Глава 19 Промышленность Кургана
В главе использованы указанные источники информации. Мои воспоминания и мысли обозначены шрифтом с наклоном.
В советское время Курган был крупным промышленным центром, награжденным в 1982 году за трудовые успехи Орденом Трудового Красного Знамени. Помимо предприятий пищевой и легкой промышленности, которые продолжали успешно работать, в Зауралье развивается машиностроение, на базе эвакуированных в годы Великой Отечественной войны предприятий из разных районов нашей страны. Всего в годы войны в Зауралье прибыли 22 огромных завода, 15 из них в труднейших условиях, разместили в городе Кургане. С заводами прибыли 150 тысяч эвакуированных работников этих предприятий.
Одним из первых, в июле 1941 года в Курган из города Гомеля прибыл поезд с оборудованием Гомельского завода сельскохозяйственного машиностроения, всего прибыло 1100 вагонов. Вывозили все, что можно было вывезти: оборудование, сырье, незавершенную продукцию, даже подземный кабель. Все это в срочном порядке разместили на базе недостроенного машиностроительного завода. Завод получил название «Уралсельмаш». Вместо сельскохозяйственной продукции завод начинает выпуск продукции для фронта: мин, минометов, снарядов и гранат. Затем к заводу присоединили, прибывший из – под Москвы цех завода сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского, а затем часть оборудования Кировоградского завода «Красная звезда». В послевоенные годы предприятие переходит на выпуск продукции для сельского хозяйства: соломосилосорезок, тюкоподборщиков, молотилок. В 1950 году завод «Уралсельмаш» был разделен на два самостоятельных предприятия. На старой площадке остался завод «Кургансельмаш», который продолжил выпускать оборудование для животноводства и сельского хозяйства: молотилки, силосорезки, экскаваторы, свеклоуборочные комбайны, сеноподборщики, а затем переходит на выпуск доильных установок.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Первенец машиностроения в Зауралье возник на основе механической мастерской, начавшей работу в 1900 в деревне Логовушка близ Кургана. С переводом мастерской в город в 1904 создан Чугуно-меднолитейный и механический завод инженера С.А. Балакшина.
Вначале завод выпускал оборудование для маслодельных предприятий, но главной задачей ставилась организация производства гидротурбин, в России не производившихся. В 1905 на заводе по чертежам Балакшина изготовили 1-ю в Сибири гидротурбину радиально-осевого типа «Богатырь-быстроход». Турбины этого типа начали завоевывать рынок всей страны. Другой тип турбины («Борец») предназначался для малых и средних подъемов воды (имел 7 модификаций). Кроме турбин завод выпускал турбопоставы, у которых вал турбины служил веретеном для жернова мельницы. Там, где колес. мельницы простаивали из-за мелководья, мельницы с турбопоставами работали в полную силу даже зимой. В 1908 турбины завода завоевали Гран-при и зол. медаль Всемирной выставки по применению электричества в Марселе и Большую серебряную медаль Всемирной промышленной выставки в Стокгольме. Золотые медали присуждались курганским турбинам на 1-й Всероссийской мукомольной выставке в Санкт-Петербурге (1909) и на Западно-Сибирской выставке в Омске (1911); в 1913 в Омске присуждена бронзовая медаль Министерства финансов России.
В 1918 завод Балакшина национализирован; после чехословацкого мятежа временно вернулся к хозяину. В 1919 после окончательного установления сов. власти в Кургане Балакшин оставил завод и уехал в Томск. Завод перешел к выпуску традиционной продукции, турбин и оборудования для маслоделия; впервые экспортировал машины в Германию и Монголию. С 1923 «Кургансельмаш» расширяется, реконструируется, перепрофилируется на выпуск сельхозяйственных машин и оборудования: паровых пастеризаторов, маслоизготовителей, сливкосозревательных и смесительных ванн, мукомол. оборудования для мельничных гигантов Сибири. Как новый завод «Кургансельмаш» открылся в 1927.
С завода Курганасельмаш начиналась отрасль тяжелого машиностроение за Уралом.
Сегодня продукция завода Кургансельмаш это:
- бустерные и водопрокачивающие установки,
- обоурдование для промышленных харнилищ, холодильных камер,
- тестомесильное оборудование для пекарен,
- маслобойки для молочных ферм, - доильные аппараты,
- а также большое количество сельскохозяйственных инструментов.
Завод находится на окраине Кургана, за ним расположен Восточный поселок – затапливаемая зона, в которой в основном находятся частные дома. Сейчас строения завода производят впечатления запущенности, на этом заводе лет 50 назад работали Хлызов Михаил Иванович муж моей тети и Шабалин Александр Иванович брат моего отца.
На новой площадке — завод «Уралсельмаш» начинает выпуск тягача марки «МАЗ», сконструированного на Минском автомобильном заводе. В 1960 — е годы завод переходит на выпуск бронетранспортеров БТР – 60 ПБ.
Переименован в Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ) приказом Министра автотракторной промышленности от 11 июня 1966 года.
В конце 1970-х годов на заводе было собрано более 1000 бронетранспортеров разных модификаций. Но основной продукцией завода были колесные тягачи. Восьмиколесные тягачи использовались для доставки тяжелых неделимых грузов. Курганские тягачи прекрасно зарекомендовали себя, как в южных, так и в северных районах нашей страны. Курганский тягач. 1980-е гг. В 1970-80-х годах на КЗКТ работали несколько десятков тысяч человек
Выпускавшиеся данным предприятием автомобили, специальные шасси, седельные тягачи и полуприцепы использовались в системе Министерства обороны, а также нефтегазодобывающими компаниями. Кроме этого, балластные тягачи-тяжеловозы применяются для буксировки по аэродромам самолётов массой до 200 т.
БТР-60 (БТР-60П) — советский колесный бронетранспортёр (БТР). Был разработан в 1950-х годах как замена бронетранспортёра БТР-152. Бронетранспортёр был принят на вооружение в 1959 году.
Являлся основным бронетранспортёром советских мотострелковых частей в 1960-е годы, в 1970-е — 1980-е был в основном вытеснен БТР-70 и БТР-80. Применялся советскими войсками в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в Афганской войне. Поставлялся как СССР, так и Румынией в десятки других государств, применялся во множестве региональных конфликтов и, несмотря на постепенную замену более современной техникой, на 2007 год всё ещё состоял на вооружении приблизительно 47 государств мира.
У КЗКТ были Дворец культуры, Дворец спорта, стадион и бассейн «Дельфин».
В 1981 году завод был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
Объём государственного заказа в 1991 году с 91 % упал до уровня 4,5 %. Из-за отсутствия средств отказались от заказанных машин предприятия нефтегазового комплекса, в результате на складах скопилось 286 нереализованных машин. Объём производства в 1993 году снизился на 34,2 %.
В 2010 году в Арбитражный суд Курганской области поступило заявление от ОАО «ЭнергоКурган» с требованием признания финансового банкротства ОАО «„Русич“ — Курганский завод колёсных тягачей им. Д. М. Карбышева». Определением суда от 24 февраля 2010 года в отношении ОАО «Русич» — КЗКТ было введено внешнее управление на срок 18 месяцев, По плану внешнего управления часть имущества подлежала реализации путём проведения открытого аукциона. 26 ноября 2012 ОАО «Русич» - КЗКТ ИНН 4501017764 ликвидировано на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
К концу 2010-х годов производственная деятельность по профилю предприятия была полностью прекращена, оборудование демонтировано, несколько цехов снесены. Часть цехов и другой недвижимости завода стали торговыми площадками. Крупнейшие: ТРЦ «Гиперсити» (65 тыс. м;) и ТРЦ «Рио» (30 тыс. м;). В здании заводоуправления расположены ПАО «Курганская генерирующая компания» и Энергсбытовая компания «Восток». На части территории (17,1 га, площадь зданий и сооружений 58 тыс. м;) в настоящее время располагается Курганский индустриальный парк, ведётся выпуск энергетического оборудования и труб для теплоэнергетики.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://xn--80aegj1b5e.xn--p1ai/factory/kzkt
https://auto-fleet.ru/encyclopedia/kzkt/
https://ru.wikipedia.org/wiki/-60
Территория завода занимает громадную часть окраины Кургана и окружена двухэтажными домами постройки 50-х годов. Когда-то я посещала на этом заводе отдел АСУТП, которое то тем временам было развито. Состояние корпусов на сегодня плачевно. По сути, завод не просто заброшен, он исчез. Торговые площади полны товаров, но покупателей почти нет, потом, что в городе избыток торговых площадей, и очень низкий уровень зарплаты.
У завода был отличный стадион и бассейн, куда я ходила много лет
Курганский завод деревообрабатывающих станков (КЗДС) — производитель деревообрабатывающих станков. Был расположен в г. Кургане. Существовал в 1941—2006 годах.
6 августа 1941 года в Курган прибыл эвакуированный из г. Черкассы Киевской области Черкасский завод общего машиностроения им. Г. И. Петровского. Ему были отведены производственные помещения строящейся на территории бывшего Богородице-Рождественского собора фабрики музыкальных инструментов. Здесь разместились два механических цеха, цех сборки, покраски, лакировки и силовая установка. Литейный цех размещён в литейке бывшего завода С. А. Балакшина по ул. Пушкина. Завод выпускал боеприпасы (миномётные мины 50 мм, более 6000 шт. в сутки) для Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Приказом Наркомата общего машиностроения СССР от 6 октября 1941 года переименован в Курганский завод продовольственного машиностроения.
Распоряжением Наркомата миномётного машиностроения СССР от 16 июля 1943 г. переименован в завод N 709. За самоотверженный труд коллектив завода неоднократно удостаивался призовых мест в соревновании и награждался Красным Знаменем Государственного комитета обороны СССР, наркомата миномётного вооружения СССР, горкома ВКП(б) и горисполкома.
После войны завод переходит на выпуск мирной продукции – деревообрабатывающих станков. Станки с маркой «Курганский ЗДС» поставлялись в 24 страны мира. Завод выпускал: ленточные и циркулярные пилы, рейсмусовые и строгально — фуговальные станки с ручной и автоматической подачей. В советское время завод изготовил и отправил более 150 тысяч деревообрабатывающих станков, из них 4403 станка на экспорт.
Первая партия фуговальных станков была изготовлена в 1947 году. С 1960 года завод стал единственным в СССР производителем таких станков.
Всего завод выпустил более 150000 станков, в том числе 4403 станка на экспорт в 23 страны (в том числе Норвегия, Польша, Египет, Австралия, Нидерланды, Франция, Финляндия, Куба, Ирак, Чехословакия, Судан, Вьетнам).
Потребность в СССР и странах СЭВ станков по профилю ЗДС составляла 25—30 тыс. шт. в год, поэтому в 1980 году начато строительство второй очереди завода на новой площадке в районе Карчевской рощи с производственной площадью 71200 м;.
С 1985 г. завод дополнительно специализируется на выпуске шпиндельных узлов к четырехсторонним станкам и выпуске автоподатчиков к деревообрабатывающим станкам любых модификаций.
В 1988 году при заводе открыт региональный центр по металлопокрытию зубных протезов.
В 1989 году в районе Карчевской рощи введён сварочно-заготовительный корпус (1-я очередь строительства), в который переведено производство автоподатчиков, ледорубов шнековых, манипуляторов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» в 1993 году на базе Курганского завода деревообрабатывающих станков учреждено Акционерное общество открытого типа «Курганский завод деревообрабатывающих станков».
В конце 1993 года производство на второй площадке полностью остановлено. Начиная с 1993 года завод разработал и выпустил 16 моделей деревообрабатывающих станков для столярного и мебельного производства (станки фрезерные, круглопильные, строгально-пильные, фуговальные, четырехсторонние, сверлильно-пазовальные, комбинированные, рейсмусы).
В соответствии с решением Арбитражного суда Курганской области от 31 марта 2004 г. ОАО «Курганский завод деревообрабатывающих станков» признано несостоятельным (банкротом).
После ликвидации завода в его помещениях расположен супермаркет строительных материалов Торговый центр «Зауральский ДомоСтрой», использующий аббревиатуру ЗДС.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Завод был расположен в самом центре старинных улиц в зеленой зоне.
Сейчас множество коммерческих предприятий, возникших на его месте, не украшают город.
В сентябре 1941 года из города Кременчуга в Курган прибыл завод бензозаправочных средств. Эвакуировались в спешке, немцы наступали. Всего с завода было вывезено 25 вагонов заводского оборудования: станки, незавершенная продукция, цветные металлы. В Кургане завод разместили в здании сгоревшего в 1937 году Народного дома, где для этого не было никаких условий: обгоревший зал со сценой, не было даже крыши. Для фронта изготавливались: снаряды к гвардейскому миномету «Катюша», огнеметы, автогудронаторы, топливозаправщики, бензоцистерны и другая продукция. После войны завод специализируется на выпуске дорожно-строительных машин, топливозаправщиков, автогудронаторов, битумовозов. Имея огромный опыт изготовления дорожных машин, завод ни в чем не уступал конкурентам.
Первоначально данную технику выпускали для Вооруженных Сил СССР, а позднее стали производить технику гражданского назначения. Марку «Кургандормаш» хорошо знают не только в Российской Федерации, но и за её пределами. Продукция завода известна в 50 странах мира: Чили, Аргентина, Индия, Китай, Сирия, Ирак, Польша, Сербия, Конго, Мали и другие.
В декабре 1992 года завод преобразован в акционерное общество.
Переезд «Кургандормаша» из центра города на территорию бывшего предприятия «Курганприбор-А» начался в 2013 году. Для развития производства предприятию не хватало площадей. Завод располагался в цехах, которые были разбросаны по всей территории, их площадь составляла 8 тыс. м;. После переезда у предприятия стало 18 тыс. м;. Всё производство организовано под одной крышей, что существенно снизило затраты завода. Полностью перенос мощностей закончился в 2015 году.
В России большой популярностью пользуется битумощебнераспределитель ДС-180. Его новая модификация ДС-180Д имеет автономный двигатель, благодаря этому полуприцеп используется без привязки к определенному тягачу.
В настоящее время ведется развитие дилерской сети. 40% продукции предприятия идет на экспорт в страны СНГ. В марте 2011 года прошло первое в истории ОАО дилерское совещание. На нем обсудили расширение рынка и продвижение техники по РФ и за рубеж.
Завод не повторил судьбу многих брошенных заводов. Сегодня Кургандормаш и КТРВ представили на выставке «Армия-2022» первый российский электрический погрузчик! Аналогов нет практически ни в одной стране. Машина разрабатывалась для Москвы и полностью адаптирована к электрической инфраструктуре города,
https://ru.wikipedia.org/wiki/
В ноябре 1941 года из города Харькова прибывает оборудование сразу двух предприятий: Харьковской артели по производству весов, с которой прибыло оборудование и 16 рабочих и оборудование Харьковского металло – штамповочного завода с 74 рабочими и специалистами. После объединения этих предприятий завод получил наименование Механический завод № 603. В 1942 году к заводу присоединили, прибывшее из – под Москвы оборудование станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе.
В марте 1942 года организован инструментальный цех, в котором установлено оборудование Московского завода «Манометр».
Завод № 603 8-го Главного управления Наркомата боеприпасов СССР в годы Великой Отечественной войны выпускал капсюльную втулку КВ-4 капсюля-воспламенителя от 30-мм до 100-мм калибра зенитного и пушечного выстрела; в 1942—1943 гг. производил гранаты РГД-33 и РГД-42. Завод неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем Государственного комитета обороны СССР. 1008 чел. награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
После войны механический завод переходит на выпуск радиотехнических изделий и аппаратуры связи. В 1970-х годах Курганский механический завод выпускает продукцию оборонного назначения, народнохозяйственную продукцию и товары народного потребления.
После войны завод освоил изделия для автотракторной промышленности и сельского хозяйства: клапаны гидросистем, разрывные муфты, автосвечи М18, шприц штоковый, краны газовые ; и ;. Активное строительство жилого сектора привело к созданию Механического посёлка г. Кургана.
С 1961 года организован выпуск заводской газеты «Знамя». В 1960-е гг. продолжал производить капсюльные втулки, а также гальваноударные втулки.
По итогам работы за IX пятилетку Курганскому механическому заводу постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено звание «Имени 50-летия СССР».
В июне 1973 года приказом министерства машиностроения СССР № 228 на базе Курганского механического завода и Курганского приборостроительного заводов создается Приборо-механическое объединение «Курганприбор» с численностью 8000 человек.
В 1984 году на территории Производственного объединения открыт филиал Челябинского радиотехнического техникума.
По итогам IХ пятилетки ПО «Курганприбор» награждён орденом «Знак Почёта». Торжественное вручение состоялось 26 марта 1976 года во Дворце культуры машиностроителей им. Ленинского комсомола. Орден прикрепил к знамени ПО «Курганприбор» делегат XXV съезда КПСС, член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, первый секретарь обкома КПСС Ф.К. Князев.
В 1982 году к 40-летию предприятия открылся заводской музей трудовой славы.
В 1988 года началось снижение объёма производства продукции в связи с сокращением оборонных заказов.
В октябре 1994 года правительство РФ приняло решение о сохранении ПО «Курганприбор» статуса государственного предприятия. Объём производства в 1994 году составил 68 % от уровня 1986 года.
Основная продукция завода — комплектующие узлы для других заводов министерства. Курганприбор выпускал изделия народного потребления: охранная сигнализация «Нева-10М», «Клен», «Скала»; кассетные магнитолы «Аэлита-101», «Аэлита-102», «Аэлита-204», «Аэлита-208»; портативная рация «Аэлита РС-1»; кухонный комбайн КЭТ-100.
В 2002 году на базе ФГУП «Курганприбор» было создано открытое акционерное общество «Курганприбор-А» (ОАО «Курганприбор-А»), разработана перспективная экономическая программа по становлению и дальнейшему развитию предприятия, сохранив оборонный профиль номенклатуры изготовляемых изделий. В результате ее реализации удалось сохранить мобилизационные мощности не только «Курганприбора», но и обанкротившихся предприятий городов Самары, Нижнего Новгорода, Саранска и других.
С этих заводов в Курган было перевезено более 1,5 тысяч единиц оборудования, 7,5 единиц оснастки и огромное количество технической документации. Значительная часть изделий, выпускавшихся на обанкротившихся предприятиях, в настоящее время продолжает изготовляться в АО «НПО «Курганприбор».
Руководство предприятия постоянно занимается увеличением номенклатуры выпускаемой продукции. За последние годы освоено производство более 20 видов новых изделий. Среди них изделия для различных видов вооружения, в производстве которых АО «НПО «Курганприбор» является соисполнителем Государственного оборонного заказа:
https://kurganpribor.ru/about/
Для развития подсобного хозяйства в состав ПО «Курганприбор» принят колхоз «Прогресс» Половинского района.
20 июля 2023 года, из-за СВО на Украине, «Курганприбор» попал под блокирующие санкции США. Власти отмечали, что предприятие «производит комплектующие для ракетных комплексов, ракет и бомб. Вероятно, "Курганприбор" работает с российскими производителями БПЛА над созданием двигателей для программ вооружения БПЛА». Также, в 2023 году, Курганприбор включён в санкционный список стран Евросоюза:
Компания поставляет вооружение Министерству обороны России по государственному оборонному заказу. Производит взрыватели для танковых выстрелов, наземной и морской артиллерии, реактивных систем залпового огня, зенитных ракетных комплексов. Изготавливает взрыватели и механизмы для ракет, устанавливаемых в РСЗО БМ-30 "Смерч", которые использовались Вооруженными силами РФ против ВС Украины. Более того, руководство и сотрудники компании публично поддержали СВО и отправляли материальную помощь российским солдатам участвующим в войне.
21 февраля 2024 года, во вторую годовщину российского вторжения в Украину, «Курганприбор» включён в санкционный список Канады против организаций связанных с военно-промышленным комплексом». По аналогичным основаниям предприятие находится в санкционных списках Украины и Швейцарии.
8 апреля 2012 года в Вербное воскресенье в год 70-летия «Курганприбора» на территории завода, недалеко от заводской проходной, Высокопреосвященнейший Константин, архиепископ Курганский и Шадринский освятил новый храм в честь иконы «Порт-Артурская». После освящения в храме была совершена первая литургия. Строительство храма осуществлено благодаря руководству и трудовому коллективу предприятия «НПО „Курганприбор“. Архиепископ Константин отметил в своей речи на празднестве освящения символичность возведения храма оборонным предприятием, а также подчеркнул, что российский народ возвращается к своим святыням.
С 2015 года на заводе «Курганприбор» существует музей военной техники. Среди экспонатов представлены:
Автоматическая зенитная пушка С-60, оборудованная электрическим следящим приводом ЭСП-57
Боевая машина 9П138 (Реактивная система залпового огня 9К55 «Град-1»)
122-мм гаубица образца 1938 года (М-30)
152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20)
76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗИС-3)
85-мм дивизионная пушка Д-44
Я, учась в КМИ, два раза проходила практику на «Курганприборе». Директором тогда был Таранов Евгений Васильевич. Был он личностью незаурядной, при нем завод начал бурно развиваться. В Ленинграде окончил среднюю школу, поступил в военно-механический институт. Институт готовил узких специалистов в области вооружений. Специальность Таранова была - боеприпасы и средства поражения. После института его направили в Пензу. А в 1968 году - в Курган.
В июне 1973 года Курганский механический и приборостроительный заводы объединили в одно предприятие. Курганское приборомеханическое производственное объединение возглавил Евгений Таранов и работал с 1973 по 1985 годы.
Таранов первый из местных директоров завел при заводе подсобное хозяйство. Поэтому в меню заводских столовых всегда была курятина и крольчатина, что в те голодные времена было редкостью. Так же поражала чистота заводских территорий с шикарными клумбами. Надо сказать, что тогда в городе даже частницы не разводили цветов.
Как человек незаурядный, он умудрился нарушить нормы той морали и женился на молоденькой секретарше, которая родила ему двух детей.
На материалах завода в декабре 1976 года я защитила диплом на «отлично».
Инженерному классу в курганской гимназии №32 присвоили имя Евгения Васильевича Таранова. Премия Е. В. Таранова учреждена в 2003 году. С тех пор лауреатами премии стали 32 человека из числа руководства и рабочих завода.
В тяжелые перестроечные годы на заводе из прежних 8 тысяч работников осталось несколько сотен. Люди разбегались в поисках заработка и настроение оставшихся сотрудников завода было подавленным.
В настоящее время новое оборудование, станки, постоянные заказы и стабильная зарплата привлекают на завод молодежь. С новым поколением сегодня продолжает работать профсоюзная ячейка предприятия. Материальная помощь, традиционные семейные выезды с детьми на природу, помощь школьникам накануне учебного года.
В 2022 году временным управляющим завода назначен Сергей Николаевич Муратов.
Сергей Николаевич Муратов (род. 13 января 1964, Щучье, Курганская область) — российский промышленник, государственный и партийный деятель, сенатор Российской Федерации (представитель от Курганской областной думы, с 2020). Вошёл в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в качестве заместителя председателя. Председатель Курганского регионального отделения Российского Союза промышленников и предпринимателей, кандидат экономических наук (2005).
Из-за поддержки нарушения территориальной целостности Украины во время российско-украинской войны находится под персональными международными санкциями Евросоюза, США, Великобритании и ряда других стран.
Учился в школе в посёлке Лебяжье Лебяжьевского района Курганской области. В 1986 году окончил Курганский сельскохозяйственный институт.
Про Муратова я узнала по рассказам моей тети Петровой Анны Ивановны, его первой учительницы. Уже будучи человеком состоятельным, он приезжал к Анне Ивановне с дорогими подарками: букетами цветов, корзинами фруктов, на юбилей подарил ей телевизор. Но правильно говорят, что дорог не подарок, а внимание. Такое внимание было редкостью для простой учительницы.
Муратов и мою маму поздравлял с праздниками с шиком, потому, что она была его учителем математики.
Я лично познакомилась с Муратовым , когда занималась ландшафтным дизайном. Я делала проект его участка при коттедже. Коттедж находится в Кетово. Территория небольшая. По центру участка был прорыт прямой ров. В небольшой бане был маленький бассейн, что для тех времен (2004 год) было редкостью.
Жена Сергея Николаевича - миниатюрная приятная женщина очень мило отнеслась к моим предложениям по саду. Ее брат был священником в Смоленской церкви, где мы позже с мужем венчались.
Однажды Муратовы пригласили меня с мужем в гости. Их дом поражал старорусской роскошью. Комнаты располагались анфиладой, арки были отделаны ценной древесиной. В доме была часовня с множеством старинных икон. Для дочерей, тогда подростов, были отдельные спальни тоже с иконами.
В свою очередь мы их тоже пригласили к себе на дачу. Кроме них в гостях у нас были еще Вавиловы – сестра мужа со своим мужем, который в те времена был начальником городской налоговой инспекции. Встреча прошла интересно, за исключением того, что мой муж Константин Георгиевич накануне принял так на грудь, что все проспал
В апреле 2002 году Сергей Николаевич был назначен внешним управляющим ФГУП «Курганприбор», на котором из-за долгов было практически прекращено производство. Вместе со специалистами Муратов разработал антикризисную программу по развитию предприятия
. В результате её реализации удалось сохранить мобилизационные мощности не только «Курганприбора», но и обанкротившихся предприятий городов Самары, Нижнего Новгорода, Саранска и других. С этих заводов в Курган было перевезено более 1,5 тысяч единиц оборудования, 7,5 тысяч оснастки и техническую документацию. Значительная часть изделий, выпускавшихся на обанкротившихся предприятиях, в настоящее время продолжает изготовляться АО «НПО «Курганприбор». Муратов является председателем Совета директоров АО «НПО «Курганприбор».
Сергей Муратов активно занимается общественной деятельностью. Он является председателем общественного движения Курганской области в защиту армии, флота и оборонно-промышленного комплекса, членом штаба Регионального отделение Общероссийского народного фронта в Курганской области
.
Он участвует в благотворительных мероприятиях, руководит фондом имени Святого Благоверного князя Александра Невского, который финансирует работу православной школы, издаёт православно-патриотический журнал «Русское поле Зауралья». По его инициативе и при активном участии построены храмы в Лебяжье и на территории «Курганприбора», в сентябре 2007 года установлен бюст Александра Невского в заводском сквере.
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
https://kurganpribor.ru/-----/
https://oblast45.ru/publication/41545
https://kurganpribor.ru/awards/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
В конце 1939 года Постановлением правительства СССР было принято решение о строительстве в Кургане кранового завода. Весной 1940 года началось строительство, но в 1941 году, в связи с началом войны, строительство было заморожено. Продолжилось оно только в 1947 году. В 1950 году завод выпустил свою первую продукцию – крановый редуктор РМ – 350. Продукция завода в эти годы: детали и узлы для кранов, крановые редукторы, крановые тележки и металлоконструкции для кранов. В конце 1950-х годов Курганский завод кранового оборудования переходит на выпуск артиллерийских тягачей АТС, затем АТС – 59. В эти годы завод получил наименование Курганский машиностроительный завод. В 1960 — х годах артиллерийские тягачи АТС – 59 Курганского машиностроительного завода не раз участвовали в парадах на Красной площади в Москве, буксируя 100 – мм зенитные пушки. Курганский машиностроительный завод. 1960-е гг. Во второй половине 1960-х годов завод переходит на выпуск боевых машин пехоты – БМП – 1. Первоначально эта машина выпускалась на Челябинском тракторном заводе, затем ее производство было полностью передано Курганскому машиностроительному заводу. В 1971 году за организацию производства боевой машины пехоты коллектив завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени. БМП -1 изготовлялась на КМЗ с 1966 по 1983 годы, с 1983 года завод переходит на выпуск БМП — 2. Эта боевая машина была принята на вооружение армиями многих стран мира. Первоначально в Москве новая машина не вызвала поддержки, ее отправили в Афганистан, где в то время шли боевые действия. Там боевая машина зарекомендовала себя с самой лучшей стороны и получила одобрение военных, а афганские душманы назвали ее «шайтан – арба». На ряду с этим идет работа над новой, усовершенствованной боевой машиной БМП – 3, которая была выпущена в начале 1980-х годов. А окончательно на производство БМП – 3 завод перешел в 1987 году. В цехе Курганского машиностроительного завода. 1990-е гг. В советские годы на КМЗ было выпущено более 40 тысяч машин, около 10 тысяч из них были отправлены за границу.
15 марта 2022 года, на фоне вторжения России на Украину, Евросоюз ввел санкции в отношении Курганмашзавода так как «БМП-3, поставленные заводом, использовались Россией во время СВО в Украину в 2022 году.
8 апреля 2022 года завод включен в санкционный список Канады
Также, по аналогичным основаниям, «Курганмашзавод» находится в санкционных списках Швейцарии, Японии, Украины, Австралии и Новой Зеландии.
Я проходила свою первую производственную практику на заводе. В меня был двухмесячный Денис. Был жаркий июнь 1976 года. Практика у меня была в механосборочном цехе, где начальником был Рудольф Пиратинский. Задание – надо было сделать технологический процесс одной деталюшки. А ребенок хотел кушать, он был на натуральном вскармливании. Надо отметить, что техники для копирования в использовании простых людей не было. Поэтому мне пришлось за проходную под тонким шифоновым платьем вынести на себе замасленный техпроцесс, за ночь его переписать и на следующий день вернуть. А ведь это был оборонный завод, не представляю даже, что бы со мной было, если бы это обнаружили.
Молодым специалистом я тоже пришла на завод, но об этом в других главах.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
И это далеко не все предприятия, обосновавшиеся в Кургане в годы войны. В 1950 – х годах, на ряду с действующими предприятиями, один за другим вступают в строй новые заводы. Из письма первого секретаря Курганского обкома КПСС Г.Ф. Сизова заместителю Председателя Совета Министров СССР А.И. Микояну: «По решению Совета Министров СССР и ЦК КПСС в Курганской области ведется большое строительство новых заводов, железнодорожного транспорта, элеваторов, учебных, административных и жилых зданий. В Кургане строится и реконструируется 12 заводов, в том числе машиностроительный завод Министерства транспортного машиностроения СССР, химического машиностроения и арматурный Министерства машиностроения и приборостроения СССР, «Уралсельмаш», «Новокурганский» и механический Министерства общего машиностроения, элеваторно-мельничного оборудования Министерства заготовок СССР, дрожжевой Министерства промышленности продовольственных товаров, электростанция мощностью 150 тысяч киловатт Министерства электростанций СССР и ряд других объектов.
В ближайшее время сдается в эксплуатацию железнодорожная магистраль на целинные земли в Казахстан, реконструируются железнодорожные пути под электротягу. В область прибывает большое количество рабочих, служащих и инженерно – технических работников на стройки, промышленные предприятия, освоение целинных и залежных земель. Быстро растет население областного центра города Кургана: за период с 1950 по 1955 годы численность населения выросла на 41500 человек и составляет в данное время свыше 115 тысяч человек. Значительно увеличилось число инженерно-технических работников».
ОАО «Икар» - специализируется на выпуске широкого ассортимента арматурных изделий. В настоящее время предприятие является одним из крупнейших в стране в своем секторе. Начав свою деятельность в 1954 году, завод занимает сегодня достойное место в ряду российских предприятий, а заслуги его руководства и коллектива были оценены орденом «Знак Почета».
Решение о том, что в Кургане будет построен арматурный завод, было принято в 1949 году, и строительство его уже в ближайшее время началось на одном из пригородных пустырей. Первую продукцию завод дал в 1954 году – свою работу завод начал с выпуска задвижек. Одновременно с ведением производства, продолжалось строительство корпусов завода. На проектную мощность завод вышел к 1967 году.
В 1954 году первую продукцию – чугунную задвижку выпустил Курганский завод трубопроводной арматуры. Такие задвижки применялись на трубопроводах для газа, воды, пара. В 1970 – е годы завод достиг наивысших производственных показателей за всю свою историю. Продукция предприятия: вентили, клапаны, затворы и задвижки, сильфонная арматура для атомных электростанций поставлялись во все уголки Советского Союза. Более половины всей арматуры в СССР выпускал Курганский арматурный завод. Предприятие поставляло продукцию на экспорт в 25 стран мира: Финляндию, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Румынию, Кубу и другие государства.
В настоящее время на заводе выпускается высококачественная арматура которая используется сегодня на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, при работе АЭС, на энергетических предприятиях. Изделия завода являются составной частью холодильных установок и трубопроводов различного назначения, они востребованы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, на угледобывающих предприятиях, при организации орошения сельскохозяйственных угодий. 40% продукции завода используется для удовлетворения нужд нефте- и газодобывающих предприятий Томской области и Тюмени. Потребителями продукции завода стали и такие предприятия, как «ТНК», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», предприятия «Газпрома» и многие другие предприятия страны. Однако круг заказчиков завода не ограничивается только российскими потребителями. Продукция его поставляется в несколько десятков стран мира, среди которых – страны Европы, Азии и Америки.
Обеспечить высокое качество и минимальные сроки выполнения заказов предприятию позволяет также наличие собственных литейно-заготовительных мощностей.
Предприятие специализируется не только на изготовлении серийных изделий – в зависимости от нужд своих заказчиков, может быть выполнено и изготовление нестандартных изделий.
https://armaturka.ru/firm/ikar-kzta.html
17 мая 1956 года в строй вступил завод химического машиностроения. Завод выпустил свою первую продукцию – центрифугу ТВ – 600 У. В следующем году завод получил новый заказ от Министерства обороны – изделие АДДК, которое предназначалось для дезинфекции, дегазации и дезактивации военной техники. Затем производил химическое оборудование, работающее под давлением, установки осушки воздуха, озонаторные установки, вулканизационные котлы и другую продукцию.
ООО «Курганхиммаш» – одно из ведущих российских предприятий по проектированию и производству технологического оборудования для нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, химической, энергетической, металлургической, машиностроительной, медицинской, пищевой и других отраслей промышленности.
Компания осуществляет разработку технологий для различных процессов, производит проектные, монтажные, шеф-монтажные и пуско-наладочные работы.
Сегодня ООО «Курганхиммаш» выпускает более 2000 наименований продукции. Спектр продукции предприятия охватывает практически все разнообразие типового и специализированного оборудования.
http://kurgankhimmash.ru/
С 1997 года завод начинает выпуск оборудования для основных технологий подготовки нефти и газа, транспортировки и переработки, НГВРП.
В 2004 году завод открыл вторую площадку, специализированную по выпуску вертикальных стальных резервуаров, вместительностью до 100 000 м3, а в 2008 году из-за кризиса, завод потерял около 250 человек.
В 2007 году собственником около 90 % акций стал «Алеф-Банк». Затем эти акции были скрыты на кипрских офшорах.
В 2012 году завод освоил выпуск газового компрессорного оборудования.
15 января 2013 года внеочередное собрание акционеров решило вопрос о порядке и об условиях осуществления преобразования ОАО «Курганский завод химического машиностроения» в ООО «Курганский завод химического машиностроения». На 31 декабря 2012 года общее количество акционеров ОАО «Курганхиммаш» превышало 1,5 тыс., при этом 86,9 % акций предприятия принадлежало компании «OPTUS (OVERSEAS) LIMITED», которая зарегистрирована в городе Лимасол, Республика Кипр контролируется компанией DOCWIL TRADING LTD., зарегистрированной на о. Маэ, Сейшельские острова.
С 1 апреля 2013 года зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью «Курганский завод химического машиностроения» (ООО «Курганхиммаш», ИНН 4501184300). Участники (с июня 2013 года): Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение «Курганхиммаш» (15,59 %), ОПТУС (ОВЕРСИЗ) ЛИМИТЕД (84,41 %).
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Курганский автобусный завод. Первоначально, с 1953 года, завод строился в системе оборонного комплекса как расширение Курганского механического завода № 603, производившего средства воспламенения для артиллерии и детали для сельскохозяйственного машиностроения. 19 сентября 1957 года вышло Распоряжение Совета Министров РСФСР о передаче производства автобуса марки ПАЗ-651А с Павловского автобусного завода в Курган и организации производства автобусов КАвЗ-651 капотного типа на базе автомобиля ГАЗ-51.
В январе 1958 года с конвейера сошел первый автобус КАВЗ – 651. В 1960 — х годах Курганские автобусы поставлялись во все регионы Советского Союза. В 1970-х годах курганские автобусники выпускали по 12000 автобусов в год. Каждый пятый автобус в стране был курганским. Курганские автобусы можно было встретить в любом городе России от Москвы до Дальнего востока.
14 января 1958 года Курганский автобусный завод выпустил первый автобус. Всего в 1958 году выпущено 508, в 1959 году — 1511, в 1960 году — 3434 автобуса.
В 1961 году введён в эксплуатацию 4-х этажный корпус, а в 1968 году радиотехническое производство КАвЗа выделено в самостоятельное предприятие, подчинённое Минмашу СССР. Завод выпускал 13 наименований продукции, в том числе 6 наименований товаров народного потребления и 2 типа радиовзрывателей по заказу Минобщемаша СССР и погранвойск СССР.
С 1971 года взамен устаревшей модели 651 завод начал производство капотных автобусов КАвЗ-685, переименованных позже в КАвЗ-3270. Затем с изменением базового грузовика модель автобуса соответственно изменилась на КАвЗ-3976.
В 1981 г. с использованием кузова КАвЗ-685 была выпущена партия вахтовых автобусов для нефтяников КАвЗ-49471 на шасси «Урал-375».
В 1985 г. для горных районов страны был разработан аналогичный автобус, но на шасси ЗИЛ-130.
В 1986 году для подготовки рабочих кадров при заводе было открыто СПТУ-34.
11 июля 1992 года завод стал акционерной компанией АК «КАвЗ».
В 1990-е годы в связи с изменением в отраслях народного хозяйства, в том числе сельского, резко снизился потребительский спрос на дешёвые громоздкие капотные автобусы малой вместимости на шасси грузовиков, основным потребителем которых являлись совхозы, колхозы, госпредприятия отраслевых министерств. Начался спад производства: если в 1989 году выпущено 20 тыс. автобусов[, то в 1994 году — 4 тыс., в 1995 году — 1186, в 1997 году — 769 машин. Численность работающих на КАвЗе: в 1968 году — 1594 чел., в 1970 году — 2076 чел., в 1980 году — 3955 чел., в 1990 году — 4513 чел., в 1999 году — 3300 чел. К 1993 г. заводом проведена подготовка и организовано производство нового семейства автобусов вагонной компоновки агрегатной сборки с вместимостью 24 пасс. места, в объёме 150—200 шт. в год. Именно здесь в 1992 году изготавливаются первые автобусы вагонной компоновки КАвЗ-3275, КАвЗ-32784, КАвЗ-3278 отличающиеся более высоким уровнем комфортабельности и соответствующие международным требованиям по безопасности.
Также с середины 90-х в небольшом количестве некоторое время выпускали «Икарусы».
В 1997 г. по заказу «Спецгазавтотранса» завод выпустил партию вахтовых КАвЗ-4224, созданных аналогично модели 49471, но уже на шасси «Урал-4320».
С целью удовлетворения потребностей рынка в автобусах для перевозки вахтовых бригад в 1998 году создано семейство КАвЗ-4229 на «зиловском» шасси, в то время выпускаемом Уральским автомоторным заводом; в 2002 г. создаются современные «вахтовки» на шасси «Урал» (подробнее см. ниже).
В ходе стратегии вывода предприятия из предбанкротного состояния в 2001 году Курганским автобусным заводом был разработан школьный автобус, наиболее полно отвечающий требованиям ГОСТ к автобусам для перевозки детей. Первый заказ на поставку автобусов, в рамках программы «Школьный автобус», КАвЗ выполнил в 2001 году в количестве 55 штук для Ярославской области. За два года с начала реализации программы в рамках национального проекта «Образование» Курганским автобусным заводом изготовлено и поставлено около 3 тыс. школьных автобусов во все регионы РФ. Ряд школьных автобусов был поставлен заводом в Республику Беларусь, Казахстан и Украину.
14 марта 2006 года ОАО «Курганский автобусный завод» прекратило деятельность на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
В 1964 году официально вступил в строй Курганский завод судовой арматуры, переименованный в 1969 году в машиностроительное предприятие «Корвет». Курганское предприятие выпускало арматуру для атомохода «Сибирь», супертанкера «Крым», ледоколов «Арктика» и «Россия», судов «Николай Косыгин», «Борис Бутома» и других.
АО «АК «Корвет» уже более 50 лет является ведущей компанией по производству широкой номенклатуры трубопроводной и фонтанной арматуры, устьевого оборудования на давления до 1050 атмосфер, в коррозионностойком исполнении К-3 для различных климатических условий эксплуатации.
Продукция используется для добычи и транспортировки нефти и газа как на материке, так и на морском шельфе. Производятся моноблочные колонные головки для сквозного бурения в различных модификациях, ускоряющие процесс бурения и строительства скважины, впервые разработанные и применённые на территории Российской Федерации предприятием, конструкция защищена патентом в 2013 году.
Вся выпускаемая продукция сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ России. Предприятие поддерживает действие лицензий Американского института нефти (API) на право выпуска устьевого оборудования и трубопроводной арматуры.
С 1996 года действует система менеджмента качества, отвечающая требованиям международного стандарта ISO 9001. В настоящее время на предприятии внедрена и сертифицирована Интегрированная система менеджмента, включающая систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента и систему менеджмента охраны труда и промышленной безопасности.
Филиалами ОАО АК "Корвет" явлются
1 Общество с ограниченной ответственностью "Литейный центр"
2 Акционерное общество "Казнефтегазмаш"
3 Общество с ограниченной ответственностью "Шумихинское машиностроительное предприятие"
4 Общество с ограниченной ответственностью "Каргапольский машиностроительный завод"
https://korvet-jsc.ru/
В 1979 году был введен в эксплуатацию завод Мостовых металлоконструкций ММК. В июле 1979 года из ворот цеха вышел тепловоз с платформой, на которой было установлено первое пролетное строение железнодорожного моста длиной 23 метра, предназначенное для БАМа. С этого момента предприятие отправляло металлоконструкции мостов: в Узбекистан, Тюмень, Тобольск, Сургут, Москву, Днепродзержинск, Омск, Барнаул, Дальний Восток, Европейскую часть СССР.
А начиналось все в начале 70-х . Необходимость интенсивного освоения нефтегазовых месторождений Тюменского Севера, строительство БАМа, развитие сети дорого Казахстана, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока требовали развития железнодорожной отрасли. Тогда и принято было решение о строительстве завода, специализирующегося на производстве стальных конструкций железнодорожных и автодорожных мостов. Для этого были отведены 50 га на пустыре в северо-западной части города. Одновременно было определено место для размещения жилищного и коммунально-бытового строительства работников завода, что положило начало новому району города – Заозерному поселку.
Тогда же были сданы в эксплуатацию жилые дома для рабочих, детский сад, школа и общежитие. С этого момента и начинается официальная история завода.
Первое десятилетие жизни «Стальмоста» – период полного окончания строительства завода, освоения производственных мощностей, технологии изготовления новой для коллектива продукции. На это время выпало начало непростой работы по оптимизации расстановки оборудования, замены устаревающего оборудования, отработки рациональных технологических маршрутов. С 1981 года заводом руководил Григорий Еланцев, именно под его руководством формируется структура завода, сохранившаяся и до сегодняшнего времени. Заслугой руководителя стало создание молодого, опытного и работоспособного коллектива, которому по плечу было решение самых сложных производственных задач.
Настоящей проверкой для молодого завода стало строительство моста длиной 88 и шириной 9 метров через реку Амударью, соединившую территорию Советского Союза с Афганистаном. Мост был сдан в мае 1982 года, свое первое испытание «Стальмост» прошел с честью.
Основу работы завода всегда составляли собственные разработки курганцев. Заводом постоянно модернизировались имеющиеся технологии, а также проектировались и изготавливались новые высокопроизводительные стенды, кантовали, обеспечивающие устойчивый серийный выпуск конструкций. В продолжение развития серии строительства мостов по универсальной (гибкой) технологии на заводе осваивали конструкции, позволяющие строить автомосты большей проезжей части и большей длины пролета. Это явилось прогрессивным шагом в современном мостостроении.
На счету «Стальмоста» еще немало громких свершений. В 1987 г. курганский завод в сжатые сроки изготовил и поставил на монтаж конструкции для моста общим весом более 4000 тонн через реку Припять в районе Чернобыльской аварии. В 1989 г. усилиями курганских мостостроителей возведен крупный автодорожный мост через реку Белую (Башкортостан). В 1989-1990 гг. выпущены металлоконструкции на строительство моста оригинальной конструкции через реку Иртыш на южном обходе Омска.
Усилия руководства не прошли даром – начиная с 1997 года предприятие стабильно наращивает объемы производства. «Стальмосту» удалось выиграть ряд крупных тендеров, в том числе на московском рынке. К числу серьезных достижений ЗАО «Курганстальмост» можно отнести также завоевание права участвовать в поставке металлоконструкций на строительство Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Осуществлялись поставки для крупнейших автодорожных мостов в Омске и Перми. В 2004 году закончено строительство моста в Ханты-Мансийске длиной 1,4 км. А сургутский пилонный мост, металлоконструкции для которого изготовлял «Стальмост» был даже занесен в книгу рекордов Гинесса.
Силами завода возведен Ледовый дворец а Кургане, «Курганстальмост» является генеральным спонсором хоккейной команды «Мостовик».
https://oblast45.ru/publication/48
Коллектив КУРГАНСТАЛЬМОСТА производит в год около 100 тысяч тонн металлоконструкций, уверенно лидируя по объёму выпускаемой продукции на российском рынке. Автодорожные, железнодорожные, совмещенные мосты, рождённые на КУРГАНСТАЛЬМОСТЕ, эксплуатируются во многих областях и регионах России, а также в Казахстане, Белоруссии, в Балтийских государствах, Турции, Лаосе, Германии, Туркменистане, в других странах. В любой точке России от Дальнего Востока до Калининграда, от Крайнего Севера до Сочи «работают» курганские металлоконструкции, наши мосты и стадионы.
Изготавливаются металлоконструкции для транспортной инфраструктуры России в рамках реализации «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года», ФЦП «Развития транспортной системы России 2010–2020», стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года и т.д.
Завод участвовал в строительстве 10 стадионов к Чемпионату мира по футболу — 2018, поставляли металлоконструкции для возведения объектов и инфраструктуры к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, Саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке и т.д.
Поставляли металлоконструкции, а также метизы, фибру, динамометрические ключи и другую продукцию в Германию, Лаос, Испанию, Турцию, Францию, Китай, Литву, Латвию, Молдавию, Армению, Украину, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан.
ООО «Саф-Нева» – российское предприятие французской группы Lesaffre – стало победителем торгов по продаже объекта культурного наследия Дом купцов Смолиных по улице Куйбышева, 122. Ранее общество арендовало эти помещения. Здание было продано по цене свыше 17 миллионов рублей, а склад – практически за 1,5 миллиона рублей.
Дом купцов Смолиных – это объект, включенный в единый реестр памятников истории и культуры народов РФ. Общая площадь объекта – свыше одной тысячи квадратных метров. Здание было построено в 1880-е годы. Курганский дрожзавод присоединился к французской группе Lesaffre зимой 2004 года.
На протяжении последних лет данное предприятие развивается достаточно успешно.
Предприятие известное достаточно — Курганский дрожзавод, с хорошей историей, с хорошими традициями. И на сегодняшний день наш Курганский дрожзавод выпускает около 30% всего объёма потребления в Российской Федерации, то есть от Урала до Дальнего Востока, вся Сибирь полностью обеспечивается дрожжами нашего курганского дрожжевого завода. Современные технологии. Объём инвестиций на следующий год составит 113 млн. рублей. То есть предприятие устойчиво работает, стабильно работает.
Курганский пивоваренный завод легендарное детище Вячеслава Гампля, которое пережило 3 войны, 2 сухих закона и 1 перестройку.
Вячеслав Гампль, человек, который привез в наш регион европейскую технологию производства классического пива и построил одно из самых красивых зданий города Кургана. Более того, сегодня это один из немногих сохранившихся в стране образцов комплексной промышленной архитектуры начала 20 века. На этом моменте следует заострить внимание: кажется, что таких объектов много, но на самом деле в России их почти не осталось: здания снесли, или, в лучшем случае, превратили в Арт Пространства, как произошло с Красным Октябрем.
В 1867 году купец Федор Шишкин, рядом со своим винокуренным заводом, на берегу реки Тобол, строит первый завод для производства дрожжей. Его с некоторой долей условности можно назвать первым пивзаводом, потому что небольшое количество пенного напитка он все-таки производил. Кстати, сегодня на этом месте по прежнему располагается всем нам знакомый дрожзавод.
В 1875 году оба эти завода, Шишкин продает своему зятю, знаменитому купцу Дмитрию Ивановичу Смолину. Вообще, про него обязательно будет отдельный выпуск, потому что это был самый богатый человек дореволюционного Кургана, капиталам которого мог бы позавидовать любой купец Центральной России.
Он стал быстро наращивать выпуск пенного. Главной проблемой было качество, поэтому Смолин стал выписывать мастеров из Восточной Европы. В их числе оказался Вячеслав Антонович Гампль. Был он чехом по национальности, австрийским подданным и достаточно состоятельным человеком. На заводе Смолина он быстро внедрил в производство европейские технологии производства.
Но Гампль оказывается еще и отличным предпринимателем. В январе 1903 года он арендует завод у Смолина. Гампль разворачивает огромную рекламную кампанию: курганские напитки везут на заграничные выставки, где они занимают первые места. На этих сохранившихся этикетках дореволюционных лет мы видим награды: золотая медаль Лондона 1903 года, Брюсселя и Парижа 1905 года, Ростова-на-Дону — 1906 года.
Наша продукция была дешевле чем у конкурирующих фирм, а по качеству лучше, ибо выпускалось из отборного сырья. Напиток разливался в бочки и шел потребителям, в основном в Курганский и Ишимский уезды.
Но планы были намного амбициознее: строительство собственного современного большого завода. После того как прошли тяжелые годы русско-японской войны, Гампель в 1909 году подает прошение в строительное отделение Тобольского губернского управления и получает положительный ответ.
Под строительство предприятия еще раньше был приобретен обширный участок земли в районе реки Битевка на западной окраине города. Весной 1910 было начато строительство, которое сперва шло довольно успешно… но при рытье одного из котлованов произошел значительный обвал земляной стены вдоль берега реки. Гампеля сразу привлекают к уголовной ответственности и он дает расписку в семидневный срок укрепить берег.
Через 6 дней все было готово, и околоточный надзиратель Стасюк дал разрешение на продолжение работ.
К лету 1913 года все строительные работы, в основном, были закончены, внешне предприятие представляло собой единый архитектурный ансамбль, состоявший из нескольких зданий, выстроенных в стиле модерн.
В июле 1913 года Вячеслав Гампль наконец-то запускает завод.
Сейчас ООО «Зауральские напитки» — предприятие пищевой промышленности. В настоящее время компания «Зауральские напитки» выпускает 11 сортов пива в ПЭТ бутылке, стекле и на розлив, а также: «Хлебный квас», минеральная питьевая столовая вода «Свежесть», минеральные, питьевые, лечебно-столовые воды «Курганская» и «Курганская-2», вода питьевая первой категории "Водица" очищенная, кондиционированная.
https://xn--80aegj1b5e.xn--p1ai/factory/zauralskie-napitki
Хочется отметить, что в 1950 -70-е годы промышленное производство Кургана развивалось очень быстрыми темпами. Продукция курганских заводов поставлялась в 46 стран мира. И именно эти годы хотелось бы назвать «золотыми годами» курганской промышленности.
Свидетельство о публикации №225031001482