Заметки. Искусство Греции
2. Это период перехода от родового строя к раннему рабовладельческому классовому обществу. Тогда же складывается МИФОЛОГИЯ И ЭПОС. Греки были язычниками. Уже в греческой РЕЛИГИИ заложено то, что ХАРАКТЕРНО для ИСКУССТВА ГРЕКОВ: мерой всего видеть человека, его совершенство, его красоту.
3. От гомеровского периода сохранилось представление о гончарном ремесле, близком МИКЕНСКОЙ КЕРАМИКЕ: вначале узоры были геометрическими(10-7вв.до н.э.), позже фигуры зверей и птиц. С к. 9-н.8в. до н.э. на вазах появляется изображение человеческих фигурок. Изображение предельно плоскостное, УСЛОВНОЕ, с головами и ногами в ПРОФИЛЬ, а верхней частью торса - в ФАС, как в египетском искусстве.
4. 7-6вв. до н.э. - время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов. В это время уже четко прослеживается СОЦИАЛЬНОЕ неравенство и борьба демоса с аристократами, ЭВПАТРИДАМИ. Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья.
5. Период АРХАИКИ - время возникновения греческой ПИСЬМЕННОСТИ(на основе финикийской) и всех прочих наук. Греки умело используют достижения прежних культур Вавилона и Египта.
6. Зодчие пользуются уже НЕ деревом и кирпичем на каменной основе, а КАМНЕМ. В основе греческого зодчества уже в этот период лежала система ордеров (ордер - от лат. "ордо" - строй, порядок). Ордера: дорический, ионический, коринфский. Ордер - общая система правил, никак НЕ исключающая творческого решения.
7. Греческая скульптура родилась на СТАДИОНАХ, в гимнасиях, на ОЛИМПИАДАХ. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Скульптурные изображения юношей - КУРОСЫ или архаические аполлоны. С 6 в. до н.э. материалом служила и бронза, помимо камня, мрамора, терракоты. Скульптурное изображение женской фигуры - КОРА (по греч. "кора" - дева). Коры обычно изображали жриц богинь Афины. В статуях углы губ ЧУТЬ ПРИПОДНЯТЫ - "АРХАИЧЕСКАЯ УЛЫБКА".
8. О монументальной ЖИВОПИСИ ничего НЕ известно. Но известно о ВАЗОПИСИ: в 7 в. до н.э. живопись на вазе заполняла все пространство. Стиль назывался ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИМ, так как МНОГОЕ, особенно в орнаменте, взято от искусства ВОСТОКА.: пальметты, цветы лотоса, многие мотивы животного мира. В 6в. до н.э. в керамике АФИН появляется много сцен СРАЖЕНИЙ, ПИРОВ, ОХОТЫ, эпизодов из ГОМЕРОВСКИХ поэм. Мастера-гончары стали ПОДПИСЫВАТЬ свои сосуды. С последней трети 6 в. до н.э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Более живописные, живые жанровые сцены все чаще сменяют мифологические. (мастера ЕВРИМИД, БРИГ, ЕВФРОНИЙ). Знаменитая "ваза с ласточкой" Евфрония конца 6 в. до н.э. хранится в ЭРМИТАЖЕ.
9. Еще в 6 в. до н.э. Афины вступили в пору расцвета. В конце века реформами КЛИСФЕНА была закреплена победа ДЕМОКРАТИИ над аристократией. Афины стали ГЛАВНЫМ городом греческой культуры. Афинская демократия была РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ демократией. Вопросы общественной жизни решали ТОЛЬКО СВОБОДНЫЕ граждане.
10. В 1-ой пол. 5в. до н.э. Афины возглавили борьбу греческих городов с ПЕРСАМИ. Сражения и победа греков стали сюжетом трагедии ЭСХИЛЛА "ПЕРСЫ". Война длилась ПОЛСТОЛЕТИЯ. Афинский морской союз превратился в МОЩНУЮ Афинскую ДЕРЖАВУ.
11. Истинный РАСЦВЕТ АФИН при ПЕРИКЛЕ(444-429гг. до н.э.) Около него группировалась интеллектуальная ЭЛИТА: люди искусства и науки (поэт СОФОКЛ, архитектор ГИППОДАМ, отец истории ГЕРОДОТ), знаменитые философы того времени.
12. Архитектура приобрела БОЛЬШУЮ логику и ясность и простоту. В скульптуре ОБРАЗ АТЛЕТА - по-прежнему САМАЯ распространенная ТЕМА. Известные скульпторы того времени: ФИДИЙ, МИРОН, ПОЛИКТЕТ. Многие статуи их дошли до нас ТОЛЬКО в мраморных РИМСКИХ КОПИЯХ.
13. Эрехтейон(421-406гг. до н.э.) - храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю. Особенность храма - на одном из трех портиков храма антаблемент поддерживают вместо ионических колонн женские фигуры - КАРИАТИДЫ.
14. В 431-404гг. до н.э. между Афинской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой велась борьба, которая дала название - Пелопоннесские войны. Это была борьба НЕ только за ГОСПОДСТВО на суше и море, но и борьба ОЛИГАРХИИ (СПАРТА) и ДЕМОКРАТИИ (АФИНЫ). Афины потерпели поражение. Во 2-ой половине 4в. до н.э. греческие города подчинились НОВОЙ МОЩНОЙ ДЕРЖАВЕ - МАКЕДОНИИ.
15. Конец 5-4вв. до н.э. - период БУРНОЙ ДУХОВНОЙ жизни ГРЕЦИИ, формирования идеалистических идей СОКРАТА И ПЛАТОНА в философии, развившихся в борьбе с материалистической философией ДЕМОКРИТА, время сложения и НОВЫХ форм греческого изобразительного искусства.
16. В архитектуре поздней классики(410-350гг. до н.э.) нет "чувства меры", характерного для предыдущего периода, и более всего проявляется стремление к ГРАНДИОЗНОМУ, внешне великолепному. Например, храм Артемиды в Эфесе. Гигантская гробница царя МАВСОЛА в Галикарнасе (архитекторы ПИФЕЙ и САТИР), от которой и произошло название "МАВЗОЛЕЙ". Большое место в архитектуре 4 в. занимают общественные сооружения для зрелищ. Например. знаменитый театр в Эпидавре (архитектор ПОЛИКТЕТ МЛАДШИЙ, 360-330гг.до н.э.).
17. Позднее в скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. Пример: Гермес с младенцем Дионисом. Скульптор ПРАКСИТЕЛЬ. Плюс другая скульптура Праксителя - статуя АФРОДИТЫ КНИДСКОЙ. Это было ПЕРВОЕ в ГРЕЧЕСКОМ искусстве изображение ОБНАЖЕННОЙ женской фигуры. Статуя стояла на берегу п-ва КНИД, и много паломничеств было к ней, чтобы полюбоваться красотой. Также надо назвать СКОПАСА скульптора и ЛИСИППА. Лисипп работал в бронзе и, если верить древним писателям, оставил после себя 1500 бронзовых статуй, которые до нас в подлиннике НЕ дошли. Атлетов ЛИСИПП показывал НЕ во время состязания, наивысшего напряжения, а после. Например, его статуя АПОКСИОМЕН, ГЕРМЕС, ГЕРАКЛ.
18. В блестящую эпоху классики греки знали и монументальную живопись, расписывая стены зданий многофактурными композициями в технике фрески на те же героические и мифологические сюжеты, что и в скульптуре. Время НЕ сохранило этих работ. НО имена: ПОЛИГНОТ, АПОЛЛОДОР, АПЕЛЛЕС и его ученик ЗЕВКСИС.
19. В вазописи периода классики краснофигурный рисунок стал БОЛЕЕ СВОБОДНЫМ, фигуры представлены в СЛОЖНЫХ ракурсах. Сцены имеют ЖАНРОВЫЙ характер. Мастера: ЕВФРОНИЙ, ДУРИС, БРИГ. К концу 5 в.до н.э. вазопись стала приходить в УПАДОК, теряя индивидуальность мастера, более превращаясь в РЕМЕСЛО.
20 Ещё во 2-ой пол. 4 в. до н.э. на арену выступила МАКЕДОНИЯ. Завоеваниями Филиппа Македонского, а затем его сына Александра Македонского КОНЧИЛАСЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ ЭЛЛАДЫ. Держава простиралась от Северной Италии до Индии, от Нила до Средней Азии.
21. Эпохой ЭЛЛИНИЗМА условно м. назвать время СМЕРТИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО с 323г. до н.э. до 31 г. до н.э., НО более ОБЩЕПРИНЯТО считать время с к. 4в. до н.э. ДО 1в. до н.э. Именно в ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА слились и взаимно обогатились культуры ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ и восточных стран. Именно в эту пору активно СИСТЕМАТИЗИРОВАЛИСЬ знания, опыт, накопленный даже НЕ столетиями, а тысячелетиями. Одна АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ библиотека насчитывает 700 000 рукописей - свитков пергамента и папирусов. Развивались такие науки, как МАТЕМАТИКА, МЕДИЦИНА, НАТУРФИЛОСОФИЯ. В эллинистическую эпоху жили великий математик АРХИМЕД, геометр ЕВКЛИД, астроном ГИППАРХ, географ ЭРАТОСФЕН и др.. В литературе получили развитие разные жанры: комедия нравов(МЕНАНДР), эпиграммы, буколика, элегия.
22. Города строились по "гипподамовой системе", известной в Греции с 5 в. до н.э.. Улицы прокладывались под ПРЯМЫМ углом друг к другу, город делился на КВАДРАТЫ - жилые кварталы. В этот период создается ДИПТЕР - тот же прямоугольный в плане храм, что и периптер, но обнесенный НЕ одним, а ДВУМЯ рядами КОЛОНН. Самый большой из них - ОЛИМПЕЙОН, был начат еще в 6 в. до н.э.
23. Сложное развитие разноликой державы породило создание МНОГИХ художественных школ в скульптуре. На о.Самофракия была поставлена статуя богине победы НИКЕ в честь победы родосского флота над врагами. Кстати, греки изображали Нику с крыльями, так как считали её нрав изменчивым, ее настроение легко меняющимся, она могла перелететь от одного к другому легко и просто. Интересна статуя Афродиты с о.Мелос (скульптор Агесандр, 120г. до н.э.). Известна более в римском названии как Венера Милосская. Всегда в её статуях подчеркивается ЧУВСТВЕННОЕ начало. Образ же ДАННОЙ статуи полон НРАВСТВЕННОЙ СИЛЫ, что говорит о глубоком понимании мастером идеалов ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ. Полноправным в скульптуре стало и БЫТОВОЕ направление.
24. В течение 2-1вв. до н.э. римские легионеры постепенно завоевали ВСЁ ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, и с этого времени начинается НОВАЯ страница в истории античного искусства, связанная уже с РИМОМ.
источник: Т.В.Ильина. История искусств. Западноевропейское искусство.
Свидетельство о публикации №225031001478