Игра с паровозом

         
        *
     Если в три лето я провёл на целине в Казахстане , то значит в предыдущем сезоне мне было что-то после двух . Сомнительно , но перепроверить , увы , не у кого . Как мы оказались и почему в Зимовниках ? По рассказам всё возможно началось с того , что моя маменька держа меня грудного на руках уселась на подводу , запряженную быками . Среди провожавших была старшая сестра матери : тётя Люся со своим старшеньким - Саней . Ему было уже поболее двух . Крепкий в ногах был молчуном , то есть в два он ещё не говорил совершенно , хотя пошёл , по словам родычей , месяцев в восемь . Здесь всевышний и забыл о нём : пошёл и славно !  Третий год , а он молчит . Уже у него и братик появился , мой погодок , ну на пару месяцев младше . Брата Саня игнорировал категорически . Толи видел конкурента в нём в борьбе за внимание родителей , толи ....?
   А вот от меня его было не отогнать  . Даже нередко он требовал свою мать забрать меня с собой !))))  Жили рядом , возможно все вместе , большим семейством у деда Кузьмы .
    И вот ..... только подвода тронулась , Саша как кинулся за нами в погоню , ухватил мою мамку за подол , та сидела , свесив ноги ,
со мной на руках . Повернувшись к своей матери , Саня со слезами на глазах , как заголосит :
- Мама , ляля , быки ! )))) -
И заметался между нами и провожающими . Все оторопели - великий немой заговорил ! ))))
И как !!!!
   Я этого точно не помню . В пол-года , увы , я был овощь . Но говорят , очень не молчаливая .
Орал я не переставая . Не знаю , толи ранние зубья , толи пузыри в животе , мать небось уже не кормила грудью . Сказывают , прабабушка Таня нажует хлеба в тряпочку , сунет мне в орущий рот .
Замолкал , но ненадолго . И прабабушка , спасая сон всей семьи , уходила со мной в степь :
- Вовушка ! А - а - а ! )))) Баю - бай , а - а - а ! -
     Мать моя где-то работала , бабушка тоже , где-то на птичнике , а я - выходит и день и ночь с прабабушкой . Она во мне конечно души не чаяла . Так ведь заведено : самый беспомощный становится чуть ли не частью тела самого старого . Вот только что-то не доглядела прабабушка . Вспоминаю фотографию : мамка в белом платье в какой-то редкий толи листок , толи цветок , волосы туго стянуты на затылке . Огромные красивые глаза видно , что заплаканы , я на руках . В какой-то распашонке , круглые глазенки , в мать . Рот открыт .
Мать говорит , что врачи посоветовали ей сделать последнее фото со мной . На шее у меня , под подбородком , что-то образовалось незаживающее . Местная медицина разводила руками :
- Может в Ростов , в мединститут ? Там помогут , но вряд-ли . Опоздали вы с лечением .-
Мать - конечно же это был рак -
Ну вроде бы самолётом меня срочно свезли в столицу края . Успели . Какое-то прижигание вернуло меня к жизни . Можно было в чем-то посомневаться , но заметный шрам под бородой как от ожега протаскал я всю жизнь . По молодости , когда я выбривался начисто , порою ранил это место бритвой , но однажды , плюнув , я стал отращивать бороду . Не бог весть какая , но шрам скрылся .
    **
     Потом был год , и я был где-то на родине отца . Что-то я помню и было подтверждение на фото , но , наверное это - другой рассказ .
  Сейчас же я двухлеток , в какой-то кофтенке , светлых шароварах : широких из-за резинок внизу и в  сбитых-разбитых ботинках слонялся по двору . Разгуляться было негде .
Огород , куда не везде сунешься , да дорожка к калитке , закрученной насмерть , наверное была в этом нужда . Дом не очень помню , разве что угловая комната всегда вызывавшая любопытство , но ходить туда было страшновато - во первых как будто нельзя , во вторых там было всегда полутемно и душно . В углу висел большой и строгий боженька , а под ним всегда что-то горело , толи свечка , толи лампадка . Церьковь  да и только .
Я как будто бывал там . Большой радости я никогда там не испытывал , разве что какую-то угнетенность , давление . Так и в этой комнатушке . Однако в доме ничего интересного , кроме этой комнаты не было . И с помощью какой-то девчонки, не помню даже кто такая . Возможно родственница хозяев . А это значит это был не наш дом , а мы были толи гости , толи квартиранты . Так вот чем завлекала девчонка меня в эту комнату : большая ваза с разной мелочью . Чего там только не было :  пуговицы самых разных размеров и расцветок , какие-то крючки , большие и маленькие катушки  разных цветов . Обрывки бус , огарки свечей и свечек , сохранявших запах , будто только что погасли , карты , но самое притягательное было что-то с двумя круглыми стеклами , блестящими изогнутыми  проволоками . Я осторожно брал это руками и долго пытался понять : что это и для чего .
Возможно я был точной копией героя басни Крылова : Мартышка и очки . На ноги я это не примеривал , но покоренный блеском и напонятностью назначения точно был явно не похож на себя . Пока девчонка смеясь не напялила их на себя . Я тоже повторил . Не скажу , что я понял что это и для чего . Всё было расплывшимся и слетало с носа и ушей . И всё же раз за разом я , пробираясь в эту молельню , первым делом находил пенсне и примерял его . Или это были такие очки ? Пенсне это же когда на шнурке ?
     ***
Та же девчушка объяснила мне , что закрытая калитка не препятствие пути на улицу . Потом я понял , что это называется - путь на волю .
   А там !!!!!))))) Там я очевидно бывал и знал , что это настоящий , огромный преогромный мир . За забором из штакетин с острыми пиками наверху была огромная зелёная территория . Налево куда-то в поля , направо по улице в деревню или что это было . Куда шла укатанная телегами двухполосная пыльная  дорога , будто две тропы , по которым кто-то регулярно ходил двумя колоннами взявшись за руки . В вечерней свежести эта зелень была такой притягательной , наверное после огорода с запретами , дорожкой в никуда , да душной комнаты с боженькой .
Огромная поляна была только стартом в огромный незнакомый мир , который нависал над всем этим , закрывая полнеба . Над деревней шла железная дорога , потому как это была низина , то насыпь была невероятной высоты .
С кем-то я уже бывал там наверху . Это было что-то невероятное , куда там очки и свечки ! Камни , камушки  - каких только тут не было : никаких карманов не хватит , чтобы унести всё это в свою тюрьму , да и баба Таня , ругаясь , всё выкинет за забор . И теплые железяки идущие откуда-то из-за деревьев далекого поселка и уходящие куда-то за деревню . Что это называется железная дорога и для чего она нужна я пока что не знал . Девчонка не объяснила : толи не успела , толи сама не знала . Да мне и было плевать , я уже понимал , что это что-то великое . Меня так и тянуло бежать то в одну сторону , то  обратно . Не скажу , что это было очень легко , как по дороге под насыпью , то налетаешь на тесаное бревно , позжее мне сказали , что это шпалы , то проваливаешься мимо , но как же это завораживает !
Я чувствовал - это же путь в бесконечность . Увы , без кого-то из конвоирующих , попасть туда я не мог .
      Девчонка показала , что надо залезть на забор и спуститься на другую сторону . И всё - калитка тут не причём !
    Уж не знаю как я ускользнул от прабабушки , я рос , умнел . Пытливый умишко толкал на преодоление любых препятствий .
Я помню неоднократные попытки влезть на забор . Штакетины были хорошо струганы , не зацепиться . Сколько уж было попыток не известно . Но вот я наверху . Ботинок один застрял между штакетинами , вторым носком еле-еле стоял на поперечине . Долго согнувшись не простоишь , а выпрямиться страшно . Ничто не держит , только вниз назад , но мне же надо туда - вперёд и вверх ! ))))
Пытаюсь  второй ногой переступить , плюхаюсь на острые пыточные колья и вскочив прыгаю вперёд ....  Мало одна нога застряла , широкая штанина шаровар зацепилась за остриё штакетины . Кто-то всё-таки берег меня . Я свалился на волю ничего не сломав : штанина слегка затрещав , соскочила с острия и ботинок проскользнул , всё-таки задержав ногу вверху . Как я свалился просто вниз и уцелел , не знаю . Что-то конечно я содрал и ударил , потому что сидел недолго и выл под забором . Но видно я чётко знал , что если будет погоня , взбучки не избежать . Битья не припомню , но брани я тоже не очень то любил , потому как никогда не считал себя виновным . А несправедливые укоры были хуже любого наказания .
    Неизведанная сила познания помогла мне забраться на железную дорогу без чьей-либо помощи ! ))))
   И вот она вершина мира !!!!!
Внизу деревня . Бабы Тани не видно . Обратная дорога как-то в планы не входила .
    Боже , сколько камней . И можно бежать куда хочу : хоть туда , хоть обратно ....
 
       


Рецензии