Последняя вечерка в истории Пантылки
- Спасибо и за это. Мы будем вас ждать в эту субботу, где-то часам к восьми вечера.
Придя домой, Егор обрадовал своих друзей в Пантылке, что в эту субботу придут на вечерку елькинские ребята и девчата, поэтому надо достойно их встретить. Давайте готовиться – предложил он.
- А что нам готовиться-то, выйдем к ним, потанцуем, сыграем, вот и вся подготовка – ответил Димка.
- Нет. Этого мало. Надо бы чем-то угостить их, спеть для них новые частушки – предложил Алешка, пока находящийся в гостях у матери в деревне.
- Согласен, полностью с Алексеем. Надо готовиться. Подумать над частушками, посмотреть дома, может быть, у кого-то имеется самогонка или брага и как-то тайком от родителей отлить часть ее для угощения гостей.
После встречи Егор решил самолично проверить, есть ли какие-то запасы спиртного у бабушки. Спустился в подполье, обследовал все полки, но спиртного не было.
- Что же делать? Как выходить из положения. До субботы всего два дня. Если поставить брагу, то и она не успеет выгуляться до субботы. – Решил попросить бабушку сделать домашнее пиво и квас. Но как ее уговорить на это, когда она вся в работе? Додумался даже о том, что, мол, в субботу обещала прийти в гости Наталья Елькина, а у них нечем ее угостить. Когда пришла бабушка, он начал уговаривать ее поставить варить пиво.
- Я не приглашала Наташку в гости – заявила бабушка.
- А мы с Игорьком ее пригласили. Кроме того, к субботе, может быть, пожалует дядя Гриша Касьянов с Генкой – пришлось соврать бабушке в приглашении Натальи, да и сам лично он не верил в свой вариант.
Но бабушка нехотя, но, в общем-то, согласилась.
Дальше Егор начал обдумывать план приглашения хотя бы Натальи. Ведь телефонов нет, письмо до субботы тоже не дойдет, поэтому в пятницу решил сходить к Елькинцам, только бы Наталья оказалась дома и согласилась прийти в гости.
В обед пятницы вновь собрались Егорка, Димка и Васька. Начали делиться своими планами. Алешки не было, он куда-то уехал по делам своей матери Александры. Васька сказал, что вроде бы уехал зачем-то в Ивакино и Вершины. Вдруг видят, отворяются ворота в деревню, въезжает телега, и на ней, кроме Алешки, сидят дядя Гриша и Генка. Где они встретились, это сейчас было не важно. Важнее было то, что появились в доме Аграфены гости, которых надо будет достойно проводить, и пиво на этот случай будет как раз кстати. Возле дома Аграфены гости вышли, а Алешка подъехал к ребятам, которые сидели на лавке возле амбара Вальки Мельниковой.
- Что обсуждаете? – спросил он.
- Обсуждаем план организации вечерки, но вот незадача, ни у кого из родителей нет самогонки – ответил Егорка.
- На всякий случай я купил в Ивакино бутылку водки.
- Но одной будет мало, почему хотя бы не две бутылки? - поинтересовался Димка.
- На две у меня не хватило денег. Если бы кто-нибудь дал бы мне денег, я привез, хоть, пять бутылок, но, увы никто из вас ничего не дал.
- Дак, я, например, и не знал ничего о твоей сегодняшней поездке. Если знал, обязательно бы дал тебе денег – уверенно объявил Алешке Егор.
- Но Васька и Димка знали, что я уехал.
- Да я-то узнал от Васьки, когда ты уже уехал – оправдывался от обвинения Димка.
- Ничего моя бабушка сегодня сварит пиво и к завтрашнему вечеру оно будет готово, – продолжал Егор, одновременно спрашивая Димку:
- Дим, ты придумал какие-нибудь новые частушки?
- Пока придумываю, завтра что-нибудь отчебучу.
Придя домой, Егор тепло поздоровался с родственниками, поинтересовался, как прошла торговля колечками?
- Прошли все деревни в районе Ивакино, ночевали первую ночь у Черменят, остальные – в деревне Вершины, удалось продать все кольца – похвастался дядя Гриша. Он тут же попросил Егорку что-нибудь попить.
- Пока имеется только устаревший кислый квас. Свежий будет завтра – предложил и обнадежил его Егор.
- Давай любой, что-то на улице очень жарко, в горле всё пересохло.
Егорка принес примерно полчетверти квасу, разлил по граненым стаканам, сам попробовал этой кислятины и про себя решил, что все-таки он придумал эту вечерку, а гости оказались как раз кстати.
Ближе к вечеру, к Аграфене пожаловал еще один гость. Этим гостем стал Алексан, который привез на лошадке пустой пчелиный улей для того, чтобы завтра найти для него удобное место на опушке и повесить его для приманки чужих пчел. У него уже висело два улья в районе Пантылки, и вот теперь он привез третий улей.
- Дядя Алексан, зачем тебе здесь сразу три улья, хватило бы одного? Мы все равно с Игорьком не дадим улететь дальше нашего с бабушкой тына ни одному рою с этой пасеки – обратился к нему повзрослевший Егор.
- Не ваши, так может другие рои прилетят – совсем убедительно ответил дядя Алексан.
Вечером бабушка сварганила суп с ботвой красной свеклы, подала на стол сметану, хлеб, Егор сварил селянку, выпили топленого молока, поговорили, обсудили виды на предстоящий урожай, пожилые пошли в полог в сенях, где раньше спали Егор с Игорем, бабушка постелила постель для молодых в избе, а сама, устряпавшись, легла с краю. Но прежде чем лечь спать, молодые направились к месту завтрашней вечерки. Здесь они вместе с Алешкой, Димкой, Васькой, Валькой и Фаинкой обсудили детали завтрашней вечерки, послушали куплеты частушек, спетые Димкой, Алешкой, Валькой и Фаинкой. Сплясали раза три кадриль и разошлись.
Алешка ушел провожать до дома Фаинку, а Димка, наигрывая на гармошке, вместе с Валькой направились в сторону проулка к речке. Но где они остановятся, то ли дойдут до речки, то ли зайдут в баню Аграфены, это было никому не известно. Егор, Игорек и Васька, потолкавшись с Лариской и Галькой Сухановыми, все направились на сон по домам.
Утром, наевшись блинов, дядя Гриша неожиданно заявил Аграфене, что сегодня они возвращаются в город, так как якобы в понедельник ему нужно быть на работе.
- Ой, я ведь только поставила ячмень на пиво в печь. Может, подождете до завтра – запричитала Аграфена.
- Ну, что мы не пивали разве деревенского пива? – спросил Григорий. Видя, что отец надумал идти сегодня, его начал уговаривать Генка.
- Тятя, давай останемся еще на один день. Сегодня в деревне вечерка вместе с елькинскими парнями, мне бы очень хотелось посмотреть.
- Ты что вечерок и танцев не видал?
- Видеть-то видел, но в Пантылке я первый раз и очень хочется посмотреть здесь вечерку.
Отец Генки поворчал, поворчал, и решил остаться до завтра.
В субботу Александра (бывший председатель колхоза, а теперь в связи со сселением бригадир) попросила ребят сходить и перевернуть валки сена, позавчера скошенного. Алексан обеда не дождался и уехал домой к себе в деревню. Егор был не доволен визитом дяди Алексана с его ульем, но одновременно для себя и похваливал его, так как у него появилась возможность передать письмо для Натальи через ее отца. В письме к ней он просил ее прийти на вечерку сегодня вечером, вместе с елькинскими ребятами, которые обещали быть на вечерке в Пантылке. Сложил написанную бумагу треугольником, написал ее адрес и отдал дяде Алексану. Дядя обещал передать письмо дочери. До обеда после перевертывания валков сена все парни искупались в речке, правда, не в самом глубоком омуте, до которого надо было идти не близко, а в омуте сразу за усадьбой Аграфены. Запруду ребята, повзрослев, уже не делали, поэтому омут обмелел, но искупаться в нем еще было можно.
После обеда, когда все взрослые отправились на покос, Алешка, Димка и Васька пришли к Егорке, чтобы окончательно договориться о встрече «гостей» сегодня вечером. Димка договорился с Валькой, что встретить их можно будет у нее в доме. Но как туда доставить пиво? Решили, что его нужно налить в пол- четверть и засветло отнести к Вальке. Прежде всего, попробовали пива, определив, что оно еще до конца не остыло.
- Давайте я налью в полчетверть пива сейчас, чтобы оттянуть разговор с бабушкой – попросил ребят Егорка.
- Давай спускайся в подполье, наливай там полную полчетверть и подавай ее сюда нам.
Наливать пиво из небольшой корчаги было не просто, потому что в подполье было темновато. Но Егорка, не спеша, аккуратно, все-таки не быстро, но налил пиво в полчетверть и передал ее Алешке. Решили, что полчетверть надо будет у кого-то поставить в погреб. Димка взял эту обязанность на себя. Правда, заявил при этом, что надо бы полчетверть спрятать в какой-нибудь чистый мешок, чтобы было не так заметно, что он понесет. Егорка сходил в амбар, принес чистый мешок, посмотрели, что он вроде чистый, поставили пол -четверть в мешок, Димка взял поклажу на плечо и унес к себе в погреб.
Дальше стали ждать вечера. Как специально к вечеру приехали из города Танька и Анфиска Сухановы. Егор тут же отправился к ним, вызвал их на улицу, и когда они вышли, он сказал им:
- Готовьтесь сегодня к вечерке вместе с елькинскими парнями!
- А правда, что она состоится? А то младшие говорят нам об этом, а мы не особенно им верим - спросила Анфиска.
- Ну и зря, что не верите, младшие все знают лучше взрослых. Вечерка, конечно, состоится, тем более, что и вы пришли в гости как раз кстати. Будет с кем танцевать.
Вечером, поужинав и приодевшись, все парни собрались возле Валькиного амбара на лавке. Димка сообщил, что пиво уже в доме Вальки, она сообразит хотя бы о скромной закуске, поставит стаканы.
- Ну а как же мы будем делить водку? Ее же не хватит на всех? – спросил Алешка.
- По мне, дак, надо смешать ее с пивом, и все будет в порядке – предложил Димка.
Все парни согласились с его предложением. Алешка с Егоркой направились в избу Вальки. Зашли, влили в пиво бутылку водки. Попробовали, вроде бы пиво осталось пивом и запаха водки, как будто было не заметно. Вышли из дома, начали поджидать гостей. Тут же вышли принаряженные Фаинка, Танька и Анфиска, Димка растянул меха гармошки, и полилась мелодия барабушки. Правда, никто из девчат пока не спешил ее плясать. Парни пока что отрепетировали припасенные частушки. Лариска и Галька были отправлены в «дозор» смотреть, когда появятся гости.
- Идут! – крикнули те, сидя на огороде возле ворот в деревню. Все направились к воротам. Действительно на другом берегу речки появились трое парней и две девки.
- Не густо – с сожалением вымолвил Алешка.
Когда гости перешли по мосту через речку, вышли на последнюю прямую к деревне, Димка начал играть марш. Это было приветствие гостям.
Подходя к ребятам, Володька Елькин под марш изобразил несколько плясовых коленцев, как бы также приветствуя и выражая признательность за приглашение на вечерку. Перед гостями открыли ворота, затем поздоровались с пантыльчанами, а кого мало знали, то и познакомились за одним. Провели гостей к «пятачку» возле амбара, всех усадили пока что на лавку. Вперед вышел Алешка, поприветствовал гостей и пригласил их пройти в дом Валентины попить пива. Гости загудели, так как не ждали ничего подобного. Прошли в дом, за ними зашли пантыльские парни и девчата. Попили пива, из парней никто не заподозрил, что оно какое-то крепкое, а елькинские девчата начали говорить и спрашивать:
- Уж не «ерш» ли — это пиво?
- Какой же это «ерш», если на полчетверти пива влита всего одна бутылка водки – ответил на вопрос Алешка.
После того, как гости вместе с хозяевами утолили жажду и вышли на улицу, все повеселели, и началась вечерка. Димка заиграл первую кадриль. Егорка пригласил одну из елькинских девиц. Он ее видел и раньше на вечерках, но имени пока не знал. Спросил, как ее звать? Та ответила, что она Анюта.
- Мое имя тебе, наверное, известно, так как я не раз бывал на елькинско-лукинских вечерках? – та кивнула головой в знак согласия, что его имя ей известно. Дальше начались переходы в кадрили, и потом, когда снова дошла очередь до них, он поинтересовался:
- Анюта, не знаешь, почему не пришли на вечерку Глаша с Ниной?
Та ответила, что не знает, может, ребята их не пригласили, или сами отказались. Все-таки идти не близко, легче сходить на вечерку к Лукинцам.
- Мой кавалер Володька был нашим организатором, поэтому я и пришла, и привела свою подругу Веру, – поведала о своем секрете Анюта.
- Понятно. Спасибо, тебе за то, что сама пришла и привела еще свою подругу! А то у нас девок почти нет, поэтому мы не проводим здесь теперь и вечерки.
Егор заметил, что Генка облюбовал Таньку. Они даже внешне были чем-то похожи, у обоих рыжеватые волосы, хотя по темпераменту были совсем разные. Генка взрывной, а Таня очень спокойная. Игорек плясал с разными девицами, кроме Вальки и Фаинки. Ему они казались старыми, и он, по-видимому, их просто боялся. Анфиска выбрала для себя елькинского парня по имени Виталий или Витька. Сам Егор после того, как узнал, что Анюта – избранница Володьки, старался дальше ее не приглашать.
Видя, что молодежи пришло на вечерку многовато, посмотреть на молодежь пришел дядя Гриша Касьянов, Мария и Александра Сухановы. Посмотрев на своих сыновей, где-то, через час они ушли по домам спать, а вечерка продолжалась еще час или полтора, прежде чем гости собрались домой. Эта вечерка была последней в истории Пантылки, потому что в осенне-зимний период деревни уже не будет, все жители разъедутся, кто куда.
В Ильин день второго августа у Аграфены последний раз побывали гости от Елькинцев, Жуйковцев, из Слободского и Первомайского. Бабушка предчувствовала, что со многими из них она прощается навсегда. Провожая Егора с Игорьком в Кирово-Чепецк, она всплакнула, сказав:
- Ой, мои любимые внуки, может быть, видимся-то с вами последний раз в жизни. Так что извиняйте меня, если я что-то не так делала и жила.
Егорка крепко обнял бабушку, сказав ей в утешение:
- Что ты бабушка, плачешь? Лучше тебя для меня никого не было. Мы еще не раз встретимся с тобой.
Но Аграфена предчувствовала эту свою последнюю встречу с внуками. Она оказалась действительно последней.
Свидетельство о публикации №225031201046
Мне интересно, как проходила вечёрка в маленькой деревне. Оказывается, её надо было организовывать. И была она в этой деревеньке последней. Наша деревня хоть и небольшая, но в ней первоначально было три колхоза. Потом объединили в один. Был сельский "клуб" - одна большая комната. Вот туда и сходилась молодежь, плясала и пела частушки. Но это потом, после войны. А в войну вечёрки организовывали по домам по очереди. Туда, где намечалась вечерка, приносили заправленную керосиновую лампу.
Всего доброго!
Василий.
Василий Храмцов 13.03.2025 13:39 Заявить о нарушении
Анатолий Нестеров-Пантыльский 13.03.2025 15:14 Заявить о нарушении