Павел Бунин В Галерее На Чистых Прудах Москвы
в преддверии столетия
Павла Бунина \ 1927 — 2008 \
/ историка, иллюстратора, писателя, поэта, переводчика, комментатора, мемуариста, критика, путешественника, искусствоведа, живописца /
„Вовремя прочитанная книга — это ещё
и иммунитет против пошлости, безвкусицы и засорения языка!“
2025
весенняя выставка
«ЖИЗНИ ПЫЛАЮЩАЯ ПОЛОВИНА»
графические произведения и архивные документы из собрания
музы, хранительницы наследия и матери детей Павла Львовича Бунина:
Марии и Михаила, — поэтессы, модели и живописца, его книжного соавтора,
Светланы Ильиничны Рудаковой
12 марта, среда — 12 апреля, суббота
вернисаж: 12 марта, среда, 18:30
куратор: Артём Киракосов
Артём Киракосов
ПАВЕЛ БУНИН — ИСТОРИК С КИСТЬЮ В РУКЕ...
| в преддверии столетия |
„Вовремя прочитанная книга — это ещё
и иммунитет против пошлости, безвкусицы и засорения языка!“
Павел Бунин
О СЕБЕ
Я родился 23 ноября 1927 году. Мой отец — инженер, он он, к несчастью, рано умер; и я рос и воспитывался в семье своего деда, тоже инженера. А другой мой дед — великий хирург, создатель советской клинической школы, Сергей Иванович Спасокукоцкий (в Москве на Ленинском проспекте перед главным зданием Городской клинической больницы № 1 ему установлен памятник, скульптор: Всеволод Всеволодович Лешев).
С 1940 по 1947 я живу в Москве: Московская государственная академическая художественная школа, а затем следом сразу — Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова и начало работы в издательствах...
Первая персональная выставка у меня состоялась в 1960 (в "Камероновой галерее") в С.Пб. (тогда Ленинград).
Девять лет я провёл на Западе: Лондон, Базель, Афины, Берлин, Тель-Авив, Вена, Париж, Кембридж, — всех персональных выставок у меня там состоялось 30.
В 1997 выходит 8-й том полного собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина с моими иллюстрациями. И меня радует, что крупнейшие искусствоведы и пушкинисты (академики: Алексей Алексеевич Сидоров, Михаил Владимирович Алпатов, Дмитрий Дмитриевич Благой, Ираклий Луарсабович Андронников и многие-многие другие ещё) положительно отозвались о моей «Пушкиниане», пушкинской теме в моих иллюстрациях.
Но "Пушкинская", хоть и главнейшая, — отнюдь не единственная тема в моём "творческом багаже": мною проиллюстрировано более 50 изданий по Русской истории и бессмертных мировых литературных и философских шедевров: греческой, итальянской, персидской, французской, английской, немецкой и другой Европейской и Восточной классики: Гомер, Дант, Катулл, Хайам, Шекспир, Бокаччо, Шарль да Костер, Вольтер, Дидро, Прево, Мольер, Гёте, Мериме, Гейне <...>
Я не могу объяснить своё возвращение! Ведь мы же, правда, не логические машины..? Великий Киплинг, которого я очень люблю, как-то в стихах своих заметил на сей счёт: „Мы сердцем своим в колыбели, \\ В стране, где потратили труд. \\ Надежду и веру и гордость — \\ Всё в почву вложили мы тут“!
| адаптировано и редактировано Артёмом Киракосовым |
Павел Бунин — историк, прежде всего, историк Мировой Литературы, как иллюстратор и мыслитель, комментатор и исследователь, пропутешествовавший по ней жизнь напролёт, поэт и переводчик, энциклопедист-библиофил, редкий „книгачей“ характеризовал его Чуковский и книжник в древнем смысле этого слова, строгий и непредвзятый критик, автор воспоминаний и мемуарист, оставивший нам ещё и эссе и путевые заметки, „вдохновитель целого поколения“, как подписал его портрет с оборота рисовавший его ещё подростком замечательный график Дмитрий Митрохин.
В преддверии столетия этого не забытого Мастера, которое, не сомневаемся, будет отмечаться и прозвучит в Культуре в 2027, мы, в "Галерее на Чистых прудах", показываем его масштабную экспозицию с совсем иной, совершенно не изученной стороны: рисунки с натуры во всех, а владел он в совершенстве всеми, графических техниках (по всем, практически, странам Западной Европы, где Художник жил и трудился), дополненные редкими архивными материалами, фото, изданиями, плакатами выставок и другим, что сохранила нам до сего дня его книжный соавтор, муза, поэтесса и живописец, хранительница наследия, модель и мать двоих его детей, Марии и Михаила, Светлана Ильинична Рудакова!
Бунин? Павел? — се несомненный гений! А какая ж специальность его, главная, что я имею ввиду? Он читатель. Никак и никакой не рядовой "иллюстратор", а, скорее, — из ряда вон! Выбросьте себе это пошлое `звание` о нём и само слово. Он интерпретатор, комментатор, отнюдь не сторонний и не объективный, а реконструктор живой и актёр, режиссёр, так вживающийся в предмет, что стал неотделимым от того, что читал! А читать надо учиться у Бунина; да, правда! Историю Всемирной литературы? — а её будут изучать по Бунину, запомните.
Он не доучился. Ему явно не хватает мастерства. То явно у него просто украли! Позор властям Суриковского института, откуда его выгоняли неоднократно за те неполные два года (а, скорее, что и за год один всего, "учебный" просто: 1947 \ 1948), что он там был. (Кстати, он не любит про это говорить и писать, плохое не поминая по себе, только дату поступления и ``суриковский`` факт указывая.) Ну и выгнали! Гордись, Павел Львович, ты попал в славную компанию; думаешь, один такой? нет.
Следя бунинские вершины (а славная фамилия для всех нас, русскихЪ, да?), заметишь: он пашет, не переставая, идя борозду за бороздою лично, вынося на себе непомерное, "грузы", отлопаченные пОтом, будто археологически, графикою толщи "культурных слоёв" и "цивилизационных разломов". А что это значит для нас, в графике? Выбрал, отточил композицию; а затем шлифуй, лист за листом повторяя (держа в руках десятки повторов); понимаешь: Бунин каллиграф, выводивший процесс до идеала. А в книгу попадало лучшее? О нет, не всегда. А ведь и не получалось! Слабые места? они есть: пропорции, к примеру. На сотнях штудий, которые мы (наконец) видим, Бунин старается ‘’залатать‘’ не даденное Институтом. А бесполезно ‘’залатать‘’ ; прикрыть-то только и можно: ведь образование — штука базовая, комплексная; так и двигаешься, `калекою` `формы`, если лишили части, прыгая на одной ноже (игру детскую такую ["классики"], помните?). Ампутант. А доучись он?!
Выставка Павла Бунина в нашей "Галерее на Чистых прудах" — крупнейшая за всю (прижизненную и послежизненную) биографию Мастера: до 300 листов готово к показу; а в папках, за сценой — для друзей и любителей — без рам, ещё больше, сотни...
Какие приёмы \ ходы — специфически бунинские? Это, в первую очередь: с лёгкой акварельной подложкой или без неё летучая проходка тонким, скорым пером чёрной тушью в одно касание линией. Таковые его шедевры: к Хайаму (репродукция № 07), к Античному Пушкину (репродукция № 25), к Гейне (репродукция № 19, 20). Во вторую очередь (нечасто встречающиеся, исторические, как правило) штриховые длительные проработки чёрной тушью, с небольшим добавлением \ включением гуашевых белил кистью (репродукции №: 27, 28, 33, 37) с ориентацией на европейскую резцовую гравюру XVII \ XVIII веков. Третье, несомненно, самая технически сложная задача: пространственное решение листа всеми графическими, доступными ему, чем владеет Художник, материалами: графитный и цветные карандаши, акварель, гуашь, тушь чёрная и цветная, сухие сыпучие: уголь, соус, сангина, сепия, пастель, — перья, кисти. Это, как правило в большинстве своём — натурные восхитительные вещи. А он исходил \ объездил, обрисовал в цвете этой "смешанной", как мы зовём, техникой из сочетания всего, что имел, всю аж Европу: Нидерланды, Италия, Франция, Австрия, Германия, Испания, Греция, любимая его (больше всех других по количеству, да и лучше!) (репродукции №: 16, 26). К этому натурному блоку примыкают технически и сложнейшие его исторические композиции (репродукции №: 06, 09, 39). Четвёртое, естественно: чистая линия, кисть — такое, как правило, делаешь ч\б (их подавляющее большинство) (репродукции №: 14, 15, 17, 24, 29, 32, 34, 36). Следующее, пятое уже, тоже (шедевриальное) 'коронка' маэстро — плакатное, рубленное: чёрная тушь, кисть, бывает акварельная 'подцветка' и 'подсветка' — брутальные характеристики формы, "обрубовка", как мы говорим (репродукции №: 11, 22, 38). Ну и? — сочетание этого всего, ‘’mix‘’, шестое, в той или иной породистой авторской пропорции (репродукции №: 10, 35).
Павел Бунин родился 23 ноября 1927, в Москве, в семье инженера Льва Григорьевича Бунина. Отец рано скончался, а мать не смогла одна вытянуть дитя; поэтому лет с трёх-четырёх Павел живёт и воспитывается в семье деда по отцовской линии, Льва Васильевича Бунина, видного инженера-химика того времени. Дед Павла по материнской линии — знаменитый советский хирург, Сергей Иванович Спасокукотский (1870, Кострома — 1943, Москва), создатель "Советской клинической школы", "Лауреат `Сталинской премии`", Академик АН СССР, также принимает активное участие в воспитании своего любимого внука; поэтому детство Павла было полным счастья, заботы, достатка, любви! Дитя рано проявило свои способности к рисованию, необыкновенно много с самого раннего детства читая. И конечно, маленький Павел взялся иллюстрировать читаемое! Его влекла классика, Русская, прежде всего, Пушкин. Бунин-ребёнок обладал феноменальной памятью. Куда он направил такой свой дар? Самостоятельно учит языки! Ему даются: и английский, и немецкий. Бунин вспоминает: „Немецкий выучил я как-то сам по книгам, потому что хотел узнать и понять, что говорят обо мне, скрывая, мои бабушка с дедушкой? А в 14, в 1941 я познакомился с Корнеем Ивановичем Чуковским, мы общались на английском. Мне попался Оскар Уайльд с эссе Чуковского, я проиллюстрировал и пришёл на Тверскую показать ему. Мы дружили тридцать лет. Он работал за своим столом в кабинете, а я просто ложился на пол и читал рядом книги из его библиотеки“. Ну и конечно — Паша учит наизусть влюблённо своего кумира по жизни, Пушкина, которого декламирует уже часами...
А кто Иван Бунин Павлу Бунину? Копал Константин Паустовский всех Буниных! Ну и нашёл, что у Павла есть по линии культуры лишь один знатный родственник, акварелист, некий „какой-то там ``юродныйй`` дедушка“ (выражение Павла Бунина)!
Приглядимся? И вот увидим (всё бывает у всех по-разному в этом), что бунинская биография встраивается и выстраивается в отсчитываемыми своими важными в ней вехами десятилетиями. Первая веха? А она отчётлива отлита в уникальнейшем, определившем всё дальнейшее, событии: десятилетний мальчишка, Пашенька Бунин, участвует своими иллюстрациями к пушкинской поэме «Руслан и Людмила» в 1937 на политически и культурно значимой, национального масштаба, Выставке к столетнему юбилею гибели Поэта в "Государственном историческом музее".
Следующее, условно, десятилетие его? — до 1947. Это учёба. "Московская средняя художественная школа" при "Российской Академии художеств", легендарное `центровое`, престижное учебное заведение, — Бунин там с 10 по 17 лет, — где учат (до сих пор) жестоко, в смысле, ‘’хорошо‘’ (реалистически)! И это чувствуется по тамошнему детскому «Автопортрету» (репродукция № 05) Павла, он делан, хорош. Уже мальчик задирает (психо- \ -логически смотрим) голову, 'нос'; — его, значит, хвалят. По подписи с оборота листа Портрета (репродукция №: 02) Паши, Бунина-школьника, Дмитрия Митрохина узнаём, что он — ни много, ни мало, — а „вдохновитель целого поколения юных художников“! Интересно, вы думали, кого ещё сверстники могли в 17 \ 18 могли назвать „вдохновителем целого поколения“; какой высший титул, «царя царей», «шахиншах», правда!?
Жуткие, голодные, ``военные`` и ``послевоенные`` годы! Вероятно, сказалось, что известный дедушка, Спасокукотский, умирает в 1943; кто поможет теперь, за кого спрячешься? Нет ни одежды, ни даже обуви. Ходит в чужих обносках, тряпье, в дамских больших босоножках! А вместо штанин, рубахи? — газетами ‘’обкручивается‘’. Голод реальный...
Принят с первого раза, в 1947, в Суриковский институт (а как рисовал-то?! там они это любят). Сколько он проучился-то в ``Сурке``: год? два? Да во время которых его не раз-таки исключали вон. За „безродный космополитизм“ по идеологии, за национальность еврея и за „плохой рисунок“ (вот те на!?) в 1948 Бунин отчислен уже окончательно. Чем им ``поперёк горла`` встал этот талантливый юноша, у?
Изгнанник начинает такую свою ``пахоту`` — по редакциям газет и журналов, по издательствам, — ‘’идёт по рукам‘’, — что не позавидуешь. Расценки? — да грошовые... (да Бунин и теперь так продаётся, ``копеечный``, да на любом аукционе, что у нас, что на Западе). На его плечах: и больная мать, и больная бабушка, обе горячо им любимые! Бунин справляется, кормит и заботится о своей семье. Ему помогает деньгами его старший друг и наставник, Корней Иванович Чуковский! ``Долги`` в 'денежках' Бунин все регулярно отдаёт Чуковскому, который, к слову, давал ему деньги не в ``долг``, а просто так, к Искусству (думаем) Бунина! Дружба эта — пожизненная, великая.
(А ведь это была практика "супер" так `отпахивать` рисованием, как многостаночник... Результат есть!) В 1953 он принят в Союз художников СССР.
„Первая персональная выставка у меня состоялась в 1960 (в "Камероновой галерее") в С.Пб. (тогда Ленинград)“, — пишет, открывая, как бы, счёт своей славной карьере Павел Львович в Автобиографии. Ну а что ж 1937 забыли, когда мальчонком в 10 лет в Историческом на Пушкинском юбилее гибели взошли?
Следующее десятилетие, 1960 \ 1970 — 50 книг: полнокровное; Художник обретает свой зрелый голос; рождаются иллюстрации к: Андерсену, Бальзаку, Марку Твену! Появляются его, ставшие теперь классикой, шедевры: 100 рисунков к «Рубаи» Омара Хайама, 150 рисунков к «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера, проиллюстрирована «Божественная комедия» Данте (Бунин становится членом "Дантовской комиссии" Научного совета по истории Мировой культуры АН СССР). И, конечно, — Пушкин, 700 рисунков к: «Евгению Онегину», «Борису Годунову», «Медному всаднику», «Капитанской дочке», «Пиковой даме», «Арапу Петра Великого», «Истории села Горюхина», «Станционному смотрителю», «Каменному гостю», «Сценам из Фауста», «Рославлеву» и многому другому (иллюстрации №: 13, 17, 23, 25).
Более двух десятков лет подряд, с 1966 по 1987 Бунин входит в состав писателей, публиковавшихся под псевдонимом «Павел Багряк», иллюстрирует современную ему фантастическую современную прозу, написанную, как детектив, содружества шести авторов: Валерия Агроновского, Дмитрия Биленкина, Ярослава Голованова, Владимира Губарева, Виктора Комарова; смотрите, так разве ж он болен только Мировой классикой?
В 1977 умирает дорогой и близкий ему человек, бабушка. Бунин уезжает из СССР в Австрию.... Очень неожиданный и крутой разворот жизни!
Есть апокриф, гласящий, что однажды в Вене рисуя перед знаменитым Музеем графики "Альбертина", Бунин останавливает случайного прохожего, просит его позировать. Тот соглашается; удивляется затем мастерству своего появившегося тут же на глазах портрета, только сделанного Буниным. Бунин показывает натурщику свои другие рисунки. Тот ещё более поражён! Приглашает Павла пройти прямо в Музей. Это "советник", "профессор", "доктор" Вальтер Кошацки, директор Музея графики "Альбертина", мировой её центр хранения, куда позже, в компанию к Рембрандту, Гойе, Дюреру, попадают иллюстрации и Бунина; Кошацки не только помогает Павлу Бунину обрести и пустить корни в Австрии, направляет в издательства и галереи, но помогает (с документами) стать 'гражданином' этой красивейшей Страны! В архиве Светланы Ильиничной Буниной хранится перевод письма (иллюстрация № 46) Вальтера Кощацки Директору "Австрийского федерального издательства" Отмару Шпахингеру от 14 09 1983 с просьбой об оказании содействия Художнику Павлу Бунину, уже получившему при помощи Кошацки австрийское гражданство, в поиске контактов с издательствами Австрии.
Апокриф подтверждён Павлом Львовичем в своих мемуарах: «Приглашаю новых своих друзей на открытие моей выставки. "Пауль, видишь ли, ты нам очень понравился, но понимаешь ли, если бы ты нашёл какого-нибудь специалиста и он дал рекомендацию..." Через какое-то время сижу на улице Вены с альбомом, рисую. Идёт господин с очень интеллигентным лицом, прошу попозировать. Оказалось, директор знаменитого музея "Альбертина", профессор Вальтер Кошацки. Рисую его, показываю другие свои рисунки. И прохожу с ним в музей, тут же получаю требуемую бумагу ": „...В интересах нашей Республики этот мастер...“»
Какой славный и прекрасный период у Павла Львовича Бунина, около десяти лет, 1977 \ 1987. Он не только живёт в центре Вены, но легко перемещается абсолютно по всей Европе, оказываясь \ оставаясь везде, где хочет, рисуя столько, сколько вдохновлён: Швейцария, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Греция, — добавим к этому обширному списку Израиль! Его натурная графика, обильно сейчас показываемая нами на Выставке, — сенсация, своего рода: с натуры он особенно экспрессивен, думается, работает лист куда веселее, быстрей и жарче, чем иллюстрацию на столе! Его материалы? Графитные и цветные карандаши, пастели (понятно, краски: акварель, гуашь [тут, на воздухе] `тяжелей` `идут`). Среди десятков длительных скетчей мы выбрали, думается, лучшие, шедевры, греческие, в основном, Афины, Парфенон (репродукции №: 16 и 26). Бунин не просто живёт в достатке, он крайне высоко оценён, много печатается, выставляется по европейским столицам и культурным центрам (более 30 выставок; показываем только плакаты с них; фото №: 41 \ 45). К Художнику пришла настоящая мировая слава! Это пик. Он вкусил его.
Что происходит дальше? Объявлена Перестройка, "горбачёвка". И Бунин возвращается: 1987. Гадаем только вот с 1987 всё и все: почему, зачем, к кому, от кого, для чего, от чего, куда ж...
Из Автобиографии Художника, понятное лично нам: «Я не могу объяснить своё возвращение! Ведь мы же, правда, не логические машины..? Великий Киплинг, которого я очень люблю, как-то в стихах своих заметил на сей счёт: „Мы сердцем своим в колыбели, \\ В стране, где потратили труд. \\ Надежду и веру и гордость — \\ Всё в почву вложили мы тут“!»
Когда его спрашивали о причинах возвращения, просили объяснить, он отвечал (с неизменным раздражением, избегая об этом говорить): „Неужели это надо объяснять?!“
Следующее десятилетие проходит вот как: ещё были у него какие-то выставки, печатается, но уже, практически, заказов нет. Но зато Павел Львович проявляет себя, как переводчик Английской поэзии от Уолтера Рейли до Редьярда Киплинга, пишет воспоминания об учителе и друге, Корнее Ивановиче Чуковском.
Издательство «Славянский диалог», Москва, на рубеже тысячелетий выпускает три альбома с литературными комментариями и художественными иллюстрациями художника: «Гениальный сын России» (посвящённый Пушкину), «Два гения» (Пушкин и Гёте), «Сквозь годы, сквозь столетия» (шедевры мировой литературы).
Ну и финальный десяток лет: „Кому это всё нужно? Сожгу, когда почувствую, что конец близок“. Мало выходит из захламлённой квартиры. Перестаёт рисовать вообще: „Мне уже, в общем-то, ничего не надо. Теперь я неуязвим…“
26 февраля 2008 скончался. Дальние родственники кремируют его; и урна захоронена на Донском кладбище Москвы. Но Светлана Ильинична Рудакова через суд добивается перезахоронения урны с прахом Павла Львовича; сейчас он покоится по завещания Бунина на Долгопрудненском кладбище Подмосковья в в одной могиле с любимой бабушкой.
В релизе посмертной Выставки Павла Львовича Бунина в Вене июня 2008 из архива Светланы Ильиничны Рудаковой приводится цитата из статьи (Александра Градцера?) памяти Бунина в "Литературной газете": „Стоило ему мановением кисти и пера скользнуть по бумаге, и вот они: Древняя Греция и Старая Англия, Палестина и Европа, римские гладиаторы и чувственные девы Востока, пламенный Тиль и неукротимый Пугачёв!“ (иллюстрация № 47).
Состоялось много более 60 персональных выставок художника — в Москве, Сант-Петербурге, в Вене, Париже, Пятигорске, Базеле, Кембридже, Тель Авиве, на Сахалине <...>
Но Бунин-Бунин? Он ведь не просто и не столько иллюстратор, но историк, настоящий и беспристрастный, да ещё к тому смелый; это ему, пушкинисту, принадлежит самое дерзкое в Русской культуре и по сиё высказывание: „А Пушкин совсем не наше всё; есть ещё Толстой, Достоевский, Лермонтов!“ Он думал смело за Моцартом: „Всё, что было до меня, — моё“. „В его рисунках читатель имеет возможность разглядеть сквозь дым времён ход Истории»“ (Питер Норман). Мы по Бунину увидим через столетия: Данте и Лермонтова, Сократа и Наполеона, Пушнина и Робеспьера, Петра Великого и Лоренцо Медичи «Великолепного»!
Бунин — историк с кистью в руке...
Бунин виртуоз, мыслящий росчерком; касанием одним строящий образ; его ``мускульное`` образное вИдение стремиться охватить всю Человеческую Историю. Лучшие вещи? Да они совершенно нового жанра: печатлят героические личности и эпохальные, разломные моменты хода процесса!
Искусство каллиграфии — и вы не найдёте в мире из живущих лучшего никого, как Бунина, Павла. Он следует лучшим росчеркам своих: пера и кистей! Эмоция его зашкаливает. Он рисует запоем и залпами... И из этого кто вытащит его? Невозможно просто! Перерисовывает (как перечитывает \ передумывает \ перефразирует \ перелистывает) всю Мировую литературу. Именно по Бунину потом, столетья спустя, и будут читать: Данте и Мериме, Пушкина и Гёте, Франса, Скотта, Дюма. Он "исторический" график, комментатор во всех доступных ему графических техниках главнейших, поворотных событий Всемирной истории, влюблённый в яркие персонажи Политики и Культуры!
Нет, он не забыт, о! Он „“оценён„“ по достоинству: в пустой мелкий медный грош ([смотри цены в 'аукционниках' легко] и это исключительного дарования и эрудиции человек-книжник, каких в мире не найти за истекший век!?). Сгорел в своём собственном (а не гнил в собственном ``соку``) пламени Творчества. Стыдно! Его работ нет до сего в "Государственном литературном музее"; и как вам всем `спится` и `живётся` после этого (спокойно?) там, ‘’музейские‘’? А ведь их, бунинские произведения, туда предлагали (та же Светлана Ильична Рудакова пыталась): было отказано. У, без совести совсем 'племя' бестыжее...
«Любовь — это жизни пылающая половина», интимное, миниатюрное, подарочное, роскошное издание, сборник арабской средневековой классической любовной и философской лирики в переводах Марии <...> Рудаковой и с иллюстрациями её отца, одного из величайших книжников мира, каким он был увенчан Корнеем Ивановичем Чуковским, Павла Львовича Бунина, и дало название этой, предлагаемой взыскательному московскому зрителю Выставки, стало его прародителем.
Весенняя выставка натурной, исторической, литературной графики нашего соотечественника, необыкновенного Мастера Павла Львовича Бунина (1927, Москва — 2008, Москва), «Жизни пылающая половина», посвящённая Женскому дню, Весне, Музе и Лире и Лирике, чем болел откровенно Художник во след своему кумиру, Пушкину, открывающаяся 12 марта 2025 по каре открытых ярусов старинной отечественной "Галереи на Чистых прудах", латает эти дыры нашей грандиозной, непростительной вины пред Буниным и показывает его небывало широко, на всех этажах, во всех лестничных пролётах, в витринах, в папках, искромётными сотнями листов, вырвавшихся диким азартом таланта, кружевным вихрем каллиграфии влюблённого...
8 марта 2025, День Весны _ Красоты _ Женщины
Артём Киракосов | фото \ текст |, реставратор, "Галерея на Чистых прудах"
"Галерея на Чистых прудах" представляет:
в преддверии столетия
Павла Бунина \ 1927 — 2008 \
/ историка, иллюстратора, писателя, поэта, переводчика, комментатора, мемуариста, критика, путешественника, искусствоведа, живописца /
„Вовремя прочитанная книга — это ещё
и иммунитет против пошлости, безвкусицы и засорения языка!“
2025
весенняя выставка
«ЖИЗНИ ПЫЛАЮЩАЯ ПОЛОВИНА»
графические произведения и архивные документы из собрания
музы, хранительницы наследия и матери детей Павла Львовича Бунина:
Марии и Михаила, — поэтессы, модели и живописца, его книжного соавтора,
Светланы Ильиничны Рудаковой
12 марта, среда — 12 апреля, суббота
вернисаж: 12 марта, среда, 18:30
хранение (2008 \ 2025) Творческого наследия Художника Павла Львовича Бунина, его архивных документов, его произведений, их атрибуция (без датирования) и переводы названий произведений на русский язык — Светлана Ильинична Рудакова
список иллюстраций к статье Артёма Киракосова
01 Дмитрий Митрохин "Портрет вдохновителя целого поколения, моего друга, юного художника Павла Бунина"; 1944 \ 1945; бумага, графитный карандаш (лицевая сторона)
02 Дмитрий Митрохин "Портрет вдохновителя целого поколения, моего друга, юного художника Павла Бунина"; 1944 \ 1945; бумага, графитный карандаш (оборотная сторона)
03 фото Павла Бунина в школьные (1944 \ 1945) годы
04 фото Павла Бунина (1980-е ?)
05 Автопортрет Павла Бунина в школьные (1944 \ 1945) (?) годы
06 Кауниц, Фельдмаршал Лесси, Даун, князь Лихтенштейнский, Императрица, госпожа Лотринген Ван-Свитен; бумага, графитный карандаш, акварель, пастель, гуашь, уголь, вода, кисти
07 К Омару Хайаму; белая бумага, акварель, чёрная тушь, вода, перо, кисти; 27,6 х 20,7 см
08 К Шолом-Алейхему; белая бумага, уголь (?), красная пастель; 40,8 х 31,0 см
09 К Античной лирике; белая бумага, акварель, гуашь, пастель, графитный и цветные карандаши, чёрная тушь, кисти, перо; 30,1 х 39,6 см
10 Без названия; белая бумага, акварель, чёрная тушь, вода, кисти, перо; 29,8 х 34,8 см
11 Портрет Омара Хайама; белая бумага, чёрная тушь, кисть; 25,5 х 25,8 см
12 К "Айвенго" Вальтера Скотта; белая бумага, бирюзовая акварель, чёрная тушь, вода, кисти; 23,4 х 11,3 см
13 К Античным мотивам А.С. Пушкина: Сократ; белая бумага, акварель, чёрная тушь, вода, кисти; 22,8 х 35,8 см
14 К Александру Дюма; белая бумага, чёрная тушь, кисть; 24,8 х 38,3 см
15 Коронация Наполеона; белая бумага, чёрная тушь, кисть; 43,0 х 20,0 см
16 Афины. Таверна; белая бумага, пастель; 32,9 х 25,2 см
17 К "Истории села Горюхино" А.С. Пушкина; желтоватая бумага, чёрная тушь, кисти, цветной карандаш "охра красная"; 25,8 х 35,8 см
18 Франция. Офицеры; желтоватая бумага, чёрная тушь, перо; 19,3 х 16,3 см
19 К Г. Гейне; белая бумага, красная и чёрная тушь, перья; 21,4 х 08,7 см
20 К Г. Гейне; белая бумага, акварель, чёрная тушь, вода, кисть, перо; 17,5 х 17,8
21 К Г. Гейне; белая бумага, акварель, гуашь,чёрная тушь, вода, кисть, перо; 24,7 х 15,4 см
22 К Омару Хайаму; белая бумага, акварель, вода, чёрная тушь, перо, кисти; 20,0 х 25,0 см
23 К "Арап Петра Великого" А.С. Пушкина; белая бумага, акварель, гуашь, чёрная тушь, вода, кисти, перо; 25,7 х 13, 1 см
24 Король Франциск I и Бенвенуто Челлини; белая бумага, акварель, серая пастель, чёрная тушь, вода, кисти, перо; 23,4 х 29,5 см
25 К Антике А.С. Пушкина, белая бумага, чёрная тушь, вода, перья; 18,5 х 25,3 см
26 Греция, Парфенон; белая бумага, графитный карандаш, пастель, чёрная тушь, перо
27 Обложка к Виктору Гюго «Девяносто третий год» "Часть третья «В Вандее»"; белая и желтоватая бумаги, клей, коллаж, белила (гуашь) чёрная тушь, перо; 27,8 х 17,8 см
28 Обложка к Виктору Гюго «Девяносто третий год» "Часть первая «На море»"; белая бумага, акварель, белила (гуашь) чёрная тушь, перо; 27,8 х 17,8 см
29 К "Трём мушкетёрам" Александра Дюма; белая бумага; розовая акварель, чёрная тушь, кисти; 13,0 х 06,2 см
30 Портрет Vittorio Antonioni | Perugia |; белая бумага, графитный карандаш; 36,3 х 18,2 см
31 Портрет Данте Алигьери; картон, масло, растворитель, кисти; 23,8 х 19,3 см
32 К «Боги жаждут» Анатоля Франса, общественный обвинитель Революционного трибунала Франции Фукье-Тенвиль; белая бумага, чёрная тушь, кисть;
33 Без названия; белая бумага, чёрная тушь, перо; 10,8 х 07,2 см
34 Девочки; белая бумага, чёрная тушь, кисти; 11,3 х 09,6 см
35 К собственной Статье о Великой Французской Революции; белая бумага, акварель, белила (гуашь), чёрная тушь, вода, кисти, перо
36 Штурм замка (к Вальтеру Скотту?); белая бумага, чёрная тушь, кисть; 15,2 х 24,6 см
37 У адмирала Нельсона; желтовая бумага, белила (гуашь), чёрная тушь, вода, кисть, перо; 13,3 х 22,8 см
38 Портрет Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепного»; желтоватая бумага, чёрная тушь, акварель, чёрная тушь, вода, кисти; 16,3 х 11,3 см
39 Портреты: <...> (?), Жорж Жак Дантон, Луи-Антуан Сен-Жюст; белая бумага, акварель ("красная охра"), графитный карандаш, чёрная тушь, кисти
40 К Омару Хайаму; белая бумага, акварель, чёрная тушь, кисти; 48,0 х 28,3 см
41 \ 45 Плакаты отечественной и зарубежных выставок Павла Бунина
46 Перевод Письма Директора крупнейшего Музея графики "Альбертина" (Вена) Вальтера Кошацкого Директору "Австрийского федерального издательства" Отмару Шпахингеру от 14 09 1983 о Художнике Павле Бунине
47 Приглашение на посмертную Выставку Художника Павла Бунина в Вене с цитатой о его творчестве из Литературной газеты
отбор избранных произведений Художника Павла Бунина для статьи в брошюре к его Выставке в "Галерее на Чистых прудах" марта \ апреля 2025, фотографирование и каталожные данные произведений, несомненно требующие дальнейших уточнений, дополнений и доработок по атрибуции, экспертизе, форме и изложению — Артём Киракосов
Произведения Павла Львовича Бунина хранятся:
01. Музей графики «Альбертина», Вена, Австрия
02. «Центральный государственный архив города Москвы» (ГБУ «ЦГА г. Москвы»)
03. «Главное архивное управление города Москвы» (ГОСАРХИВ г. Москвы)
04. «Государственный музей А.С. Пушкина», Москва
05. «Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова», г. Пятигорск
06. «Государственный историко-литературный музей заповедник А.С. Пушкина», Большие Вязёмы, Московская область
07. «Научно-культурный центр Пушкинского заповедника», Пушкинские горы, Псковская область
08. "Музейно-выставочный центр «Путевой дворец»", Солнечногорск, Московская область
09. «Всероссийский музей А.С. Пушкина» (на Мойке), Санкт-Петербург
10. «Пушкинский Дом», Институт русской литературы Российской академии наук (ИРЛИ РАН), Санкт-Петербург
11. «Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"», Пензенская облать
«ЖИЗНИ ПЫЛАЮЩАЯ ПОЛОВИНА», экспозиция
«ПАВЕЛ БУНИН — историк с кистью в руке...»
| в преддверии столетия |
брошюра / 1 издание, 15 экземпляров /
март 2025, Москва
Павел Бунин _ репродукции
Светлана Рудакова _ хранитель наследия
"Галерея на Чистых прудах"
Валерий Новиков _ генеральный директор: идея, подготовка произведений
Татьяна Свиридова _ заместитель директора по научной работе: информационное обеспечение
Мария Овчинникова _ художник: полиграфический дизайн
Артём Киракосов _ реставратор: текст, фото и экспозиция
Свидетельство о публикации №225031000332