Заметки. Крит и Микены

1. В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль сыграло эгейское, или крито-микенское искусство.Эгейская культура сложилась и развилась в 3-2 тысячелетиях до н.э. и была создана племенами, обитавшими на о.Крит, Пелопоннесе, Западном побережье Малой Азии.

2. Археолог Эванс А. открыл архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите. И первый поставил ? о связи критского ис-ва с ис-вом Древнего Востока, Египта в первую очередь. Также Эванс создал периодизацию эгейской культуры: ранний минойский, средний минойский и поздний минойский период. Минос - легендарный царь о.Крит. В честь него названия.

3. Города Крита начали застраиваться в начале 2 тысячелетия до н.э. С 18 в.до н.э. гл. г. стал Кносс. Известен Миру Кносский дворец, выстроенный с большим мастерством.

4. Скульптур монументальных на о. НЕ найдено. Возможно, критяне молились богам на природе, в рощах или пещерах. Но известен большой (б. 2м в высоту) раскрашенный рельеф с изображением "царя-жреца"

5. Маленькие фигурки, резьба по камню, художественные изделия из бронзы, золота и серебра, расписная керамика - вот что в большом количестве и высоком качестве встречается на Крите. Пример: вазы стиля "камарес"  - по названию пещеры, где они были найдены - со стилизованным геометрическим, растительным и звериным орнаментом. Критяне ОСОБЕННО ИСКУСНО передавали подводный мир.

6. В сер. 2 тысячелетия до н.э. критским городам был нанесен удар иноземцами (ахейцами), вторгшимися с материка. Катастрофа (извержение вулкана и последовавшее за ним наводнение) ускорила разрушение критских городов. При греческом правителе Миносе, имя которого связывается со знаменитой легендой о Минотавре, Крит являл собой могучее еще государство (15 в до н.э.). Кносский дворец вполне мог превратиться в воображении греков в легендарный ЛАБИРИНТ, а фрески, изображавшие игры с быком, породили образ полубыка-получеловека, владетеля Лабиринта Минотавра, пожиравшего прекрасных юношей и девушек - дань, которую платили Афины грозному Криту каждые 9 лет, пока афинский царь , герой ТЕЗЕЙ, не убил чудовище и не выбрался из Лабиринта при помощи нити, которую ему дала АРИАДНА.

7. С 15-14 вв. до н.э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг БАЛКАНСКОГО п-ва, в МИКЕНЫ и ТИРИНФ. Жители этих мест - греки-ахейцы строили свои города-крепости на высоких холмах, укрепляли их стенами. Отсюда название - "АКРОПОЛЬ"  - верхний город, где возводились царские дворцы.

8. Ахейцы отличались большей воинственностью, чем критяне. Это отразилось и в сюжетах фресок, где явно предпочтительнее сцены ОХОТЫ и БИТВ, и сам рисунок суше, четче, статичнее, более склонен к симметрии. Более УСЛОВЕН и стилизован орнамент на вазах.

7. Гробницы рассказывают о зодчестве ахейцев. Их 2 вида: шахтовые, т.е. прямоугольные могилы в скале (16-15вв. до н.э.) и купольные - ТОЛОСЫ(15-14вв. до н.э.).Самая ЗНАМЕНИТАЯ гробница найдена Шлиманом у подножия Микенского акрополя и названа АТРЕЯ - по имени царя АТРЕЯ, отца АГАМЕМНОНА, владетеля Микен и героя гомеровской "ИЛИАДЫ".

8. ГОМЕР назвал МИКЕНЫ златообильными. Археологи нашли немало золотых масок, накладываемых на лица умерших, целые тонкие пластины листового золота украшали одежду умершего владыки, его оружие, утварь, отправляемые с ним в загробный мир. В женском уборе много драгоценностей. Плюс микенцы любили золотые сосуды в виде ГОЛОВ каких-нибудь животных и птиц.

9. Около 1240г. до н.э. ахейские племена пошли войной на ТРОЯНСКОЕ царство, эти события послужили сюжетом для бессмертных поэм ГОМЕРА. Но храбрых ахейцев в сер.12в. до н.э. завоевали ДОРИЙСКИЕ племена. ГИБЕЛЬ Микен, Тиринфа и др. городов Пелопоннесского п-ва означала КОНЕЦ эгейской ЦИВИЛИЗАЦИИ. ОДНАКО крито-микенское наследие сыграло ОГРОМНУЮ роль в РАЗВИТИИ искусства собственно Греции.

источник: Т.В. Ильина. История искусств. Западноевропейское искусство. 


Рецензии