41. Детский вопросник, или разговор на ты
Те, кто проходят обучение в программах подготовки фасилитаторов, знакомы с приемом заполнения вопросника на партнера в формате на «ТЫ»: я хочу, чтобы ты..., ты должен..., мне необходимо, чтобы ты…
Именно этот прием мне показался наиболее интересным и эффективным при заполнении вопросников на ситуации из детства. Поэтому предлагаю включить кнопку «смелости» и честно озвучить то, что думаем об "осуждаемом". Для этого возвращаем себя в момент и говорим свою правду "обидчику" с позиции ребенка.
Мой пример. Я представляю, что брат рядом, и он внимательно слушает меня.
Мне шесть лет. Мы у нас дома: я, ты и твои друзья. Ты говоришь, что у тебя есть подарок для меня, и даешь мне конфетку «Мишка косолапый». Я с радостью беру ее (это же моя любимая конфетка!), открываю, а там конфеты нет – там пластилин.
Я плачу, а ты и мальчишки смеются.
П. 1. Я злюсь на тебя, потому что ты обманул меня.
П. 2. Я хочу, чтобы ты не вел себя как дурак.
Я хочу, чтобы ты дал мне настоящую конфету.
П. 3. Ты не должен издеваться надо мной.
Ты не должен так плохо поступать со мной.
Ты не должен смеяться надо мной.
П. 4. Мне нужно, чтобы ты дружил со мной.
Мне нужно, чтобы ты снова стал хорошим братом.
Мне нужно, чтобы ты пожалел меня.
П. 5. Ты злой, дурак, противный, чужой, не нужный мне, враг.
П. 6. Я не хочу никогда снова плакать из-за твоего дурацкого обмана.
Записали то, что реально сказали бы в тот момент, а потом переводим этот разговор в классический вопросник: меняем местоимение ТЫ на ОН (ОНА, ОНИ).
П. 1. Я злюсь на брата, потому что ОН обманул меня.
П. 2. Я хочу, чтобы ОН не вел себя как дурак.
Я хочу, чтобы ОН дал мне настоящую конфету.
П. 3. ОН не должен издеваться надо мной.
ОН не должен так плохо поступать со мной.
ОН не должен смеяться надо мной.
П. 4. Мне нужно, чтобы ОН дружил со мной.
Мне нужно, чтобы ОН снова стал хорошим братом.
Мне нужно, чтобы ОН пожалел меня.
П. 5. ОН злой, дурак, противный, чужой, не нужный мне, враг.
П. 6. Я не хочу никогда снова плакать из-за ЕГО дурацкого обмана.
Есть еще один вариант написания вопросника на неприятную ситуацию из детства.
Уже с позиции взрослого человека, у которого сформировались выводы о последствиях той ситуации в его жизни. Представьте, что вы рассказываете о том случае подруге, психологу, самому обидчику.
Итак, я взрослая. Рассказываю об этом эпизоде подруге, но уже с претензиями именно к ситуации, которая влияла на меня практически всю жизнь. Вспомнила об этом случае, когда моя клиентка сказала, что не любит получать подарки. Я тоже не любила. А точнее боялась. Вот тогда и всплыла эта картинка с конфеткой.
1. Я очень обижена на брата, потому что та ситуация сформировала недоверие к подаркам от мужчин.
2. Я хочу, чтобы та ситуация не вызывала у меня страх получать подарки.
Я хочу, чтобы та ситуация не проецировалась на мои отношения с другими.
3. Та ситуация не должна заставлять меня жить в ожидании подлости от мужчин.
4. Мне нужно, чтобы та ситуация не мешала радоваться подаркам.
Мне нужно, чтобы та ситуация не пугала меня своим повторением.
5. Жесткая, очень болезненная, неприятная, пугающая, напоминающая о себе.
6. Я не хочу никогда снова жить в напряжении из-за недоверия к подаркам.
А закончить эту часть своих записок технолога Работы хочу вот этими словами Кейти: «За болью и депрессией нередко скрываются мысли, с которыми вы давно сосуществуете, причем сосуществуете в такой близости, что даже не подозреваете об их наличии. И вы никогда не задумывались, верите вы этим мыслям или нет».
Именно это наблюдение Кейти привело меня к идее раскапывать как археологу те мысли, с которыми свыклась и сосуществую много лет. Работа стала реальным способом проводить раскопки в моей памяти, чтобы убирать ту боль, к которой привыкла и даже уже научилась считать нормой в моей жизни. Именно поэтому как ментальный археолог стала использовать вместо лопаты, кисти, ножа и шпателя разные варианты заполнения вопросников. Очень хотелось провести инвентаризацию моих ментальных артефактов – именно моих историй с выводами о произошедших событиях.
Ну вот и поделилась с вами своими «фишечками», как называют девочки некоторые мои приемы в Работе Кейти. Кстати, вот из этих приемов заполнения вопросников очень рекомендую делать винегрет - соединять в одном вопроснике разные приемы. На выбор. Те, которые сами просятся в вопросник. Попробуйте. Возможно, что-то из предложенного поможет и вам откопать действительно что-то важное для вашего исследования.
Для меня вопросник - это мини история из моей жизни. В тот момент именно так моя память запечатлела момент. Вопросник - это реальная возможность сказать свою правду о других и о себе для себя.
"Твоя память - это твоя вера в историю. Исследование (Работа) уничтожает эту веру. Именно исследование уничтожает веру в то, чего никогда не было". Байрон Кейти
Так что пробуйте! Буду рада этому. Будьте творческими, а главное находите интерес в этом процессе, создайте авторскую галерею моментов из своей жизни!
Но вот авторское право на эти фишечки при составлении ОБС все же оставлю за собой. Буду признательна, если при использовании этих приемов будете вспоминать автора.
Продолжение http://proza.ru/2025/03/11/1759
Свидетельство о публикации №225031101763