Повесть В. Токаревой Длинный день
И, действительно, говоря о современной прозе, нельзя обойти вниманием новую женскую прозу, ибо картины современной литературы без имен В.Токаревой, С.Алексиевич, Т.Толстой, Л.Улицкой, Л.Петрушевской будет неполной.
Наличие особого взгляда на современность и современника, особой постановки философских и нравственных проблем в произведениях женщин-писательниц признают все. «Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми», - читаем в интервью Людмилы Улицкой, напечатанном в одном из авторитетных журналов [5].
Виктория Токарева (род. в 1937 г.) – известная исследовательница женских судеб и женских характеров, создательница обширной галереи неповторимых портретов современниц. Ее героини – продукт времени, в которое они живут, производное страны и ее политики. Ее женщины – точный и чуткий измеритель нравственного состояния общества. Жизнь ее героинь неизменно конкретна, узнаваемо привязана к общеизвестным в стране событиям. Любовь и мечта, роковая схватка с судьбой, добро и зло – сцепление вечных тем – в любом произведении писательницы. Остановимся на одном из самых ярких, на наш взгляд.
В повести «Длинный день» встречаются «поезда» двух судеб: Вероники Владимирцевой и Николая Егорова. Известная в журналистских кругах Вероника, с ее нежным лицом «Весны» Боттичелли и твердым, как танк с железной броней, характером, в поисках врача для заболевшей дочери «выходит» на известное светило медицины – хирурга Егорова. И вдруг понимает, что рядом с ним она «ученица с камвольного комбината, танк из папье-маше». Прожигая ее насквозь своими «синими до подлости» глазами, он видит лишь замученную заботами и «заброшенную, как детдомовский ребенок», женщину.
Всю жизнь Вероника испытывала ответственность перед человечеством как журналист. Двенадцать лет потратила на то, чтобы «найти себя, утвердить и подтвердить». По этой причине даже не рожала детей до 32 лет: «Рожать детей могут все: куры, кошки и собаки. А… найти тему, вскрыть ее и бросить людям – это могла только она» [4,167]. А теперь она вдруг видит счастье в обыкновенном человеческом чувстве: «На трибуну вышел Егоров, и сразу туман рассеялся, взошло солнце. У Вероники вздрогнуло под ложечкой. Она поняла, что душа живет именно там, в районе солнечного сплетения» [4,205]. Обаяние личности оказалось настолько сильным, что Вероника на какое-то время «даже про дочь забыла» и только чувствовала непреодолимую тягу к Егорову, воплощавшему в себе то маскулинное начало, которого так не хватало женщине.
«Принципиальную роль в прозе В. Токаревой играет художественная деталь, в том числе в психологических характеристиках. Из отдельных деталей в сознании читателя образуется целостный мир. К общему восприятию образа приводят именно детали, штрихи» [3,162]. Такие детали щедро рассыпаны в анализируемом тексте и определяют его эмотивное содержание. Причем, диктально-эмотивные смыслы (уровень персонажей) и модально-эмотивные (уровень авторских оценок) в тексте гармонически взаимодействуют. Так, описывая главную героиню, автор акцентирует внимание на внешней женственности Вероники и ее внутренней силе: за внешностью нежной женщины с «беззащитным полуизумленным взглядом» проступает «железная броня», и читатель понимает, что она пойдет на все для спасения дочери. За внешней мужественностью и неприступностью Егорова – человечность, ранимость и душевное одиночество: «Егоров улыбнулся. Улыбка у него была детская, изумленно-радостная. Лицо его менялось от улыбки, как будто солнце выглянуло из-за туч: только что всё в тяжелой хмари – и вдруг в ясности и празднике сверкает каждая травинка» [4,207]. И нетрудно понять, насколько душевно беззащитен он перед житейскими неурядицами.
«Любимые герои писательницы - люди творческие не столько в силу своих профессий, сколько по своей натуре, по своей сути. Более всего их (как впрочем, и самого автора) волнует проблема счастья» [2,12]. Однако мысль о невозможности счастья за чужой счет - лейтмотив рассказа. Вероника и Егоров имеют семьи. «То, что случилось между ними, могло стать любовью, но не стало. Пронесся в небе и сгорел метеорит. А могла быть звезда. Она пошла к нему навстречу во вторник. А он к ней – в среду. Их дороги не совпали на один день. Казалось бы, какая мелочь: один день. Но все трагедии – в несинхронности…» [4,222]. И элегически звучит пушкинский мотив: «А счастье было так возможно…». Так зачем же состоялась эта встреча?
Веронике предоставляется возможность иронично посмотреть на свою деловитость, почувствовать, что она красива своей слабостью, что достойна любви такого человека, как Егоров. Был даже миг решимости пойти за ним навсегда. Но он «выбросил ее листок из своей воды». Вспомнил «пробного» сына, детей в реанимационной, попивающую жену. Преданность себе и ответственность за других вошли так глубоко в его суть, что он почти забыл о них. Но «реликтовый листок» Вероники, побывавший в источнике Любви, не погибнет. Он будет жить для дочки, чтобы «горящие лампочки в глазах Ани» не погасли.
А Егоров? Его немного огрубевшая душа (и смерть входит в профессию врача и становится обыденностью) после упреков Вероники («Я хочу милосердия. А вы – жестоки») раздражается, но и задумывается. И он вдруг ловит себя на мысли, что еще три дня тому назад, готовя мальчика к операции, не стал бы перепроверять заключение невропатолога. А теперь перепроверяет. Егоров становится мягче к людям и сострадательнее.
В этой повести герои не соединили свои жизни. Но, по мнению автора, такие встречи необходимы и важны. Они делают людей духовно богаче, помогают глубже понять жизнь и увидеть улыбку Творца, позволяющего встретиться друг с другом хорошим людям, достойным счастья.
Писательница заставляет своих читателей заглянуть в свое сердце и посмотреть, есть ли там еще место для совести, подумать, добру или злу вверяет человек свою судьбу и судьбу своих детей. «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие», – так писал Юрий Нагибин много лет назад, в пору дебюта молодой писательницы. Сегодня В. Токарева – одна из самых известных писательниц России. Чисто и звонко, как «господня дудочка», звучит в ее рассказах голос настоящего таланта….
Литература:
1. Ерофеев В. Время рожать. Предисловие к «Антологии современной прозы». – М.,2000.
2. Калашникова И.М. «Человек создан для счастья…» Вставные афоризмы в прозе В. Токаревой // Русская речь, № 1, 2003.
3. Тертычная Н.Н. Психологизм прозы В.Токаревой (о некоторых аспектах проблемы). Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 9 (27) 2013, часть 1.
4. Токарева В.С. Я есть. – М. Эксмо – Пресс, 1997.
5. Улицкая Л. Принимаю все, что дается: интервью //Вопросы литературы, № 1, 2000.
Свидетельство о публикации №225031001829