Книга выживших

С названиями книг у меня всегда происходит странные вещи.

Очень удачное, с моей точки зрения, название книги о буром медведе «Мохнатый «бог», шалун, убийца» издательство «Бухгалтерия и банки» сократила до «Мохнатого бога», и только спустя 20 лет ей вернулось изначальное имя. Книга «Дзен-туризм или Книга путешественника» как-то сама собой отбросила первую часть и превратилась в «Книгу путешественника».

Книга о завоевании Сибири тоже долго колебалась между вариантами «Последний фронтир», «Встречь солнца» и «Индейские войны востока России» (первоначальное рабочее название, сохранившееся у меня до сих пор в файловом каталоге и тэгах Живого Журнала). И только редактор издательства Леонид Беленький решился сообщить мне правду, и сказал, что простоту надо сохранять во всём. Так стала она «Сибирской книгой».

Так и в настоящем случае. Долгое время рабочим названием для меня было «Книга идиотов». Название, безусловно, отличное, довольно точно отражающее суть, и, кстати, вполне рыночное и злободневное. Однако, есть в этом нечто обидное, да и идиотами, при внимательном рассмотрении, в этой книге были далеко не все герои. Несколько (довольно долго) поразмыслив, я решил, что надо назвать её «Наедине с гибелью». Что также несколько неправильно, ибо наедине со смертью существует каждый человек каждую секунду своей жизни – что в бурятской тайге, что на калининградском взморье. Да и некоторая пафосность названия меня тоже коробила.

А потом всё случилось само собой.

И книга стала у меня голове (и на обложке) называться «Книгой выживших». Тем более, что это имя наиболее точно отражает её суть – она именно о тех, кто выжил вопреки чёрт-те чему – стечению обстоятельств, стихиям природы, чужой и собственной глупости.

В общем, я привык к тому, что книги живут своей жизнью, и, в отличие от детей, называются как хотят.

«Книги мёртвых», надеюсь, я не напишу.


Рецензии