Спустя много лет в разных городах России

появляются памятники героям. Они стоят в Иркутске,Перми, Хабаровске, селе Краснозёрском, подмосковном Раменском, башкирском городе Учалах и в Ереване.

Друзья!
Из Сети

"В комедийном трио роль Труса исполнил Георгий Вицин, Балбеса сыграл Юрий Никулин, а
Бывалого — Евгений Моргунов. Впервые вместе они появились в короткометражной картине
«Пёс Барбос и необычный кросс» Леонида Гайдая. Фильм вышел на экраны в 1961 году и
полюбился советскому кинозрителю.
За основу был взят одноимённый фельетон Степана Олейника, в котором также были три
героя-рыболова и пёс. Кроме того, публикация сопровождалась рисунками, которые и стали
основой для подбора троицы. Героями фельетона были Гаврила и два Николы. Гаврила стал
прообразом Бывалого, поскольку он был крупным мужчиной. Бывалым он был назван,
поскольку Гаврила был неформальным главарём, а ещё самым опытным.
Трио Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина считается одной из
визитных карточек советского кинематографа. Даже спустя десятилетия Трус,
Балбес и Бывалый всё так же любимы телезрителями. Однако это трио могло быть
другим.
Оба Николы были прообразами Балбеса, но Гайдай решил сделать их совершенно разными,
чтобы разнообразить трио. Так к Бывалому и Балбесу добавился образ Труса. Теперь
оставалось подобрать актёрский состав, но и здесь было не всё так просто.
Подбор актёров и долгие поиски Балбеса и
Бывалого
На роль Труса без проб утвердили Георгия Вицина. Гайдай был уверен, что лучше него никто
не сможет сыграть нервного и сентиментального Труса. С ним Гайдай уже успел поработать
над своей первой картиной «Жених с того света». Он прекрасно знал Вицина как актёра,
поэтому роль Труса была предложена именно ему.
Роль Балбеса Гайдай сначала предложил комедийному актёру Сергею Филиппову. До этого он
уже успел сыграть в фильмах «Укротительница тигров», «Карнавальная ночь» и «Девушка без
адреса». Но Филиппова не привлекла идея сниматься в короткометражке, и он придумал
отговорку, якобы у него в Новгороде тётя попала под трамвай и ему срочно нужно выехать
туда. Гайдай прекрасно понимал, что актёр просто увиливает, поскольку в Новгороде в то
время трамваи не ходили.
Так или иначе на роль Балбеса нужно было искать нового актёра. Следующим кандидатом
был Сергей Новиков, который успел сыграть уже в более чем десятке фильмов, включая
«Тихий Дон», «На графских развалинах» и других. Но и в данном случае не получилось. И тогда
Вицин предложил на роль Балбеса артиста цирка Юрия Никулина. Его кандидатура пришлась
по душе Гайдаю, поскольку он идеально вписывался в образ Балбеса, задуманный
режиссёром.
Также непросто дались поиски исполнителя роли Бывалого. Изначально Гайдай хотел
привлечь возрастного актёра. Первым кандидатом был 60-летний Михаил Жаров. Артист,
увидев сценарий, отказался от съёмок, поскольку ему пришлось бы бегать и прыгать, а он
был не готов к такому.
Следом роль предложили Ивану Любезнову, который был на 10 лет моложе Жарова, но и он
отказался от столь активной роли. А ещё сыграть Бывалого Гайдай предлагал Игорю
Ильинскому, который не захотел сниматься в короткометражке по той же причине.
После этого режиссёр решил сделать ставку на актёров, которые были существенно моложе,
но в то же время по своему типажу подошли бы на роль неформального главаря
разбойников. И тут на помощь Гайдаю пришёл директор «Мосфильма» Иван Пырьев, который
предложил кандидатуру 33-летнего Евгения Моргунова. Он был достаточно габаритным,
поэтому Гайдай согласился. Так легендарное трио было сформировано.
Всенародная слава и разногласия на съёмочной
площадке
После короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс» Вицин, Никулин и Моргунов
сыграли ещё в одном коротком фильме — «Самогонщики». Гайдай больше не собирался
снимать актёров вместе. Но сценарист Морис Слободской уговаривал режиссёра взять трио в
фильм «Операция «Ы». Тот сопротивлялся. В то же время Гайдаю начали поступать
многочисленные письма от советских кинозрителей, которые хотели ещё увидеть
полюбившихся артистов. И тогда Гайдай согласился.
В дальнейшем троица появилась в фильмах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»,
«Кавказская пленница» и прочих. Успех картин с их участием в Советском Союзе был
ошеломляющим, а актёры стали народными кумирами. Хотя изначально Никулин и Моргунов
отказывались сниматься в «Кавказской пленнице», поскольку полагали, что трио появляется
в комедийных фильмах слишком часто.
Никулину не нравился и сценарий картины. Он опасался, что у телезрителей может создаться
впечатление, что все фильмы с участием троицы будут однотипными, что могло привести к
тому, что они станут заложниками одной роли. Никулин предлагал Гайдаю внести правки в
сценарий, поскольку считал, что в нём не хватает юмористической составляющей.
Режиссёр ценил актёра, поэтому согласился внести корректировки. В конечном итоге и
Никулин, и Моргунов согласились на съёмки, и очередной советский киношедевр вышел на
экраны.
Юрий Никулин благодаря участию в легендарном трио стал одним из наиболее популярных
советских артистов. Он был удостоен почётных званий: народного артиста СССР и Героя
Социалистического Труда. Георгий Вицин также стал всенародным любимцем. Он, как и
Никулин, получил звание народного артиста СССР.
Евгения Моргунова в какой-то степени постигла участь заложника одной роли, поскольку у
советских граждан он ассоциировался исключительно с Бывалым. Поэтому он, в отличие от
Никулина и Вицина, был только заслуженным артистом РСФСР. Актёр считал, что достоин
быть народным артистом СССР, но этого звания он не получил".https://life.ru/
...Други!
Много раз смотрел фильмы с участием этих знаменитых артистов! Особенно на каждый  Новый год!
Не приедаются!
В.Н.

**********
1.Трус, Балбес и Бывалый - как появилось это знаменитое трио, и почему герои Вицина, Никулина и Моргунова носят именно такие клички

Впервые знаменитое трио «Вицин, Никулин, Моргунов» появилось в
комедийной короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс», режиссером
которой был Леонид Гайдай. За основу сценария он взял одноименный
фельетон украинского поэта Степана Олейника, опубликованный в 1960-ом
году.
После нескольких провальных полнометражных фильмов Леонид Иович мог
закончить с режиссурой. Однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев
продолжал верить в талант Гайдая, и в качестве реабилитации заставил того
снять короткометражку, в рамках киноальманаха «Совершенно серьезно».
Вдохновившись фельетоном, Гайдай начал творить. Он захотел сделать немой
фильм, в стиле классических старинных комедий, хотя в произведении у героев
имелись реплики. К тому же постановщик собственноручно дорабатывал
характеры персонажей. В итоге появилось великолепное трио - «Трус, Балбес и
Бывалый». Но почему Гайдай назвал их именно так?
«В фельетоне Олейника три героя. Он написал: «Двух Никол Гаврила вел».
Значит, один есть - Гаврила. Он главный, опытный и матерый, одним словом -
бывалый», — рассказывал Гайдай.
На роль «Бывалого» хотели пригласить возрастного актера. Рассматривали
кандидатуры Михаила Жарова, Игоря Ильинского, Ивана Любезнова. Однако
все они отказались сниматься в короткометражке, ведь по сценарию им
пришлось бы много бегать. Выручил Гайдая все тот же Иван Пырьев, предложив
кандидатуру габаритного Евгения Александровича Моргунова.
«Дальше - Николы. Мне хотелось сделать их разными. Это бы дало больше
возможностей. Один боязливый - без этого нет преступления. Значит, это
трус»
На роль «Труса» Гайдай без раздумий пригласил Георгия Михайловича Вицина,
с которым поработал над своим первым комедийным фильмом «Жених с того
света».
«Другой Никола, скажем так, был за компанию, подручный, в общем - балбес.
Это сейчас мне так легко говорить об этом, на этапе создания все было
гораздо сложнее. Но смеха поиска типов была приблизительно такой», —
рассказывал Гайдай.
«Балбеса» могли сыграть Сергей Филиппов и Борис Новиков. Однако Георгий
Вицин предложил обратить внимание на клоуна из цирка. Этим клоуном бы
Вот так и создавалось великое трио, завоевавшее сердца миллионов.
https://dzen.ru/kinosudby
****************
2.Трус, Балбес и Бывалый и
«Невезучие». Знаменитые
комические группы из кино
Жерар Депардье и Пьер Ришар в фильме «Невезучие». Кадр из фильма
Комедийные фильмы — один из самых сложных жанров в
кино. В комедии мало рассказать хорошую историю, сдобрив
её приличным количеством шуток и гэгов; нужно еще и
очень прицельно выбрать персонажей — причем не только
главного героя, но и тех, кто его окружает. Актеры-комики,
которые одним своим появлением могли рассмешить
зрителей, ценились всегда; Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд
или Бастер Китон были настоящими звездами своего
времени.
Еще сложнее, когда ведущих комических героев в фильме не
один, а больше — каждому из них нужно отвести достойное
экранное время и помочь зрителям различать их. Впрочем,
тут на помощь кинематографистам приходили уже готовые
маски, придуманные для театральных постановок — так,
например, появлялись комические дуэты вроде датского
Пата и Паташона. Но и эти маски нужно было уметь удачно
комбинировать.

Братья Маркс
Пятеро братьев Маркс родились в семье эмигрантов в конце
XIX и начале XX веков, играли в театре и в водевилях, а в
кино пришли уже в достаточно зрелом возрасте, в середине
1920-х — старшему, Чико, было уже почти сорок лет. Впрочем,
полученные на сцене навыки позволили им быстро найти
свою нишу, слегка потеснив Чаплина и других комиков того
времени. Фильмы с участием братьев (в кино снимались
четверо — Чико, Граучо, Харпо и Зеппо) быстро стали
популярными, причем даже с появлением звука они не
потеряли свою аудиторию, продолжив развлекать их
привычными (и подчас жестокими) шутками. Основная их
слава пришлась на начало 30-х, когда вышли комедии
«Обезьяньи проделки» и «Лошадиные перья», а также «Ночь
в опере» и «День на скачках» (в честь эти двух картин группа
Queen назвала два своих альбома уже в 70-е), но они
снимались вплоть до конца 1950-х. У братьев были
определенные маски — простак, жулик, хулиган, красавчик,
которые и позволяли разыгрывать большинство гэгов.
Три балбеса
В оригинале актеры группы назывались словом «stooges»
— помимо устоявшегося перевода (балбесы) оно обозначает
напарников актёра-комика. Первоначально так и было — в
водевилях 1920-х эти комики играли большой группой. А
«три балбеса» появились в середине 30-х, когда трое из
бывшего состава начали сниматься в кино; в группу (вернее,
в «золотой» состав) входили братья Кёрли и Мо Ховард и
Ларри Файн. Именно эта троица и прославилась в 30-е и 40-
е, снимаясь в многочисленных короткометражных комедиях
(за 13 лет вышло почти сто картин). Потом состав не раз
менялся, в 60-е пришла вторая волна популярности
«балбесов» — фильмы с их участием начали показывать по
телевидению; но попытки восстановить это трио в 60-е и 70-
е особо успешными не оказались и были прекращены после
смерти Мо Ховарда в 1975-м. В 2012-м братья Фаррелли
сняли фильм «Три балбеса», который, впрочем, не стал
байопиком знаменитых комиков, а оказался еще тремя
выпусками их комедийных короткометражек.
Трус, Бывалый, Балбес
Советское комическое трио мелких хулиганов придумал
режиссер-комедиограф Леонид Гайдай для
короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс»,
вышедшей в 1961 году. Потом они же появились в еще одной
комедии, «Самогонщики», и стали всенародными
любимцами. Играли в этом трио актеры, которые умели не
только смешить — Георгий Вицин (Трус), Юрий Никулин
(Балбес) и Евгений Моргунов (Бывалый); соответственно,
меньше всего они хотели быть актерами, застрявшими в
одном амплуа. С этим мнением, как ни странно, соглашались
и принимавшие решения начальники кино — поэтому эта
троица появлялась на экранах считаное число раз. Самые
известные фильмы с их участием — «Операция „Ы“ и другие
приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые
приключения Шурика». Эпизоды в картинах «Дайте
жалобную книгу» и «Семь стариков и одна девушка»,
пожалуй, больше дань популярности трио — как и,
например, их образы, использованные при создании
разбойников в мультфильмах о Бременских музыкантах.
Монти Пайтон
Британская комедийная группа, которую организовали в
конце 1960-х выпускники Оксфорда и Кембриджа. Группа
состояла из пяти человек — Джона Клиза, Эрика Айдла,
Майкла Пейлина, Грэма Чепмена и Терри Джонса; шестым
участником был режиссер Терри Гиллиам. Группа
прославилась комедийным телешоу «Летающий цирк Монти
Пайтона»; позже они сняли четыре полнометражных
фильма. Среди них «Монти Пайтон и Священный Грааль»,
«Монти Пайтон: Житие Брайана» и «Смысл жизни по Монти
Пайтону». Группа фактически распалась в начале 80-х,
сольная карьера её участников, впрочем, сложилась хорошо;
они не раз собирались вместе, чтобы порадовать фанатов
— например, 45-летие группы в 2014 году отмечали большим
концертом на лондонской арене O2.
Жерар Депардье и Пьер Ришар
Жерар Депардье и Пьер Ришар в фильме «Беглецы».
Оба актера и до рождения их дуэта были популярными, но в
совместных фильмах они словно созданы друг для друга. На
съемочной площадке они встретились в 1981-м в комедии
Франсиса Вебера «Невезучие», хотя, в принципе, не должны
были этого сделать — их роли поначалу были предложены
другим актерам. Но дуэт состоялся — рациональный и
физически сильный герой Депардье прекрасно сработался с
непредсказуемым персонажем Ришара. В принципе, на
подобном контрасте работали те же Пат и Паташон; тот же
прием применяли Хью Лори и Стивен Фрай («Дживс и
Вустер») или Дэнни ДеВито и Арнольд Шварценеггер
(«Близнецы», «Джуниор»). Депардье и Ришар сыграли вместе
еще в нескольких фильмах, два из которых стали хитами
— «Папаши» и «Беглецы».
https://aif.ru/
***************
3.Блеск славы и болезни: как ушли знаменитые
Трус, Балбес и Бывалый

МОСКВА, 19 мар – РИА Новости, Павел Сурков. Эту знаменитую троицу
знала и любила вся страна: фильмы Леонида Гайдая прославили Георгия
Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова – Труса, Балбеса и Бывалого.
Вслед за фильмами Гайдая трио актеров перекочевало и в работы других
режиссеров – например, к Эльдару Рязанову в "Дайте жалобную книгу" и к
Евгению Карелову в фильм "Семь стариков и одна девушка".

Собственно, эта работа стала последним появлением всей легендарной
троицы на экране: артистам, в первую очередь – Юрию Никулину, не
хотелось эксплуатировать одни и те же экранные маски. Да и личные
отношения между тремя актерами были лишены экранной дружбы – у
каждого из них была свои жизнь и творческая судьба.
Втроем они приняли участие лишь в одной совместной творческой работе:
озвучили аудиосказку "Происшествие в стране Мульти-Пульти". В ней Трус,
Балбес и Бывалый, как и в легендарном мультфильме, предстали в образе
незадачливых разбойников, противостоящих Бременским музыкантам, но,
естественно, остающихся ни с чем.

Вицин и Моргунов несколько раз появились на экране вместе в образе Труса
и Бывалого, например, в малоизвестном фильме "Комедия давно минувших
дней", но эти работы не снискали прежнего успеха.

Юрий Никулин был занят съемками в кино, но основной его работой
оставался любимый Цирк на Цветном бульваре, который возглавил в 1982
году. Именно Никулин добился постройки для цирка нового, современного
здания, да и вообще – чрезвычайно заботился о судьбе артистов и всего
циркового искусства в целом.
Георгий Вицин к Юрию Никулину ни с какими просьбами не обращался: он
принципиально вел тихую и скромную жизнь, предпочитая ни от кого не
зависеть и не идти вразрез с собственной совестью. Даже собственной
дочери он запрещал звонить Никулину с просьбой о билетах в цирк: хочешь
пойти – купи билеты, как все.

А вот знаменитый балагур Евгений Моргунов один раз поступил вполне в
собственных традициях: попросил у Никулина контрамарку на двоих.
Директор выписал разрешение на два места, а попросивший пририсовал к
двойке единичку и протащил в директорскую ложу аж 12 человек, чем весьма
рассердил коллегу.
Никулин ушел из жизни первым – в 1997 году. Прощание с мастером
состоялось на арене Цирка на Цветном бульвар, который впоследствии стал
носить его имя, а хоронила его в прямом смысле вся Москва. Свой
последний приют Юрий Владимирович обрел на знаменитом Новодевичьем
кладбище.
Вицин и Моргунов продолжали периодически выступать в сборных
юмористических концертах, рассказывали истории со съемочных площадок,
изредка снимались в кино. Наиболее яркой работой Моргунова в "пост-
Бываловском" периоде стала роль поэта Соева в "Покровских воротах": в
этом фильме он продемонстрировал талант игры на фортепиано, о котором
мало кто из поклонников знал.
Но застарелая болезнь (Моргунов страдал от сахарного диабета) давала о
себе знать: артисту становилось все тяжелее ходить, опухали ноги, иногда на
концертах он даже выходил на сцену в тапочках. Подкосила Моргунова и
гибель в автокатастрофе сына Николая.

Вечный шутник Моргунов перестал сниматься в кино и в 1999 году умер от
инсульта. Похороны его прошли скромно, без особой помпы – и свое
последнее пристанище он нашел на Кунцевском кладбище, рядом с могилой
сына.

Георгий Вицин, самый старший из троицы, пережил своих товарищей по
экрану. Долгой жизни – актер прожил 84 года – способствовали многолетнее
занятие йогой, вегетарианство и категорический отказ от алкоголя.
Вицин не брал в рот ни капли спиртного, даже на съемках "Кавказской
пленницы" лишь пригубил пиво и, как только камера выключилась,
немедленно выплюнул пенный напиток.

Георгий Михайлович скромно жил в небольшой квартире в районе Арбата,
регулярно кормил во дворе голубей и приютил несчастную дворняжку,
которая была преданна ему до последнего вздоха. Журналисты порой
активно писали, что Вицин, мол, живет в нищете, но это было не так. Актер
действительно не позволял себе богато одеваться, ходил в старом пальто и
скромной кепочке, ненавидел бриться – но делал это вовсе не от недостатка
денег, а именно в силу природной скромности характера.
К врачам Вицин принципиально никогда не обращался: он искренне верил в
народную медицину и никогда не принимал никаких таблеток. На его
похоронах в 2001 году в небо выпустили голубей, которых артист так любил.
А свое последнее пристанище Вицин нашел на Ваганьковском кладбище.
Семья поставила на могиле артиста скромный памятник – мраморная плита
с именем актера и датами жизни, ничего лишнего, очень просто, как и жил
Вицин.
https://ria.ru/culture
**********
4.Легендарная шайка советского кино. Как
появилась троица Труса, Балбеса и
Бывалого

Трус, Балбес и Бывалый — самая известная и любимая зрителями
троица неудачливых правонарушителей из советского кино. Их
сыграли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Но состав
трио мог быть другим. С первого раза на роль Труса был утвержден
только Вицин.
Ипохондрик, оптимист и лидер шайки
Герои Вицина, Никулина и Моргунова очень разные. Трус нервный, подвержен ипохондрии
и сентиментальности. Внешне он старается производить впечатление интеллигента, носит
шляпу и пиджак.
Балбес, наоборот, очень оптимистично смотрит на вещи, любит выпить. Это выдает его
красный нос. Их лидер — Бывалый. Отличается от своих напарников наглостью.
Впервые троица появилась в короткометражках «Пес Барбос и необычный кросс»
и «Самогонщики». Они вышли в свет в 1962 году.
Вицина утвердили на роль даже без проб. Директор Музея трех актеров Владимир
Цукерман рассказывал, что режиссер Леонид Гайдай считал, что Труса может сыграть
Как появилась троица Труса, Балбеса и Бывалого

Роль Балбеса хотел исполнить Сергей Филиппов. Были мысли привлечь Бориса Новикова.
Однако, по словам Никулина, с самого начала было понятно, что жизнерадостного жулика
будет играть он.
«А вы хлопайте глазами»
В своих мемуарах артист рассказывал, что попробовать сняться в короткометражной
комедии «Пес Барбос и необычный кросс» ему предложил один из ассистентов Гайдая.
При первой же встрече режиссер оглядел его со всех сторон и рассказал, что в картине
есть три роли: это Трус, Бывалый и Балбес. Последнего как раз хотят предложить ему.
После помощник Гайдая рассказал, что после встречи режиссер сказал: «Ну, Балбеса
искать не надо. Никулин — то, что нужно».
«С гримом у вас все просто. У вас и так смешное лицо. Нужно только деталь придумать.
Пусть приклеят большие ресницы. А вы хлопайте глазами. От этого лицо будет выглядеть
еще глупее», — говорил ему позже режиссер.
Кандидатами на роль Бывалого были Михаил Жаров, Иван Любезнов и Игорь Ильинский, но
всех смутило то, что на съемках придется слишком много бегать. В итоге лидером шайки
стал Евгений Моргунов.
Никулин никогда не видел его до съемок. Но поэт Леонид Куксо не раз говорил ему, что им
стоит обязательно познакомиться. «Он (Моргунов — прим. ред.) удивительный человек:
интересный, эмоциональный, любит юмор, розыгрыши. С ним не соскучишься», —
рассказывал Куксо.
Актеры сработались. Даже вне съемок им нравилось импровизировать вместе в образе
своих героев.
Постой, паровоз, рапиры и «моргуновка»
После первых двух кинолент Трус, Балбес и Бывалый появились в эпизоде фильма «Дайте
жалобную книгу», а затем — в «Операции „Ы“ и других приключениях Шурика». Там
Никулин исполнил легендарную песню «Постой, паровоз…». Реплики персонажей стали
крылатыми. Их любят и используют до сих пор. Комедия была так популярна, что даже
автомобиль Бывалого СМЗ С-3А начали называть «моргуновкой».
Во время съемок эпизода с ограблением склада для актеров пригласили преподавателя
фехтования. Благодаря занятиям, по словам Никулина, вскоре они стали драться на
рапирах не хуже настоящих спортсменов.
Но Гайдаю такой идеальный бой показался скучным, тогда и был придуман момент, когда
Шурик наносит Балбесу удар в грудь и попадает в спрятанную за пазухой бутылку.
Буква «Ы» в названии фильма тоже появилась, конечно, не случайно. Это стало
сатирической отсылкой к старым советским детективным фильмам про шпионов.
Назывались они, как правило, «Операция „Омега“», «Операция „Икс“», «Операция „Зет“».
«А поскольку наш фильм был подобием пародии, то и букву для названия выбрали самую
нелепую», — рассказывал позже Никулин в интервью kp.ru.
Бамбарбия, киргуду!
Со студентом Шуриком трио жуликов позже встретилось в еще одном шедевре Гайдая —
«Кавказская пленница». Но изначально Никулин и Моргунов не хотели сниматься в этой
картине из-за того, что им казалось, что троица слишком часто появляется на экранах и это
может создать впечатление, что фильмы с их участием однотипные.
Никулину, помимо этого, сначала не понравился сюжет. «Мне Гайдай показал сценарий,
я говорю, что это примитивно, ну где здесь юмор?» — вспоминал артист.
Гайдай согласился с некоторыми замечаниями, благодаря чему зрители смогли снова
увидеть полюбившихся жуликов. Кстати, именно в «Кавказской пленнице» впервые был
показан суд над шайкой.
После новых приключений Шурика Трус, Балбес и Бывалый появились в эпизодах
киноленты «Семь стариков и одна девушка» и в фильме «Эти невероятные музыканты, или
Новые сновидения Шурика».
В 1980 году Моргунов и Вицин сыграли Бывалого и Труса в «Комедии давно минувших
дней», где их герои сначала противостоят, а потом помогают Остапу Бендеру и Кисе
Воробьянинову искать клад. Никулин сниматься в этой картине не стал, посчитав, что образ
Балбеса уже замылился.
https://360.ru/
***********
5.Интересные истории о Трусе, Балбесе и Бывалом
Каждый актёр из этого комедийного трио был популярен сам по себе, а вместе они произвели
массовый фурор. Мелкие правонарушители Трус, Балбес и Бывалый впервые появились в 1961
году в короткометражке Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» и впоследствии были
частыми героями фильмов этого режиссёра.
Без проб был утверждён только Вицин на роль Труса — Гайдай уже работал с актёром на картине
«Жених с того света» и никого другого в образе сентиментального ипохондрика не видел. На роль
Балбеса пробовался Сергей Филиппов, который понравился худсовету, но был сильно занят
на съёмках у других режиссёров, и Борис Новиков. Обратить внимание на клоуна из цирка
на Цветном бульваре Гайдаю посоветовал Георгий Вицин — заинтригованный словами
«он напоминает глисту» режиссёр вызвал клоуна на пробы, и с первого взгляда утвердил Юрия
Никулина на роль Балбеса. Бывалым могли бы стать актеры Иван Любезнов, Михаил Жаров и
Михаил Пуговкин. Попробовать на эту роль малоизвестного, но фактурного актёра Евгения
Моргунова Гайдаю порекомендовал руководитель киностудии «Мосфильм». Получилось, что
могучий Бывалый был самым младшим по возрасту, а хлипкий Трус — самым старшим.
Труса, Балбеса и Бывалого можно назвать первыми антагонистами в советском кино. Они
задумывались как яркие представители антисоветского и антиобщественного поведения,
собирательный образ тех, с кем шла борьба — тунеядцев, выпивох и жуликов. Однако
со временем из жесткой карикатуры они превратились в шуточных персонажей, которых зрители
не просто любили, но и находили в них что-то близкое. Юрий Никулин больше всех страдал
от всенародной любви — его Балбес был самым компанейским, глуповатым и очень любил
выпить, поэтому актёру часто предлагали разделить застолье или посиделки.
Первый фильм с их участием — «Пёс Барбос и необычный кросс» был с восторгом встречен
публикой, и даже номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
Актёры быстро вжились в образы мелких правонарушителей, часто разыгрывали
импровизированные сценки для своих знакомых, а на съёмочной площадке додумывали
эпизоды для своих героев, например, «живую преграду» или укол Бывалому огромным шприцом
в «Кавказской пленнице».

После «Самогонщиков» Леонида Гайдая заваливали письмами с требованиями снять новое кино
про Труса, Балбеса и Бывалого. Они к кому времени стали героями баек и анекдотов, зажив
отдельной от актёров жизнью. Новый фильм Гайдая с участием троицы появился только через
три года, но за этот период любимые герои успели подебоширить у Эльдара Рязанова в комедии
«Дайте жалобную книгу».
Несмотря на то, что в кадре троица выглядело дружно и органично — в жизни актёры не всегда
ладили между собой и с режиссёром. Особенно тяжело было с неуживчивым Евгением
Моргуновым, чей характер стал почти легендой в актёрских кругах. Однако, у актёра было
незаурядное чувство юмора. Однажды в перерыве между съёмками оборванный
и перемазанный сажей Трус высоким голосом напевал арию Ленского «Куда, куда
вы удалились…», чем привлек внимание проходящих мимо людей… Они спросили, что это
за певец и получили от Моргунова ответ, что это Иван Козловский у которого сегодня сгорела
дача, и он от этого тронулся умом, вот, сидят, ждут машину «скорой помощи»…
Леонид Гайдай хотел закончить историю Труса, Балбеса и Бывалого еще после «Операции Ы…»,
и снимать актёров уже в других ролях, но задумал «Кавказскую пленницу…» с их участием.
На этом фильме великолепная троица начала разваливаться с самого начала. Юрий Никулин
отказался сниматься, так как считал образ уже «замыленным», но Гайдай уговорил актёра,
пообещав, что это будет последний фильм с участием троицы. Затем на съемках произошел
конфликт между режиссёром и Евгением Моргуновым, который закончился удалением актёра
со съёмочной площадки… Гайдай сдержал данное Никулину обещание и в своих фильмах трио
больше не снимал. Вместе они появились ещё один раз — в эпизоде комедии Евгения Карелова
«Семь стариков и одна девушка».

Всего в ролях участников шайки актёры появлялись в фильмах «Пёс Барбос и необычный кросс»,
«Самогонщики», «Дайте жалобную книгу», «Операция Ы…», «Кавказская пленница», «Семь
стариков и одна девушка», в нескольких новогодних концертах, мультфильме «Бременские
музыканты» и даже в нескольких компьютерных играх. В фильме-концерте «Эти невероятные
музыканты, или Новые сновидения Шурика» и фильме «Комедия давно минувших дней» Трус
и Бывалый появлялись уже без Балбеса…
О том, что любовь к Трусу, Балбесу и Бывалому была огромна и всесоюзна, говорит то, что даже
спустя много лет в разных городах России появляются памятники героям. Они стоят в Иркутске,
Перми, Хабаровске, селе Краснозёрском, подмосковном Раменском, башкирском городе Учалах и в Ереване.
https://www.domkino.tv/
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
11 марта 2025 года.


Рецензии