Релоканты

Следуя современному политическому тренду, вспомню старую китайскую пословицу XVII в. «Лучше быть собакой в эпоху спокойствия, чем человеком в эпоху хаоса». А потом припомню слова Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!».

Тютчев, на поверку, оказывается более прозорлив, чем китайская пословица. Именно в эпоху перемен мудрые люди, сопоставляя происходящее с прошлым, делают верные выводы о подлинной, не осененной состоящими на жаловании правящих режимов оголтелыми квази-историками псевдогероическим ореолом психологии своих предков и о приблизительном будущем своих потомков.

Одновременно, балансируя на катастрофических разломах тектонических изменений в мировой истории мы видим то, что наши предки могли лишь представить, а наши потомки могут никогда не увидеть.

Например, кто бы представил двадцать лет назад, что увидит на улице релоканта, просящего милостыню? Я не злорадствую, ибо "Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным". Просто подобная сцена непривычна - как? Как и трудно было наблюдать за первым потоком релокантов, успевших переселиться семейно, я бы даже сказал - кланово. Они бродили по февральским улицам незнакомой столицы - сбившись в кучки, медленно, как по минному полю, оглядываясь настороженно. Тушуясь от каждого прямого взгляда. И это тоже было странным, во всяком случае для меня, потомка урядника С.Е.И.В.К. и польского офицера-артиллериста - людей с крепкой силой воли и высоким уровнем самообладания.

Еще одна особенность нашего непростого, яростного времени: деловитость. Как тут не вспомнить Фрэнсиса Бэкона: «В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных». И действительно, немало среди релокантов тех, кто держит нос по ветру.  Сегодня они - разносчики пиццы, завтра - уже организовывают экскурсии, а послезавтра, глядь! - владельцы небольшой фирмы, имеющей отношение к шоу-бизнесу. Местные несостоявшиеся купчишки, с досады, кусают локти, ибо ленивые азиаты - только дай поискать препоны, препятствия и проблемы, лишь бы не делать дела, ибо дело любить постепенность, постоянность и последовательность, а местному несостоявшемуся азиатскому купчишке подавай все как в известной строке одной песни: "I want it all and I want it now!". Все же, завидуя, азиаты восхищаются задором, нахрапистостью и коммерческой жилкой понаехавших: ай, молодцы! На пустом месте, не зная языка, да с нуля! Ай, сорванцы! Далеко, далеко пойдут! И ведь идут, точнее, едут. В США, Европу.... Завидная резилентность!

Но есть и релоканты глупые. Это такой вид, который, прибыв на чужбину, начинает заниматься морализаторством. Дескать, вот я бы на родине так сделал да эдак! Ну, милый человек, чего же убегал из-под сени родных пенат? Кто тебе, невинно пострадавшему, мешал создавать рай на родине? С какой стати нам слушать твой плач Ярославны по несбывшимся мечтам, если ты ничем не готов жертвовать во имя своих грез? Ведь сам же понимаешь, что - грезы. Несбыточные мечты. Зато сразу понимаешь психологию эмигрантов столетней давности. Одно дело - читать их воспоминания, другое - видеть реинкарнацию ничего не забывших, но ничего не понявших через сто лет.

Другой вид глупых релокантов - лезущие со своим уставом в чужой монастырь. А вот у нас так принято. А вот у нас мэрия так работает. А вот у нас вот это вот так. Ребята, вы определитесь: либо вы в своей колонии, либо не в своей стране. Но если в колонии, почему у вас вид беженцев, а не хозяев? А если в чужой стране - будьте так добры, ведите себя корректно. Во всяком случае, не матюкайтесь на улице вслух. Ведь, при желании, помимо замечания, вам и знакомство с местным полицейским отделением грозит. За нарушение общественного порядка.
...В зале библиотеки, где предоставляется бесплатный интернет и восьмичасовое стул/место, сидит перед компьютером релокант. Общается довольно громко по чату со своим начальником. Оный начальник недоволен своим подчиненным: компания, из-за проблем с логистикой и программами, недополучает прибыль. Релокант оправдывается - затем произносит сакраментальное: "Местные, они как собака на сене, ни сами, ни другим". Помнится, в средние века какой-то византийский иерарх свою собаку назвал местным именем. Нехорошо вышло - собака его и загрызла. А еще ранее конюший персидского царя потерял, в буквальном смысле, голову на глазах у своего повелителя за то, что местного царя сравнил с царем горных козлов. Пока я вспоминал эти примеры, к релоканту подошел один мужчина средних лет. Короткие, но доходчивые фразы, релокант даже не попытался привстать, как принято в таких случаях. Все - его голос уже не так громок, и речь, хоть и не уровня знатока творчества поэтов девятнадцатого века, но и без вульгаризмов и великодержавного шовинизма.

Противоположность описанных - восхищающийся каждым оттенком местного колорита релокант. О, да как у вас это все хорошо, ой, да как у вас вот этот да так сделал, ой, а тот вот как сказал... Наивный релокант, не суди поверхностно. Сделали и сказали, исходя из причин, тебе неведомых, ибо не разбираешься ты в особенностях местного менталитета и политических традиций.

А вообще релокантов понять можно. Другое дело, что нельзя обвинить их в знании трудов Платона, Аристотеля, Макиавелли, Лебона, Арендт, Ленина или де Токвиля. Могу еще сотню имен подбросить. Но дело не в именах, а в наличии экстраполяционного мышления.

...Когда-нибудь они вернутся. И виноватыми в их злоключениях будут все, кроме них самих. И в этом заключается трагедия релоканта всех времен и народов, без расового и национального различия - он боится взять ответственность за свое будущее, выбирая из триптиха реакции на внешние раздражители одно лишь бегство.


Рецензии
Ох, и обидно мне стало за "глупых" релокантов, а в вас, уважаемый, пророс азиат, как есть туретчина.

Релоканта в приличной одежде и просящего милостыню я сам видел: азиаты взвинтили цены на жилье (для этого особого ума не надо ведь, только страсть к наживе) и стало видно одно простое противоречие: минимальная часовая оплата в РА - 4,06 драмов(1 доллар США). При такой зарплате в супермаркете не отоваришься, ещё плати хозяйке плату 500 баксов. Тот попрошайка просил для этой самой хозяйки на оплату жилья. Вы в своем уме?

По поводу клановости русских релокантов вы, конечно, загнули: у большинства семьи разделенные между странами. Русские к тому же в кланы не объединяются, в галутах ещё не жили, хотя вы своим текстом намекаете: придется.

Третье, заметил, что вас коробит снисходительность "старшего брата". Тут сложно, потому что действует разница в таких аспектах, как очереди и мздоимство. Умный азиат догадается сунуть в руку кому надо и не надо - это норма. Думаю, что русские немного отвыкли от таких восточных магарычей. Тем более, в Армении они нищие.

Матюкаются громко и прилюдно - это есть и отличается от армянской сдержанности. Не забывайте, что есть и похуже привычка: нажравшись, морды бить и к женщинам приставать. Тут все в вашем распоряжении: уроки истории армянского народа, уроки свекрови и свёкра.

Замечание про громко сказанных "местных" уместно. Шовинистично. Но не забывайте, что ваши сородичи в российских городах прячутся за армянский язык и как только не поливают местных. Стыд и срам от такой двойственности.

At last, but not at least, вы прекрасно знаете, отчего бежали релоканты, и попрекать их неумением жить на чужбине по крайней мере неэтично. Армяне тут могли бы преподать урок того, как можно было бы, несмотря на тяжёлые условия, не валить в Бельгию, Германию и США. Могли бы, если бы не валили в массовом порядке.

Аполлон Григорьев   14.03.2025 02:00     Заявить о нарушении