История моих портретов

«Для игры «Слово за слово»,  Задание  1.  ЭКСЛИБРИС—РИСУНОК— НОКТЮРН http://proza.ru/2025/03/09/181.

Первый раз позировать мне довелось в пору моей юности. Я старшеклассница, провожу лето в военном доме-отдыха Бетта, где работает мой папа. Здесь же на практике студенты, будущие художники. За теннисным столом знакомлюсь с одним из них. Вадим старше меня, я — школьница, он — студент. Я часто вижу его с мольбертом, или с папкой для набросков. Уговорила показать наброски моря, гор и нашей спортплощадки, даже есть набросок меня во время игры в настольный теннис. Как-то на пляже, мы плавали, загорали, и Вадим сделал набросок меня, лежащей на гальке под лучами солнца. Затем Вадим попросил позировать ему. Он начал делать наброски моего портрета. С шутками, да прибаутками. Молодость, атмосфера лета, отдыха не располагала к длительному позированию. В разные дни и в разное время Вадим сделал несколько набросков. На них я была разной: задумчивой, печальной, веселой и бесшабашной. На одном из набросков Вадиму удалось передать выражение моих глаз.

Время отдыха закончилось. Мы разъехались, не обменявшись ни адресами, ни номерами телефонов. Больше мне не довелось увидеть Вадима. Не знаю я и историю выполненных набросков.

Меня посылают в командировку в Москву. Приятельница предложила остановиться у ее брата. Я воспользовалась приглашением.  Брат Володя с женой Таней оказались очень гостеприимными людьми. Встретили тепло и непринужденно, что совсем несвойственно москвичам. Они — люди творческие, Володя художник, Таня архитектор. В квартире много книг, они заинтересовали меня. Татьяна даже придумала экслибрис с их именами.
 
Когда у меня выдалось время, они показали мне свою Москву, наземную в отличие от того, как воспринимают ее приезжие, которые передвигаются на метро, все под землей, да под землей.

На территории района, в котором они живут, расположены два крупных торгово-развлекательных центра — «Пятая авеню» и «Щука». Сейчас Щукино — это современный район Москвы с парком, пляжем, где можно отдохнуть после трудовой недели.

В один из вечеров Володя пригласил меня в свою мастерскую, расположенную в мансардном этаже в одном из соседних домов. Мастерскую он снимал вместе с двумя другими художниками.

Я никогда не была в подобной мастерской и смотрела на всё с любопытством.
На стене висели наброски каких-то картин.  На одном из столов, рядом с книгами, стояла огромная деревянная кукла, у которой руки и ноги были на шарнирах и могли сгибаться.

Про куклу Володя объяснил, что это манекен, он помогает изучать различные позы человека, чтобы верно передавать их на портрете.

Было несколько мольбертов — подставок для картин. На одном из мольбертов стоял холст, туго натянутый на деревянную раму. Холст — светлый, чистый. На нём пока ничего не было нарисовано, и оттого он казался загадочным. Володя подошел именно к этому мольберту.

Здесь же была приготовлена палитра. Ящик с красками и кистями. Кисти самые разные: тонкие и широкие, жёсткие и мягкие. Видно, понадобится не одна кисть.
Всё было особенным в этой мастерской. Даже запах. Незнакомый и приятный. Запах мастерской живописцев!

Володя предложил написать мой портрет. Он усадил меня на стул, подставил мне под ноги скамеечку и сказал, чтобы я сидела спокойно.
— Модель не должна шевелиться, — повторил он строго.

Володя в первый вечер работал долго. Он рисовал на холсте, что-то стирал, подправлял. Подходил ко мне поближе, разглядывал меня, садился, о чём-то думал и опять принимался рисовать. И только потом он взялся за краски.
Вы когда -нибудь пробовали посидеть полчасика без движения в одной позе? А минут сорок? А пятьдесят?

Вечер тянулся медленно, Володя включил
"Ноктюрн". Муслим Магомаев. Роберт Рождественский. Арно Бабаджанян песня о любовной истории между мужчиной и женщиной, которые не могут быть вместе в силу разных причин, но всё равно сквозь годы проносят любовь друг к другу.
 
Я старалась думать о приятном, и вот наконец Володя объявил, что на сегодня все. Я растирала затекшие ноги и руки, и сожалела, что согласилась позировать.

Так продолжалось несколько вечеров. Володя писал и иногда рассказывал мне о том, как сложно писать портреты. Сегодня можно, условно говоря, купить цифровой фотоаппарат и делать в фотошопе реалистичные портреты не хуже Репина. Поэтому художникам платят не за «красивые цветочки», а за концепции. И тут очень важна лично позиция того, кого отображают, его образ, то, что он несет в мир. Без духовности художник навсегда останется «технарем», прекрасным и никому не интересным рисовальщиком, поскольку мастерство требует внутреннего наполнения – того, что называются жизнью в творчестве.

Настоящий художник заботится не только о внешнем сходстве. Он всегда старается передать характер человека. Поэтому, работая, размышляет: «Что за человек перед ним? Какой он — красивый, добрый, строгий или смешливый, а может быть, скуповатый или хитрый? Чем отличается от других людей? Что любит? Чем занимается? О чём думает?»

Время моей командировки подошло к концу. Володя не отдал мне портрет, сказал, что его нужно доработать. Он даже не показал мне его. История этого портрета мне тоже неизвестна, так как мои знакомые Володя с Таней покинули нашу страну и живут сейчас в Австралии. У меня нет с ними связи ни по телефону, ни по скайпу.


Рецензии
Я позировала сестре, знаю какой это труд. :-)

Таня Глухова   26.05.2025 11:03     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за добрые слова отзыва!

Наталья Скорнякова   26.05.2025 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.