Геофизики и Полевой сезон

               
Нашу сейсмопартию – Геофизической экспедиции, после окончания зимнего полевого сезона -  с тундровой зоны Заполярья, надо перебазировать почти на сто километров южнее, где в следующий зимний период будем производить сейсморазведочные работы.

 Наш коллектив, три года отработал, в без лесой – голой тундровой зоне, которая простирается до самого побережья - Северного ледовитого океана. А, сейчас, на новом месте работ, уже должна быть - лесотундра, где лес, уже напоминает близкую цивилизацию, и какую-то природную смену обстановки, от пронизывающих холодных - северных тундровых ветров и пятидесятиградусных - Арктических морозов.

 Топографы, определили на карте координаты – «сетки» будущих работ, проложили маршрут и указали направление, нашего движения. Все свое оборудование – это жилые балки-вагончики, две электростанции, емкости для нефтепродуктов, столовая, хозяйственные балки. В общей сложности, набирается около тридцати единиц.

Объекты и сооружения, установлены и закреплены на металлических и на самодельных деревянных санях. И все это, как-то надо перевезти – не растерять по дороге и дотащить до нового места работ.

 У нас из «тяговых» сил в расположении: - четыре «ходовых» трактора использующихся на всех работах по перестановке и перевозке наших объектов, во время всего сезона. А также вездеходы на гусеничном ходу: Легкий - ГАЗ -71 и тяжелый – дизельный ГТТ, который может пробить себе дорогу в любом снегу. Эта техника, используются для ежедневной перевозки людей к месту работ и мелкого груза, но для транспортировки объектов, они не предназначены. Есть мощный трактор - бульдозер, для пробивки дорог на профилях в зимний период. А также, три буровые установки на базе тракторов Т-180 - вес такой установки 24 тонны.

Буровые установки, самые мощные, они могут тащить в сцепке по три вагончика. Остальные трактора только по две единицы, или по три емкости. В общем, как не комплектуй сцепки объектов, а нескольким тракторам придется возвращаться и делать по второму рейсу.

 В лесной зоне, по снегу, движение более комфортное, а здесь в тундре, сейчас, после первых оттепелей сплошное «бетонное» (ледяное покрытие), на котором каждая кочка, отдается жестким ударом - во всем теле сидящих в кабине трактора, людей. И, этот «комфорт» движения, еще неделю потом будет отдаваться во всем человеческом организме.

 Народ – штатные работники, организовав «санные поезда», вылетели домой на вертолете… остались трактористы и пару человек рабочих. Один тракторист заболел и был срочно отправлен в город. Ввиду безысходности, мне пришлось, как – отвечающему за организацию перебазировки… сесть за рычаги трактора.

 По накатанной дороге, трактор может бежать с приличной скоростью, а здесь на «бетонных» ухабах бездорожья – просто нельзя и подумать о какой-то желаемой скорости движения.

 На отдельных участках на этих ухабах ломаются, металлические водила, на сцепках – хотя они и откованы с толстостенных буровых труб. Замена их на новые, тоже занимает не мало трудов и времени. Но тем не менее, с короткими передышками, наши «поезда», со скоростью три, иногда четыре километра в час, движутся в нужном направлении.

На нашем пути – много ручьев и речушек, но они замерзшие, от крепких Заполярных морозов. Но буквально, дней через двадцать, это будут уже непроходимые места для любой техники.  И, спустя почти двое суток, мы достигаем нужной точки на местности, отмеченной на карте.

 Оборудовав и натопив жилые балки – люди вымотанные такой дорогой, завалились отсыпаться. Только на следующие сутки, после такого переезда, народ потихоньку начал приходить в себя. Еще через сутки, два трактора ушли на старую базу, за оставленными там объектами. А впереди, предстоит еще работа по расстановке и организации базы.

 На новом месте - будущей базы, остается тракторист и два рабочих… остальные вылетают домой. Народ за зиму здорово устает и цивилизация, дом, уют с огромной силой тянут туда. За лето народ отдохнет, придет в себя и к осени опять будет полон желания работать - в новом полевом сезоне.

А уже к октябрю месяцу, приедут механизаторы, для ремонта своей техники и подготовки ее к зимнему сезону. За летний и осенний период, специалисты топографического отряда, с помощью приборов, уже на местности, «расчертят» визирками (просеками) на квадраты, нашу сетку работ, которая размером примерно – 10км на 15км, а затем рабочие строго, по этим разметкам - «пробьют» профиля для проезда техники и проведения буровзрывных работ.

А, с наступлением морозов, когда начнут промерзать болота, ручьи - начнут подготавливать дороги  - по нашим профилям. Вначале накатают след легкие тягачи, потом трактора и только потом смогут выйти на профиля, тяжелые буровые установки – начнется непосредственная работа.

Работа сейсмопартии, заключается в следующем: - буровые установки, бурят скважины через определенные, равные расстояния, глубиной не менее 18 метров. Взрывники закладывают туда специальные заряды. Рабочие сейсмоотряда, прокладывают вдоль, свои километровые кабели - «сейсмокосы», с датчиками – приемниками, они служат - для приема земных колебаний и преобразования их в электромагнитные, все кабеля, а их в «сейсмокосе» - не менее десятка, соединяются с сейсмостанцией.

 После согласования готовности к работе, начальник сейсмостанции, дает команду – оператору взрывнику - «работаем» и на глубине первой скважины происходит взрыв. Аппаратура станции, в этот момент производит запись электромагнитных колебаний - от датчиков, получающих импульсы отраженных колебаний в глубине пластов земной коры. И так происходит по очереди, с каждой точкой взрыва, и по всей сетке нашей работы. И с началом зимнего сезона, весь штат сейсмопартии, завязан в своей зарплате на количестве и качестве физ. точек, отработанных за месяц.

 И на весь этот итог работы - завязаны следующие группы работников: Хозяйственники, дизелисты - электроэнергетики, механизаторы - трактористы, механизаторы специалисты буровых установок, взрывники, сейсмоотряд, водители вездеходов, административный и инженерно – технический штат партии. И коллектив партии в сезон – достигает до сорока человек.

 Бабины, с полученной записью электроколебаний на «магнитной» ленте, когда полностью заполняются, отправляются в контору в - камеральный отдел, где на специальной аппаратуре расшифровывают эти материалы и получают снимки - разреза земных пластов. И потом на основании этих снимков, на предполагаемых возможных залежах углеводородов – ставятся буровые.

 Вот такая задача сейсмопартий, в Геофизической экспедиции. Эти люди, приходят первыми в те места, где не ступала нога человека и являются первопроходцами. А, за ними потом идут организации - газо и нефтеразведки. Затем приходят эксплуатационники, приходит цивилизация, появляются поселки, города, и прокладываются - газо и нефтепроводы, по которым идут эти углеводороды в различные концы нашей страны и за ее пределы.

 И никто уже возможно и не вспомнит о тех коллективах людях, которые в жестких условиях Заполярья, несмотря на все бытовые неудобства и трудности – нарабатывали этот материал, в конечном итоге, которым воспользовались, потом миллионы человек.
 
А, кто хочет узнать еще о жизни и случаях в полевых условиях – есть рассказ
 – «КОЛЛЕЯ.»   


Рецензии
Добротный замечательный очерк компетентного, знающего о чём пишет человека. 99.9% людей не знают что такое "Геофизические методы поисков полезных ископаемых". Я изучал теорию по этой специальности, когда учился в политехе на горном факультете, а вот у тебя прочёл что и как на самом деле на практике только сейчас у тебя. Посидел в балке, поморозил сопли на ветру, прокатился на тракторе по зимнику "вырви душу", в общем живо представил себе повседневный быт геологоразведки. Вспомнил как сам зимой 82-83 года работал по наладке экскаваторов на угольных разрезах в Казахстане и тоже терпел стужу, вьюгу и работу голыми руками с элктропроводкой гигантского экскаватора. Спасибо тебе - вспомнилось то время.
Поправлять ту ничего не надо, поскольку это по сути не рассказ а очерк. Как очерк это замечательно.
Удачи в творчестве, здоровья!

Александр Павлович Антонов   12.03.2025 18:45     Заявить о нарушении