота, помахивая хвостом, несмотря на полное отсутствие слепней" - не ошибётесь. Торгуют её как  лошадь, включая, якобы, влюблённого в неё человека (на самом деле он просто настроился на главный приз "получаю всё лучшее").

А вот мир вокруг двух главгероев и выстроен, и описан, и мотивирован - нууу очень хорошо. И тётки тоже - как антагонистки, так и протагонистки.

А что случилось с Джеймсом чуть меньше, чем через десять лет, в его следующих романах?

Есть у меня ощущение, что он решил, что все психологические оттенки характера лучше всего описывать у человека полностью незамутнённого, ничего не делающего, и не имеющего каких либо оснований заботиться о будущем. Не зря же брат у него был один из основоположников современной психологии - с таким братом и не до такой херни додумаешься. Поэтому он начал строить именно такие миры, в которых можно создавать сферического человека в вакууме - полностью удовлетворённого материально, и алкающего сугубо благ духовных.

Самому автору эти романы, вроде, как нравились больше, мне же, воспитанному в колыбели социалистического реализма - не очень.

Но сам подход очень занятен, если он таков, как я подумал.


Рецензии