Городом литературным назовут Сочи
Когда-то я жил в провинциальном городе российской глубинки. В глубинке, где литературная жизнь кипела, количество талантов, отмеченных жюри высоких, в том числе международных, конкурсов, перехватываемых столичными журналами и издательствами, зашкаливало. Может там почва, воздух и вода были такие? Климат способствовал? Почему провинциальные звездочки и звезды как воздух и воду с благодарностью впитывали самую жестокую критику и старших, и младших коллег в свой адрес? Почему любимейшими жанрами (не только литераторов) в местных СМИ были фельетоны и злые пародии, дружеские шаржи на любимых авторов? Никому и в голову не могло прийти обидеться! Наоборот, ставили лишний пузырь за это. Может, именно в этом секрет их роста?
Правда и то, что в те годы я даже не примеривал на себя кафтан писателя – бурной жизни журналиста мне хватало до макушки: газеты и журналы, радио и телевидение, август 91-го и октябрь 93-го у Белого Дома и Останкино, журналистские расследования (заказные банкротства) и т.д.
К писательству же я обратился в первый пенсионный день. Нет, я не стал извлекать из необремененной пока старческим маразмом памяти мемуары – стал писать короткие, очень короткие, рассказы, политические памфлеты, полные едкого сарказма. Не желчи. В мире, в моей России, вокруг России, стали разворачиваться процессы почище ГКЧП или парламентского бунта. Но проняло меня не сразу – как-никак я теперь жил на райском берегу Черного моря!
Южный курортный город («Жемчужина Побережья», «Летняя столица» и пр.) литературной стороной раскрылся передо мной только через полтора десятка лет жизни в нем. Почему? Сами понимаете: соблазнов и кроме нее, литературы, здесь хватает выше крыши. Но в какой-то момент наступает пресыщение: бесконечная вереница пляжно-голых наяд тоже перестает вдохновлять. И что? Правильно: начинаешь писать пейзажи маслом, фонтанировать поэзией и прозой. Не будешь же удовлетворяться брызгами в воздух? В смысле из фонтана вдохновения. За эквивалент, который тебе навезла вся отдыхающая страна, устраиваешь персональные выставки, творческие вечера с космическими возлияниями, печатаешь тиражи, выпускаешь дорогие глянцевые журналы...
Каюсь, и я соблазнился – поработал в нескольких мишурно дорогих журналах, даже руководил ими. Но каждый раз попытка внести в них струйку профессиональной свежести выбрасывало меня на каменистый, покрытый мхом пляж…
Разве может в процессе «творческого» курортного хайпа прийти в голову мысль поинтересоваться чьей-то оценкой? Горе новичку, который решит что-то вякнуть про низкую художественную ценность и прочей ерунде! Бабки уплочены, нефиг носом воротить! Этому новичку проще и безопаснее со своей Ностальгией спрятаться под тощим одеялом (если оно есть!), или загорать на берегу (пока он открыт для бесплатного посещения!).
Ах да, я же хотел про литературу. Вдвойне горе новичку, если вообразит, что может кому-то рассказать/указать кто такие графоманы, что такое литературные жанры, стихотворные размеры и прочая хрень – заклюют! Тут надо только окольными путями, как кривые-косые улочки этого самого города. Скажем. новичку доверили организовать поэтический вечер южно-курортных талантов. Выбирать не из чего? Тексты похожи на стихи только «графическим дизайном», а песни на оные как вой койота на пение соловья? Ерунда! Главное: под чьей фамилией! С какого города!
Как-то, вскоре после переезда на курорт, заглянул в мелкую лавчонку в Вардане, чтобы купить CD-болванки.
– Сколько?
– 40 рэ, – бросила продавщица, не отрывая ухо от трубки.
– В Краснодаре стоит 5...
– Это же Сочи! – возмущенно дуплетом взметнулись к небу необъятные полушарии…
Общаясь с коллегами-сочинцами, я познакомился с такими авторами, просто постоять рядом с которыми надо заслужить, не говоря уже о выступать на одной сцене, публиковаться в одном сборнике. Как правило, люди они скромные и великодушные. А вот другие...
Почти сорок лет работаю с авторами, но не научился говорить «нет!». Каждый раз придумываешь слова, которые бы человека не ранили, не били по рукам, которые, быть может, вот-вот превратятся в крылья...
И вместо воска предлагаешь клей «Момент»: «Вы пишите замечательно, но наш вечер/сборник не дорос до вашего уровня, пошлите, например, в ;Классики и современники;».
По своей многолетней привычке спорные тексты (конечно, без указания автора) параллельно показываю своим друзьям, знакомым, которые имеют профессиональное и моральное право высказаться о предмете. Но автор не унимается: начинаются долгие объяснения, нервотрепка, что в итоге кончается прямыми оскорблениями в мой адрес и моим ответом: «Это не поэзия/не проза! – вы это хотели услышать?»
Не могу тут не забежать вперед и не привести маленькую зарисовочку-быль:
«Мне, составителю литературного сборника, один поэт прислал стихи в «стиле Маяковского». Но размером переплюнул классика: каждая строка – длины невообразимой. «По-новаторски» расставлены и знаки препинания. Дочитать до конца первой строки и понять, о чем этот набор слов, оказалось мне не по плечу. И я, не рискуя углубляться в дебри, позвонил автору:
– Как вам мои стихи?
– Мне бы водки сейчас. И побольше!
– Сколько?
– По бутылке на строку.
– Это же два ящика!
– Чтобы подняться до высот вашей поэтической мысли, и этого будет мало.
«Маяковский» мне больше не звонит».
Были многократные ностальгические попытки перенести памятный творческий микроклимат провинциальный в город курортный, но опускались руки – еще такого «Орешника» не придумали, который пробил бы вальяжно-благодушную броню самогениев из райских кущ.
Нет, вру: были в Сочи мастодонты от литературы, к которым равнялось, у кого училось новое поколение: Нина Никулина, Валерий Клебанов, Валентина Саакова и другие, был долгожитель – Пушкинский клуб – с устойчивыми традициями. Но они, к сожалению, ушли, поле опустело.
И вру: чуть меньше трех лет назад у нас появился свой «Орешник», правда, из северной Пальмиры. Так совпало, что осенью 2022 года, за круглыми столами проектов «Настоящее Прошлое» и «ГИПЕРТЕКСТ» от «Литературной газеты», я познакомился с главным редактором издательства «Алетейя» (Санкт-Петербург) Игорем Савкиным. Он заразил меня (и не только) идеей превращения Сочи в город литературный.
Не проходит неделя, и мне по телефону сообщают, что учреждено Содружество писателей Сочи (СПС) и я включен в состав правления. Не просто член Союза (по Зощенко), а сразу член правления! Еще через месяц можно было просто со стопки удостоверений, выложенных на тумбочке на «научно-практической» (почему не учредительной?) конференции СПС взять чистый бланк, заплатить денежку и получить заполненное удостоверения члена Союза! При этом, как позже выяснилось, необязательно иметь напечатанный творческий багаж, быть писателем! Главное, быть лояльным, полезным СПС.
Во время первого же после «научной-практической» (читай: учредительной) конференции заседания правления СПС я попытался внести какие-то предложения на перспективу и понимаю: я далеко не «Орешник» и отхожу в сторону.
Примерно в те же дни начинаю посещать литературные чаепития сочинских аристократов от «поэзии» и сразу понимаю: это не моя провинция Ностальгия, выпускаю на свет божий самоиронию:
ГЕНИИ ОБА ДВА
Я говорун – ты глухой,
Ты говорун – я глухой.
Я писатель – ты слепой,
Ты писатель – я слепой.
Я гений – ты... рядом,
Ты гений – я... рядом.
Но куда девать энергию, которая просится наружу, тем более рядом оказываются единомышленники? Мы придумываем патриотическую акцию «Мир на Земле – только с Россией!», проводим серию литературно-музыкальных вечеров. К нам присоединяются известные в Сочи певцы и музыканты, поддерживают библиотеки, музеи и Дома культуры. Тут как черт из табакерки выскакивает неуемный Игорь Савкин и предлагает выпустить за счет его издательства сборник из стихов, песен и миниатюр, звучащих в наших концертах. И на вечере в канун Дня Победы мы получаем «Свет над Россией» – первую книжку в серии «Сочи литературный». У нас появляется надежда, что творим не в пустоту. Это был год 2023-й.
В 2024 году в серии «Сочи литературный» выходят аж 16 книг поэзии и прозы, за первые два месяца текущего – еще 2, готовятся к печати и другие.
В процессе к сочинским литераторам обратила взор «Литературная газета» – старинное в России издание, которое основал еще Антон Дельвиг, близкий друг Александра Пушкина. И ушедшей осенью родилось Сочинское отделение Русского Литературного Общества.
Но цель сочинских литераторов – не плодить всевозможные объединения, а создать благодатный микроклимат для творчества. СОТВОРЧЕСТВА. Поэтому все творческие вечера и альманахи рождаются в тесном сотрудничестве, независимо от того, в каком союзе состоят авторы. Их объединяет главное: любовь и преданность к прекрасному городу. Эта же любовь побуждает создавать красивые, качественные тексты. То, что проповедовал пришлый провинциал (о персоне собственной речь), начало реализовываться сейчас – нашлись авторы, которые просто жаждут критической и заинтересованной оценки своих трудов. Мы, правда нас немного, начали собираться для чтения своих произведений вслух – не для взаимных восторгов, а чтобы услышать чужое мнение, открыто высказываться, не боясь получить обратку: «Ах, ты так, я тебе тогда вот так!» Страшнее, когда ответит равнодушием, или даже пренебрежением, читатель.
Мы учимся и презентации проводить не «по-сочински»: не боимся заранее раздавать экземпляры новой книги компетентным коллегам, даже тем, кто настроен скептически к нашему творчеству, но у кого есть что сказать профессионально, кто даст пинок для дальнейшего движения вперед. Намечена целая серия мастер-классов от столичных коллег, куда хотим пригласить и авторов, и организаторов презентаций книг, творческих вечеров. Первый такой мастер-класс на тему: «Как презентовать книгу» проведет писатель из Москвы Марина Линник на примере одного из своих романов, раскроет секреты захватывающей презентации, «способной пробудить воображение и не дать читателю заскучать».
***
Сочи – город не только с уникальным природным микроклиматом, который дарит нам здоровье, возвращает молодость. Сочи и город, где бурно расцветает некурортный роман с Ее Величеством Музой – здесь рождаются шедевры литературы.
Да, Муза любит тишину, но она жаждет и страстного внимания публики, ради которой расправляет крылья в сердцах талантов. В нашем городе раскрыла свои объятья еще одна постоянно действующая творческая площадка – литературный клуб на базе книжного магазина «Читай-город», где уже появилась стойка с книгами сочинских авторов. «Провокатор» – тот же Игорь Савкин, главный редактор издательства «Алетейя», наш главный партнер в литературном процессе, автор и движитель идеи «Сочи литературный». 8 марта, в праздничный день, расцвел первый сбор цветущих талантов. Сочинские авторы познакомили читателей со своими книгами через чтение стихов, лирических и юмористических миниатюр в прозе, исполнение авторских песен и т.д. прямо на встрече с читателями-покупателями своих книг.
И как же без автограф-сессий!
Это тоже только начало! Стойка сочинских авторов, благодаря нашим друзьям-издателям (не только «Алетейе»), организаторской мощи местных и столичных литобъединений, народного университета «Время жить», будет расширяться, а внимание публики станет более страстным! У сочинских литераторов есть чем разогреть эту страсть! Мы планируем использовать новую площадку максимально эффективно.
Книжная стойка – зачин интересного проекта, который хочет и может жить долго. Регулярно. Она, повторюсь, – основа литературного клуба, который есть начало сотворчества авторов, издателей и продавцов книг в угоду Его Величеству Читателю.
Кстати, название следующего сборника рассказов в серии «Сочи литературный» – «Трое в лодке, не считая…» Кого? Чего? Главное, зачем считать? Правильно: «…устанет рука».
Фархад ГУЛЯМОВ, писатель-новеллист, председатель Сочинского отделения «Русского литературного общества»
Свидетельство о публикации №225031101251