Без Меня не можете делать ничего
Мы же, рванув изо всех сил к высотам литературы (но не к высотам духа), когда у нас началась реальная земная жизнь – вдруг стали опускаться на дно житейского моря. Ненадолго нам хватило литературы.
Если бы не молившиеся о нас, если бы не благая воля Спасителя нам спастись – мы остались бы в житейском море с его мерзостями.
Не высокие звонкие строки нам были нужны – а Спаситель, Пастырь Добрый. Не сверх-витиеватые слова – а Небесный Хлеб.
Не красивословесие нужно людям – их надо учить правильной жизни по Евангелию, им надо говорить о любви к Богу и ближним, чтобы они счастливы были в жизни своей, живя с Богом, спасаясь. Минуя с Божией помощью невероятные ухабы нашего времени, которые русской литературе девятнадцатого века и не снились.
Не витиеватыми словами зажигать и увлекать людей, а потом ничего, – а звать их
к высокой жизни, о которой говорит Господь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный! Гор; имеем сердца»!
Господь Иисус Христос истинный Добрый Пастырь (а не человеки с даром литератора, скрипача или ученого). Который полагает душу Свою за овец Своих. Идя за Которым, они и войдут, и выйдут, и пажить обрящут.
В памятном девятнадцатом столетии начали ругать свой век (вместо того, чтобы укорять самих себя и в Церковь ходить), стали высмеивать Россию (вместо того, чтобы отваживать от нее явных и скрытых врагов), стали смеяться над ближним своим (вместо того, чтобы любить его). С глубокомысленным видом рассуждали о том, что их родители произошли от обезьяны (вместо того, чтобы Библию читать).
И пришел кошмарный безбожный двадцатый век.
Мы очень любили русскую литературу девятнадцатого века, мы жили ею в безбожном двадцатом веке, но, придя к чистой истинной вере Христовой – поняли и ее огромные минусы! Вслед за ней наступил страшный двадцатый век.
Не она нас спасет (о чем пытаются говорить некоторые) – спасет нас только Спаситель, если мы с Ним будем жить и будем верны Ему.
На дворе третье тысячелетие по Рождестве Христовом.
Возродилось во всей силе Православие, мы живем Евангелием, учением святых Отцов Церкви, житиями святых.
И мы хотим этим жить!
Размышлять, писать и говорить – о Господе Боге, о сотворении Им мира, о грехопадении человека, о проклятии земли, о спасении человека Спасителем, о будущем Царствии Небесном.
Когда же слышим, что нас якобы спасет русская литература девятнадцатого века – мы знаем, что спасет не литература, не искусство, не музыка, не живопись. Спасает Христос!
И говорим в ответ: дайте нам жить в Боге и в Церкви, зная и помня об ужасах кровавого безбожного века в России, делая уроки из них.
Мы живем не в пред-безбожном девятнадцатом веке. А в после-безбожном двадцать первом веке.
Вот, скажем, сказка, в которой прекрасные литераторы девятнадцатого столетия, простите, ни одного слова не поймут:
Современная сказка
«Жил-был…» – Да ты что? Посадят и расстреляют за такие речи!
Хорошо. «Жили-были…» – Да ты что? Тебе воду отключат, канализацию заморозят, счет в банке заблокируют. Сам помрешь!
Ну, хорошо. «Не жили и не были». – Вот это прекрасно! Очень интересно.
А дальше что?
«Вот и сказке конец. А кто слушал – молодец»!
Сейчас после-безбожный век. Дайте нам жить нашей новой жизнью, любить Господа Бога, Церковь Православную, учение святых отцов Церкви и ближних своих. Главная наша книга – богодухновенное Священное Писание. Сокровенные наши книги – творения святых отцов и жития святых. А потом уже сказки Пушкина, воспоминания Панаевой, рассказы про Плюшкина и всякая другая всячина.
Нельзя человеку пренебрегать Священным Писанием!
Нельзя из второстепенного делать главное, так и до революции можно докатиться!
«Душу спасти – не лапоть сплести», – часто говаривал старец Лев Оптинский, живший в том же самом девятнадцатом веке. Мы думаем теперь о спасении, о Свете Тихом, о Вечной любви!
А вот что сказал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), большой знаток и любитель русской литературы девятнадцатого века:
- Пушкин пророческого слова так и не сказал;
- эта литература Божьему Слову не служила;
- литературное слово, оторванное от служения Божьему Слову, – соблазн духа для многих.
Хорошему языку эта литература научит. А спасет нас – Господь Иисус Христос.
Дайте нам жить во Христе в после-безбожном столетии!
Главное для нас не красиво говорить – а быть с Господом Богом, ни в коем случае от Него не отступить. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). «Без Меня не можете делать ничего» (15,5).
Знаменитые литераторы девятнадцатого века умолкнут и вздрогнут, услышав слова: лепидодендрон, мегафитон, струтиомимус, сейсмозавр, фенакодус, псевдиктопс. Ужасных ископаемых существ огромное множество.
Им в девятнадцатом столетии романтично виделись «следы невиданных зверей». А мы видим совсем другое – это следы странных бессмысленных зверей. Мы должны с Божией помощью понять, что это были за существа и как они появились на свете?
Наши дети уже кричат:
- а почему у тираннозавра ручки крохотные, а ножки огромненькие?
- почему у колоссального брахиозавра весом в семьдесят тонн – малюсенький мозг как у котенка?
- что за странное существо рыбо-ящер (ихтиозавр), объясни мне!
И на все это надо отвечать. Хорошо, конечно, отвечать правильным литературным языком. Но главное – объяснять верно! Говорить им истину об ужасных нелепых ископаемых существах (см. книгу С.В. Крапивин «Мир Божий: тайна творения» Москва, 2004 и «Реальность и вымысел» в журнале «Хоругвь» за 2009 и 2017гг.).
Иные времена, иные речи.
Спасет нас не литература, не стихи и не проза. Главное для нас – быть со Спасителем, все делать с Ним, не отступать от Него. Без Него не можем делать ничего!
И ведь настоящая великая русская литература (с десятого по двадцатый век) всегда учила на Руси тому, что один Спаситель – Христос. Учила о законе и о благодати, о том, что надо жить по заповедям Божиим. И кому Церковь не мать – тому Бог не отец. Что человеку без Бога не спастись, что грех удаляет людей от Бога, что жизнь без Бога крайне тяжела: в грехе, в разврате, в страстях, в зависти, в ненависти к ближним. Эта литература Слову Божьему служила! Словом Божиим очень дорожила!
И нам самим пора уже писать и размышлять о нашей теперешней жизни в третьем тысячелетии. Не красивословно и высокопарно – а дорожа Божьим Словом, служа Ему. С любовью и радостью живя в Божием мире, славя Бога за всё!
Свидетельство о публикации №225031001761