История не знает сослагательного наклонения?

«О том, что произошло в декабре 1986 года,
официальные власти сообщили более чем скромно:
 
«В Алма-Ате имели место беспорядки,
проявления хулиганства и бесчинств…
Экстремистски настроенные националистические элементы
собрались у стен ЦК республики на Новой площади…
Они немногочисленны и не представляют собой никакой организации…
Они нашёптывали, агитировали и подло будоражили мысли молодых людей…
Пострадал один человек — инженер республиканского телецентра…»

Оказывается, пострадал один человек?

Де-факто этого «одного человека», вышедшего после окончания ночной смены из здания ТВ, забили до смерти на улице Мира (!) «экстремистски настроенные нацэлементы», в руках у которых были железные прутья. У него незадолго до этого родился первый ребёнок, который уже будет расти и воспитываться без отца.

Де-факто, на Новой площади в Алма-Ате 16, 17, 18 декабря — и днём, и ночью — шла бойня.
 
С одной стороны — «немногочисленные нацэлементы», с другой — дружинники, милиция, курсанты алма-атинского военного пограничного училища.
 
С одной стороны — выломанные из заборов штакетины, палки, обрубки арматуры, обёрнутые газетой, с другой стороны — резиновые дубинки и крепкие кулаки (это годами позже будут применять автоматы, БТРы и танки).
 
Здесь было всё: ругань, плач, стоны. Пострадавших забирали скорые, их место занимали новые бойцы. Силы демонстрантов постоянно пополнялись. Принимались меры и к укреплению их духа: через все милицейские посты — каким-то «загадочным» образом — на площадь подвозили всё новые и новые ящики с водкой.

«Немногочисленные нацэлементы» — просто и ясно — дали понять, что достаточно уже «обижать нацию казахов», пришёл конец «кормёжке хлебом и мясом всей России» за счёт Казахстана. Пришёл конец руководству республикой представителями некоренных национальностей.

Во время волнений в столице республики были блокированы аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы. В Алма-Ате не работал междугородний телефон, городской то отключали, то включали.

Официальные власти сообщили:
«Попытка вбить клин в самые основы существования —
интернациональную общность советских людей —
с треском провалилась…»

• Цитата из романа «Бела + Макс» (1999).



История не знает сослагательного наклонения. Тем не менее, рискнём оспорить эту неоспоримую парадигму.
 
Предположим, что была бы сделана работа над ошибками по итогам Алма-Аты-1986. Предположим! Глядишь — и не рассыпался бы в прах СССР в декабре 1991 года.
Какова вероятность ошибки подобного прогноза? Мой вердикт, исходя из теории о больших числах: один процент из 100.
 
И не случился бы Донбасс-2014. Никогда.
 
И  — кто знает? — может быть, сегодня по коммунистическому Китаю рассекали российские джипы и кроссоверы, а не наоборот.

Однако! Не первое десятилетие мы имеем то, что имеем — войну. Войну по всем фронтам. Войну внутри России, демографическую, школьно-образовательную, научную, производственную, управленческую, олигархическую, ценообразовательную, пенсионную и далее по списку.
 
И, конечно, мы имеем войну вокруг России. Всё один к одному, как в Великую Отечественную (1941-1945). С одной стороны — это мы, с другой — весь демократический Запад + большинство прежних советских республик, поднятых с колен на ноги в ХIХ и ХХ веках вовсе не англичанами или американцами.

Только! В 1943 году произошёл кардинальный перелом в бойне с нацистами Третьего рейха (на то есть вполне понятные и ясные, как божий день, причинно-следственные объяснения).
 
А за три года бойни с укро-нацистами (2022-2025) произошёл ли подобный кардинальный перелом? (И на этот вопрос тоже есть свои причинно-следственные объяснения.)

Мы живём — существуем — в больном обществе. И не только последние 40 лет. Об этом, возможно, поговорим в другом постскриптуме после другого фрагмента из «Белы…»

Как значится в одной из наших народных поговорок, жизнь без причины — признак дурачины. Поэтому мы и продолжаем хлебать полной ложкой счастье — нами же произведённое на свет! Счастье во всех его видах и подвидах: за что боролись…

___________________________________

О череде событий, последующих после Алма-Аты-1986, читайте в романе "Бела + Макс". Бумажная его версия в Озоне и даже на американских сайтах.


Рецензии