Бриллианты порядочности быль
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.
Но хотя мы живыми до конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть - у кого? У кого она есть.
Владимир Высоцкий
Свою трудовую деятельность после окончания института я начал в большом подмосковном НИИ мирового уровня. Как и в любом большом научном коллективе в нём царила конкуренция научных школ крупных учёных с групповщиной карьеристов от науки. Мне не повезло, я попал в окружение приспособленцев, вытаптывающих возможных конкурентов в ближайшем окружении и по молодости недоумевал от мелких глупых придирок руководителей мелкого и среднего звена, а также постоянной перестановки местами слов и оборотов при согласовании научно-технических отчётов. При этом, как «священная корова» строго соблюдалась формальная субординация при оформлении любой научно-технической документации в соответствии с «табелем о рангах» и иерархией мелких, средних и крупных начальников. Институт делился на отделения строго по концептуальной тематике научных исследований и пересечение тематических исследований допускалось только с благословления руководства верхнего уровня, при этом, взаимодействию специалистов по горизонтали особых препятствий не оказывалось.
Я занимался прикладными исследованиями с непосредственным выходом на промышленное использование полученных результатов. Работа шла своим чередом, но с переменным успехом, преодолевая бюрократические препоны административных «рогаток». Неожиданно, теоретики из соседнего отделения напрямую (я так и не узнал кто мне оказал такую протекцию) пригласили меня, молодого специалиста, поучаствовать в совместной работе по экспериментальному подтверждению одного очень интересного физического эффекта. Это были доктор физико-математических наук, начальник отдела Михайлов Владимир Викторович и кандидат технических наук, начальник сектора Лашков Юрий Александрович (Ф.И.О. настоящие).
Оказавшись в кабинете В.В. Михайлова, я вдруг ощутил настоящую атмосферу научного поиска авторов предполагаемого эффекта и неподдельное желания выяснить истину в будущих экспериментальных исследованиях. Я-то был настроен на стандартную банальную рутинную работу, а оказалось, что предстоит подготовка и проведение очень тонкого эксперимент, в котором мне отводилась ведущая роль. При этом, ко мне отнеслись с большим уважением и пиететом, как специалисту по прикладным исследованиям. Моё непосредственное начальство идею совместной работы встретило прохладно и равнодушно, видимо не надеясь на успех задуманного предприятия.
Подготовка к эксперименту проходила очень тщательно с большим эмоциональным запалом и верой в удачу. Наконец, эксперимент был подготовлен и проведён, результаты обработаны и ожидаемый эффект подтверждён в реальном цифровом выражении. Я согласовал экспериментальные результаты с теоретическими выкладками соавторов и написал научно-технический отчёт. На титульном листе отчёта по обычаю расставил фамилии соавторов в порядке, соответствующем административным регалиям. Каково же было моё удивление, когда мои титулованные соавторы расставили фамилии по алфавиту и моя фамилия возглавила титульный лист. Для меня, молодого специалиста это был первый, но не последний эмоциональный шок. Воодушевившись полученными результатами, мы провели повторный эксперимент при других начальных и граничных условиях. Эффект подтвердился.
Неожиданно этой работой заинтересовалось высшее руководство моего отделения, которому ранее не было никакого дела до этих исследований, а из планово-экономического отдела стали названивать расчётчицы и интересоваться перечислением приличной премиальной суммы персонально на моё имя из отделения моих соавторов, что было большой редкостью для нашего института. Я, уже привыкший к тому, что оценка труда молодых специалистов проводится по остаточному принципу, был абсолютно шокирован таким проявлением заботы и уважения к моему скромному труду.
Следующим этапом этой совместной деятельности была публикация результатов проведённых исследований в переводном академическом научно-техническом журнале мирового уровня. Подготовить материалы к публикации не составило особого труда. Сложность была только в том, что нужно было пройти «чёрного» рецензента, то есть специалиста, которого не знали авторы, а он не имел ни малейшего представления об авторах статьи. Но и этот этап был с успехом пройден, и я в соавторстве получил две публикации в этом всеми уважаемом журнале.
Наконец, по согласованному решению наша работа была подана на самую крупную именную институтскую премию и завоевала второе место. Моё непосредственное руководство затаило на меня злобу, которая потом аукнулась сложностями при подготовке диссертационной работы по моей профилирующей теме.
Оказалось, что есть глубоко порядочные люди на свете, есть они и в научной среде, как это не странно, но их очень и очень мало. Это бриллианты в оправе из дешёвой стеклянной бижутерии. На заре моей производственной деятельности я встретил таких людей, они укрепили во мне веру в справедливость, и эта прививка антителами порядочности сформировала во мне иммунитет к любым проявлениям несправедливости, чванства и карьерных устремлений за чужой счёт.
Свидетельство о публикации №225031000705
Надежда Шевцова 27.06.2025 05:51 Заявить о нарушении