Рецензия на любое из стихотворений Нимитта
Что уж скрывать, не могу остановиться – пишу рецензии не на заказ, а по зову души. Но правды ради нужно признать, что зов из души, вдохновение от Музы, а слова-таки от ума. Из классики: «и тут Жоржа понесло» (с)
- Что это? – Стихотворения в прозе. – Ну-с, почитаем. Любопытно. (Чтение. Шевеление мозга. Шорох за спиной оставшихся перьев. У одарённых и призванных Хранителей Языка в том месте трепещут крылья, а у меня там, среди игл, находится колчан со стрелами. Слышны также возгласы и стоны: ах! ух ты ж! ох! да ну! ого! ойёёй! эх… Возвращение к членораздельной речи после испытанного потрясения).
- Что это? – Стихи же. Это такой поэтический язык. – Необычно, однако. Странный какой язык, своеобразный стиль речи. А на таком языке ещё разговаривают? – Вряд ли. Но, как видишь, существуют исключения. В современном языке встречаются изредка лишь отдельные слова, словосочетания и выражения. Похоже на прежний язык, древний, уже забытый. Наверное, старославянский. Тогда и алфавит был другой, с 46 буквами. Дремучая древность. – Да уж, пахнуло Русью, русским духом, распахнулось вновь пространство языка, заиграло новыми (для меня) словами и красками. Хотя тут одной Русью не ограничивается, тут тебе и греческие мифы, и византийская архитектура, и арабская вязь, мозаика. Но и это лишь форма. Ощущение глубины прозрений и высоты полётов возникает не из формы, а из звуков, вибраций. А суть в ощущении тайны – Присутствие души и её связи с Богом. – Блин. Неловкость испытываю. Может, это я дремучий? Впавший в дрёму. Хорошо, если бы дрёма, тогда понятно, откуда возникают видения – из нави. Печальнее, если применить другие, синонимические определения: глухой, тёмный, густой, труднопроходимый, мрачный, невежественный, непроницаемый, спутанный, густосплетённый, непонятный… Стихи наоборот, лёгкие, летучие, лучистые… - В стихах явлена не только навь, но присутствует и правь. Навь придаёт им очарование и волшебство, а правь – ясность и силу. – Да, уловил, они трудны для восприятия умом, но если воспринимать через чувства, то всё просто и легко – прыгнул в них и полетел… Получается я прочёл их с позиции ума, втискивая в прокрустово ложе критериев и оценок, при чтении возникало ощущение, что попал в дебри слов, в чьи-то бредни, из-за непривычной игры слов, будто ломился сквозь буреломы по буеракам. Хуже может быть только чтение на китайском языке, или шумерском, если их не знаешь. Двойственное восприятие: ум спотыкается на каждой строке, а душа летает вне рамок и границ… А тут получается, вроде как, свой родной язык, но ставший недоступным, зашифрованным. – Если ум буксует или протестует, можно абстрагироваться, тихонько покинуть рассудок и слушать звучание. Мы же не понимаем язык птиц или язык ручья, но с удовольствием слушаем звуки природы. А содержание… Образы самопроизвольно возникают. А логические связи в виде интерпретаций возникнут позже, ты ведь покидаешь ум не навсегда, а на время встречи с прекрасным, с чудесным, с ужасным. Ум вернётся, обязательно вернётся. На первом плане и главное – чувства. Поэт чувствует, передаёт свои чувства и вовлекает читателя в соучастие сопереживанием. Смыслы рождаются через символичность образов. Секрет духовно-религиозной поэзии, впрочем, как и романтического характера, что нужно не мозгом считывать, а сердцем впитывать. – Да уж… Придётся ещё не раз перечитывать. И заново учиться чувствовать. Ибо потеряна, увы, острота чувств, свежесть чувства в каждом мгновении. Нужно отметить, что необычность, возникающую при чтении подобных поэтических строк, я, всё же, преувеличиваю, натягивая птицу на глобус. Ведь с таким же успехом в непонимании можно послушать камлание шаманов, мантропение буддийских монахов, чтение йоговских сутр на санскрите. Много в мире диковинных вещей и речей, мой друг Горацио, что и не снились всяким умникам. – А вот ещё, вымершие народы, мёртвые языки, погибшие цивилизации… Вот появись сейчас некто, кто вдруг начал бы сочинять поэзию на латинском языке. И чё, и как прикажете людям к этому относиться, как понимать… Опять звучание воспринимать? Непростые это стихи, сплошные загадки. Да, удивление, недоумение, но и наслаждение. Калейдоскоп образов, качели эмоций, искры света, полёт воображения, дыхание свободы. – Поэт смотрит вглубь себя и там обнаруживает прошлое, отсюда вся архаика, мифология. Его мифология зиждется на морфологии языка. – Так это не только у неё, так и происходило в древности, так и сейчас. Разве что мифология получила название идеологии, политологии, культурологии. - И тем не менее у некоторых рецензентов на творчество Нимитты звучит брюзжание сомневающегося ума. - Ну с кем не бывает – ошиблись дверью. Хотя резонно, что возникает много вопросов у пытливого ума. – И всё-таки, предлагаю отложить вопросы, оставить лишь многоточия в уме. А слушая сердцем – ум озариться сплошь восклицательными знаками. – Многоточия?.. Тогда это молчание. Можно и помолчать. – Нужно. (Глухое молчание становится гулким, а через промежуток времени красноречивым, и снова сыпется бисер слов.) – Удивительно, что кто-то применил забытый язык в поэзии, оживил его. Получается, что раз поэт на нём пишет, и общается, значит и мыслит на нём. Но и чувствует посредством этого языка! Напоминает песнь по звучанию. Псалмы. – Ну как забытый. В тех же церквях сохранились книги на староцерковном языке и ритуалы совершаются на нём. Проповеди к мирянам на новоязе, а молитвы и песнопения на староязе. А в стихах Нимитты песни и молитвы сплетены воедино. Посредством языка происходит возвращение к прошлому, к первоистокам. – Как это у неё получается? - Без алхимии тут не обошлось.
- Ещё непонятно – для чего она выбрала такой изощрённый слог, изысканный стиль, такую форму для строк. Выделиться из общей массы? Но сказанное ею звучит непринуждённо, искренне, правдоподобно. Имеет место яркое самовыражение, но не прослеживается ярого самоутверждения. – Ну как же, она ведь девица. А девицам, если они талантливы, одухотворены, поцелованы Свыше, не падким к светскости, гламурности, свойственно стремиться к прекрасному и утончённому. При том, что возраст девицы не имеет значения. Есть биологический возраст (астрономический) и есть мистический, возраст телесный и возраст души. – На свой вопрос: что это? – имею промежуточный ответ: что-то в этом есть. – Мелковато, малым объёмом черпаешь. Там всего так много, не перечесть, не исчерпать. Читать и перечитывать. – Нужно заканчивать рецензию. – А на какое стихотворение она пишется? – Если честно, уже без разницы. Всё мною прочитанное у Нимитты заслуживает высочайших оценок, наисладчайших похвал и несмолкающих аплодисментов. Хлопать всем что доступно: хлопать в ладоши; хлопать ресницами и губами; хлопать себя по бёдрам и других по спине; а заканчивать «хлопком одной ладони» - Намасте.
Внутренний диалог воспроизведён по мотивам несмолкаемого внутреннего монолога словоблуда и словофила Ёжикова.
Слава Богу! Нимитте слава!
9 -10.03.25
Свидетельство о публикации №225031001186
ну, что вы так расхлопались крылами, Куръ вы неуемный,
вы своей петушиной благовестью у-коко-шите погост.ру...
сами видите какая здесь дрёмость духовная...
____________
баю-баю…души спят -
умножая сновиденья
кто проснется - тот и свят
сон развеет воскресенье…
Нимитта 11.03.2025 14:43 Заявить о нарушении
Жорж Ёжиков 17.03.2025 01:17 Заявить о нарушении