Стамбул. Сделано в Турции

***

После таких мест, как Дублин, зализывать раны и отходить от пьянства лучше всего на необитаемом острове. Но только не в Стамбуле. В Стамбуле ваш приобретенный в Дублине алкоголизм обязательно даст о себе знать, и ближе к обеду неимоверно захочется выпить чего-то крепкого, но эту жажду утолить будет весьма сложно. Чтобы утолить ее, вам придется сильно раскошелиться, так как алкоголь здесь чрезвычайно дорогое удовольствие. Лучше пару дней помучиться, попробовать бросить пить, не то вы подвергнете себя риску присоединиться к беспечному племени бездомных попрошаек, которые далеко не все турки по национальности, речь идет о том интернациональном сборище доходяг, энная часть коих, без сомнения, принадлежала когда-то к счастливой  и свободной семье народов западного мира, но в силу неблагополучного стечения обстоятельств, вызванных то ли аномальной жарой, то ли землетрясением, то ли семейным кризисом, то ли происками мошенников, – в общем, вызванных чем угодно, – они опустились до абсолютно нечеловеческого существования, а вследствие нещадного воздействия на их кожу ультрафиолета, пыли, грязи и антисанитарии в целом, их лица приобрели типично босяческий колорит, и вот они, вчерашние европейцы, уже неотличимы от курдских и сирийских беженцев, цыган и африканских мигрантов. Если вы историк-востоковед по образованию и вас так и подмывает вставить свои пять куруш в случайно завязавшуюся с кем-то из местных уличную беседу о значении Мустафы Кемаля Ататюрка в становлении турецкого государства, ни в коем случае не умаляйте его значения не только для турок, но и – берите выше – для всего человечества; молчите о резне в Смирне, о геноциде армян, забудьте об этой кровавой странице истории, вычеркните ее хотя бы на время из памяти, как будто этого никогда не было, а не то вам секир-башка. Внутри любого турка сидит свирепый янычар, что точит по вашу душу ятаган, он только с виду такой покладистый, как евнух. Даже если беседа эта будет вестись на языке жестов, они все равно поймут по одному вашему взгляду, хорошего или плохого вы мнения об «отце турок», по взгляду, метающему прямо-таки искры в сторону монумента «Республика». Ататюрк у них – это как Ленин у нас, с той разницей, что у нас за непочтительное отношение к Ленину в тюрьму не посадят. А там – запросто. Стамбул – это город-базар. Стоит разок поддаться уговорам предприимчивого торгаша, он вам не только продаст то или это из богатого арсенала никчемушного восточного барахла, но и вашу жену вам же на блюдечке поднесет и этикетку ей на шею повесит с надписью «Сделано в Турции». Собираясь в мусульманские страны, нужно хорошо помнить, что, по прибытии туда, можно делать, а от чего лучше воздержаться, особенно – в месяц Рамадан. Список того, чего нельзя, составит не одну страницу убористого текста. Его следует зазубрить наизусть, чтобы потом не попасть впросак и не стать жертвой необузданного восточного темперамента. Если вы еще не отказались от самой идеи поездки в Стамбул, то отказаться от нее на весь период месяца Рамадан просто необходимо. Иначе вы будете чувствовать себя обделенными, загнанными в угол местными обычаями и традициями, от которых потянет зевать или свалить поскорей на Кипр, на греческую его половину, разумеется. Отличительная черта Стамбула – стремительной рост цен на всё и вся – и не только в течение года, но и в течение дня, даже часа, а то и одной-двух минут. Стоит заказать в ресторане какое-нибудь блюдо, ко времени, когда его съешь и тебе вручат счет для оплаты заказа, станет ясно, что за четверть часа тот же, к примеру, кокореч подорожал чуть ли не вдвое, а менемен – вчетверо. Страшно представить, какой цена на то или иное блюдо окажется через неделю, месяц, год. Короче, цены в Стамбуле живут своей, не имеющей логики жизнью. Невидимая рука черного рынка тасует их, как карты, и какая цена выпадет тебе в следующий раз, не знает даже Аллах. Коль вы принципиально желаете, чтобы Голубая мечеть, Айя-София, цистерна Базилика, дворец Топкапы, Гранд-базар были в шаговой доступности от вас, попросите ваших знакомых, которые не поленятся посетить Стамбул, привезти вам из этой поездки в качестве подарка открытки или магнитики с изображением поименованных достопримечательностей и пристройте их на видное место, а сами займитесь чем-нибудь более занимательным, чем блуждание по узким улочкам, без разницы каким, грязным и опасным, как в квартале Тарлабаши, или вполне пригожим и не представляющим угрозы, как в районе Фатих. Если вы однажды были в Испании и вам во время корриды пришелся по душе вид разъяренных быков, рискните сфотографировать турчанку в купальном костюме на берегу моря в присутствии ее мужа и увидите, чем это для вас обернется. Это шутка, разумеется, понятная лишь истинному гяуру. Как там у Пушкина: «Стамбул гяуры нынче славят…» Ничего такого, конечно, делать не надо. Будьте культурны и уважайте чужие традиции, тем более раздражающие вас сверх всякой меры. Не следует вообще ничего фотографировать, кроме своей физиономии на фоне собственного чемодана, дабы в кадр не попало что-нибудь запрещенное для фотографирования. И вот еще что. Не думайте, что минареты собора Айя-Софии, которые могут понравиться только человеку, не отягощенному культурным багажом, – это ракеты системы земля-воздух или земля-чалма (иначе – облако), как представлял их себе Иосиф Бродский в одном из стихотворений. Это всего лишь минареты, не более того. Но, с другой стороны, кто помешает вам считать их баллистическими ракетами. Муэдзин, что ли? Не думаю.

***


Рецензии