В звучании прозаической надписи на вывеске Шандор

В звучании прозаической надписи на вывеске Шандор Вёреш услышал ритм —
она звучит, как строка стихотворения. И хотя надпись на вывеске не столь осязаема,
как корень дерева или камень, стихотворную строку мы можем считать «счастливой
находкой»: ведь мастер, писавший вывеску, не знал, что ее слова образуют пентаметр.
Стихотворный размер уловил только Шандор Вёреш.
Произнеся надпись на вывеске вслух несколько раз подряд, вы также обнаружите
ритм. Последняя строка стихотворения Шандора Вёреша делится на две одинаковые
по ритмическому рисунку части:
та тити та тити та II та тити I та тити I та.
Ритм этой стихотворной строки можно выстукивать, как ритм музыкального
произведения, поэтому такие стихи и получили название метрических.
Пентаметр — слово греческое, термин из теории стихосложения. Означает он
пятистопный размер, пятистопную стихотворную строку. Как получаются эти пять
стоп? Довольно причудливым образом, во всяком случае в музыке отсчитывать такт
принято иначе. В пентаметре сначала идут две целые стопы и еще половина стопы,
затем снова две целые стопы и половина. Все целые стопы выдержаны в ритме «та тити»
и называются дактилями. Две половинки стоп образуют ритм «та та». Эта стопа на-
называется спондеем.
Попробуем составить такую фразу, которая произносится в ритме: та тити |
та тити I та.
Однажды, когда мы играли с детьми в студии, ребята придумали такую фразу:
«Утром сегодня туман». Заменив два дактиля двумя спондеями, мы получим ритм
та та | та та|.В этом ритме произносится фраза: «Скоро хлынет дождь». Вот мы и
составили новый пентаметр: Скоро хлынет дождь, утром сегодня туман.


Рецензии