Религиозность или вера?
Известно, что греки - народ религиозный, свидетельствует об этом апостол Павел в своей знаменитой речи в Ареопаге. Создание кумира - плод слабости и ограниченности человеческого духа. Разумеется, я не сторонник Никоса Казандзакиса, заявлявшего, что он ни на что не надеется, ничего не боится, и поэтому он свободен. Нет. Человек никак не свободен. Он рождается не по своей воле - и это уже опровержение "свободы", оттого и глупы все революционные лозунги разных эпох, тщетно обещающие легковерным и тупым массам "свободу". Свободы нет! Как и нет равенства. И братство не имеет к свободе и равенству никакого отношения. Я могу быть мусульманином, зажиточным мусульманином, и считать своими братьям родных мне по убеждениям и по духу евреев, христиан и даже буддистов, осознающих и признающих существование Единственного Создателя и Вседержителя всех миров. И даже если они бедны, для меня это не решающий фактор в процессе общения с ними.
И да, мы надеемся. Даже в окопе. Атеист, идя в атаку, может не верить, но надежда у него остается. Надежда убить врага. Неудержимый берсерк, одержимо кидающийся в бой, надеялся на то, что попадет в Вальгаллу.
О страхе я вообще не пишу. Если кто-то из вас серьезно уверен в том, что никого и ничего не боится, настоятельно рекомендую ему обратиться к психиатру.
Таким образом, свобода, воспетая Казандзакисом, ничего не стоит. Есть и надежда, есть и страх. Есть и религиозность. Есть и вера.
Вчера депутат греческого парламента от ультраправой партии "Ники", Никос Пападопулос, совершил акт вандализма в Картинной галерее в Афинах. На выставке под названием "Очарование странного" (уже неприятное, настораживающее название) он попытался уничтожить экспонаты, которые, по его мнению, порочили христианскую веру. Это были иконы, созданные бывшим журналистом (случайно ли?), переквалифицировавшимся в "художники" от слова "худо", Христофоросом Кацадиотисом, который, кстати, уже заявил, что с его искусством можно и не соглашаться.
А депутата полиция продержала в Картинной галерее пять часов. Взбучка полицейским за это будет непременно: ибо Картинная галерея не есть место для задержанных на месте преступления. Таких следует препроводить в участок. А как депутата препроводить, если нет согласия парламента? И прокурор, после долгого рассмотрения, заявляет, что, поскольку нет отягощающих обстоятельств, задерживать депутата более нельзя. Если нет отягощающих, депутат продолжает оставаться неприкосновенным. Но прокурор свое дело знал, а полицейские - нет. И выговоры, а может что и посерьезнее, будут. Как не порадоваться, ведь во всем мире, среди людей в форме, которым государство доверяет право на узаконенное насилие, находятся людишки, которым кажется, что они выше закона. Таких следует гнать из органов - надеюсь, остолопов, которые не согласны с вышесказанным, среди читателей не найдется.
Никос Пападопулос, в заявлении после освобождения, и мусульман упомянул, и евреев: представляете, если бы у них такая выставка была, оскорбляющая чувства верующих? "Шарли Хебдо" - вспомните вы и будете правы. Разумеется, расстрел безоружных людей - преступление, и неплохо бы расстрелять тех, кто организовывал то нападение, однако и сотрудники журнала понимали, что нельзя насмехаться над святыми для пары миллиардов людей на планете символами. Помимо этого, Никос Пападопулос вспомнил и Макриянниса, борца за свободу Греции, деятеля Революции 1821 г. - редкий случай, когда революцией назвали процесс освобождения от оккупантов. Маркияннис двести лет назад заверял, что если оскорбят его семью, то он и слова не скажет. Но если оскорбят его веру и родину, тогда он ответит.
Казалось бы - какой патриот греческий депутат Никос Пападопулос.... Однако смотрим его страничку в соцсетях. Веры тут нет. Тут религиозность. Тысячелетняя греческая религиозность. То мы почитали Пантеон, теперь чтим иконы. Главное - что-то чтить. Что-то вещественное. А это - кумир! Депутат почитает иконы. Иконы, иконы, иконы... Идолопоклонство. Если человек слаб в вере, то икона еще больше его вводит в искушение создания кумира. А если вера человека сильна, то ему икона ни к чему. Да и в иконе ли дело? Никто не спорит: для Господа нет ничего, абсолютно ничего невозможного, поэтому чудо может и через икону - творение рук человеческих, произойти. Но вера не в отвешивании поклонов, а в действиях. "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (Послание Иакова, 2:17-20). Дел требует вера, а не месс, литургий или свечек.
С этой точки зрения поступок греческого депутата двусмысленен. Да, он пытается уничтожить пародию на икону, какой-то бред, мешанину Мунка, Дикса и Пиросмани. С другой стороны, сам он недалеко ушел от своего противника, ибо нельзя приветствовать его поклонение иконам.
Но дело не в иконах как таковых. Посредством уродливых изображений "художник" Кацадиотис насмехается над тем, что свято для нас. Не об иконах, творениях рук человеческих, речь, а о том, во что мы веруем. Тут не пройдет "он так видит". Если он так видит, то либо у него проблемы с глазами, тогда пусть лечится у окулиста. А если у него проблемы на всю голову, то пусть немного понаблюдается у психиатра.
В Греции поступок депутата не стал неожиданностью. Два года назад на выставке Генерального консульства Греции в Нью-Йорке появился ... национальный флаг розового цвета. Непонятно, что этим хотела сказать создательница вышеупомянутого чуда, некая Георгия. Боролась с ... фемицидом, лепетала она в свое оправдание. Еще раньше греческая прокуратура возбудила уголовное дело против парочки, занимающейся непотребством на национальном флаге. Теперь греков решили проверить на религиозные чувства. Как видим, тест греки не провалили.
Повторю еще раз: лично для меня депутат Никос Пападопулос не меньший идолопоклонник, чем автор чудовищных икон, выставленных в Картинной галерее в Афинах. Но с учетом того, что "художник" Кацадиотис, посредством осквернения икон, насмехался над чувствами христиан, поступок Пападопулоса приобретает другой смысл. У Кацадиотисов не может быть больше прав, чем у тех, кому их "творчество" не нравится. И да, не существует никакой свободы у писателей, поэтов, музыкантов или прочих представителей искусства. Искусство обязано и должно воспитывать! Не в угоду власть имущим, разумеется, а ради катарсиса, очищения. А проповедникам "свободы" напомню, что отход от правил еще никого до добра не доводил.
Свидетельство о публикации №225031101726