Аэропорт

               
Аннотация. Этот рассказ не ремейк известного романа Аэропорт. Но мне кажется что любой  аэропорт это особое место со своей историей и своей судьбой. Полёты это особый вид передвижения людей. Хотя нас уверяют что этот вид транспорта  безопасен, могу смело утверждать  из собственного опыта, что это не совсем так! Любой полёт - это риск. На море и на суше ещё есть минимальный  шанс спастись.
С неба только падают! Сразу в большом количестве. Например,  самолёт ТУ - 104  в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 37 самолётов в этих происшествиях погибло 1137 человек! По моему мнению, основная причина всех аварий и катастроф в воздухе человеческий фактор. Разгильдяйство, несоблюдение правил и инструкций, психологическая несовместимость  экипажа и другие человеческие недостатки приводят к непоправимым последствиям, которые невозможно исправить в воздухе. В организации полётов любая мелочь, как у минёров , фатальна. Поэтому, в некоторой степени полёт, это игра со смертью! Или лотерея! Или судьба.
 

"Пусть в голове мелькает проседь.
Не поздно выбрать новый путь.
Не бойтесь все на карту бросить
И прожитое зачеркнуть."


Предисловие.
Взяться за эту тему меня побудило сообщение о первом  рейсе Аэрофлота в  город Сухуми после войны 1992 года между Абхазией и Грузией. А ведь с этим аэропортом связана моя собственная жизненная история, которая начиналась тогда в 1963- 1966 годах там в   "Бабушеры" , так тогда ещё назывался этот аэропорт в Сухуми. Глядя  сегодня на фотографию аэропорта с птичьего полета, я сразу узнаю все те места, которые так или иначе были связаны с моей работой там, в течение нескольких лет.




Всё начиналось для меня банально просто. Проучившись после школы в Двинском военном авиационном радиотехническом училище два года, моя военная карьера не задалась. Я серьёзно заболел и после сложной операции на лёгких меня уволили из армии с третьей группой инвалидности. Я уехал к родным на юг, к самому синему в мире Черному морю. Инвалидность позволяла мне временно не работать, что меня очень устраивало.  Под предлогом поправки здоровья и симуляции "физической слабости", я был бесконтрольно свободен. Молодость брала своё. Сухуми город южный. Курортный в сезон и  много соблазнов и девушек готовых на всё ! Мы вместе с моим другом детства оттягивались по полной программе, пустившись во всё тяжкое.

В конце концов моя матушка, а она была радикальных коммунистических взглядов, в отличие от моего отца либерала, всё поняла и поставила вопрос ребром! Только работа исправит положение! Для этой цели привлекли нашего родственника дядю  Костю, который был мужем маминой сестры. Он бывший военный лётчик работал в Сухумском аэропорту диспетчером. Он пообещал всё узнать и устроить. Это оказалось не так просто. Там нужны были специалисты. Он сумел договориться о собеседовании, чтобы на  меня посмотрели и оценили.

В один из летних дней 1964 года мы поехали в аэропорт. Я там ещё никогда не был. Служебный автобус подкатил прямо к административной части здания. Сухумский аэропорт  был  перестроен недавно и произвёл на меня большое впечатление. Во всём ещё  ощущалось влияние сталинского ампира. Белое здание с колоннами было не большим но уютным.
В зале прилётов сохранились дубовые панели и сидения. Стояли кадки с настоящими пальмами .Большая люстра в центре, канделябры и много бронзы. Паркетные полы и чистота! Ветерок гнал незабываемый запах перегретого авиационного топлива и ещё чего-то присущего только авиации. Роскошный ресторан, белоснежные скатерти, улыбчивые официантки. Мне очень захотелось здесь работать тем более что я  с детства занимался радиотехникой и учился в военном авиационном  училище .

Мы поднялись в административный отдел. На одной из массивных дверей висела табличка А.И.Закс. Это был кабинет Начальника радиотехнической службы аэропорта Абрама Иосифовича Закса. В приёмной мы узнали, что Закса сейчас нет. Он находился в ремонтных мастерских, которые находились в достаточно далеко в стороне. Мы двинулись туда. В одном из помещений заставленных различными приборами и радиоаппаратурой, я увидел невысокого человека с крючковатым носом и ушами типичными для самых умных в мире людей!
Дядька на меня глянул и с ходу ничего не спрашивая, взял какой-то блок и ткнув пальцем спросил:
- Это что ?Я с ходу ответил:
- Это радиолампа, по-моему, 6н3п.
-А это что?
 Это конденсаторы
- Это?
- Это резисторы
- Это?
- Катушка индуктивности. И дальше в таком же духе.
Потом остановился и говорит:
-  Наш человек! Беру! Завтра с документами в отдел кадров.
И снова принялся за прерванную работу
Так я попал в радиотехническую службу аэропорта. Для начала меня направили в так называемую магнитофонную аппаратную.

Магнитофонная аппаратная находилась на втором этаже левого крыла. Запись всех переговоров по телефонам , в эфире и с диспетчерами, оказалась важной и ответственной работой,  для контроля и организации безопасности полётов. В аппаратной стояли два  16 - дрожечных магнитофона венгерского производства. 
Процесс записи  продолжался  круглые сутки. Большие бобины нужно было вовремя менять не допуская остановок и обрыва плёнки. Работа оказалась непыльная, но скучная. Отойти было невозможно. А внизу шумел ресторан! Гуляли красивые девушки. Играла весёлая музыка.  Там всегда был праздник! Кого - то встречали кого - то провожали!

Аэропортовский ресторан пользовался заслуженным успехом.  Директор ресторана  Нури  Начкебия, человек сталинской закалки, был известен и знаменит. Почти все дефицитные продукты поставлялись  самолётами прямо из Москвы. Там часто "оттягивалась" сухумская торгово- блатная братия и воровская элита. Вино лилось рекой, запах шашлыка и других  кавказских деликатесов разносился по всей округе!!
Однажды когда я дежурил, пришёл сам начальник Абрам Иосифович Закс и предложил:
- Так, перевожу тебя на другую работу! У нас на посадочном локаторе не хватает людей. Ты я вижу парень подкованный, в радиотехнике кумекаешь! Пойдёшь на новую работу? Отказываться было грех. Да и надоели мне эти магнитофоны до чёртиков,  я согласился.

Сейчас на склоне лет, через полвека, я с усмешкой вспоминаю, как я тогда зауважал сам себя! Буду работать на самом престижном и ответственном участке работы аэропорта. Улететь и прилететь  без проблем - вот в чём вопрос! Вся суть работы авиации заключается у лётчиков во всём мире в тосте, который они всегда подымают в любом случае:
-"Чтобы количество взлётов и посадок совпадало"! Вот это и обеспечивает радиолокационная взлётно- посадочная диспетчерская служба.
Сухумская РВПС находилась,  надо прямо сказать, в зачаточном состоянии. Бывшая в употреблении  военная система посадки "ДРЛ 7-ПРЛ 7", находилась прямо в поле, рядом с взлётно- посадочной полосой. Диспетчеры посадки тоже находились рядом. Работа была сменная. Четыре техника выходили   на сутки. Вначале мне всё понравилось.  Вышел на сутки и потом три дня дома. Я, как мне казалось, довольно быстро освоил оборудование.

Правда сама работа оказалась хлопотной и ответственной. Ни присесть ни поспать не получалось. Днём полёты. Ночью профилактика и настройка оборудования. Вся аппаратура ламповая. После полётов приходилось постоянно проверять параметры до сотни ламп. Летом жара, а зимой высокая влажность. Ненадёжное одностороннее электропитание  приводило к внезапным отключениям и как следствие  к сбою работы всего оборудования.
Старый электрогенератор на основе бензинового двигателя от автомобиля "Москвич 401" заводить приходилось вручную. Ручку приходилось крутить до изнеможения, что  требовало неимоверных усилий. Можете себе представить ситуацию! Самолёт на посадочном курсе и вдруг диспетчер не видит отметку самолёта на экране индикатора! А погода на пределе нормы. Лётчики не видят полосы! Адреналин зашкаливает, мандраж в коленках! Это тебе не магнитофонные ленты менять! Были ещё и другие мелкие неприятности, типа лягушка заскочила и закоротила реле в блоке питания,  или мышка погрызла кабели. Всё это оптимизма не добавляло.
Наступило время реактивной авиации.  Аэропорт Сухуми модернизировали. На ВПП установили новое освещение, удлинили до 3500 метров. Оттяпали довольно большой участок территории. Это конечно не понравилось местному населению. На огороженной территории  росла высокая сочная трава, а коровкам, козам и свиньям кушать хочется!

Втихаря, люди, не думая о последствиях, проделывали  дыры в ограждении и пускали пастись свой скот. Скотина повадилась отдыхать прямо на тёплой  бетонке ВПП! Начались проблемы. Не взлететь ни посадить самолёт! Скотина лежит на полосе! Ни угрозы ни уговоры не помогали. Нашли выход! Набрали из местных ребят команду, прикрепили к ним машину с рацией и назвали их "разгонщики". Перед взлётом или посадкой диспетчер давал команду  и "разгонщики"  проезжали по всей полосе сгоняя с ВПП скотину. Руководил этой "бандой" местный парень, его звали Мамука. Похоже было, что они по своему понимали свои обязанности. Скотину видимо стали пасти в определённых местах и загонах и "крышевали", как сегодня бы сказали, местных крестьян взимая с них мзду. Но дело своё они знали и руководство аэропорта было довольно.

Наконец мне доверили выйти самостоятельно в смену. Вот тут то  я впервые понял, что теперь будет всё по серьёзному! Первую и вторую смену всё прошло как по маслу. А в третий раз случилось аварийное происшествие. Погода в этот осенний день не баловала. Когда я заступил на смену ещё было терпимо. К обеду даже показалось солнце. Ничего не предвещало беды. Ждали дневной рейс ТУ- 104 из Москвы. По громкой связи я слышал от диспетчера, что борт прошёл штатно мимо Сочи и через 15 минут он перешёл на обслуживание к нам. Я выглянул из кунга и испугался! Погоды не было! Резкий шквалистый боковой ветер.

Огромная грозовая туча видимо спустилась с гор. В те времена метеосводки порой запаздывали из-за отсутствия надёжной связи. Самолёт был уже в 50 км и КВС (командир воздушного судна) запросил условия посадки. Наш диспетчер дал данные и с тревогой  спросил ,видит ли КВС землю? КВС доложил что ни черта не видит!
Диспетчер запретил посадку прямо с курса 117 и направил борт на коробочку, садиться с курса 297! Я в волнении побежал в аппаратную, где сидел диспетчер. На индикаторе кругового обзора было видно, что самолёт уже выполнил  третий разворот и завершив четвёртый, вышел на посадочный курс. Борт прошёл дальний привод и диспетчер вновь спросил, видит ли КМС полосу? КВС матюгнувшись сказал:
- Полосу не вижу!
-Посадку запрещаю! Заходите на второй круг! Я выглянул на улицу погода стала ещё хуже. Самолёт прогудел рядом и ушёл на второй круг. Всё повторилось. Борт снова на посадочном курсе.
- Полосу ведете ?
-Нет, не вижу, чертыхается КВС! Наконец уже на высоте принятия решения лётчик все - таки увидел полосу! Диспетчер подправил его курс и глиссаду. И тут метка самолёта на экране пропала! Экран залился сплошной засветкой!
Диспетчер заорал техник ё.............ть:
-Где метка? Руки у меня затряслись! Не сработала система СПЦ( селекция подвижных целей)! Что делать! Я правда быстро сообразил, открыл лючок блока, сунул руку туда, где находился клистрон и вручную глядя через плечо диспетчера подстраивал клистрон в резонанс! А там внутри блока вокруг провода и на аноде клистрона 1500 вольт! Одно неосторожное движение и ударило бы на смерть! Метка появилась! КВС был опытный на наше счастье! Он уже зацепился за полосу!

Я выбежал на поле и смотрел как борт садится. А у меня волосы встали дыбом! Борт садился как то боком к полосе! Я закрыл глаза! Всё! Сейчас грабанётся! Но он в последний момент выровнялся! Посадка  правда была жестковатая. Шасси коснулось бетонки, раздались подряд два громких хлопка, это лопнули баллоны колёсных пар. Самолёт на скорости проскочил мимо, выбросил парашют,  тормозя всеми тормозами! Реверса в те времена на ТУ-104 не было.  Всё обошлось! Самолёт свернул на рулежку и двинулся на стоянку. Диспетчер дядя Ваня отставник, лётчик, который летал ещё во время войны, сидел, курил. Он посмотрел на меня. Вид у меня видимо был ещё тот.!

- Что техник обосрался? Ладно не держи зла! Сам понимаешь! Техника должна работать не подводить! Пронесло! Могло быть хуже. Что значит хуже я не совсем понял, но перепугался сильно. Вечером после полётов к нам на объект приехали разгонщики во главе с Мамукой. Они привезли  бидон из-под молока, полный белого натурального полусухого вина и хорошую закуску. Пару жаренных кур, хачапури, сыр сулугуни, соления . Накрыли поляну прямо под открытым небом.
Оказывается что это была такая традиция. После стресса расслабиться! Ну и причина ублажить начальство. Приехал и  руководитель полётов. Распогодилось! Огромное южное небо, млечный путь миллионов звёзд. Стрекочут цикады, летают светлячки! Красота! Посидели хорошо! Я впервые оказался за кавказским столом. Оказалось это целый ритуал! Тамада, бесконечные длинные кавказские  тосты! За всех кто жив или ушёл, за всех кто летает и не летает, за то чтобы количество взлётов и посадок совпадало, да мало ли ещё  за что! Я потерял счёт, а количество стаканов всё увеличивалось!

Кто-то вспомнил что я новый сотрудник, и тут же откуда ни возьмись появился  рог! Налили по полной! Я был молод и неопытен  и звали меня  Шурик! Ну а что стало с Шуриком читатель может себе представить по фильму "Кавказская пленница"! Короче говоря я упился до бесчувствия! И уже не помнил кто я  есть и как меня зовут.
 Упал на тёплую зелёную травку и весь мир закрутился переворачивается вверх тормашками у меня над головой! Сейчас когда я вижу фотографию Сухумского аэропорта с птичьего полёта, то точно могу показать, то место  у ВПП, где стоял наш локатор и  где тогда я лежал! Прикольно!

После этого случая, я до сих пор не могу не то что пить, смотреть на белое вино!  На этом мои страхи и переживания не закончились. Не прошло и полгода и снова происшествие Лето, жарко! Хорошая погода видимость 100%. Заходит на посадку ТУ -104 из Тбилиси. Всё нормально. Диспетчер спокоен. Экипаж визуально наблюдает полосу и правильно, заходит на посадку. Слышу доклад КВС :
- Борт 5444, разрешите посадку? Диспетчер:
-5444,посадку разрешаю с курса 297, полоса свободна!
-Борт  5444 полосу вижу, шасси выпустил к посадке готов.!
-5444 вы на глиссаде и посадочном курсе. Рулёжка номер 2.
- Вас понял , выполняю! Мы с диспетчером наблюдаем за снижением. Вдруг он с тревогой говорит:
- Что-то он слишком быстро снижается! И тут же командует:
-Борт 5444 посадочная  скорость высока, слишком быстро! Борт не отвечает! Тушка, как мне показалось точно, упала с неба! Коснулся самолёт полосы значительно дальше положенного! Не хватит ему полосы кричит диспетчер. И правда самолёт несётся на большой скорости до самого конца, а там дальше только море!
Видимо КВС понял это и в последний момент свернул на последнюю рулёжку, но из за непогашенной скорости  самолёт не удержался, соскочил с бетонки и понёсся прямо локатору Сатурн! Но передняя стойка всё-таки вовремя подломилась и "тушка" нырнула носом в землю.

Мы все завороженно смотрели на это, а потом бросились бежать туда! Бежать было далеко. Когда прибежали, уже начали эвакуировать пассажиров. Самолёт стоял задрав хвост вверх в двух метрах от зоны отдыха локатора ! Эвакуировать пассажиров было трудно все они были в куче внизу. Обошлось  без жертв. Правда кто-то сломал руку или ногу кому-то выбило зубы. Рядом стояли растерянные техники обзорного локатора Сатурн. С одним я был знаком.
- Василий! Ну как вы, обошлось? Но  он смотрел на меня каким то безумным взглядом.
- Слушай, Санёк! Сидим мы значит  в своей курилке, вот здесь, он показал рукой. Играем в нарды. Я сидел спиной к полосе. Смотрю Гиви, мой напарник, который сидел напротив, вдруг глаза выпучил и такое замычал, что у меня  всё похолодело! Я оглянулся, смотрю, а на нас "тушка" по полю чешет! Мы сорвались с места и бежать! А куда бежать! Курилка у нас сеткой экранирована от излучения! Со страха мы забыли, где выход! Забегали как крысы в мышеловке ! Я даже на верх по сетке сиганул. Тут борт  на наше счастье остановился!

Как потом говорили, больше всех испугался штурман. На ТУ-104 он сидит прямо в застеклённом носу лайнера. По его словам когда тушка клюнула носом он подумал что это конец и его сплющит о землю.
- Закрыл, братцы, я глаза и молюсь! Потом открыл, смотрю, а рядом, рукой подать, травка зеленеет, муравьи ползают! Даже слезу пустил от эмоций. Вот смотрите хлопцы  вроде посидел даже!После разбора полётов выяснилось что за штурвалом находился сам  главный инструктор Тбилисского аэропорта. "Показывал класс "посадки для молодых пилотов!

Прошло ещё полгода и случилась совсем страшная история. Я опять находился на смене. Была ранняя весна 1965 года. Неожиданно к нам в поле на посадочный локатор приехали военные. Оказалось, что в рамках каких то учений, полк истребителей МиГ- 21 перебазировался и наш аэропорт  решили использовать для дозаправки. Военные сами сели  в диспетчерский кунг, сажать своих. Мы были на подхвате. Поначалу все проходило хорошо и красиво. Миги один за другим заходили на посадку, это было красивое и захватывающее зрелище. Вдруг неожиданно  в начале полосы раздался громкий хлопок и поднялся столб дыма. Военный диспетчер выскочил из кунга с перекошенным лицом! Бросился в свой УАЗ и помчался на место аварии.
Тут подъехали наши "разгонщики" и мы тоже погнали к началу полосы. Самолёт упал н долетев до ВПП метров 100 и сильно горел! Лётчика нашли в стороне. Он катапультировался, но видимо высоты не хватило. Когда его поднимали и несли в шлеме и комбинезоне, я удивился ,что от человека остался просто бесформенный мешок! Это было страшно!

Пролетел незаметно ещё один год. Интенсивность полётов увеличивалась. Бетонку ВВП модернизировали для приёма широкофюзеляжных судов типа Ил-76. Риски увеличивались, что-то мне подсказывало , пора бросать авиацию. Нервные перегрузки мне были ни к чему. Как говорится, "умейте свою жизнь переменить"! Подвернулся случай и вся последующая моя жизнь, потом, была связана с телевидением и радиовещанием. Правда с годами пришло понимание, что жизнь это борьба и без нервов не обойтись на любой работе, если ты болеешь душой и отвечаешь за проделанное.

Потом  я  не раз бывал в аэропорту, но уже как пассажир. Потому что летать было удобнее, недорого и быстрее. Правда зная все нюансы летной работы не раз молился, чтобы всё обошлось! Аэропорт был вновь модернизирован. Построили новый терминал в современном стиле. Я видел что появилась новая современная аппаратура. Диспетчеры уже находились в здании терминала, а не в поле. Пару раз, пока были знакомые сотрудники я  ещё бывал у них на объекте. Потом постепенно, с годами ,знакомых не стало. Старый начальник службы А.И.Закс ушёл из жизни.

Прошли годы...... Наступил зловещий 1991 год. В Абхазии началась война. Вот тут уже дошло до нервного срыва! Игра со смертью началась  по настоящему! Люди с оружием в руках, которые ещё вчера казались своими, с которыми ты хлеб соль делил, стали врагами, готовыми убить просто так проходя мимо.
Я остался в Сухуми один. Зять грузин убивать никого не захотел,  забрал семью и уехал в Россию. На помощь им пришлось уехать и моей жене. Город оказался в блокаде. Старых родителей я не мог бросить. А весной умер отец, ветеран, прошедший всю войну. Сердце не выдержало, а лечить было некому и нечем. Я дождался приезда своей сестры, у которой местные грозили отнять квартиру. Оставил на её попечение матушку и тоже решил уехать хотя бы временно, уже не было ни  душевных ни физических сил. Выехать в это время из Сухуми, который находился в блокаде, можно было только самолётом. Как я узнал рейс, был только один, Тбилиси-Сухуми-Сочи -Москва. Улететь было непросто. Не я один был такой умный. Нужны были деньги, большие деньги!

Подсчитав свои финансы, стало понятно, что нужно что-то продавать. У меня был неплохой видеомагнитофон  и от машины, которую у меня отняли военные, остались четыре новые покрышки. Пошёл  на поклон к одному дружку, который работал в МВД. Зураб от предложения не отказался , всё забрал. Деньги он принёс в полиэтиленовом мешке. Это были пачки денег в банковской упаковке по три рубля в пачке. На мой  вопрос:
- "Откуда- ва" такие деньжищи? Зурик ухмыляясь ответил:
- Ни бери в голову "оттуда- ва"!  Я понял, что банк они распотрошили и лишних вопросов больше не задавал.
Он же и отвёз меня в аэропорт, где я не был уже несколько лет. Война наложила тяжёлый отпечаток на этот образчик уже бывшей беззаботной  туристической и курортной жизни. Здание аэровокзала представляло удручающее зрелище. Обшарпанный фасад, мусор и хлам вокруг. Исчезли все бронзовые атрибуты сталинского ампира. От роскошной люстры остался только  жалкий штырь. Окна были выбиты . Злой ветер гулял по залам гоняя по выдранному паркету обрывки каких то бумаг. Я заглянул в диспетчерскую там был полный разгром. Раскуроченная аппаратура и кое-где фекалии бессовестных людей.

Я пошел в новый терминал, который был построен совсем недавно. Там и находились оставшиеся службы аэропорта.  На рваных  диванах сидели и лежали будущие пассажиры. В коморке с рукописной надписью "касса", сидела какая - то тётка. Она что-то ела прямо из кастрюли и как мне подсказали, выдавала типа "билеты" на рейс. Я подошёл, поинтересовался сколько стоит этот пропуск в другую реальность. Тётка меня не совсем поняла, но назвала сумму и я вытряхнул ей на стол пачки своих денег. Тётка аж поперхнулась от удивления и возмущения!
- Ты что предлагаешь мне всю эту кучу пересчитать?
-А вы что не видите, это всё в банковской упаковке! Какой-то дядька, который сидел рядом, засмеялся.
- Ты что братан, банк гробанул? Тётка запыхтела.
- Да не буду я эти деньги принимать! Точно ворованные!

Дело принимало плохой оборот. И тут я вдруг увидел знакомое лицо в старенькой аэрофлотовской форме. Я правда не помнил точно где мы встречались, но он меня узнал.
-Сашка! "Белый дед"! Ты каким образом опять тут оказался?
- Да вот собираюсь улетать к семье, а деньги не берут. Он бегло взглянув на деньги приказал:
- Ты это, Тамара, прими деньги я отвечаю.
- Хорошо Акакий Петрович на вашу ответственность!
Получив пропуск на борт мы отошли в сторонку,  вспоминая  и досадуя о прошедших временах. Я к своему стыду так и не вспомнил ,где мы с ним в аэропорту общались. Напоследок он смеясь все таки спросил:
-А деньги точно не ворованные?
- Да всё в порядке! Продал кое-что ментам!
-А  этим !Эти могут! Ну тогда понятно! Давай, пока !Счастливого полёта!
-Борт  прилетит из Тбилиси в 17 часов. Но по тому как он отвёл глаза мне что-то не понравилось в его поведении.

Время еще было и я присел на каких то досках, отдыхая от  всей этой суеты. Даже прикемарил немного. Очнулся когда, услышал знакомый гул совершившего посадку самолёта. Выглянув в  окно увидел как ТУ- 154 уже свернул на рулёжку и рулит к терминалу. Люди задвигались и хватая свои пожитки ринулись толпой на перрон. Я тоже побежал, понимая что в такой толпе можно и не попасть на борт. Мы уже были на половине пути, когда со стороны старого здания на поле выехало несколько уазиков и две скорые помощи они отсекли толпу отъезжающих. На уазиках стояли военные с автоматами. Они  стали  с улюлюканьем стрелять поверх толпы. Мы повалились на бетонку. Военные стали загружать в самолёт носилки с ранеными и какие-то грузы. Потом самолёт развернулся и проехав в зону старта улетел обратно в Тбилиси. Все не удавшиеся пассажиры чертыхаясь и отряхиваясь, вернулись в терминал. Там я опять увидел Акакия.
-Что это было?
--Да не переживай улетите завтра! Военные здесь рулят!

Ночевать пришлось на голых досках. На следующий день самолёт прилетел только часов в шесть вечера . Мы опять бросились на поле. Народа собралось ещё больше чем вчера. У самолёта началась настоящая давка. Кто-то пустил слух, что это последний рейс на Москву и небо закроют, так как уже два лайнера были сбиты и упали в море. Возле передней стойки шасси самолёта я увидел ещё одного знакомого, это был в своё время второй пилот Ту- 154. Я подошёл и он меня тоже узнал.
- Эдик! Как же вы полетите? Перегруз будет! Эдик посмотрел на меня, как будто мы с ним расстались только вчера.
- Да ни бзди всё под контролем! Видишь метку на шасси как только шток до метки просядет я эту лавочку прикрою! Ты лучше беги на борт, а то не успеешь! В душе я надеялся ,что он мне поможет по старой памяти, но ему было не до меня. На трапе у самолёта творилось что-то невообразимое. Толпа попирала. Пролезали самые сильные и наглые.

На входе стояли два вооружённых грузинских гвардейца и время от времени стреляли в воздух отгоняя толпу. Я понял что шансов попасть в самолёт у меня почти нет! Неожиданно  увидел женщину с двумя маленькими детьми. Они тщетно пытались подойти к трапу. Я быстренько сориентировался. Подошёл к женщине, взял одного ребёнка на руки, подхватил свой чемоданчик и её какой-то баул.
-Давайте быстро за мной! Мы стали протискиваться, а я кричал:
-Пропустите, пропустите  женщину с ребёнком! Вроде подействовало. Кое-как мы оказались у трапа. Женщину с ребёнком я протолкнул вперёд её пропустили, а меня почему то задержал бородатый гвардеец, отпихнул в сторону.
- Этого не пустим! Женщина обернулась и диким голосом запричитала:
- Пустите его ! Это мой муж! Я рванул на верх, меня ни кто не задержал. Когда мы проникли в салон самолёта мне стало плохо! Хорошо зная все правила и риски я понял, что лучше мне было не лететь на этом самолёте! Весь салон уже был забит под завязку. В проходе    навалом лежали узлы чемоданы и друге барахло, которое уже занимало больше половины салона.
 
Пассажиры сидели не пристёгнутые, обложенные своими шмотками так ,что их не было видно. Усадив женщину с детьми я пристроился сам и глянул в иллюминатор. Там какие-то военные размахивая руками и автоматами, что-то требовали от экипажа. В салоне была ужасная духота, дышать было нечем. Наконец видимо всё сошлось, потому что  было слышно что экипаж, приступил к запуску двигателей. Мы потихоньку двинулись к старту 297 гр. Впереди было 3500 метров полосы, а потом сразу начинался берег моря.
По тому как самолёт набирал взлётную скорость , а я знал точно место отрыва, было понятно ,что полосы для взлёта может не хватить! Только уже на самом конце, когда  стал виден берег, лайнер оторвался от земли и с большим трудом набирая высоту ушёл в сторону от берега в открытое море опасаясь видимо, что могут сбить с земли.  Позже, перечитывая прессу, я узнал что Абхазцы поставили на катер "Иглу-2" и могли атаковать с моря. Экипаж об этом видимо   знал! Повезло! Первая посадка намечалась в Сочи-Адлер. Это всего 10-15 минут полета.

По широкой дуге, вскоре, мы оказались на траверзе аэропорта Адлер и приступили к посадке. Люди в салоне притихли, но только я один знал в какой опасности мы находимся. Я боялся  даже смотреть в иллюминатор. Лайнер от перегруза махал крыльями как бабочка. И вот мы на посадочном курсе! Я закрыл глаза и ,честно, молил бога чтобы пронесло! Посадка была жёсткой! Тряхнуло так, что я подумал это конец! Слышно было, что видимо лопнули пара покрышек и затем слава богу мы покатили на стоянку. Слава конструктору Туполеву! Буржуйский лайнер наверняка бы разбился!
С трясущимися ногами и руками пассажиры  выбрались  из салона и тут же в изнеможении садились на бетон. Выгрузка прошла успешно. Большая часть пассажиров рассосалась вместе со своим барахлом в Адлере. Тех, кому предстояло лететь до Москвы, осталось меньше половины. Мы сидели прямо возле самолёта ожидая, когда его снова подготовят к полёту дальше. И только теперь я вдруг понял что мы в другом мире! Вокруг было светло, где-то играла весёлая музыка. Вокруг нормальные люди без камуфляжа без оружия в руках. Не слышно ни перестрелок ни разрывов мин и снарядов! Наступило какое-то умиротворение! Мы сидели и наслаждались наступившей свободой! Через два часа борт вылетел в Москву. Салон был полупустой. От пережитого мы заснули как убитые.

В Москву прилетели глубокой ночью. Никаких досмотров и проверок не было. Мы оказались в зале прилётов Внуково. Аэропорт Внуково я не узнал! Это было уже несколько лет другое государство Россия! А мы приехали  как  бы ещё из СССР! Всё нам было в новинку! Весь зал был заставлен какими то будками, где продавалось всё что угодно! Цены были какие-то удивительно не нереальные для нас.
 Вокруг сидели люди с какими-то огромными пластиковыми баулами и узлами. Было грязновато, от былого советского шика ни чего не осталось. Было поздно, городской транспорт уже не работал.

Мы почему-то продолжали держаться вместе. Затем  присели, собираясь коротать время до утра. Кто-то предложил:
- Ну давайте что ли отметим наше с вами удачное приземление! Ни кто не возражал. Быстро накрыли поляну. У всех кое-что было. Кто-то сбегал к бутикам и принёс пару бутылок незнакомой нам  водки, которую видимо  здесь продавали всю ночь.
- Да тут сейчас можно черта лысого  купить! Веселились ребята. Посидели достойно! Выпили за тех и за этих и за всё остальное. Я пошёл позвонить. Нашёл телефон автомат. Сунулся куда кидать деньги и не нахожу.  Какой-то мужик  увидел, махнул рукой.
- Звони  парень! Здесь бесплатно!
Я позвонил. Долго не отвечали, ну понятно ночь на дворе. Я уже потерял надежду и тут подняли трубку и я услышал родной голос своей жены!
Кто? Что? Сашенька! Ты! Где ты?
- Белла я в Москве, во Внуково. Вот прилетел поздно, транспорта нет буду только утром!
Слышу, она рыдает!
- Белка да всё хорошо !  Давай ,говори как к вам ехать. Она давясь слезами мне рассказала куда на какой остановке метро будет меня ждать. Я успокаивал её как мог и мы расстались. Вернулся в компанию, хряпнул ещё стаканчик и отключился.

Проснулся  от того что кто-то настойчиво тряс меня за плечо. Открыл глаза. Рядом стоят два мента.
- Вставайте гражданин здесь спать нельзя! Ваши документы?! Я полез в  карман, с испугом думая, а не обокрали ли меня часом! Моих попутчиков уже рядом не было. С облегчением понял что паспорт на месте. Подаю милиционерам. Они листают долго, вертят мою краснокожую паспортину.
Один вдруг говорит:
- А что это у вас за документ такой? Вырваны страницы! Что за фуфло? Я спокойно объясняю.
- Прилетел из зоны военных действий в Абхазии. А страницы на русском и абхазском языке у меня на границе вырвали. Грузинские погранцы сказали:
-У нас в Грузии нет таких государств! Я сейчас поеду, меня родственники ждут. Менты потоптались, подумали и  слава богу отпустили. Я снова позвонил. Белла сразу взяла трубку . Мы договорились ,что она меня будет встречать. Транспорт уже начал ходить и я не мешкая поехал в город.

С двумя пересадками на метро  добрался до нужной остановки. На перроне было не так многолюдно. Я сел на лавочку и стал ждать. Беллы пока вроде не было. Вот мимо прошла какая - то женщина. Метров через десять она вдруг остановилась ,круто развернулась и бросилась  мне на шею! Мы стояли в обнимку ни кого не стесняясь! Она рыдала навзрыд, повторяя ,что она меня сразу не узнала, настолько я изменился за время разлуки. Мне тоже стало что-то нехорошо или хорошо! Я уже не помню. Но я уже понимал,что теперь всё! Придётся  " всё на карту бросить!
И прожитое зачеркнуть."! Начиная жить по новому!


Красная-там стоял локатор
Зелёная-Аэропорт старый
Синяя-Новый терминал


Рецензии
Александр, рассказ - супер!!! - снимаю шляпу... Как пацан, родившийся в 1947 году в Армении и потом достаточно часто бывавший в Сочи и его "окрестностях вплоть до озера Рица, могу всё оценить в полной мере -
http://proza.ru/2015/05/06/2173

Жму кисть, с уважением полковник Чечель.

Полковник Чечель   16.04.2025 17:02     Заявить о нарушении
Спасибо дорогой !Я чуть постарше! Рад, что вы меня понимаете! Кто лучше летуна может оценить мои байки! Ещё одно совпадение! Моя юность до 1961 года прошла в Калининградской области. А в посёлке Ни́венское — Виттенберг, там был немецкий аэродром, где служил и летал на ИЛ 28 мой дядька Константин, который и был потом диспетчером в Сухуми.Буду читать ваши рассказы про авиацию.У меня есть ещё произведения на эту тему."Три друга самолёт и подруга"Будет желание прочитайте.Мнение профессионала для меня бесценно.С увжением!

Александр Белодеденко   16.04.2025 17:21   Заявить о нарушении
Ок - прочту, но завтра... http://proza.ru/2012/02/03/1934

Полковник Чечель   16.04.2025 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.