42. Четыре вопроса и Его величество ярлык

Работа, по одному из определений Байрон Кейти, - это четыре вопроса и перевороты.
Перед тем, как перейти к теме переворотов, возвращаюсь в тему вопросов Работы. Естественно, поделюсь своим пониманием их сути и своими приемами ответов на ни них.
Мое отношение к четырем вопросам менялось. В первый год Работы несколько механически и формально отвечала на первые два вопроса. Часто быстро и уверенно говорила два «ДА». Потом пришло желание перед ответом на второй вопрос взять паузу и дать себе шанс усомниться в своей правде. Тогда и появилась моя «хитрость» добавлять в этот вопрос волшебное для меня слово «именно»: «Могу ли я абсолютно точно знать, что ИМЕННО он меня обидел? Могу ли я абсолютно точно знать, что он меня ИМЕННО обидел?».
Со временем ответы «Нет» на первый вопрос и «Да» на второй стала воспринимать как сигналы проверить точность нахождения убеждения для исследования. Вот что рекомендует Кейти:
«Если ты отвечаешь «да» на вопрос 2, то можешь просто перейти к следующему вопросу. Но ты можешь посчитать полезным сделать паузу и переформулировать свое утверждение, чтобы увидеть свою интерпретацию его. Часто именно интерпретация, которая может быть скрыта от тебя, является причиной твоей боли».
Поэтому использую эту рекомендацию Кейти: никто и ничто не запрещает мне изменить убеждение для исследования. Но при этом заметьте - не стоит ли за этим желание убежать из опасной зоны. Такое тоже бывает. Мне кажется, что в таких ситуациях мой ум пытается отвлечь мое внимание от центра боли и поэтому шепчет мне: «На переворотах тебя ждет засада». Эго всегда начеку: сразу предлагает переворот на другого, например, к убеждению «Она должна извиниться». И получается, что это я должна извиться перед ней?! Но в тот момент я совершенно не готова это сделать. Поэтому говорю: "Нет. Это не то убеждение. Надо поискать другое".
Вот что говорит Кейти об этом: "Когда эти перевернутые осуждения вызывают дискомфорт, ты можешь быть уверен, что наткнулся на верование о себе, которое ты еще не исследовал". Поэтому теперь беру для исследования именно то убеждение, которое ну совсем не хочется исследовать.

Особая любовь много лет была к третьему вопросу: думала, что эта часть Работы для «поговорить, порассуждать и пострадать», ну и конечно для анализа причинно-следственных связей. Хотелось быть психологом, а иногда погрузиться в психоанализ. Была уверена, что без анализа причин и последствий, без характеристики действий других людей не будет глубокого погружения в исследование, о котором почти все говорили. На каком-то этапе именно все это и считала проявлением той самой глубины.
Конечно, не сразу, но все же поняла, что иду совсем не туда. И тогда третий вопрос стал для меня просто третьим вопросом, в котором училась четко отвечать на уточняющие вопросы именно О СЕБЕ (как Я отношусь к себе и к другому, как Я реагирую, что СО МНОЙ происходит). И сама для себя была фасилитатором, который соблюдает вот этот принцип: «Возвращать моего клиента и СЕБЯ обратно в конкретную ситуацию и к убеждению в любое время, когда они (или Я) уходят от вопросов Работы, и напоминать нам, что Работа перестает работать всякий раз, когда они (или Я) используем «потому что», «но», оправдание, защиту или другие темы». Понадобилось время, чтобы понять: в третьем вопросе мне не надо заниматься делами другого человека. Только своими.
Тогда у меня родился образ паровозика с вагончиками. Я исследую одно убеждение, например, "Он обо мне не заботится". Когда перестаю отвечать на вопрос «Как я отношусь к нему?», неизбежно ухожу в рассуждения, какой он, почему так поступил, для чего он это сделал. И тогда у меня появляется много новых негативных убеждений: он безразлично реагирует на мои проблемы, он не хочет мне помочь, он не привык заботиться о других, мама избаловала его, у них в семье не было принято помогать другим. А после этого конечно начиналось самоосуждение: это я виновата в этом, это я позволяю так к себе относиться, это я... И тогда к моему паровозику с одним вагончиком добавлялось очень много новых вагончиков. И все они стрессовые, все вызывающие негативные эмоции и рождающие новые и новые истории, которые формировали уже целый состав. Получался настоящий Казанский вокзал, с которого поезда отправляются по разным направлениям. Мой паровозик с вагончиками следовал по маршруту "Прошлое - будущее". И в этот момент фасилитатор задает вопрос: «Кем или чем бы ты была без ЭТОЙ мысли?». И мозг зависал: без какой этой? В какой вагончик мне сейчас надо бежать, чтобы отцепить его от состава? Это было действительно сложно. А главное – точно мешало дальше следовать по маршруту исследования. Именно такой опыт научил: зашла в один вагон и сиди в нем. Честно, искренне отвечай именно на те вопросы, которые есть именно к этому убеждению, тогда сможешь поехать дальше – в четвертый вопрос.

Четвертый вопрос… К нему тоже было разное отношение. Сначала боялась его как экзамена: когда перед входом в аудиторию, где сидит преподаватель, уже ничего не помнишь и не понимаешь. Боялась получить двойку от фасилитатора. Боялась не попасть и так и не узнать, кем бы я была без этой мысли. Именно тогда стала искать способы попадания в это пространство безмыслия.
На семинаре в Вене услышала от Кейти такую рекомендацию: «В четвертом вопросе не смотри кино из прошлого и будущего. Отпускай истории. Не наклеивай ярлыки на человека. Просто наблюдай - кто ты в тот момент без историй».
Да, теперь после четвертого вопроса «Кем или чем бы ты был без этой мысли?» даю себе время, чтобы на основе рекомендаций Кейти:

- закрыть дверь в прошлое и будущее
Кейти: «Есть только здесь и сейчас. Подружитесь с реальностью! Этот мир очень легко покинуть. Просто вообразите прошлое или будущее»;

- отказаться от своего сценария развития событий, чтобы усомниться в том, как и что должно быть и происходить
Кейти: «Люди всегда испытывают разочарование от того, что получили меньше, чем желали. Что такое несчастье? Это просто несогласованность вашей истории с реальностью»;

- остановить свою потребность заниматься делами другого человека и Бога
Кейти: «Попытайтесь сделать людей нравственными, и вы заложите основу для зла. Сопоставлять то, что случилось, с тем, что, как вы считаете, должно было случиться, равносильно войне с Богом»;

- стать наблюдателем, фоторепортёром с камерой в руках, который только фиксирует картинку, без оценок и комментариев (это дело журналистов), или зрителем в зале
Кейти: «Все, что от вас требуется, — наблюдать. В этом заключается подлинное мастерство»;

- снять ярлыки
Кейти: «Попасть в мир, в котором нет ярлыков, просто необыкновенно!».

Про ярлыки хочу рассказать более подробно.
Вот что Кейти говорит немного другими словами про ярлыки: «Когда ум верит своим мыслям, он дает имя тому, что не может иметь имени, пытаясь через имя сделать это реальным. Ум верит в реальность имен, которые он дает, в мир, существующий отдельно от него. Подобное убеждение ума — иллюзия.
Именно стремление дать всему название создает те самые «отдельные» вещи, из которых состоит мир иллюзий, мир сновидений».

Называю ярлык «его величеством» не случайно. Именно он, ярлык, имеет власть над нами.
Мы же всегда смотрим на ярлык (этикетку, наклейку, бирку, ценник), чтобы ознакомиться с важной информацией (вес, количество, изготовитель, состав, дата изготовления, цена и другое). Ярлык – это краткая характеристика. Это всегда оценка, это средство для сравнения и определения своего отношения.
Вспомните СВОЮ маму. И у вас практически сразу пронесутся мысли о том, какой должна быть ваша мама. Просто мама, не ваша, может быть любой. А вот ваша мама должна быть самой правильной и идеальной.
Мужчина. Ну есть конечно некоторые представления о том, каким он должен быть, но они не так конкретны и совсем не критичны. А вот мой мужчина (мой муж) – это уже совсем другая система критериев. Тут уже все строго. Мой муж должен очень многое.
Дети, начальник, подруга, деньги, фигура, вес, возраст – каждое слово, каждое понятие вызывает представления о том, каким и что должно быть. Но добавьте к любому этому понятию местоимение мой (моя, мои) и сразу побежали мысли. Называю это «эффектом бегущей строки». А потом идет сравнение. Затем даем оценку. И после этого сразу появляются обиды и страхи. Именно они генерируют стрессовые убеждения. Много и разных. Только замечай и исследуй.
Так вот именно первое, что делаю при ответе на четвертый вопрос, - безжалостно снимаю ярлыки. С себя и с других. Когда на меня кричит отец – это почти трагичная ситуация. Когда слышу громкие звуки из уст человека – это уже совсем другая картинка. Когда я дочь, на которую кричит отец, – у меня одна реакция. Когда я наблюдатель и совсем не дочь – уже другая. Поэтому приглашаю снимать ярлыки, если действительно хотите попасть в необыкновенный мир.
Давайте потренируемся на примере:
Мой муж несправедливо критикует меня.
Для меня это просто настоящий кошмар.
Снимаю ярлык "мой муж" - человек несправедливо критикует меня. Так уже полегче становится.
С себя тоже снимаю ярлык "жена". Ну совсем другое дело - другой человек имеет право сказать что-то не то и не так другому человеку.
Обвиняет - это негативная оценка действия. Снимаю ярлык с этого слова. И что получается? Человек высказывает свое мнение, говорит мне о чем-то для себя важном, человек произносит слова, да вообще издает звуки, смысл которых я могу и не понимать...
Справедливо или нет? Кто и чем это может измерить? С его точки зрения справедливо, правильно, а главное честно.
В итоге получилось: человек говорит что-то человеку.
И сразу становится проще жить, а главное спокойно взаимодействовать с этим человеком. Война сразу заканчивается. Я готова его выслушать и понять. А главное, когда пули не свистят, - себя могу услышать и понять.

Приглашаю снимать корону с «его величество ярлыка» не только в четвертом вопросе. В реальной жизни тоже. Очень помогает. Те, кто делали упражнение "Утренняя прогулка" от Байрон Кейти, хорошо знают об эффекте снятия ярлыков - это упражнение именно про это, хотя в инструкции по его выполнению нет такой простой рекомендации. Старый, молодой, худой, добрый, красивый - это тоже ярлыки. Нечестно, несправедливо, нагло, неприятно - тоже.
Жизнь без ярлыков - действительно необыкновенная! Кейти не зря говорит нам об этом.
Четыре вопроса Работы Байрон Кейти стали для меня школой общения и другого отношения к реальности.
Первые два вопроса научили сомневаться и быть все чаще незнающей. И это незнание приносит освобождение от желания контролировать, учить и руководить. Выработавшаяся привычка отвечать на уточняющие вопросы в третьем вопросе помогает в общении: теперь все чаще говорю другим о том, что именно я чувствую, как их поступки именно я воспринимаю и как на них именно я реагирую. " Ты не должен так со мной разговаривать " или "Я расстраиваюсь, когда ты говоришь так громко" - почувствуйте разницу, как говорят в рекламе.
Четвертый вопрос научил все чаще быть наблюдателем, что позволяет замечать подлинное поведение других людей, понимать их и давать им право быть собой. Разными. Конечно, не всегда и всё получается. Но мастерство никогда не приходит сразу. Поэтому не всегда, но все же напоминаю себе про роль ученика.
Именно четыре вопроса возвращают в позицию ученика.
Кейти так об этом сказала: «Если вы настоящий ученик, мысль всегда будет заканчиваться вопросительным знаком. Когда вы позволите каждой мысли встретиться с "Это правда?”, жизнь покажет себя вам. В конце концов, вы обнаруживаете себя, заканчивающим каждую мысль знаком вопроса, а не точкой. Вы можете отдохнуть в бесконечном просветлении незнающего разума.
Я всегда ученик. Я люблю быть в таком положении, кланяясь, слушая, у ног всего, что я вижу. Это не требует открытого ума: это есть открытый ум. Он никогда не должен брать на себя ответственность за знание или не знание. Он получает все без защиты, без суда, так как суд будет стоить ему всего, чем он является. В тот момент, когда вы думаете, что вы кто-то или думаете, что вам есть чему учить, внутренний мир замерзает и становится областью иллюзии. Это то, какую цену вы платите за идентификацию себя человеком, который знает. Это вымысел. Вы сокращаетесь до учителя: ограниченного, отдельного, застрявшего».

Благодарю Кейти за рекомендацию быть учеником. Устала быть учителем. Устала ставить точки. Да здравствует вопросительный знак! Он открывает путь к "бесконечному просветлению незнающего разума".

Четыре рыцаря на фото - как четыре вопроса, которые охраняют мое спокойствие. В Польше в 1995 году.


Рецензии