Разум, ты разум или не разум?
Всё, по сути, зависит от исходных определений, которые вкладываются в это понятие.
Гегель, например, очень чётко разделял понятия "разум" и "рассудок".
Рассудок — это достаточно интеллектуальная вещь, но это мышление, которое осуществляется в наиболее простой вычислительной форме.
Разум же всегда несколько запределен для рассудка, и задача рассудочного мышления — постижение разума.
Для Гегеля разум — это объективная сущность, абсолютный разум, который каким-то образом понимается через инструменты рассудочного мышления.
Дэниел Даннет в своём достаточно объёмном труде "Разум" фактически ставит парадокс: даже самые примитивные организмы в процессе естественного отбора принимают достаточно рациональные механизмы тактики и стратегии выживания, при этом не обладая разумом.
Разум непонятным образом всё-таки вычисляется, скажем так, этими простыми организмами методом перебора, методом поиска форм выживания.
Поэтому даже такие примитивные создания образуют нечто вроде коллективного разума, когда хотя бы небольшая часть коллектива находит форму для продолжения жизни всей колонии.
Это многообразие поисков методов эффективного выживания тоже можно отнести к параметрам разума.
Интересно, что чувственное познание, как это трактуется в советских и российских учебниках, рассматривается как доречевой уровень, но на самом деле эту чувственность нельзя отбрасывать, считая её несущественной для любого типа разума.
Алгоритм — это скорее всего и есть соединение логики, интеллекта и разума, если рассматривать это применительно к человеку.
Машинный интеллект не обладает эмоциональной составляющей, однако последние открытия показывают интересное движение в сторону дополнения интеллектуальных систем новыми сенсорами, развитием визуального интеллекта и дополнительными формами обработки информационных параметров в системах искусственного интеллекта.
Свидетельство о публикации №225031201626
А вообще, Сознание, как способ отображения человеком окружающей его реальности, помимо Разума, может иметь четыре таких уровня собственной проявленности, как Инстинкт, Низший Здравый Смысл и Высший Здравый Смысл.
Причиной появления у человека Инстинкта служит фактор наличия у того таких психических состояний, как Страсть с ее «Мне Охота» и Воля с ее «Мне Надо». Именно вследствие противоборства этих двух психических состояний высекается у человека искра Инстинкта.
Причиной появления у человека Низшего Здравого Смысла служит фактор наличия у того таких психических состояний, как Пристрастие с его «Я Хочу» и Соизволенность с ее «Я Должен». Именно вследствие противоборства этих двух психических состояний высекается у человека искра Низшего Здравого Смысла.
Причиной появления у человека Высшего Здравого Смысла служит фактор наличия у того таких психических состояний, как Любочестие с его «Я Желаю» и Рассудочность с ее «Я Распознаю». Именно вследствие противоборства этих двух психических состояний высекается у человека искра Высшего Здравого Смысла.
Причиной появления у человека Разума служит фактор наличия у того таких психических состояний, как Любовь с ее «Я Верю» и Рассудок с его «Я Познаю». Именно вследствие противоборства этих двух психических состояний высекается у человека искра Разума.
Владимир Баталов 12.03.2025 21:47 Заявить о нарушении
Гегель, конечно, ещё тот немецкий зануда, но он педанттично разложил основную диспозицию между рассудком и разумом.
Как мне кажется...
Но, вы, конечно, безусловно имеете право на свою точку зрения...
Владимир Юрьевич Колмаков 13.03.2025 11:14 Заявить о нарушении
1. "Мышление. Его уровни и причины их появления" - http://proza.ru/2025/03/14/691
2. "Сознание. Его уровни и причины их появления" - http://proza.ru/2025/03/14/696
С уважением, Dhidhis Ghornikarios (Великий Гончар).
Владимир Баталов 14.03.2025 11:04 Заявить о нарушении
1. Страсть с ее «Мне охота» и Воля с ее «Мне надо».
2. Пристрастие с его «Я хочу» и Соизволение с его я «Я должен».
3. Любочестие с его «Я желаю» и Рассудочность с ее «Я распознал».
4. Любовь в ее «Я верю» и Рассудок с его «Я познал».
Весьма странно также и противопоставление им Рассудка и Разума, хотя Рассудок с его «Я познал», как это ясно видно, является всего лишь понятийной компонентой Разума. При этом чувственной компонентой Разума является Любовь с ее «Я верю».
Таким образом:
1. Инстинкт, как способ постижения (осмысления) человеком низшей образной реальности - это есть результат существования того в парадигме таких двух поведенческих алгоритмов:
а) «Если Мне Охота кого-то (что-то), то ради удовлетворения этого своего чувства я пытаюсь понять то, что Мне Надо сделать».
b) «Если я понял то, что Мне Надо сделать ради удовлетворения своей Охоты, то ради уточнения этого своего понимания Мне вновь становится Охота (или же, наоборот, становится не Охота) того, ради кого (то, ради чего) это все было затеяно».
2. Низший Здравый Смысл, как способ постижения (осмысления) человеком высшей образной реальности - это есть результат существования того в парадигме таких двух поведенческих алгоритмов:
а) «Если Я Хочу кого-то (что-то), то ради удовлетворения этого своего чувства я пытаюсь понять то, что Я Должен сделать».
b) «Если я понял то, что Я Должен сделать ради удовлетворения своего Хотения, то ради уточнения этого своего понимания Я вновь начинаю Хотеть (или же, наоборот, перестаю Хотеть) того, ради кого (то, ради чего) это все было затеяно».
3. Высший Здравый Смысл, как способ постижения (осмысления) человеком низшей понятийной реальности - это есть существования того в парадигме таких двух поведенческих алгоритмов:
а) «Если Я Желаю кому-то (чему-то), то ради удовлетворения этого своего чувства Я Распознаю того, кому (то, чему) Я Желаю».
b) «Если Я Распознал того, кому (то, чему) Я Желаю, то ради уточнения этого своего понимания Я вновь начинаю Желать (или же, наоборот, перестаю Желать) тому, кого (тому, что) Я Распознал».
4. Разум, как способ постижения (осмысления) человеком высшей понятийной реальности - это есть результат существования того самого человека в парадигме таких двух поведенческих алгоритмов:
a) «Если Я Верю кому-то (чему-то), то ради удовлетворения этого своего чувства Я Познаю того, кому (то, чему) Я Верю».
b) «Если Я Познал того, кому (то, чему) Я Верю, то ради уточнения этого своего понимания Я вновь начинаю Верить (или же, наоборот, перестаю Верить) тому, кого (тому, что) Я Познал».
Владимир Баталов 15.03.2025 14:03 Заявить о нарушении
Владимир Юрьевич Колмаков 15.03.2025 15:37 Заявить о нарушении
Но, можно в какой-то степени действительно говорить о том, что чувства мы можем описывать при помощи категориально—
вербальной системы выражения.
Владимир Юрьевич Колмаков 15.03.2025 18:42 Заявить о нарушении
По моему полаганию, человек существует одновременно в трех сферах бытия. А именно:
1. Анатомическо-физиологической.
2. Понятийно-чувственной.
3. Морально-нравсвенной.
О двух последних сферах бытия в статье: «О двух сферах бытия-сознания» - http://proza.ru/2024/03/27/646.
Владимир Баталов 15.03.2025 18:56 Заявить о нарушении
Проявление Рассудочной (она же Интеллектуальная) мыслительной деятельности, как процесса достижения человеком поставленной цели соответствует такому алгоритму:
а) «Если Я Познал кого-то (что-то), то ради уточнения этого своего понимания через ввод новых данных Я начинаю Перепознавать того, кого (то, что) Я уже Познал».
Проявление Разумной мыслительной деятельности, как процесса достижения человеком поставленной цели соответствует такому алгоритму:
а) «Если Я Верю кому-то (чему-то), то ради удовлетворения этого своего чувства Я Познаю того, кому (то, чему) Я Верю».
b) «Если Я Познал того, кому (то, чему) Я Верю, то ради уточнения этого своего понимания Я вновь начинаю Верить (или же, наоборот, перестаю Верить) тому, кого (тому, что) Я Познал».
Чувствуете разницу? Ведь если, постигая реальность посредством Рассудка (он же Интеллект) человек оперирует всего лишь одним инструментом — Понятийным (Я Познаю), то, в свою очередь, постигая реальность посредством Разума, человек оперирует уже сразу двумя инструментами — Понятийным (Я Познаю) и Чувственным (Я Верю).
P.S. Еще одним существенным отличием Рассудочной (Интеллектуальной) мыслительной деятельности от Разумной является технологической и заключается в том, что если Рассудок (Интеллект) целиком и полностью является продуктом плотской (физической) активности мозга человека или же плотской (физической) активности кремниевых пластин в носителях памяти машины, то Разум — это есть продукт сотворчества духовного тела человека и его собственного плотского мозга.
Владимир Баталов 16.03.2025 18:07 Заявить о нарушении