030. Михайло Ломоносов
Удивительная тяга к знаниям была у этого мальчонки из архангельской деревни. Местный дьячок, который учил его грамоте, вскоре взмолился и чуть не на коленях просил: "Да оставь ты меня в покое отрок, ничему больше я тебя научить не могу!" И стал вынашивать Михайло планы сбежать в Москву, чтобы продолжать учебу. Но у отца были совсем другие намерения - надо парня женить поскорей и станет он заместо отца хозяйствовать.
И все-таки Михайло сбежал и три недели пешком добирался до Москвы. Явился в славяно-греко-латинскую академию при монастыре, и стал просить зачислить его в ученики. В первом классе над Михайло все насмехались, ведь были остальные ученики сущими детьми по сравнению с 19-летним верзилой. Но вскоре смеяться перестали, ведь за один только год смог Михайло пройти программу трех классов. А по окончании монастырской академии, в числе 12 лучших учеников, отправили его на учебу в петербургскую академию наук. Здесь он постигал новые науки- химию, физику, математику, и настолько успешно, что через два года направили его с двумя товарищами в Германию учиться металлургии и рудному делу.
У квартирной хозяйки была дочка - миленькая, но в остальном ничем не выдающаяся немочка. Горячая натура Михайлы не устояла перед девичьими чарами, и через 9 месяцев родился ребенок. Родился вне брака, и был записан в церковной книге как незаконнорожденный. Через год Михайло все-таки женился на своей избраннице. И тут же ее забыл, ведь надо было переходить от теории к практике и ехать учиться горному производству и металлургии. А в 1741 году он вернулся в Россию. Немочка, между тем, стала разыскивать своего забывчивого супруга, установила его местонахождение и через 2 года прикатила в Петербург вместе со своим братом.
По возвращении в Петербург Ломоносов подал прошение о зачислении в штатные профессора. Он уже успел написать две диссертации, и позже еще четыре в разных отраслях науки. Однако хода его прошение не получило. В это время в академии не было ни одного русского, одни немцы. Такое положение полностью устраивало императрицу Анну Иоанновну и ее фаворита Бирона. Но вот, наконец, в 1741 году к власти пришла дочь Петра I Елизавета. Она приветствовала приход русских ученых в академию. Могущественный правитель Академической канцелярии, И.Д. Шумахер, был вынужден зачислить Ломоносова в качестве адЪюнкта Физического класса в штат академии.
Поварившись в котле академической науки, Ломоносов вскоре увидел те злоупотребления, которые происходили там с легкой руки Шумахера: деньги, которые щедро выплачивались казной на содержание Академии немецкими учеными разворовывались. Ломоносов не мог этого вытерпеть, он не стал писать доносы, но разобрался с Шумахером и его "немецкой партией" по-своему, грубо выбранив их. Шумахер пожаловался наверх. В результате Ломоносов был посажен на восемь месяцев в тюрьму, где он, впрочем, времени не терял и писал стихи. А когда вернулся в Академию, то жалование ему на целый год урезали в два раза.
Несмотря на это происшествие Ломоносов с 1745 года уже профессор и академик Петербургской Академии Наук, а в 1757 году становится канцлером, то есть, по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. Однако все эти должности он получал без какого-либо заискивания и низкопоклонства. Пушкин писал о нем: «С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен.." И писал о любви Ломоносова к науке: "Родился с необыкновенной тягой к познанию, в этом были его радость, счастье и цель жизни".
Высокую образованность и научные достижения Ломоносова никто не мог оспорить. Сразу после возвращения в Петербург выяснилось, что Ломоносов был гораздо образованнее всех немецких академиков — половина из них даже латыни толком не знали. Он осветил почти все отрасли современной ему науки: естествознания, горного дела, металлургии, химии, математики, экономики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы.
В 1748 г. он создал химическую лабораторию, где проводил исследования по разработке составов стекла, фарфора и смальты и изобрел рецепт изготовления цветного мозаичного стекла. Теперь под руководством Ломоносова изготавливались мозаичные панно, украшавшие дворцы и церкви, создавались мозаичные портреты.
Чтобы проводить астрономические исследования он основал в России производство оптического стекла для изготовления телескопов. В башне Кунсткамеры Ломоносов проводил свои астрономические наблюдения, химические и физические опыты.
В 1764 году он представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию», на основе которого был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности.
Увлекался он и метеорологией: «Если бы люди предсказывать погоду умели бы, то им от Бога более ничего не было надобно». И предлагал создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории. В для метеоисследований он разработал летательный аппарат вертикального взлета — первый вертолет с двумя винтами.
Ломоносов публиковал один за другим основополагающие труды в области почти всех известных в то время наук: "Об истории и литературе", "Риторика", "Введение в истинную химию", "Физико-химические работы", "Вечерние размышления о Божием величестве", "Российская грамматика", "Рассуждения о твердости и жидкости тел", "Древняя российская история" и др.
В Грамматике давалась первая классификация основных диалектов русского языка и предлагалось разграничение русского и церковнославянского языка. Кроме того он создал концепцию "трех штилей" русского языка: "высокий штиль" для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях"; средний - для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы; низкий - для комедий, эпиграмм, песен, "писаний обыкновенных дел". Эта теория использовалась повсеместно вплоть до появления школы Н.М.Карамзина, которая стала вводить в русский язык заимствований из французского языка, бывшего в то время разговорным языком высшего общества.
Ломоносов занимался и науками естественными: составил Большой атлас Российской империи, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Также Ломоносов создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений — до сих пор ведущая в науке.
Значительно опередив науку своего времени Ломоносов писал, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741) учёный даёт такие определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу». Он ввел в употребление химические весы, заложил основы количественного анализа.
Однако научные достижения и открытия Ломоносова не влияли на его религиозные убеждения. Он написал философские оды-размышления "Утреннее размышление о Божием величестве" и "Вечернее размышление о Божием величестве", стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним Оду, выбранную из Иова.
При содействии императрицы Елизаветы и Ивана Шувалова в 1754 году Ломоносов создал Московский университет, который он построил по совершенно новыми принципам- во главе этого заведения стояли ученые, а бюрократы были отодвинуты в сторону. Он настаивал, чтобы преподавание там велось на русском языке, а среди студентов были представители всех сословий. К поступлению должны были готовить в гимназии: без нее, считал ученый, «университет как пашня без семян». Ломоносов предложил открыть университет в Москве, а не Петербурге. Туда же было проще добираться студентам из других городов России. 25 января 1755 года, в День святой Татьяны по православному календарю, Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета.
Чрезвычайно важными являются исторические исследования Ломоносова. В 1748 году при Академии возникли Исторический Департамент, в заседаниях которого Ломоносов вел горячую полемику с профессором Г. Ф. Миллером, это был главный историограф Академии. Ломоносов предъявлял немецкому академику обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Серьезный конфликт возник о теории происхождения Древнерусского государства. Миллер считал норманнов (варягов) основателями государства. Славяне же, дескать, народ отсталый, не способный создать государство. Тогда Ломоносов решил сам написать труд по отечественной истории. В итоге вышла книга «Краткий российский летописец с родословием». В ней Ломоносов указал, что если бы варяги-правители из рода Рюрика были скандинавами, то в эпосе современных народов Скандинавии сохранились бы сведения об этом, а их нет. Он пришел к выводу, что на Русь пришли "российские князья варяжского рода", а совсем не скандинавы.
Однако многое изменилось после смерти Елизаветы Петровны и прихода к власти Екатерины II. Считалось, что она покровительствовала различным областям искусства. Однако многие историки указывают на односторонний характер такого покровительства со стороны Екатерины. Деньгами и наградами щедро одаривались в основном иностранные деятели науки и культуры, которые разносили за рубежом славу о Екатерине II. Екатерина разрешила немецкому историку Шлецеру доступы к историческим архивам, но не позволила этого Ломоносову.
В январе 1765 года, всего в 53 года великий русский ученый заболел пневмонией и в апреле умер. Похоронен он был в Александро-Невской лавре.
Свидетельство о публикации №225031101208
Кто бы и что бы ни написал о Ломоносове - всё это интересно и всего этого мало! Ещё есть мнение, что он - сын Петра Первого.
Немцы много крови нам попортили. И теперь голову поднимают.
Спасибо за публикацию!
Всех Вам благ!
Василий.
Василий Храмцов 12.03.2025 10:19 Заявить о нарушении