История Руси, принявшей западное христианство 53

Глава 53

В 1722 году бежавший из осаждённой столицы Персии сын Солтана Хусейна, мирза Тахмасп, отправил нескольких надёжных людей ко двору Петра I Фёдоровича с просьбой о помощи. Когда принц нашёл поддержку внутри страны, он отозвал своих послов, но было уже поздно. Во Владимире-на- Клязьме уже давно разрабатывали планы Персидского похода и император Пётр I Фёдорович не собирался от них отказываться.

В июне 1722 года Пётр I Фёдорович прибыл в Астрахань. Он отправил 9 тысячи человек пехоты под общим командованием генерал-фельдвахмейстера Гавриила Семёновича Кропотова по суши, а во главе больших сил, 22 тысяч человек, перебрался по морю. Так же к Гавриилу Кропотову присоединились грузинские цари Вахтанг VI, Иессе и Давид XI с отрядами.

Однако 2 ноября 1722 года царь Кахетии Давид XI умер, назначив своим наследником брата Теймураза, что оспорил другой брат, но внебрачный, Константин. Он провозгласил царём себя и поднял восстание. Разобраться с этим пришлось кавказскому наместнику, фельдмаршалу боярину князю Ивану Юрьевичу Трубецкому из-за чего его силы и часть грузинских отрядов не приняли участия в Персидском походе.

Флотилия каспийского флота, которой командовал контр-адмирал Василий Яковлевич Левашёв, прибыла к месту сбора и соединению с отрядами Гавриила Кропотова и грузинских царей 27 июля 1722 года и Пётр I Фёдорович первый сошёл на берег.

Русские и грузинские войска двинулись на юг. Почти все местные владетели добровольно принимали подданство русского императора, за исключением правителя Эндиреевского княжества Айдемира. Против него Пётр I Фёдорович отправил полковника Бориса Алексеевича Ветрова, но внезапная атака противника обернулась для него большими потерями и он начал отступать. Тогда на Эндирей с большим войском был отправлен полковник Даниил Денисович Наумов, который захватил и сжёг Эндирей, принудив Айдемира к покорности.

Двенадцатого августа император с большой армией торжественно зашёл в столицу шамхала Тарку Адиль-Герея II, валия Дагестана. Он встретил Петра I Фёдоровича с радушием, признал себя его подданным и со своими войсками вышел вслед за ним, имея цель при поддержке русских подчинить себе весь Дагестан. Своими усилиями он склонил к союзу с русским императором хана Кюра-Казикумухска Чолак Сурхай-хана I, который с самого начала был настроен к нему враждебно.

В 40 километрах от Тарку Пётр I Фёдорович заложил крепость Святого Креста, по поводу чего Адиль-Герей II высказал открытое недовольство. А 16 августа во главе своей армии Пётр I Фёдорович отправился в Дербент, флот с запасами продовольствия и оружия отправился следом.

Тридцатого августа случилась битва на реке Инчхе между русскими войсками и армией утамышского султана Махмуда и кайтагского уцмия Ахмет-хана, закончившаяся победой России. Утамыш был сожжён, а владения султана передали Адиль-Герею II.

Третьего сентября русские войска заняли Дербент, который был стратегически важным городом, так как прикрывал береговой путь вдоль Каспия. Несколько дней спустя к Дербенту стянулись все русские силы, в том числе и каспийская флотилия. Оставив за старшего Гавриила Кропотова, Пётр I Фёдорович с большей частью армии ушёл обратно. Проведя зиму в Астрахани, император вернулся в 1723 году, с меньшим количеством воинов.

Тем временем русский консул в персидской провинции Гилян Семён Семёнович Аврамов сообщил, что местные жители просят защиты у Русской империи. Пётр I Фёдорович принял это к сведению и в ноябре 1722 года в Гиляне высадился десант под начальством полковника Петра Михайловича Шипова, который захватил город Решт. Все попытки персов вернуть Решт были отбиты.

Шестого июля 1723 года русскими войсками осаждён Баку. Пётр I Фёдорович предложил добровольно сдать город, но осаждённые отказались, однако после нескольких неудачных вылазок, город 26 июля был сдан без боя.

Весной того же 1723 года египетская армия вторгнулась в Персию. Шаханшах Тахмасп II, оспаривающий престол у захватчика Мир Махмуд-шаха Хотаки, послал в ставку Петра I Фёдоровича близь Баку своего посланника Исмаил-бека для поиска союза против Египта и Хотаки.

Мирный договор был подписан 12 сентября 1723 года и согласно ему в обмен на помощь против захватчиков Персия признавала за Русью Дербент и Баку, провинцию Гилян, уступала провинции Мазендеран и Астрабад.

Из этих территорий было образовано Низовое генерал-губернаторство с центром в Реште, во главе которого был поставлен фельдмаршал-лейтенант Гавриил Семёнович Кропотов. Для зашиты столь важного для торговли форпоста ему было предоставлено 12 400 человек.

Пётр I Фёдорович выделял много средств на флот, на Балтийскую, Средиземноморскую, Каспийскую, Охотскую флотилии. Но ресурсы Русской империи не были бесконечны, в число малофинансируемых попала Черноморская флотилия, которая с выходом в Средиземное море, казалось бы, потеряла свою значимость.

После подписания мира с Персией Пётр I Фёдорович собирался возвращаться и не известно, собирался ли он помогать шаханшаху, но неожиданно слёг от болезни. И великий князь Евстафий Фёдорович собирался воспользоваться шансом.

Великий князь давно вынашивал планы по занятию императорского престола и именно он подтолкнул колеблющегося брата подписать "Акт о престолонаследии", однако его надежды стать официальным наследником не оправдались. К тому же его соперником стал другой великий князь, Иван Юрьевич, куда более щедрый на обещания, но обладавший таким же коварством и высокомерием, как Евстафий Фёдорович. Но в 1721 году Иван Юрьевич умер от несчастного случая, по пьяне вывалившись из окна, и одним соперником для Евстафия Фёдоровича стало меньше.

Куда более значительным соперником для него был императорский внук, великий князь Пётр Владимирович, но он был слишком мал для того, чтобы возглавить антименьшиковую партию и эту роль взял на себя Евстафий Фёдорович. При этом великий князь, будучи бездетным, пообещал в случае воцарения назначить племянника своим наследником.

Однако на случай своей смерти Пётр I Фёдорович составил тайное завещание, в котором указывал своим наследником внука, великого князя Петра Владимировича, при регентстве своего фаворита, Александра Меньшика. Об этом завещании, которое подлежало обнародованию после смерти императора, знал ограниченный круг лиц, и Евстафий Фёдорович не был в из числе.

Отправляясь в 1723 году захватывать Баку, Пётр I Фёдорович оставил своего фаворита, который, помимо должности военного министра, был генерал-губернатором столичной области, в столице, управлять в его отсутствие страной. А вот видных генералов из числа врагов "полудержавного властелина" он решил держать при себе. Но теперь, когда он неожиданно заболел, это решение вышло ему боком.

К заговору великого князя примкнули почти весь генералитет, находящихся с Петром I Фёдоровиче. Они изолировали лейб-медика императора и всех лечащих его врачей, а так же верных его персоне генералов. Всё это объяснялось угрозой эпидемии.

Евстафий Фёдорович вошёл в палатку Петра I Фёдоровича в сопровождении верных генералов и предъявил императору ультиматум: либо он назначит младшего брата наследником престола и ему окажут медицинскую помощь, или же он продолжит упрямиться и останется без медиков, что почти наверняка приведёт его к смерти.

Однако Пётр I Фёдорович прекрасно понимал, что даже если он назначит брата своим наследником, то медицинскую помощь ему вряд ли окажут, поэтому твёрдо отказал заговорщикам. Тогда Евстафий Фёдорович пригрозил императору, что в таком случае к нему не допустят священника, но на это Пётр I Фёдорович лишь прогнал заговорщиков.

Император не собирался умирать, он верил, что его организм справиться и своими силами, но вскоре он начал слабеть день ото дня и император сдался.

Пока Пётр I Фёдорович умирал, среди заговорщиков пошли сомнения: а вдруг император поправиться? Некоторые уже проклинали себя за то, что поддержали великого князя, а Евстафий Фёдорович каждый день навещал брата и в один из визитов Пётр I Фёдорович согласился на все условия, если к нему допустят священника.

Совершив последние обряды, священник вышел из палатки императора и в неё зашёл Евстафий Фёдорович. Обуреваемый страхом за свою судьбу, он решил действовать наверняка, всё ещё боясь, что его брат чудом сможет поправиться. Седьмого октября 1723 года великий князь Евстафий Фёдорович, войдя в палатку, бросил взгляд на составленное завещание, взял в руки бархатную подушку и задушил своего старшего брата. Великое правление Петра I Фёдоровича, длившееся тридцать четыре года, подошло к концу.


Рецензии