Два почти смертельных случая

Из рукописи второго тома романа автора "Вспоминая жизнь, похожую на романную"
 
На шахте № 33 «Капитальная» во время практики с Егором произошло два случая, запомнившиеся ему на всю оставшуюся жизнь. Первый произошел, наверное, через неделю после начала работы в забое. В один из дней в незакрепленном после взрыва забое с кровли обвалился довольно большой кусок породы. Он полетел прямо на Егора. Кто-то из шахтеров не растерялся и толкнул его самого прямо на рештаки, и Егорка покатился вниз как с детской горки, а следом за ним осколки глыбы, которая рухнула перед этим в забой. Остальная большая ее часть осталась лежать в забое. Скатившись вниз на штрек, он в первую очередь отдышался, отошел от того ужаса, который мог с ним случиться, направился к верхнему вентиляционному штреку и через него обратно в забой лавы. В лаве рабочие продолжали разбивать глыбу и в один голос твердили, что Егор родился в «рубашке», так как отделался лишь легким испугом.

Дальше об этом случае стало известно начальству участка, и оно решило вывести Егора из состава бригады, объясняя это тем, что ему нет еще 18 лет, и если что случится с ним, то начальству не хотелось из-за этого нести уголовную ответственность. Вместе с Егором вывели из бригады и остальных его товарищей, за исключением Кости Спицына, который к тому времени уже отслужил в Советской Армии и имел полное право на подземные работы.

Делать было нечего, практикантам пришлось согласиться с таким решением. Правда, взамен им предложили более безопасные работы под землей: кому-то помощников электрослесарей, кому-то газомерщиков, кому-то доставщиков леса в лавы для крепления. Егору досталась должность помощника электрослесаря, правда, на другом добычном участке. Но здесь руководители забыли, видимо, об отмене ночных смен для практикантов из Донбасса, поэтому Егору доставались в основном ночные смены. Это объясняли тем, что, мол, электрослесарь смены часто болеет, и Егору придется его подменять. Он сначала струхнул немного, потому что, какой он был еще электрослесарь! Да никакой…Ему и в голову не приходило, что когда-то будет электрослесарем. Но подумав над решением начальства участка, решил, что он ведь все-таки помощник, а не настоящий электрослесарь, а это несколько снижало ответственность, поэтому он согласился. Работы было не так много, и Егор в основном был за моториста скребкового конвейера, который шел по горизонтальной выработке.

И вот однажды, оставшись за электрослесаря, произошел случай, запомнившийся Егору на всю его жизнь. Дело было так. Один из лесогонов (так назывались доставщики леса для крепления лавы) явился к нему и заявил, что у них на вентиляционном штреке не работает лебедка, с помощью которой в специальной тележке они перевозили лес (бревна).
- А что с лебедкой? – спросил Егорка.
- Не знаю, не включается и все тут – ответил лесогон. 
Они с ним через лаву поднялись на верхний штрек. Егорка быстро понял, почему не включается лебедка, так как магнитный пускатель на 380 в. был отключен (ручка стояла в нейтральном положении). Он спросил лесогонов:
- Кто из вас отключил пускатель?
- Мы его не трогали – в один голос заявили оба.
Тогда Егор попробовал включить пускатель поворотом ручки вверх. Но ему удалось в считанные секунды обратно выключить пускатель, потому что его так «долбануло» током, буквально свело ноги, и он не мог затем в течение 5-10 минут распрямиться и подняться на ноги. Дело в том, что пускатель стоял прямо на земле. А Егору пришлось сесть на карточки, включая и отключая его. И с этих корточек он мог бы и не подняться, если бы сразу не повернул ручку пускателя обратно в нейтральное положение. Такое с Егоркой произошло впервые в жизни, но это был второй случай на данной шахте с ним, что настораживало: правильно ли он выбрал профессию, если во время короткой практики он уже дважды чуть не отправился на тот свет.

Дальше Егор, сначала сходил и отключил рубильник, через который шел  ток, идущий на пускатель, и открыл его путем снятия крышки. И что он увидел?  А увидел, что кто-то вставил вместо плавких вставок в специальном патроне, медную проволоку поверх патрона. Проволока перегорела и одним концом уперлась в крышку пускателя. Поэтому пускатель при включении становился смертельно опасным. Егор отругал лесогонов, но те клялись, что они этого не делали, что это, может быть, сделали те, кого они сменили.
Затем, чтобы как-то обезопасить себя и лесогонов, Егор завел специальный блокнот и перед каждой сменой заставлял расписываться их за то, что к электрооборудованию прикасаться не будут. Это помогло, и таких случаев больше не было. Но вспоминая, эти два случая, когда дважды на шахте 33 «Капитальная» он был на грани смерти, то сразу холодок проходил по его спине. Так как умереть в семнадцать лет было бы слишком рано. Но некоторые уходят из жизни и в семнадцать лет и раньше, поэтому про таких людей говорят:
- Бог от них отказался! - не знает, правильно ли это, но возможно, что именно так часто и бывает.
Вот так бывает в жизни, когда человек, избежавший двух смертей, решил продолжить учебу в горном техникуме и стать настоящим шахтером и стал им.

 


Рецензии
Не зря пишут, что шахтеры - самая опасная профессия в России.
Но Вам сопутствовала удача. Пусть и дальше помогает.
С уважением,
Валерий

Валерий Диковский   11.03.2025 20:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий! Шахте я отдал 10 лет работы. Но остается жалеть только то, что был всегда при деньгах. А дальше после шахты настрадался отсутствием их.

Анатолий Нестеров-Пантыльский   12.03.2025 10:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.