14. Сознание. Инволюция и эволюция духа

 «Более последовательное воззрение на инволюцию (которое можно найти, скажем, у Плотина, Асанги, Шеллинга, Ауробиндо, Гараба Дорже, в «Ланкаватара Сутре» или как мне вериться в  модели «Уилбер II») могло бы состоять примерно в следующем; дух проявляется себя как мир в последовательности всё более целостных и холархических сфер, покрывающих диапазон от материи до тела, разума, души и самого духа. Но все эти различные измерения на самом деле служат лишь формами духа в различных степенях самореализации и самоактуализации. Таким образом, в действительности существуют дух-как-материя, дух-как-прана, дух-как-разум, дух-как-душа и дух-как-дух.

Далее, согласно этому общему воззрению, инволюция (или истечение) представляет собой процесс, посредством которого эти измерения проявляются как формы духа, а ЭВОЛЮЦИЯ (или обратный поток) – это процесс вспоминания, идущий от духа-как-материи  к окончательному вспоминанию духа-как-духа – к узнаванию духом духа в качестве духа, традиционной реализации просветления.

Согласно этой схеме, самость младенца может действительно витать в облаках великолепия … , но она, в первую очередь, адаптируется к измерениям духа-как-материи и духа-как-праны (чувственности, эмоционально-сексуальных энергий,  elan vital – рассеянной полиморфной жизни и жизненной силы), равно как и к очень ранним формам духа-как-разума (образам, символам, первичным понятиям). Эволюционное развитие продолжается с дальнейшим развёртыванием ментальных измерений (духа-как-разума) и последующим зарождением осознанно духовных измерений (духа-как-души), достигая кульминации в просветлении или непосредственном узнавании духа-как-духа, которой, трансцендируя всё, заключает в себе всё».

                То есть приходит к осознанию, что он ни физическое тело, ни разум, ни душа, а дух, ищущий познания?

«Итак, младенец действительно погружён в дух и составляет единое целое с Основой – как и всё сущее! – но это, в основном дух-как-материя (физическое тело?) и дух-как-прана (душа?), а не дух-как-дух (искра Духа?). Таким образом, согласно всем этим представлениям, младенческая самость не осознаёт дух-как-дух или состояние чистой нирваны, полностью свободное от кармических тенденций, желаний, голода и жажды».

                Здесь надо учитывать то, что душа может спускаться в физический мир с разных уровней сознания (или измерения), соответственно и младенец будет погружён в определённый уровень сознания.   

                Кроме того, надо понимать, что дух, верней его душа, входит и как бы оживляет физическое тело, со всеми его запросами и нуждами. И здесь возникает вопрос: «Кто испытывает боль физическое тело или душа человека, когда эти запросы и нужды не выполняются. Думаю, что душа, физическое тело только сигнализирует.

                Согласно древним учениям дух не странствует по измерениям, это делает душа. Но с другой стороны во всём должен быть дух. Именно он оживляет материю. Как такое может быть? Земной человек почему-то всё время мыслит горизонтально, то есть трёхмерно, а надо мыслить и вертикально. Весь окружающий мир находится в Духе, который пронизывает всё. То есть мы находимся в живом пространстве. Об этом говорится у Е.П. Блавадской в «Тайной Доктрине». Дух выделяет (эманирует) духов (монады), которые облекаются душами и эти  души спускаются в низшие миры. Всё имеет дух, но находится он не в  горизонтальном уровне (физический мир), а вертикальном (высшем измерении).

«Заметьте, что Основа – это нечто большее, чем дух, так как она может выступать в формах, которые явно недоступны для духа. (?) Но есть одна вещь, которой Основа не является – это не ментальное эго. Как это ни странно Основа может выступать как либидо, как свободная психика, как всёохватывающий дух, но Основа недостаточно сильна для того, чтобы выступать как жалкое эго…. Однако на высших стадиях развития основа неким образом выступает как дух  (основа-как-дух»), а затем, согласно Уошберну, основа-как дух и эго объединяются и, таким образом, возникает сверхсущность …Основа-как-дух единая с эго.

В соответствии с моделью «Уилбер-II, разнообразные типы вытеснения (или диссоциации и патологии) могут происходить в каждой из девяти или десяти осевых точек развития самости, и эго, безусловно, относится  и к первым двум точкам. Однако, как я указывал, в этих ранних осевых точках, как правило, вытеснение бывает более или менее глубоким; в тяжёлых случаях оно может приводить к мучительной остановке развития. …

Короче говоря, согласно модели Уошберна/ Уилбера-I во всяком духовном развитии должно происходить глубокая регрессия как восстановление контакта с Основой, неограниченно присутствующей в младенческой структуре. По модели «Уилбер-II регрессия может происходить, как правило, если это необходимо для восстановления контакта с Основой-как-праной или с какими-то потенциями, диссоциациями, патологиями и т.п., утерянными на более ранней осевой точке (Регрессия на службе эго, предшествующая трансценденции эго)».

            Источник информации книга «Око Духа» Кена Уилбера (стр.201).
   


Рецензии
Почему у цитируемого вами автора душа спускается в физический мир с разных уровней СОЗНАНИЯ?

Ведь на самом деле душа не может спускаться в физический мир с разных уровней сознания,* ибо обладает та вовсе не сознанием, а всеведением,** у которого по определению не может быть никаких уровней!

И непосредственным доказательством тому, что это действительно так, могут послужить нам многочисленные свидетельства людей, переживших клиническую смерть. Например, такой случай со звездой советского кино Натальей Андрейченко.

Когда Наталья Андрейченко во время экспериментальной кодировки от алкогольной зависимости впала в кому, то во время нее, как она впоследствии это описывала, почувствовала, что ее «душа отделилась от тела». «Началось чудо, которое описать невозможно!».

«Это была свобода, колоссальный объем информации проходил через меня. Я видела свою бабушку, которая готовила мне: ведь я собиралась уезжать в Санкт-Петербург. Видела маму, проверяющую тетрадки…

А сама была в Нью-Йорке, Париже и в одну секунду могла наблюдать за звездами, галактиками. Все это расширилось до бесконечности — ты будто понимаешь, что становишься всемогущим!».

* Сознание — есть состояние постигнутости (осмысленности) субъектом той небольшой части действительности, что его непосредственно окружает.
** Всеведение — это есть состояние постигнутости (осмысленности) субъектом всей вселенской реальности в абсолюте.

Владимир Баталов   05.04.2025 17:21     Заявить о нарушении
То есть, Вы считаете, что душа человека, после смерти физического тела, сразу становиться всеведущей. О, если бы это было так. Советую Вам почитать Тибетскую книгу «Книга мёртвых» (Бардо Тёдол) и книгу Э. Свёденборга "О небесах, о мире духов и об аде" Из тибетской книги «Книга мёртвых» (Бардо Тёдол):
Возможные состояния сознания человека после смерти.
Чикай Бардо – Бардо Смертного Часа
Хониид Бардо – Бардо Кармических Наваждений
Сидпа Бардо – Бардо Ожидающего Рождения
Желаю успехов в познании.

Лариса Болотова   07.04.2025 08:02   Заявить о нарушении
На мой взгляд, здесь во всей своей красе проявляется парадокс буриданова осла: авторитет мнений перечисленных вами авторов против авторитета имевшего опыт клинической смерти человека.

Владимир Баталов   07.04.2025 08:58   Заявить о нарушении
Из восточных легенд, по книге С. Стульгинскис «Великие тайны космоса»:

«Существует семь состояний Космической Духо-Материи семь степеней тонкости её. Нам видимо седьмое состояние – материя физического мира. Остальные шесть состояний нам невидимы. Каждое из семи состояний Космической Духо-Материи образуют свою особую Космическую Сферу –
Свой особый План, или Мир. Все Космические Сферы находятся в одном и том же пространстве, они разнятся между собой лишь тонкостью вибраций. В каждой Сфере воспринимается лишь та Духо-Материя, в основе всех комбинаций которой лежат определённого вида атомы».

Это значит, что человек может находиться в других Сферах, только сменив свою оболочку, сбросив, прежде всего, своё видимое плотное тело.

«Первая Сфера – Мир Божественный, её Духо-Материю образуют первичные атомы и их комбинации. Вторая Сфера – Мир Монадический, её образуют атомы вторичного состояния Духо-Материи и их комбинации. Эти две наивысших Космические Сферы нашему теперешнему пониманию недоступны, поэтому о них ничего нам не известно.

Третья Сфера – Мир Духа, или Мир Нирваны. Четвёртая Сфера – Мир Блаженства, или Мир Интуиции. О них нам кое-что известно.

Пятая Сфера – Мир Огненный, или Мир Мысли. Шестая Сфера – Мир Тонкий, или Мир чувств. Седьмая Сфера – Мир Плотный (наш физический мир). Эти три Сферы или Плана доступны человеку.
Сознание звезды побывало только в Астральном мире, в Мире Тонком.

Лариса Болотова   08.04.2025 16:06   Заявить о нарушении
Согласно буддийской космологии Вселенная имеет несколько уровней. Из книги «Тайны Вселенной» В.Н. Дёмина следует, что
«Арупалока – «мир не имеющих форм» - 4 уровня: Неописуемое, Великая Пустота, Бесконечность сознания, Бесконечность пространства.
Рупалока – «мир имеющих форму» - 16 уровней.
Камалока – «мир желаний (чувств)» - 11 уровней, в них входят 6 уровней богов, далее идут люди и 4 уровня потерь и скорби: Асуры – полубоги, Голодные духи, Животные, Обитатели адов».
Эту иерархию Вселенной олицетворяют знаменитые буддийские ступы. Их символика такова: пирамида земного мира переходит в перевёрнутую небесную, вся она бесконечно расширяется и одновременно сходится в Неописуемой точке.
Как я это понимаю? Из всех уровней люди находятся в особом мире. Это мир вещественный или физический. В нём соотношения между духом и материи равные. Все остальные уровни энергетически-материальные. В высших уровнях соотношение между духом и материей увеличивается в сторону духа, а в низших уровнях, идущих после людей, соотношение между духом и материей увеличивается в сторону материи. Как можно представить низшие миры? Представьте, что вы попали в сильное гравитационное поле, пытаетесь двигаться, но не можете.
После смерти человека физическое тело сбрасывается и распадается, а душа продолжает жить. Она наполнена чувствами (определёнными энергетическими программами), но так как чувства у неё низшие, то она не может подняться на следующий уровень эволюции. Что же происходит тогда с душой? Она может вернуться в земной мир и снова пройти жизненный путь, может опуститься на уровень Голодных духов (желание кушать есть, а тела физического нет, чтобы его удовлетворить). Представляете, какие муки испытывает такая душа. На уровень Животных, я так думаю, опускаются души сексуально-озабоченные. Тоже испытывают адские муки, желание похоти есть, а тела для его удовлетворения нет. Иногда таким душам удаётся прорваться в земной мир и войти в тела людей, чтобы удовлетворить свои желания. На уровне Асуров-полубогов находятся те боги, которые отказались входить в физические тела людей при их сотворении. Их души могут входить в земной мир (уровень) и воплощаться в физические тела, чтобы отработать свою Карму. С этих трёх уровней душа ещё может подняться в земной мир.
С четвёртого низшего уровня – уровень обитателей адов души подняться в земной мир (уровень) самостоятельно не могут. Они будет находиться там до окончания цикла жизни Вселенной. Какого из циклов? Пока не знаю. Кто туда попадает? Души убийц, насильников и, думаю, лжецов. Что же там с ними происходит? А вы представьте себя, что у вас усилились все желания, чувства, а удовлетворить их вы не можете, нет физического тела.

Лариса Болотова   08.04.2025 16:40   Заявить о нарушении
В своем учении «Азы Истины» я пишу о тех же самых семи уровнях материальности Вселенной в целом и человека в частности. Но я делаю акцент на том, как эта самая материя тех семи уровней порождает сперва мышление и, как следствие того, сознание.

Владимир Баталов   08.04.2025 17:06   Заявить о нарушении