Гений или не гений

       Дочитал книжицу  объемом в 230 страниц формата А4 под названием "Пнин", издательство АСТ, 2025 год. Автор — Владимир Набоков. В предисловии переводчика (а это четвертый роман Набокова, написанный им по-английски) высказана правильная мысль о том, что "писателей на свете великое множество, но настоящих сочинителей единицы". И далее говорится: "Набоков возвел искусство соположения составляющих книгу  слов, фраз, кусков, глав, тем, пластов, начал и концов на дотоле неведомую и доселе необитаемую высоту. Серьезное чтение его книг таким образом есть искусство того же самого рода, что и сочинение, ибо для настоящего понимания его композиций необходимо после первого чтения еще и еще раз пересекать всю местность романа вдоль и поперек течения местного времени. Это занятие составляет для читателя Набокова высшее наслаждение, и наслаждение это находится в родстве или по крайней мере в свойстве с восторгами самого сочинителя".

       То есть простыми словами: читатель есть в некотором смысле соавтор произведения, он пытается в своем воображении дорисовывать картину, которую не дорисовал сочинитель, он подключает свою фантазию, свой аналитический ум, свое абстрактное мышление, чтобы постичь  глубину замысла писателя.

       Соавторство лучше всего просматривается, когда речь идет о связке драматурга и зрителя (недосказанность спланирована в любой мало-мальски талантливой пьесе). Более того, без актерской интерпретации успешной постановки не бывает. Я веду к тому, что любое творчество не в полном смысле индивидуально, а в случае успеха какого-либо литератора, музыканта, танцора, певца, ученого и даже политика имеет свойство быть массовым. Таким образом, гениальность —явление коллективное, если посмотреть под определенным углом зрения.  Поэтому гордыня и есть враг человека.

       В заключение приведу не слишком известное стихотворение Леонида Филатова:

В пятнадцать лет, продутый на ветру
Газетных и товарищеских мнений,
Я думал: «Окажись, что я не гений, —
Я в тот же миг от ужаса умру!»

Садясь за стол, я чувствовал в себе
Святую безоглядную отвагу,
И я марал чернилами бумагу,
Как будто побеждал ее в борьбе!

Когда судьба пробила тридцать семь
И брезжило бесславных тридцать восемь,
Мне чудилось — трагическая осень
Мне на чело накладывает тень.

Но точно вызов в суд или собес,
К стеклу прижался желтый лист осенний,
И я прочел па бланке: «Ты не гений!» —
Коротенькую весточку с небес.

Я выглянул в окошко — ну, нельзя ж,
Чтоб в этот час, чтоб в этот миг ухода
Нисколько не испортилась погода,
Ничуть не перестроился пейзаж!

Все было прежним. Лужа на крыльце.
Привычный контур мусорного бака.
И у забора писала собака
С застенчивой улыбкой на лице.

Все так же тупо пялился в окно
Знакомый голубь, важный и жеманный,
Но жизнь не перестала быть желанной
От страшного прозренья моего.

       Эти строки были написаны Филатовым в 1984 году, когда он стал в СССР человеком широко известным после фильма "Экипаж", он работал в самом модном в стране творческом коллективе Театра на Таганке, его стихи начали публиковать в журналах, которые тогда были более востребованы, нежели книги. Люди как в прошлом, так и сейчас разбрасываются словами "гениальность", "гениальный", не понимая сути вещей.

10.03.2025


Рецензии