Евгений Онегин. Не для школьников

  «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» А.С. Пушкин.


 Утверждение, что Александр Сергеевич Пушкин создал современный язык, давно уже является общим местом и никем не оспаривается. Кроме этого, наш Гений, на мой взгляд, пытался научить своих читателей вчитываться в произведение, выискивать за каждым своим словом целое предложение, целый абзац или рассказ. Гениям свойственно переоценивать своего читателя – очевидное для Пушкина скрыто от читателя тем, наверное, что читатель жаждет развлечения и отвлечения, а не напряженной интеллектуальной работы. Гениальное, но, увы, не осуществившееся намерение, примером чему и служит его … роман «Евгений Онегин. 

   Не боясь показаться чересчур самонадеянным, смею утверждать, что роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» не роман вовсе, а, как он и предлагал своё сочинение гордому свету не на забаву, «собранье пёстрых глав».

   Почему так? А потому, что в этом пёстром собрании есть главы, которые никак между собой не стыкуются, есть утверждения, которые через несколько строк или глав Автором опровергаются.

   Например: теза «Привычка свыше нам дана//Замена счастию она» вступает в противоречие с антитезой «Привыкнув, разлюблю тотчас».

   Или, читая: «Ты лишь вошёл я вдруг узнала//Вся обомлела запылала», Онегин «Вспомнил … Татьяны милой// И бледный цвет и вид унылый», забыв, наверное, слова Ленского «Да та, которая грустна// И молчалива как Светлана», а «Вошла и села у окна» противоречит «Ты лишь вошёл».

   Скольким насмешкам и осуждениям был подвергнут школьниками пресловутый Дядя Онегина, но основания для этого первая глава не дает. Мало ли что «ДУМАЛ молодой повеса»? У среднего читателя возникает уверенность, что Онегину с Дядей пришлось «…сидеть и день и ночь// Не отходя ни шагу прочь», поправлял ему подушку и подносил лекарство. Некоторые даже сочувствовали этому новоявленному медбрату, но ведь Онегин только ехал к Дяде, а скучал заранее и, как оказалось впоследствии, напрасно!

   Мы иногда даже с завистью читали описание роскошной жизни Онегина, но источником этого богатства не интересовались – как же! «Наследник ВСЕХ своих родных»! Но в романе показаны только ТРОЕ родственников: Отец, который «Промотался наконец» и ничего, кроме долгов Онегину не оставивший. Дядя, смерти которого с нетерпением дожидался Евгений и… Генерал, будущий муж Татьяны, родственник Онегину с материнской, вероятно стороны, если же с отцовской, то, обязательно, наследник первой очереди, хотя бы как наиболее перспективный, и, конечно же, ничего Онегину не наследовавший.
 
   Это к тому, что Онегин мог жить роскошной жизнью только в своих мечтах. Об этом свидетельствует и то, что он думал «Несясь в пыли на почтовых», а не в своём экипаже, где, может быть. и нашлось бы место для куклы чугунной Наполеона и портрета Байрона, костюмов и заморских вин, но никак не для бильярда. Слово «Несясь» … не более, чем метафора, ибо частное лицо Е. Онегин, не имея возможности воспользоваться какими бы то ни было привилегиями на почтовых станциях, мог засесть на любой из них довольно надолго. Сам Пушкин писал, что в иной день проезжал всего около 30 верст и подолгу ждал на станциях, где были кривые и пьяные ямщики.
   Популярность Онегина в петербургских кругах тоже была слегка преувеличена, ибо кому и на что мог «дарить надежду» сын, неуклонно разоряющегося отца и не имеющий собственных источников дохода?
Автором нам не предоставлено свидетельств не только ратных подвигов Онегина, но и его службы, так как в его гардеробе не было ни одного предмета, относящегося к военной форме. Дуэли также исключаются строками:
«Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья», то есть, если Евгений и давал поводы для поединка, то его соперники предпочитали их не замечать.
Следовательно:
«… разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец», предварительно их не любя.
   Трудно представить лицеиста Пушкина и прообраз Онегина, существуй он на самом деле, с его учился «чему-нибудь и как-нибудь» добрыми приятелями. Ох, и наслушался бы Онегин эпиграмм от Александра!

   В гостях у Лариных вообще случилось невозможное! Цель поездки Онегина к Лариным – быть представленным Ольге, но Ленский не только Ольге – его вообще никому не представил, а никто из Лариных не поинтересовался личностью гостя! И тем не менее:
«Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.» - вы представляете? Появление неизвестного, чьё имя никого не заинтересовало,
«…произвело
На всех большое впечатленье»!?
   Почему я утверждаю, что Онегин не был представлен? А с чего бы иного уже в коляске Онегин спрашивает у Ленского: «Скажи, которая Татьяна?»?
Пренебрежению этикетом, даже не этикетом или правилами – просто самым естественным действием, есть только одно объяснение – ревность, так как это Ольга «вся обомлела, запылала». Ибо «красна лицом» была именно Ольга.
С Ленским всё понятно, но безразличию Лариных объяснения нет!

   Автор либретто оперы «Евгений Онегин» Константин Шиловский заставил сценического Онегина, вопреки воле Пушкина, пропеть Татьяне: «Я очень счастлив!», тем самым лишив интриги и своё произведение, и роман Пушкина, на что мы отреагировали восторгами и бурными аплодисментами!
   Кстати или как угодно, но мнение Онегина об Ольге противоречит тому, как описал её Пушкин:
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге…» - и после такого восторженного описания Ольги Поэтом, мы почему-то верим Онегину, о котором Поэт писал, а мы читали:
«Как рано мог он лицемерить», и тут же забыли.

   Ещё в школе меня удивило отсутствие реакции Ленского на глупую луну на глупом небосводе – не мог же «Поклонник Канта и поэт» не понять, что эпиграмма Онегина направлена непосредственно в него!? На что «Владимир глухо отвечал, // А после во весь путь молчал». Ну как тут не вспомнить строку из произведения тёзки Пушкина – Грибоедова: «А он смолчит и голову повесит»? или что Д’Артаньян трепетнее относился к чести своей лошади, чем Ленский к чести своей невесты!  Где же тот самый «пламень» или хотя бы «волна», каковыми нам представлял Ленского Пушкин, противопоставляя его Онегину?
   Неужели нельзя утверждать, что Ленский затаил злобу на обидчика и размышляет, как же ему отомстить?
   Если подумать, то у Онегина были основания, хоть и иносказательно, но довольно прозрачно, назвать всех Лариных вкупе с Ленским глупыми – всё-таки провести вечер с человеком, никак не поинтересовавшись хотя бы его именем… ну просто не знаю меру неотёсанности таких людей. Человек же ежевечерне посещающий такое семейство, должен им вполне соответствовать.
   Ещё один нюанс, помните:
«Поедем. —
Поскакали други»? – значит к Лариным они ехали верхами! Но от них возвращались почему-то в коляске! Кстати, в экранизации романа друзья возвращались верхами, но куда делась фраза Онегина: "Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!"?

   Вернемся к впечатленью, которое произвел Онегин на Лариных. Почему они не приглашали Онегина в гости? Или приглашали, но только через Ленского, который их приглашения не передавал, так как перестал встречаться с Онегиным. Но почему Ларины не послали внука няни, как это потом догадалась сделать Татьяна? От этого мальчика Онегин не стал бы сбегать через заднее крыльцо. Кроме того, Ларины на прогулке вполне и сами по-соседски могли наведаться к Онегину: «Ах-ти, Господи! Поехали кататься, да этот, как его, ах, да, shkvoren выскочил и потерялся. Какое счастье, что недалеко от вашей усадьбы»!

   Если бы «большое впечатленье» было бы на самом деле большим, то матушке и соседям не потребовалось в течение примерно полутора месяцев подвергать Татьяну нейролингвистическому программированию. Только накопленной за месяц с лишним исступленности не хватало Татьяне для написания, да простят меня почитатели Татьяны, довольно сумбурного письма, о котором, наверное, лучше Д. Писарева… не написать, тут же или через день.
   Только вот что не заметил Дмитрий Иванович: письмо было написано по-французски, а подпись «ТВЕРДО ЛЮДИ»? По-русски? Не верю! Так как «Она по-русски плохо знала». По-французски? Тогда это было что-то вроде FG – головоломка для Онегина и не только! Кто теперь станет безапелляционно утверждать, что Евгений знал, по чьему зову он помчался к Лариным?

   Юрий Лотман утверждал, что если бы письмо Татьяны было бы предано гласности, то оно уничтожило бы её репутацию навсегда. Так ведь письмо Онегин передал Пушкину, и оно было(!) опубликовано в количестве, совпадающем с количеством журналов и бог весть сколько раз переписывалось! Кто-то посмеет утверждать, что репутация Тани претерпела хоть какого-нибудь ущерба? – ровно наоборот!
   Кстати, Онегин, изобразивший себя наставником неопытной девицы, должен был вернуть письмо Татьяне, не дожидаясь её просьбы, которой, впрочем, и не последовало.
 
   Напрягаю всё своё воображение и не могу представить, каким же образом Онегин отыскал Татьяну в аллее? Неужели подъехав к дому, он не зашёл в дом, не объяснил как-то цель своего визита, а стал рыскать по усадьбе в надежде именно на её просторах, а не в доме, найти ту, которая «обомлела, запылала» или «бледна и молчалива» и у которой «вид унылый»?
   …нашёл-таки! «Минуты две они молчали». Ну Татьяна вообще ничего не собиралась говорить и напрасно, могла бы потребовать или попросить назад своё письмо.
   Молчанию же Онегина есть простое объяснение – вы только представьте, на что была похожа Татьяна, после того как она: 
«…мигом обежала
Куртины, мостики, лужок,
Аллею к озеру, лесок,
Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью.
И, задыхаясь, на скамью
Упала…» – сказать, что вид у неё был плачевным, значит не сказать ничего. Именно поэтому «светский лев» потерял дар речи и только спустя пару минут стал умиротворяюще журчать свою проповедь, которую нас в школе заставляли называть почему-то отповедью.

   Все мы знаем, что пресловутое письмо было написано по-французски, а есть ли гарантия, что Онегин «проповедовал» на французском, а не на русском языке? Только 50 процентная! Зато понятно становится, почему Татьяна ни слова не проронила, так как:
«Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном» - и следом вопрос, а как она общалась с нянькой? Может та владела французским? Вообще, как от Татьяны, которая пребывала всегда в задумчивости, то есть в мечтах, можно ожидать обширных познаний или хотя бы каких-то.

   Всё-таки нельзя называть Онегина чёрствым эгоистом, он, хоть и не оказал деве сразу же первую помощь, а прочитал ей наставление, не уточнив, откуда берется опытность, как не из ошибок (см. А.С. Пушкин: «И опыт – сын ошибок трудных»), но предложив руку, повел её к дому, уже заплаканную.
   Вы можете вообразить шок, в который были повергнуты Прасковья Ларина с чадами и домочадцами, увидев представшую перед ними парочку? Неужели вы думаете, что Онегин не был подвергнут допросу с пристрастием по поводу слез и изорванной одежды Татьяны? Неужели он просто приподнял шляпу и раскланялся? Может вы думаете, что его радушно пригласили чай пить – не напрасно же у них:
«Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая»?
   А может ему подвели коня и пожелали счастливого пути? «Мавр сделал своё дело. Мавр может удалиться»?
   Именно поэтому наш Гений написал:
«Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;»
 - именно «следствия нежданной встречи» не в силах был описать Пушкин, а саму встречу – пожалуйста!

   Конечно, можно поверить следующим строкам Гения, но как-то не верится:
«Явились вместе, и никто
Не вздумал им пенять на то.
Имеет сельская свобода
Свои счастливые права,» - едва ли сельская свобода предоставляла счастливое право приводить заплаканную девушку с явными следами насилия и спокойно раскланиваться с её мамашей. Хоть «Ларина проста» и «очень милая старушка», но едва ли она могла позволить себе такую простоту. Эти же «никто» сделали определённые и весьма недвусмысленные выводы из того вида, в котором предстала перед ними Татьяна, а подтверждение этому будет впереди. Впрочем, а стоит ли откладывать? Придётся, правда, перепрыгнуть на несколько глав, аж в самый конец. Помните строку из отповеди(!) Татьяны:
«... для бедной Тани
Все были жребии равны…», которой мы по простоте душевной поверили. Но не все жребии были равны «для бедной Тани». Отбросив экзотические и экстремальные, как-то:
– посвятить себя служению своим крепостным;
– свести счёты с жизнью;
– пойти спасаться в монастырь;
– совершить паломничество к Софии Киевской или в Иерусалим.
   Могла бы выбрать один из самых простых и доступных:
–  остаться в деревне, жить и умереть старой девой;
– выйти замуж в деревне, стать верной супругой и добродетельной матерью.
   Трое женихов сватались к ней, но получили от ворот поворот, так как зная о прошлогодней истории, они, предполагая за невестой бурное прошлое, запросили неимоверное приданое. Поскольку Ларины знали, что из оригинальности наряда Тани был сделан неверный, хоть и очевидный вывод, честью, предложенной Буяновым, Петушковым и Пыхтиным, захудалыми, вероятно, дворянами, пренебрегли. Чтобы оставить в деревне невинную, но дурно истолкованную историю, мать и дочь Ларины выдвинулись в Москву.

   И опять же загадка! Очень даже понятно, почему при живом муже Ларины не выезжали из деревни, но почему после его смерти деревенские просторы и занятия Лариной, хоть и старшей, но далеко ещё не старой, оказались ей милей столичных улиц и площадей? Прелестно, конечно, украшать собой деревенские пейзажи, но только летом. Зиму же с равным успехом можно любить и в городе, даже сподручнее среди театров, балов и детских праздников. Да и девушек надо было учить чему-нибудь полезному, а не отдавать их на откуп темной старой няньке с её страшными «рассказками».

   «Уж, замуж, невтерпеж» … едва ли можно более кратко, но и более ёмко описать период зимней активности Татьяны. Накануне своего совершенно-летия она наконец-то проснулась, но зачем? Ведь она уже знала, кому принадлежит по воле Неба! Так зачем же гадать? Зачем ей два прибора в бане или имя прохожего? Вообще, можно ли представить прохожего в барской усадьбе? Она что, располагается посередине села и мимо неё в часы досуга или по делам прохаживаются селяне и селянки? Каким сокровенным знанием наполнил Татьяну Агафон, пусть он даже трижды добрый? Пушкин для чего-то иного ввёл в роман Агафона, как не для того, чтобы проверить … вызовет ли этот … прохожий недоумение у читателя или будет пропущен также, как и все остальные шутки и мистификации Автора? 
 Я совсем не уверен, что Пушкин написал следующие строки:
«В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали» - совсем уж без желания уязвить Татьяну и её почитателей. Не барышни - служанки гадали! и Татьяна…

   Сон Татьяны служит ещё одним подтверждением тому, что с нею далеко не всё было благополучно. Ранее Поэт описал явные признаки аутизма, плюс любовь к страшным сказкам... помните картину «Сон разума рождает чудовищ»? Опять же, письмо Татьяны лежало перед Пушкиным, а её сон? был им принят телепатически? А мы приняли на веру? Опять же, тонкая и чувствительная душа Татьяны, будь она таковой на самом деле, не выдержала бы напряжения бегства от медведя и разбудила бы Татьяну, спасая от кошмара. Поскольку же Татьяна досмотрела свой сон до конца, то не находилась ли она под влиянием чего-нибудь галлюциногенного? Темная её нянька могла разбираться в таких вещах.
   Просмотрев свой крещенский сон, которому мог бы позавидовать сам Кастанеда, и который более похожий на горячечный бред, Татьяна довольно бесцеремонно пренебрегла единственной предоставившейся ей возможностью пообщаться с сестрой, которой ей якобы очень не доставало со времен замужества Ольги, и не рассказала ей своего сна. Кстати, очень даже понятно, почему Ольга воспользовалась первой появившейся возможностью и покинула деревню и свою семью. Всё-так довольно жестокая мать, которая неизвестно для какой надобности держит дочерей в деревне, сестра со странностями и тёмная бабка-няня не лучшее общество для яркой, судя по тому, как описал её Пушкин, девушки. Исходя же из того, что кузина Прасковьи Лариной была княжной, сама Прасковья тоже была не самого захудалого рода, если не княжеских кровей, да и за почти генерала, сиречь бригадира, кого зря не сватали. Следовательно, ради крепостнического произвола, мать двух дочерей пренебрегла родительскими и сословными обязанностями. Почему мать жестокая? Вспомним песню девушек, вернее не саму песню, а то, что девушки пели её ночью, собирая ягоды!

Но вернемся к Татьяне:
«Ей рано нравились романы», и в то же время
«Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь» и все это при том, что «Она по-русски плохо знала»!? Только ли лишь по поводу «Бориса Годунова» мог восклицать Александр Сергеевич: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»?
   Вы представляете, какой, мягко говоря, беспорядок царил в голове Татьяны? Романы, преданья, страшные рассказки, да ещё при плохом знании русского языка!.. мне трудно поверить, что с таким набором и всего через три года, да и вообще когда-нибудь, она могла стать центром вращения столичного общества, кумиром молодёжи и объектом подражания для взрослых графинь, княгинь, выпускниц Институт благородных девиц, с колыбели воспитывавшихся в лучших европейских традициях многочисленными гувернантками, боннами и учителями.

   И опять к Онегину. Его летнее времяпрепровождение описано довольно подробно, поэтому можно сделать вполне очевидный вывод: до января следующего года Евгений с Владимиром не общался. Действительно, Ленскому, затаившему злобу на Онегина, трудно было бы сохранять дружелюбное выражение лица в общении с человеком, оскорбившем его с отроческих лет любовь. Ленского заменил Зарецкий. Немаловажно и то, что Онегин ничуть не заинтересовался отстраненностью Ленского, то есть понял его правильно ещё в коляске.
   Опять же, кто из «друзей» коварнее? Всё-таки после более чем полугодовой паузы встретиться как ни в чем не бывало довольно трудно, особенно для юноши, да ещё и поэта. Онегин рано мог лицемерить, но Ленский в этом не был уличён Пушкиным, впрочем, определенное позёрство ему было всё же свойственно, хоть и наедине с собой, о чём говорит его «Poor Yoriсk» над могилой Дмитрия Ларина – уж не шута ли он видел в отце своей невесты?
   Как бы то ни было, но они встретились как ни в чём не бывало, а мы получили свидетельство, что Ленский был в курсе летнего тет-а-тет Онегина и Татьяны.
Вполне возможно, что поэт, постоянно пребывающий в горних сферах, за неделю мог и не знать о размахе празднования 18-летия Татьяны, но непосредственно в день бала не знать не мог! Следовательно, с его стороны имел место умышленный обман!

   Ничуть не заблуждаясь относительно чувств Ленского к себе, Онегин тем не менее поверил ему и поехал зачем-то к Лариным, которые в первый визит его как бы и не заметили, но поставили «птичку» - был! Во второй раз … уж и не знаю, как сказать, то ли не обратили внимания ни на него самого, ни на вид Татьяны, то ли к непредсказуемости Тани они давно привыкли, но в любом случае отсутствие реакции на визит столь блестящего кавалера со столь плачевными последствиями для платья и репутации Тани не могло не быть оскорбительным. Впрочем, и вторая «птичка» была поставлена уж и не знаю где.
   За первый случай Онегин уже отыгрался на Ленском, решил ещё раз подпортить Ленскому настроение?

   Вообще непонятно, зачем Онегин опять поехал к Лариным. Ольга - «Как эта глупая луна», её окружение тоже глупое, общество же «Татьяны милой»… едва ли его сильно привлекало – все-таки он не мог не заметить её экстравагантность, а та легкость, с которой он отделался от неё во второй визит, не давала ему гарантии благополучного исхода на будущее.
   Едва ли Онегин сомневался, что Ленский готовит ему какую-то каверзу, значит деревенская скука долгой осенью(!) настолько надоела Евгению, что он готов был развеять её любым способом, но не думаю, что мысли о дуэли с Владимиром посещали голову Онегина.

   Считаю допустимым предположить, что Онегин и Ленский опять поехали верхами, хоть к этому опять не было никаких причин. Доказательством же верховой езды служит то, что Ленский, покидая Лариных, потребовал коня. Выбор транспортного средства Онегиным также необъясним, как и в первый раз: почему бы не показаться провинциалкам во всём столичном блеске? Ведь на верховую прогулку и для визита денди одеваются по-разному. Неужели Онегин предполагал, что и в третий раз будет никем не замечен? Кроме того, обман Ленского о количестве гостей мог быть разоблачён Онегиным ещё в усадьбе – весь дом освещён, повозки во дворе. Или Онегин не сделал очевидного вывода?

   Ленский, этот интриган-неудачник, первый и единственный танец проделывает почему-то с Татьяной, уступив свою невесту Петушкову - красавцу, соблазнителю и похитителю, если только он был не в насмешку назван Пушкиным Парисом. Если не считать, что Владимир хотел создать, так сказать сasus belli с Онегиным, то вообще непонятно, зачем Ленский приехал на бал: к ужину он опоздал, с Ольгой не танцевал, вероятно, скрываясь и подглядывая из-за какой-нибудь портьеры.
Давшему обмануть себя Онегину ничего не оставалось, как танцевать с Ольгой, ну не с Татьяной же! Тем более не с уездными барышнями, матушки которых бог знает, что заберут себе в головы. Мало того, танцами с Ольгой он делал одолжение своему… ну пусть другу, занимая его невесту, чтобы она не плакала в уголочке от обиды на невнимание жениха.
   Если и учил Ленский философию, то какую-то особенную, без всякой опоры на логику, ибо для того, чтобы рассердившись на Ольгу, к барьеру пригласить Онегина, а не Петушкова, перехватившего первый танец с нею, не достаточно просто не учить логику, необходимо отвергать и опрокидывать её на каждом шагу. Убедившись же, что на Ольгу сердиться не за что, но исходя из обычной логики, можно было бы и Онегина простить. Но вызов брошен… в каком-то смысле даже умно, если бы Вова ещё на балу обвалялся в капризах, то был бы осмеян широкой публикой, дескать бросив невесту, сам танцевал с её сестрой, потом и вовсе пропал, а «виноватит» ни в чем неповинного Онегина, то есть никому неизвестного человека, которого сам же и привел.

   Мне не попадалось иного мнения, чем такое: причиной ссоры послужил котильон – неформально многозначительный танец, обещанный Ольгой Онегину, если это и так, то только отчасти, ведь никто не запрещал Ленскому записаться у Ольги на все танцы подряд или хотя бы на котильон, если он так уж им дорожил. Не намеренно ли Владимир предоставил возможность Евгению лично убедиться в том, что действительно
«…как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!», а, может быть, и не только визуально. Кстати, по поводу этой ремарки Ленского возмущался по моему мнению один Д. Писарев. То есть, если котильон и был поводом к дуэли, то только формальным, маскирующим истинную причину. Весьма маловероятно, что равноценные претензии у Ленского были бы к Петушкову, запишись тот у Ольги на котильон. Почему-то все дружно обвиняют Ольгу в легкомыслии, а стать на место Ольги никто не пожелал. Представьте, её жених первый танец проделал с её сестрой, а потом не уговорившись о танцах, не сказав вообще ни слова исчез. Что должна была по мнению Ленского делать Ольга? Подпирать стену? Плакать в уголке? Кроме всего прочего Ольга с её деревенским воспитанием могла и не знать о неформальном значении котильона вообще и для Ленского в частности. Единственный, на мой взгляд возможный вывод, что Ленский пренебрёг танцами с Ольгой намеренно и, если исключить необходимость или желание создать повод для дуэли с Онегиным, то вообще непонятно для чего Ленский прибыл на бал.
Беспристрастно рассуждая, приходим к выводу, что у Ольги было гораздо больше поводов сердиться или обижаться на Владимира, а у него не было ни одного, как, впрочем, и на Онегина, который не подпускал к его невесте всяких петушковых и буяновых. И что же? На следующий день он объяснил Ольге своё фактические отсутствие при формальное наличии на балу? Извинился? Нимало! 
   Вся интрига Ленского сшита белыми нитками, только вот почему они не замечены уже почти 200 лет?
   Не удивительно, что вызов не был брошен тут же, на балу. «Все в изумленьи» могли быть прежде всего оттого, что Ленский пренебрегает обществом невесты, сочли бы повод смехотворным. Утишили бы и утешили Ленского. Потому-то и выбран был секундантом Зарецкий, что на балу его не было и которому объяснение а ля Портос «дерусь, потому что дерусь» служило вполне исчерпывающим обоснованием дуэли.

   Онегину особенно не в чем было винить себя, более того, перебрав все свои провинности он пришёл к выводу, что сам он виноват только в том, что у Лариных вторично не попросил Ленского себя представить и не представился сам, а в коляске, не получив объяснения неподобающего поведения от Ленского, довольно жестко скаламбурил по поводу Ольги. Подумав, что хоть мальчишка с дури бесится, но из-за Зарецкого дело становится серьёзным, Онегин решил, что под пулю себя подставлять не годится. Была бы интрига, да такая, чтобы кровь закипала – ещё куда ни шло, но так, на пустом месте, вместо благодарности получить вызов и пасть от руки юнца – не годится!


   Представив своего слугу француза Гильо, Онегин указал Ленскому на его более, чем полугодичной давности упущение и натянул нос Зарецкому, доставив того на одну ступень со своим слугой.
   Не один Онегин убил Ленского – к его гибели вела целая цепочка случайных и неслучайных событий. Более всех виновен был сам Ленский, но почти не меньше Ленского была виновата и Ларина старшая, и погода, а Онегину пришлось стать промежуточным и последним звеном роковой цепи и нажать на собачку пистолета.
О погоде, сыгравшей не менее роковую роль в судьбе Ленского сказано Пушкиным очень поэтично и едва ли какой-либо иной отрывок чаще цитировался нашими современниками, по крайней мере в этом году:
«В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…» не может быть никаких сомнений в том, что если бы санный путь установился до декабря, то Онегина в деревне ко дню бала уже не было, а это исключало бы все дальнейшие события, Ленского же:
«Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат…», правда немного в другой последовательности, так как женился бы он буквально через две недели и при всём своём желании, а тем более ему вопреки, не проделал сей тернистый путь за столь короткий срок.

   Получившая посредством сна, казалось бы, исчерпывающие сведения о сущности Онегина, но тем не менее желая узнать хоть что-то более материальное о своём кумире, спасителе и избавителе отправляется Татьяна в имение Онегина, где пристально рассматривает вещи и книги, когда-то неоспоримо принадлежавшие Дяде, и на основе этих наблюдений делает парадоксальный вывод, что петербуржец Онегин никто иной, как «Москвич в Гарольдовом плаще», да и «пародия» к тому же. Это умозаключение никак не повлияло на её отношение к Евгению. Остается загадкой, как Татьяна, не выезжая из деревни, читая только французские романы научилась москвичей отличать от петербуржцев, новгородцев или тверичей, уж не по выговору ли?..

   Есть ли уверенность, что только лишь для устройства Таниных дел свершился отъезд оставшихся Лариных в Москву? Что до меня, то я уверен ровно в обратном. Мамаша передаёт Татьяну с рук на руки её тётушкам, а сама исчезает, чтобы уже не появиться на страницах романа.
   Татьяна не была образцово-показательной дочкой, это видно хотя бы из того, что её отец был озабочен браком младшей дочери раньше старшей, впрочем его желание выдать Ольгу за почти её ровесника тоже трудно объяснимо, если это только не было шуткой: «Вот, мол, и женишок нашей Оленьки пришёл». Шутливое прозвище, постепенно прилипнув к Владимиру, перестало кого бы то ни было удивлять или смешить. К тому же нам неизвестно, как давно скончался Дмитрий Ларин. И только тем, что Д. Ларин действительно любил пошутить, хоть как-то можно объяснить «Poor Yorick» Ленского.
Так вот, из-за дочки, которая
«… ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей» Прасковья едва ли решилась бросить привычный(!) образ жизни, а вот для устройства своих матримониальных дел – очень даже могла! Тем более, что это только по мнению Онегина она «очень милая старушка», на самом же деле ей могло быть ещё довольно далеко до сорока.
   Режиссёр Римас Туминас допустил мысль, что Татьяна не дочь Дмитрия Ларина, я же уверен, что для такого допущения нет никакого основания, так как Татьяна
«… в семье своей родной
Казалась девочкой чужой» - только казалась чужой! Кроме того строки
«Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей» говорят, что она имела возможность, но не умела ласкаться!
   Проблема взаимоотношений Татьяны и родителей, а вернее родителей и Татьяны состоит как раз в том, что она родная дочь своего отца, но рождена матерью от нелюбимого мужчины, то есть служит матери постоянным напоминанием о нею несчастии. Мне трудно, если невозможно, представить, весь ужас, всё то, что может чувствовать и в каком отчаянии может находиться совсем юная девушка, да ещё влюблённая в другого мужчину, насильно отданную старику! Чужие, даже враждебные, руки, губы… 

   Так вот, считаю доказанным, что выезд в Москву был предпринят по инициативе Прасковьи Лариной при согласии Татьяны или без оного, а после прибытия она была препоручена матерью заботам княжны Алины, старой девы, кто же сомневается, что никто лучше старой девы не выдаст племянницу замуж! Интересно, а может быть и полезно, было бы узнать, с какой стороны княжна Алина родня Прасковье, ведь если по отцу, то в жилах Татьяны по крайней мере половина княжеской крови, если по матери, то возможны варианты от одной четвертой до ноля.
   Судя по всему, княжна Алина активно включилась в процесс обработки Татьяны, этакого деревенского алмаза, набитого преданьями, поверьями, приметами и французскими романами и лет примерно через 20-25 выдала-таки её замуж аж за увечного генерала. Как, каким образом сомну тётушек удалось убедить генерала скрыто от нас Пушкиным, уж не продублировала ли Татьяна письмо, которое написала Онегину? А вот то, что лет через 20-25, если не больше, мы сможем легко угадать, если внимательно прочитаем строфу XXIX главы восьмой романа. Пушкин же, как я смел и смею утверждать, ничего не писал на воздух. Читаем:
«Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.» и делаем единственно возможный вывод: Онегин находился в возрасте позднем и бесплодном! А иначе к кому ещё могут относиться эти строки? И к чему Пушкину затем описывать мучения Онегина, если не в подтверждение строфы XXIX?
   Вот вам математический парадокс, когда уменьшаемое в результате вычитания целого положительного числа не уменьшается: «…возраст поздний и бесплодный» Онегина минус 8 лет равняется возрасту позднему и бесплодному Татьяны! Разумеется, они не стали ровесниками, просто оба были в возрасте позднем и бесплодном.
   Татьяна вышла замуж два года назад, что дает нам право считать, что и тогда она находилась примерно в этой же возрастной группе. Зато её словам:
«… я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была» - верится уже с меньшим трудом.

   Автору этого исследования кажется, что имеющему само письмо или её копию Онегину, категорический отказ Татьяны не показался таким уж категоричным, поскольку был им предупреждён:
«Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.», но, поскольку Татьяна всё же узнала Евгения, то две последние строки необязательны к исполнению… и если Онегину удастся как-то увильнуть от обладателя гремящих шпор и который не обязательно является мужем Татьяны, то какой-то шанс добиться желаемого у Онегина ещё остается, да и шантаж, как верный и надежный способ, изобретен и применен задолго до рождения не только Онегина.
 
   Вероятнее всего, что Санкт-Петербургская встреча Онегина и Татьяны произошла в её бурном воображении: Она молода и прекрасна, окружена толпой воздыхателей и почитателей, а он седой, согбенный годами, ползает в ногах, пытаясь поцеловать подол её платья и клянётся ей в вечной любви. Кроме того, насколько ни был бы прозорлив случай, но устроить так, чтобы в доме богатого и знатного генерала не было бы ни одной души, кроме Татьяны, могло только её воображение. Если современник героев романа - Бальзаминов М.Д., воображал себя и генералом, и царём, то что мешало Евгению и Татьяне воображать себя знатными, богатыми и популярными? Не порок ли мечтательности хотел высмеять наш гений своим романом? Не мог же он не заметить, что изрядная группа его современников и братьев по классу вообразила себя преобразователями чуть ли не всего мира, держа в запустении свои вотчины, а своих крепостных в нищете.

   В любом случае я уверен, что … роман «Евгений Онегин» не прочитан так, как этого хотел его автор.    


Спасибо за внимание!


Рецензии