Сон профессора - 3
И вот тогда Фрайдис решила: пора перестать бояться и начать действовать. Она могла убедить в том же самом других людей по своему желанию; ей не надо было даже выходить из дома или офиса… Но для этого требовалась серьезная подготовка — ведь теперь нужно управлять своим миром точно так же, как она это делает с другими! А потом еще следовало найти способ сделать его привлекательным внешне…
Она сидела в своем кабинете, погруженная в работу над очередной главой книги. В дверь постучали и вошли двое мужчин — один был невысокий плотный блондин с усами щеточкой; другой походил на отставного военного: он носил короткую стрижку "ежиком", а его лицо было покрыто густым загаром цвета кофе со сливками. Оба были одеты неброско, но стильно — во что именно не смог бы определить ни опытный глаз стилиста, ни острый глаз криминалиста...
По одному только виду их костюмов от Армани из дорогой ткани песочного тона (плюс еще несколько мелких деталей) можно было сказать, что они — крутые перцы! Блондин держал перед собой папку для бумаг из темно-коричневого кожзаменителя без каких либо опознавательных знаков фирмы производителя — это была папка самой Зинаиды Юнговны! Она взяла ее в руки и открыла наугад так, чтобы вошедшие могли видеть лежащие внутри бумаги без увеличительного стекла.
Фрайдис потрясла головой, пытаясь избавиться от наваждения... Ее ноутбук мерцал мягким голубым светом, а вокруг царил порядок, характерный для аналитического ума. Но все равно она чувствовала себя немного странно… Сильно устала, что ли?
— Здравствуйте, — сказал третий мужчина. — Я следователь Сливко Семен Семенович. Мы пришли к вам как представители правоохранительных органов...
И далее последовал рассказ о том самом убийстве Олафа Швепса из семьи банкиров Лебедевых. По ходу повествования выяснилось много интересного про жизнь семьи олигарха Бориса Ильича до момента трагической гибели племянника при невыясненных обстоятельствах.
Фрайдис принялась массировать себе виски. Что произошло? Почему в этот вечер ее мысли блуждали вдали от научных исследований? На столе лежало письмо, которое она получила пару часов назад. Оно было написано изящным каллиграфическим почерком, и строки казались вырезанными из самого воздуха. "Встреча неизбежна," — гласило послание, подписанное просто: "Эмма".
Зинаида вздрогнула, вспомнив недавние события. Олаф, ее пациент, погиб при странных обстоятельствах, оставив ей значительное наследство... Или он был убит кем-то из своих врагов по еще более странным мотивам, и его тело было брошено в лесу недалеко от берега; или же это была не насильственная смерть, а несчастный случай — кто знает? В любом случае все деньги достались психологу покойного…
А затем начали приходить странные знаки: письма без обратного адреса, символы, появляющиеся на стенах ее офиса, даже голос, шепчущий её имя в ночи. Она не понимала их смысла и боялась того момента истины — когда она поймет его сама… Но пока что ей оставалось только гадать о природе этих знаков; они были похожи то ли на сны наяву, то ли на видения из прошлого сна про будущее счастье вместе с ее избранником, которого звали так же, как героя Виктора Пелевина.
Она посмотрела на часы. Было поздно, но беспокойство не давало ей заняться работой. Внезапно ее ноутбук издал звук "сорри", и на экране появилось сообщение от издателя: "Сегодняшняя ночь изменит вашу жизнь. Отправляйтесь в кафе "Бледные облака". Зинаида нахмурилась. Ладно, подумала она, но почему издатель так настойчиво отправляет ее туда? Она взглянула на надушенное письмо от Эммы и почувствовала, как холодок пробежал по спине...
Если бы Эмма писала: "Дорогая Зизи! Я знаю про тебя всё — ты не поверишь… но я хочу тебе сказать одну вещь…" — дальше следовали бы какие-то странные слова о том месте в жизни женщин, где ей следует находиться во время полового акта с мужчиной... далее шли бы непонятные цифры из какого-нибудь древнего манускрипта вроде тех, что находились у нее дома за стеклом шкафа со старинными картами мира времен Птолемея... то и тогда профессор Фрайдис не была бы так удивлена!
"Возможно, это шанс узнать правду", — решила она, выключая компьютер.
Ночная улица была пустынна, когда Зинаида вышла из дома. Она шла быстро, стараясь не обращать внимания на шорохи в темноте. Но все равно приходилось постоянно оглядываться — и она вздрагивала от каждого звука за спиной; иногда ей казалось даже какое-нибудь движение сбоку… Наконец впереди показалась освещенная фонарями небольшая площадь с круглой клумбой посередине мостовой. На ней располагались несколько человек: двое мужчин средних лет играли в шахматы под навесом летнего кафе "Улыбка"; женщина вязала что-то оранжевое спицами на лавочке возле стены какого-то магазина или ларька со стеклянными стенами — ее руки мелькали так стремительно при каждом ударе фигур о стол! Еще один мужчина гулял с собакой прямо напротив входа во двор пятиэтажки рядом с еще двумя домами такой же высоты...
Вскоре она оказалась возле старого квартала, где находилось кафе "Бледные облака". Улица выглядела заброшенной, но воздух здесь был насыщен особыми вибрациями. На углу она остановилась и оглянулась по сторонам — вокруг было тихо-тихо… И вдруг прямо перед ней с лязгом раскрылась огромная черная пасть мусорного бака; оттуда высунулась длинная волосатая рука со скрюченными пальцами и попыталась схватить ее за плечо!
— Пошел прочь! — закричала Зинаида и бросилась бежать в сторону.
Через квартал она остановилась и отдышалась. Потом с удивлением обнаружила, что прямо перед ней горела неоновая вывеска "Бледные облака". Дверь кафе была приоткрыта, и изнутри мерцал слабый свет свечей. Зинаида нерешительно вошла внутрь, и ее сразу охватила атмосфера таинственности.
На стенах висели полки с древними книгами, флаконами с ароматными маслами и амулетами. Воздух был напоен запахом ладана и сухих трав. В центре комнаты стоял алтарь в виде огромной каменной чаши на четырех каменных ножках — чаша казалась очень глубокой из-за того что ее дно было сделано как бы ступенчатым. На полу перед алтарем лежал толстый ковер темно- красного цвета со множеством загадочных знаков. Рядом были расстелены ковры поменьше, а дальше стояли столы со стульями для посетителей.
Она подошла к стойке бара — за ней стояла девушка в черном платье; на стойке лежала раскрытая книга под названием "Вампирская сага" Джонатана Литтеллa… В зале было полутемно; только несколько свечей горели на столиках, да еще две или три лампы освещали стойку. Сквозь матовое стекло двери туалета для персонала возле кухни двигалась неясная тень. На стене рядом висела большая картина неизвестного художника с изображением двух рыцарей верхом друг против друга среди заснеженной пустыни, где вместо солнца был красный глаз луны.
— Вы пришли, — раздался мягкий голос из-за спины. Зинаида обернулась и увидела женщину с высокой прической. Ее глаза горели загадочным светом.
— Я ждала вас сегодня вечером… — продолжала женщина. — Что случилось с вами в дороге и почему у вас такой встревоженный вид?.. Впрочем не важно! Садитесь же скорее!.. Вот так лучше всего: ноги вытяните вперед как можно дальше; руки сложите перед грудью ладонями вверх…
— Кто вы? — спросила Зинаида, садясь в удобное кресло и чувствуя, как сердце забилось быстрее.
Женщина улыбнулась, и ее голос прозвучал тихо, почти шепотом, но уверенно:
— Меня зовут Эмма. И сегодня ночью изменится многое!..
***
"Не знаю, что еще сказать — это уже вроде бы не мой дневник! А я его читал только раз или два. Но всё равно мне кажется очень важным для меня знакомство со словесными образцами нашего времени... Я думаю о том, каким образом мы можем понять то место, где живут люди — а если они сами этого никогда понять не смогут... есть ли вообще такое место?! Или нет? Ведь и сам этот вопрос является просто одним из множества других подобных вопросов… Сейчас же у нас будет время выяснить эти вещи окончательно: сначала поговорите об этом вместе со всеми мирянами на очередной тусовочке нашей тюрьмы!!! Пусть каждый поймет свою роль во вселенской игре! Мне нравится наша игра: она заставляет задуматься над удивительным фактом жизни — чем больше человек знает про себя самого, тем меньше он может быть счастлив!
Хорошо написанная статья по этому поводу была напечатана недавно; но до конца ее никто толком пока ни прочел! Поэтому давайте начнем сейчас писать новую версию этой статьи под вашей редакцией прямо здесь сегодня вечером перед тем самым ужином наших собственных душ! Да простят ошибки моему безмерному желанию сделать вашу жизнь лучше своей! Давно известный факт показывает нам всю глубину человеческой боли: признание вины этого существа за свое несчастиe, которым оно причиняет неудобство другим людям! Это единственное действие, отбрасывающее его назад к источнику страдания! Ничто другое не может помочь ему избавиться от чувства вины... Вот ведь какое чудовище человечество создаст когда-нибудь после того дня "первого" солнцестояния 2002 года!
И как быстро движется история! Мы живем в эпоху великих перемен! Сегодняшняя ночь должна стать днем рождения нового мира. Что ты будешь делать с моей жизнью, Вселенная? Ты хочешь взять себе мою душу?.. Нет уж спасибо! В конце концов я понял смысл этих слов совершенно точно без всяких комментариев автора дневника. По словам одного писателя, "слова были взяты им лично откуда-то изнутри текста", хотя некоторые места показались смутно знакомыми слушателям произведения при первом прочтении рукописи вслух несколько дней тому назад. Вот именно поэтому никто до сих пор ничего ценного кроме этой фразы найти не может. Всё остальное было написано по памяти; текст был напечатан мелким шрифтом под копирку через один интервал между строками, причем слово "покой" стояло после каждого абзаца.
Поэтому автор считает эту фразу своего рода ключом к тайне мироздания. Если вы хотите узнать какие мысли посещали вас перед смертью в последние дни вашей сознательной жизни, либо непосредственно предшествующие ей, они могут появиться прямо сейчас здесь. Это не займет много времени… Я думаю о природе вещей — а что такое природа? Что это за место, где мы живем?.. И почему оно называется "земля"? Или всё-таки "небо"?! А может быть есть какое-то другое название для этого места... Но тогда как его назвать по-другому? Как можно объяснить этот мир другим словом?! Ведь он такой один на всю Вселенную! Может ли человек понять природу другого человека без знания своей?
Неужели нет никого среди нас, кто знал бы про меня раньше рождения, и мог рассказывать мне об этом потом? Ничего лучше придумать нельзя: ведь у всех людей разные интересы — они любят различаться одним или несколькими интересами одновременно, потому что их часто бывает много — только одна темa постоянно повторяется во всем мире! Люди могут говорить о многоженстве так же легко со своими собственными женами, как со знакомыми женщинами — просто каждый день они видят вокруг себя много разных видов животных! Способ описать жизнь человеческой семьи был уже забыт древними греками и философами — но его вполне хватало для этого еще сто лет назад!..
Почему люди переставали понимать друг друга из поколения к поколению Неужели действительно больше некому было рассказать миру всю правду?.. Ну конечно! Есть такие вещи, которые надо знать самому. Если взять лист бумаги и написать на нем крупными буквами заголовок романа «Смерть» жирным фломастером большими печатными буквами, сложить листок вдвое, сунуть руку с листком внутрь кармана джинсовки, потом вынуть ее обратно и положить туда же исписанную ранее страницу — смерть придет ко многим людям сразу... Да, она всегда приходит неожиданно!!! Смерть пришла ко мне сегодня ночью вместе c тобой! Она была рядом весь вечер! Стало казаться, что меня окружают одни мертвецы да покойники..."
Савелий сделал глоток виски со льдом. Читать ЭТО не было больше сил... Он закрыл глаза и попытался расслабиться, но вместо этого вдруг увидел перед собой лицо своего покойного друга — такое же бледное от напряжения или страха; оно словно бы глядело на него из темноты сквозь узкую щель между двумя мирами: "Сева! Ты меня слышишь? Я знаю всё про тебя..." И следователь понял, наконец, ЧТО главное в жизни человека… Всё остальное можно будет объяснить потом! Но что именно надо объяснить сейчас?..
Он перевернул несколько страниц и стал читать новый рассказ. Это был короткий, но очень странный текст: "Я не знаю почему я это делаю… Но мне кажется, что если бы меня спросили — зачем ты живешь? что тебе нужно для счастья в жизни?" Я бы не знал, что ответить... И тогда у каждого из нас на секунду появился бы шанс стать тем единственным человеком…" Дальше было непонятно; автор словно пытался сказать нечто важное о себе самом и об окружающем мире вообще без слов — а потом вдруг обрывал фразу так же неожиданно. как начинал ее говорить раньше...
***
Станислав выглядел как всегда: в его глазах блестела искорка веселья, а на губах играла лёгкая улыбка, словно он только что услышал шутку, которую никто другой не знал. Он шёл по улице, пошатываясь и заложив руки в карманы потрёпанной кожаной куртки, и казалось, будто весь мир вокруг него — всего лишь декорация к какому-то забавному спектаклю. Прохожие оглядывались ему вслед: кто-то улыбался в ответ, кто-то качал головой, но равнодушным не оставался никто.
А потом он свернул за угол — и исчез. Не в переносном смысле. Буквально.
Одна женщина, торопливо шедшая за ним, чуть не вскрикнула от неожиданности. Она моргнула, протёрла глаза, но место, где только что был Станислав, теперь было пустым. Лишь осенний ветер кружил жёлтые листья на тротуаре.
— Прости, господи… — прошептала она, недоуменно оглядываясь по сторонам.
Станислав же, тем временем, оказался в совершенно другом месте. И в другом времени.
— Ну вот, опять! — рассмеялся он, оглядывая пышные зеленые кроны деревьев, которых ещё минуту назад не было. — Хорошо бы не в средневековье… А то в прошлый раз чуть на костре не закончил.
Он достал из кармана маленький серебристый приборчик, похожий на компас, и постучал по нему пальцем.
— Эй, дружок, давай без сюрпризов, а? Мне ещё надо вернуться назад. Хотя… — он задумался, — если я сейчас в будущем, может, это уже не имеет смысла.
Приборчик молчал.
— Ладно, — вздохнул Станислав, — значит, снова неизвестность. Надеюсь, в этот раз всё будет веселее.
Станислав сделал глубокий вдох, наслаждаясь свежестью воздуха, наполненного ароматами незнакомых цветов и трав. Вокруг царила тишина, нарушаемая лишь щебетом птиц. Его взгляд остановился на узкой тропинке, ведущей куда-то вдаль между деревьями.— Интересно, куда эта дорожка приведёт меня на этот раз? — пробормотал он себе под нос.
Вскоре тропинка вывела его на небольшую поляну, посреди которой стояла каменная колонна с высеченными символами, неизвестными Станиславу.
Пока он рассматривал странные знаки, неожиданно почувствовал тепло на плече.
Он повернулся и увидел девочку примерно десяти лет, стоящую в нескольких шагах от него. Её волосы были цвета спелого каштана; одетая в простое платье, она внимательно смотрела на Станислава большими серыми глазами.
— Привет, дяденька, — тихо сказала девочка. — Вам сюда нельзя. Это опасно.
Станислав хмуро посмотрел на нее и произнёс:
— Дитя моё, ты ошибаешься. Пройдя инициацию, я смогу обрести контроль над своей способностью к перемещениям в мирах. Без этого моя жизнь станет вечным хаосом.
Девочка спокойно ответила:
— Нет, дяденька. Вы не можете пройти инициацию прямо сейчас. Иначе случится катастрофа.
Станислав нахмурился ещё сильнее, однако не стал возражать. Между ними повисла напряжённая пауза, заставившая Станислава задуматься.
— Чего ты боишься, детка? — спросил он мягко. — Почему ты против моей попытки стабилизироваться?
Она посмотрела ему в глаза и серьёзно произнесла:
— Потому что ваша судьба связана с будущим человечества, которое ещё не наступило. Если вы сделаете это сейчас, будущее изменится так сильно, что многие погибнут, включая тех, кого мы знаем и любим.
— Ты преувеличиваешь. И вообще — почему ты не в школе?
Девочка показала язык и растаяла в воздухе.
***
"Однажды... в глухую ночь, писатель по имени Аполлон Григорьевич решился зайти в... заброшенный замок. Луна, словно лицо... висела высоко на небосводе, заливая мрачные стены строения холодным светом. Ветер, завывая, словно тоскующий дух, пел свои печальные песни, а тени деревьев, вытянувшись, казались призраками, стремящимися к нему с кривыми улыбками...
Аполлон Григорьевич шагал по дорожке, устланной древними камнями, покрытыми мхом. Его сердце, полное страсти... дрожало от ожидания. Он знал, что в этом замке, забытом временем и людьми, скрываются не только призраки прошлого, но и вдохновение, которое он так долго искал.
Когда он переступил порог замка, дверь с треском захлопнулась за ним, и тьма, как густая завеса, окутала его. Внутри царила гнетущая тишина, прерываемая лишь звуками его шагов по скрипучим полам. Стены, покрытые паутиной, хранили в себе голоса давно ушедших душ, и Аполлон чувствовал, как их вздохи проникают в его сознание, наполняя его мрачными видениями.
Он направился в библиотеку, где пыльные тома, словно старые друзья, ждали его... На их страницах таились истории, полные любви и страха, надежды и отчаяния. Аполлон, присев на шаткий стул, открыл один из них и погрузился в мир, где каждый... был пронизан атмосферой былых времен... а призраки любви и ненависти переплетались в вечном танце.
И вот, когда он достал блокнот и начал писать, его перо, словно... скользило по бумаге, оставляя за собой следы его души. Он описывал мрачные залы, где когда-то раздавались смех и радость, а теперь лишь эхо прошлых дней. Он писал о любви, потерянной в тумане времени, о страсти, сгоревшей в пламени ревности, о привидениях, которые бродят по коридорам замка, вечно ищущие утешение.
Но вдруг, в самом разгаре вдохновения, он услышал шорох. Это был звук, который заставил его сердце замереть. Взгляд его встретился с ... которая, словно облако, скользнула по стене. Аполлон, охваченный страхом и любопытством, встал с места и шагнул навстречу неизвестной. Он знал, что в этом замке, полном тайн, его ждет нечто большее, чем просто слова, записанные в блокнот.
И вот, в углу готического зала, он увидел её — фигуру в старинном платье, с длинными черными волосами, струящимися, как ночной водопад. Её глаза, полные печали и тоски... смотрели на него, словно искали утешение в его душе. Она была призраком, созданием ночи, и Аполлон, не в силах отвести взгляд, почувствовал, как его сердце забилось в унисон с её... мелодией.
— Ты пришёл, чтобы услышать мою историю? — прервала тишину её тихая, как... речь.
Аполлон, завороженный, кивнул. Он понимал, что в этом замке, в эту глухую ночь, он не просто искал вдохновение — он искал ответ на вопросы, терзавшие его душу. И, возможно, эта таинственная незнакомка, затерянная во времени, могла дать ему то, что он так долго искал...
— Ты пришел, чтобы услышать мою историю? Я расскажу ее тебе на кладбище, — продолжила она, указывая рукой на окно, за которым виднелись силуэты древних надгробий, освещенные луной. — Там, среди камней и могил, моя история обретет смысл... и цвет.
Они вышли из замка и направились к погосту. Луна светила ярко, и каждый шаг казался неспешным танцем... Аполлон чувствовал, как его сердце замирает от ожидания, будто оно знало, что сейчас произойдет нечто важное.
Когда они достигли центра кладбища, женщина остановилась возле старого дуба, чьи корни обвивали древние плиты. Она посмотрела на Аполлона глубокими глазами, в которых отражались века боли и радости.
— Давным-давно, — начала она, — этот замок принадлежал моей семье. Мы жили здесь счастливо, пока не пришли тёмные времена. Война охватила землю, и наши враги разрушили всё, что мы строили веками. Мой отец погиб в бою, мать умерла от горя, а брат исчез в... войны.
Аполлон слушал, завороженный ее словами. Он видел перед собой молодую девушку, полную жизни и надежд, которую время превратило в тень самой себя.
— После смерти родителей я осталась одна, — продолжала она. — Замок был разрушен, а земля вокруг него опустошена... Но я не хотела покидать это место. Оно было частью меня, как воздух, которым я дышала. Поэтому я решила остаться здесь навечно.
Девушка сделала паузу, и Аполлон заметил, как слезы блеснули в ее глазах.
— Со временем люди начали забывать о нашем замке. Поколения сменялись, и никто уже не помнил, что здесь когда-то жила моя семья. Лишь старожилы иногда рассказывали детям страшные истории о привидениях, обитающих в его руинах.
— Но ты не умерла? — робко спросил Аполлон.
— Нет, — ответила она, улыбнувшись грустной улыбкой. — Я не умерла... Я стала частью этого места. Моя душа связана с этими камнями, деревьями и даже ветром, который шепчет мои воспоминания. Я живу здесь, среди теней прошлого, ожидая того момента, когда смогу снова увидеть свет.
Аполлон почувствовал, как его сердце сжимается от сострадания. Он понял, что эта женщина — не просто дух, а символ вечности, любви и боли. Её история была частью великого полотна жизни, которое связывало прошлое, настоящее и будущее.
— Почему ты рассказала мне всё это? — спросил он наконец.
— Потому что ты пришел искать ответы... И хотя я не могу дать тебе всё, что ты хочешь знать, надеюсь, моя история поможет тебе найти путь к себе самому.
Аполлон молча кивнул. Он понял, что этот момент останется с ним навсегда. Этот разговор на кладбище открыл ему глаза на многое... на природу времени, на силу памяти и на красоту...
Когда они вернулись в замок, рассвет уже начинал окрашивать небо розовыми оттенками. Женщина остановилась у входа и взглянула на Аполлона.
— Теперь иди, — сказала она. — У тебя есть своя дорога, и твоя... еще только начинается.
Аполлон поблагодарил её и ушел, оставив замок с привидением позади. Но он знал, что никогда не забудет эту встречу. Ведь в тот вечер, на кладбище, он нашел не только ответы, но и новую надежду.
Их разговор, наполненный тайнами... до первых лучей рассвета... Каждый миг, проведённый с призраком, был как нежный поцелуй судьбы, оставляющий глубокий след в сердце. Он понимал, что её история — это не просто рассказ, а отражение его собственной души, полной боли и...
Когда утро окутало замок своим светом, Аполлон Григорьевич вышел из его стен, наполненный новыми идеями. Он верил, что эта ночь, полная тайн, навсегда останется в его сердце, как средневековая баллада о любви, потерянной и вновь найденной".
— Не поговорить ли мне с психологом? — спросил сыщик сам себя перед зеркалом и налил в стакан новую порцию янтарного напитка. — Профессор Фрайдис? Я следователь по делу Олафа Швепса. — Хотите проверить моё алиби? — Во время убийства вас видели в ресторане "Прованс". — Да? — Какие отношения у вас были с убитым? — Отношения врача и пациента. — Он говорил вам, что пишет рассказы? — Нет. А что? — Посмотрите вот это... Это его личный дневник. Нет ли здесь признаков безумия?
Свидетельство о публикации №225031200194