Искренность как огонь жизни
Об этом – в эссе «Из искры разгорится пламя», http://proza.ru/2025/03/07/474.
Остаётся только узнать, как можно испросить получения такого дара, как состояние искренности, и как сподобиться его получения.
И тут сразу же придётся признать, что этот дар вручается всем без исключения, ибо он легко наблюдается у детей: неискренних среди них не бывает. В них всё непосредственно, все так, как есть, а так есть в Божьем луче – в правде. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» – в этом и есть самый простой смысл жизни, выраженный Христом…
Куда же потом теряется святыня, – тот дар, который имел в детстве? Где её искать, как найти?
Логично начать поиски там, куда искренность пришла и пребывала – в душе. И исследовать, чем таким-сяким теперь заполнена душа, что подмяло в ней дар Божий? Хуже, если не подмяло, а уже растворило – это означает такую болезнь, как прободную язву души…
Особо искать не придётся – всё о душе уже определено и исследовано духовными учениями. Искренность, как и всё светлое, что бывает в душе, подавляет эгоизм, а растворяет Божьи дары особо едкая компонента эгоизма – гордыня.
И ещё полезно осознать, что подчинённый эгоизму ум всемерно этому помогает – помогает как предатель, действующий изнутри… Совесть – как комиссар души, искренность – как боевой дух, а когда ум предатель – какие победы душа одержит?
Невозможно быть искренним, не научившись быть искренним с самим собою. Не нейтрализовав предателей Божественности. Не научившись включить СОзнание и анализ, получаемые по милости Божией просящим её, такую милость. Включить и потом развивать – пока они не станут почти инстинктивными во всех движениях жизни.
Но и одного такого высокого сознания недостаточно – тут нужно высокое качество свойств души. Это не просто о хорошем характере или о нравственном совершенстве. Характер и нравственность очень часто являются лишь воздержанием, чем-то вроде душевного равновесия, связанного с естественной или вынужденной убылью инстинктивной жизни. Усмирить в себе все плотские желания, самолюбие, гордость, тщеславие, жажду наслаждений, словом, все человеческие страсти, – это невозможно, пока человек живет среди людей, и нельзя называть страстью, пороком или недостатком то, что составляет основу человеческой природы.
Да и дело вовсе не в том, чтобы освободиться от страстей, пороков или недостатков, а в том, чтобы видеть те страсти, которыми обладаешь с такой высоты, с которой можно было бы смотреть на них, не опасаясь, что они ускользнут от контроля и потом собьют с пути. Такое видение уже учитывает возможное зло, делает осторожными и вскоре отбивает охоту к потворству своим хотелкам, и они становятся безвредными, как дети под присмотром родителя.
Итак, сначала стать искренним с собой, – а это равнозначно тому, чтобы стать искренним с Богом. Ведь Он в тебе. И Он в этом конечно поможет.
Без Божьей помощи невозможно в этом мире стать искренним и с другими.
Могут быть относительно искренни по отношению друг к другу люди, которые имеют близкие жизненные установки, которые находят общий язык.
С другими открыть душу и поделиться той искрой, которая в тебе живёт, нельзя.
Даже когда ты хочешь быть искренними, твоя искренность остаётся относительной, ибо она может обнаружиться лишь в пределах твоего сознания, а эти пределы ежедневно меняют своё место.
Поступок или мысль, представленные в том свете, в каком ты их видишь в момент признания, могут на самом деле иметь другое значение, чем то, которое ты приписываешь сегодня.
Поступок, мысль или чувство, которых ты ещё не сознаёшь, могут сделаться завтра предметом признания более настоятельного и важного, чем всё, сделанное до сих пор.
С искренностью будет трудно – это мы все знаем по скорбному опыту жизни. Во всём житейском приходится жить с опаской, с ощущением виновности в чём-то.
Искреннему труднее «пробиться» в жизни. Потому что пробиваться придётся туда, где не востребована искренность.
При этом есть люди, прославившиеся своей искренностью в этом БЕСславном мире. Это очень сложно и тяжко – сохранять свою душу для Бога. Но их и ведёт Господь, и это особый путь.
Тем не менее, Господь везде есть, во всех действует. И кому какой путь Господь положил – это уже Промысл Божий о человеке.
Князь мира сего так называется именно потому, что имеет власть в этом мире. Но над душой человека он власти не имеет, душа принадлежит Богу – вот где ищем лазейку!
В Евангелии сказано: «Не давайте святыни псам», – это не пренебрежение к людям, это принцип общения.
И там же сказано: «не мечите бисер перед свиньями» – они этот бисер попрут ногами и разорвут вашу душу.
И проявлять искренность нужно по отношению к тому, кто это поймёт и примет, а иному можешь даже навредить, когда с ним будешь искренен. Потому что он живёт другими понятиями о жизни, о правде. Отразившись в нём, искренность покажется совсем не тем, чем была в тебе.
Отношения искренности начинаются там, где понимание, принятие. Если не уверен в том, что твоя искренность будет понята, то лучше промолчать.
Такая же область доверия и в любви. И наверное, искренность может быть только в вере и любви. Это высокое состояние. В нём высвечивается вся мелочность, всё твоё бессилие. Ты открываешь это в себе, и как только они открыты – они открыты Богу, и твоя искренность пред Ним меняет твою природу. В этом состоянии и не подумаешь пригреть в себе вульгарную или презренную заднюю мысль, или некрасивое чувство, а осознав их, ты их осуждаешь, отделяешь от себя, – доказываешь, что они не участвуют больше в твоей жизни.
Эта искренность подобно огню, очищает всё, чего коснётся. Она обезвреживает опасные вирусы и даже способна из худшей несправедливости соделать безвредный предмет, достойный лишь сожаления – без удручения.
Продолжение - "Огни, которые действительно действуют" http://proza.ru/2025/03/12/496
Свидетельство о публикации №225031000532