Прогулки с Единорогом

[ Прогулки с Единорогом ]

- Прогуляемся немного, Стефанит Ихнилатович! Прикажете запрячь Единорога? Или вы сегодня предпочитаете львов?

1***
- Вера хороша в начале дела. Но хороша ли вера  вместо дела!? Вот вера в любовь, например, хороша, да? Ясен пень, да! А можно ли заменить любовь верой!? И лишить себя таким образом любви!? Ааа!?!?!? Вот и с Богом точно так же! Вера во что бы то ни было не может заменить собой что бы то ни было. Но она - они!!! - постоянно пытаются это делать!!!

2***
- Верить в любовь вместо того, чтобы любить, так же нелепо, как верить в работу и ничего не делать.
- Вы что же, не верите в любовь!?
- Как не верить, верю! Верить в любовь достойно и праведно есть, кто же спорит... Но если вы верите в любовь вместо того, чтобы ей заниматься, то вы, пожалуй, есть большой дурак, многоуважаемый Стефанит Ихнилатович!

3***
- А веруете ли вы в рай, Стефанит Ихнилатович?
- А как же! Конечно, верую.
- А скажите, пожалуйста, вы веруете в рай как в место или веруете вместо?
- Как это - вместо?
- А так это. Вместо. Вместо места!
- Ха-ха-ха! Ну вы и шутник, Марк Игнатьевич!
- А между тем все верующие в рай делятся на два типа. Одни верят в  рай как место. А другие верят вместо.

4***
- Есть такой анекдот про адвайта-веданту. У йогина в горах звонит мобильник. Долго звонит. Йогин смотрит на телефон, смотрит... Наконец нажимает кнопку, подносит к уху.
- Здравствуй, любимый, это я! - говорит голос в трубке.
- Здравствуй, я! - говорит йогин.

5***
- Да, кстати. А какое бы вы дали определение беспредельному, Стефанит Ихнилатович?

6***
- Стефанит Ихнилатович, вы заметили, что есть только два типа религий (как та пресловутая осетрина): религии пятой головы и религии левой руки (сиречь - веры и опыта). Метафизическая засада и трансцендентный оскал бытия заключается в априорном и фактическом отсутствии выбора, который теоретически есть, но с которым дело обстоит примерно так же, как со сменой пола. (То есть - связано с такой несусветной стигмой, что даже Далай-лама вынужден виновато улыбаться и разводить в ответ руками!) Так что же мы имеем? Имеем мы то, что одним - априори - путь, истина и жизнь, а другим - буква, ложь и повапленный гроб! Вот и всё! И кто не спрятался - я не виноват, хоть стой, хоть падай!...

7***
- Правители и судьи, палачи и тюремщики, конечно, определяют жизнь узника... Но лишь до известной степени. Как четыре измерения физики. Как эволюция и естественный отбор. Как пол и социальные нормы.  Есть блаженные души, которым попущено парить надо всем этим на крыльях своего собственного психологического Бога, коего они в простоте своей искренне полагают универсальным, всесильным и всем доступным. То, что подобное мировосприятие является, мягко говоря, индивидуальным и, вообще говоря, довольно редким явлением природы им  невдомёк. Ведь их единоличный психологический Бог (тиран и деспот, как все единоличные Боги) ревностно хранит их духовную девственность и строго следит, чтобы никакая чужая правда не проникла за невидимую ограду их маленького золотого века, созданного для них - и только для них! - их сверхзаботливым Богом. И поставить их перед фактом какого-либо зла, несправедливости или необходимости также невозможно, как заставить ребенка пяти лет поверить в то,  что он состарится и умрёт. Даже если ребенок захочет поверить вам и поверит, то он все равно через пять минут обо всем забудет и будет жить, как жил, потому что сама его жизнь, сама реальность, в которой он живёт, органически не способна  принять в себя чуждые ей идеи страдания и смерти. До поры до времени.

8***
- Стоит ли винить счастливцев в том, что они счастливы, Стефанит Ихнилатович? Ведь они также несвободны, как и все прочие, и хотя бы и счастливы в  ретортах своих тщедушных райков, но и они не властны ничего изменить и не могут выбирать реальность, которая раз и навсегда определена судьбой и неотделима от их сознания до самой смерти.

9***
- В сущности, ведь мы все постоянно умираем, Стефанит Ихнилатович. Прежде чем физическая смерть окончательно уничтожит наши дворцы и хижины, мы умираем  бессчётное число раз, бесконечно и  безвозвратно, и потом  даже не помним об этом. В каждом из нас умирает ребенок. Умирает в отчаяньи, в полном одиночестве и забвении! И как ни ужасна смерть забытого ребенка,  самое ужасное, что мы  даже не обращаем внимания на его муки, его полные отчаянья крики и без ответные мольбы о помощи...

10***
(Что, возможно, и к лучшему...  Ведь в противном случае можно сойти с ума. Ведь мы не в состоянии ничего изменить, никому помочь, никого спасти. Самое большее, на что мы способны, это - пассивное сострадание. В попытке облегчить уход обреченному мы  на деле едва ли облегчаем муки собственной совести,  бессильно сжимая в руках тающую, как лед, и  исчезающую, как луч,  руку навсегда уходящего.)

11***
- Мы - ходячие могилы собственных душ, Стефанит Ихнилатович!

12***
Не дури, бродячее кладбище надежд! Хватит уже колобродить и греметь костями! А если не можешь наслаждаться взорами волоокой, хотя бы просто посиди в уголке с книжкой и дай мне немного покоя!

13***
- Все эти дискурсивные кафедральные конструкты про апокалиптических травоядных львов и халцедоновых агнцев, по сути, - лишь вариации саддукеевой притчи о жене семи братьев (Мтф: 22-25). Теологические трактаты, посвященные пупку Адама и тому подобная схоластическая гимнастика. То есть в лучшем случае - сознательное интеллектуальное юродство, не более.

14***
[ про отличия иных зверей с метафизической т.з. ]

- Стефанит Ихнилатович, а в чём по вашему состоит отличие кроликов от зайцев?

- Кролёв от зайцов-то? Ну, дык. Известно в чём... У кролёв - кролёвство. У зайц0в - зайц0вство... И то и другое, в общем, благостно. Так что можно сказать, что ни в чем. С метафизической точки зрения.

15***
- Есть люди, наделенные слухом, а есть люди, наделенные Богом. Так что ж с того? Не будем же мы из-за этого биться головой о стену!
- Нет, не будем. Принимая во внимание, что есть люди, не наделенные ничем, кроме способности сыграть в ящик.


16***
- Есть ещё анекдот про недвойственность. Называется <<Притча о диком йогине>>.
Один йогин, практик адвайты, долго живший в горах, спустился в город. Увидел царский выезд и спросил, что происходит. Человек сказал:
- Наш  царь едет на слоне.
Йогин спросил человека:
- А в чем разница между царем и слоном?
Человек ответил:
- Разница в том, что царь наверху, а слон внизу!
- А в чем разница между наверху и внизу? - спросил йогин.
Человек велел йогину наклониться, сел ему на спину и сказал:
- Я наверху, а ты внизу. Понимаешь?
Йогин ответил:
- Понимаю. Но в чем разница между Я и Ты?

10-11.03.25.


Рецензии