08 Древо познания

«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете,
но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
(Бытие;, Глава 3)


Метафора «вкушать плоды» весьма ёмкая по наполнению и означает -  вкушать плоды, результаты какой-либо деятельности. И было бы наивно полагать, что в столь великой Книге, как Библия, повествующей а судьбах человечества с помощью употребления разнообразных символов и метафор, порою весьма трудных для понимания, под метафорой «вкушать плоды с древа» имелось бы ввиду действительно, то есть натуральным образом – употребление в пищу овоща или корнеплода подобного яблоку например.

«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия».
(Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), Глава 2:7)

«Вкушать от древа жизни» - то есть Древо, в концепции дозволенного употребления, ассоциируется именно с Жизнью.


Древо познания «добра и зла»... почему именно метафора дерева, «древа» используется в случае обозначения «запрещенного»? А вот и представим себе «Генеалогическое Древо», берущее своё начало от Адама и Евы - наших прародителей. Какое оно? и что оно есть по сути, если не разрастание в масштабах, самого «рода человеческого»?

Согласно классическому психоанализу, человеком управляют два побуждения, которые определяют мотивы его поступков – созидательное (в виде либидо) и деструктивное (мортидо). Мортидо - стремление человека к разрушению. С мортидо сопряжено другое понятие – деструдо, которое обозначает агрессию, ориентированную на окружающих. Мортидо и деструдо, в свою очередь, включены в более обширное понятие – танатос.

Учение психоанализа утверждает, что людьми движут две основные силы: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Эти две конкурирующие силы работают вместе и часто конкурируют, направляя человеческое поведение.

В процессе любовного соития мужчины и женщины (как детерминанты деторождения), переливаются одно в другое два основополагающие деятельные начала этого мира - так называемое «либидо» и «деструдо». Нежность и ласка сопряжены в любовных играх с разрушительной агрессией насилия - знающие добро и зло.

Так как любовные совокупления зачастую происходят как процессы слияния двух именно обнаженных тел, то метафора «узнали они, что наги» - раскрывается нам в истинном смысле, так как люди, не имеющие опыта совокупления до сих пор, никогда и не акцентировали внимание на своей наготе и на вопросах различия гениталий и всего связанного с вопросом полового различия между собой: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие;, Глава 2:25).

И вот нарушение полового запрета и привело нас в те реальности, в которых мы и существуем. И в таком случае вполне понятна и оправдана практика монашества, когда для восстановления разрушенной связи с Богом,  практикуется «действие от противоположного», и соответственно практики полового воздержания в первую очередь.


Рецензии