Бхарадвадж о Шанти
Бхарадвадж дас: - Можете поподробнее рассказать причины ухода Ананта Шанти Прабху как очевидец событий? В чем он разочаровался? В чем был конфликт? Почему? Вот что с ним произошло? Что он такой вклад сделал большой, ученик Прабхупады, но потом, в какой-то момент, вот отстранился и критиковал?
Авадхута чандра дас: - Ну, ты читал Источник вечного наслаждения?
Бхарадвадж дас: - Да конечно.
Авадхута чандра дас: - Тебе попадалась история о Говардхане?
Бхарадвадж дас: - Да.
Авадхута чандра дас: - Ты как-то припоминаешь поведение Индры?
Бхарадвадж дас:- Ну, я просто видите, поскольку не совсем осведомлен о Ананта Шанти Прабху в каких-то деталях, мне параллели тяжело проводить.
Авадхута чандра дас: - Вот Индра - это возгордившийся полубог. Если сравнивать с Ананта Шанти, то это один из лидеров движения. И практически все лидеры того времени высокого уровня в целых странах могли проповедовать. То есть это влияние как полубоги, то есть люди очень влиятельные. Вот таким был Ананта Шанти.
Он был очень сильно образованным человеком, очень начитанным. Он был золотой молодёжью своего времени. Поэтому его как бы уровень, ну зашкаливал. Он был 49 года. Ну, это, считай, в 80-ых ему было 30 лет. То есть это очень горячий молодой человек, на пике своей энергии, молодости, и он очень сильно был энтузиастичный в литературе, очень литературный, очень аналитичный был человек. То есть для него вся эта культура, эстетика, театр, искусство - была его жизнь, его хлеб был, он в этом жил и, более того, его мать была, значит, сотрудником Госбезопасности. Она была в контрразведке и разоблачала агентуру немецкую, поэтому его мать - это уже уровень во время войны. А после войны она была стенографисткой Сталина одновременно. Поэтому ребёнок такой матери, которая вхожа в общение с головой вообще СССР, и, так сказать, с таким уровнем связей все друзья Ананта Шанти - дети поэтов, композиторов, министров, всяких важных членов посольств там.
Даже на встречу с Прабхупадой они шли по Москве, шли с товарищем, который был сыном консула индийского.
Поэтому Ананта Шанти - это была величина. Ну не случайно люди рождаются у министров там и у богатых людей, а кто-то у бедных рождаются. Так и он. И тем более в Москве. Даже вообще!
Более того, я могу сказать, что, когда я писал свою книгу, ко мне пришёл старик и рассказал вообще всю подноготину как Ананта Шанти смог вообще попасть на встречу с Прабхупадой, иначе бы он не мог попасть, потому что все, кто приходили на встречу с любым иностранцем, их сразу же арестовывали и сразу же их садили. Потому что «связь с гражданином Запада» считалась криминалом. Советский Союз очень сильно боялся, чтобы не вошли какие-то шпионы там, не разрушили страну и, поэтому с западными гостями была очень жёсткая ситуация. Так вот, этот старик рассказал, что Прабхупаду контролировали 10 сотрудников в этой Госбезопасности Питера, это Питерская группа была, там было 10 человек: те кто писал, кто записывал, те кто за ним следил, кто там… и вот, все функции выполняли.
И он сказал: «Когда мы увидели что заходят люди в комнату Прабхупады, то мы уже обрадовались, потирая руки, - вот получим по звёздочке - поймали какого-то там русского гражданина, который выходит на связь с западным. Ну, пусть это был индийский гражданин, но, тем не менее, с посторонним иностранцем. И, когда они разнарядочку давали, или что-то свое доложили выше стоящему, то вышестоящая инстанция прислала им разнарядочку: «Объект не трогать, мы и так с ним сотрудничаем, делайте дальше всё остальное. То есть им было показано, что Ананта Шанти, которого мы знаем как Шанти, оказался обычным сотрудником и офицером госбезопасности, который работал по контролю валютных операций и продажи всяких там тряпок в центре Москвы. Ну, то есть он контролировал вот это вот… как это называли? Форсажников, этих там форсов, фарцовщики…
- Да, фасовщиков.
- Так что, если бы Ананта Шанти не был связан с госбезопасностью, мы бы никогда не имели такого человека, который бы передал бы от Прабхупады нам информацию.
Потому что своя служба. Он туда зашёл как его личное дело по роду службы, это как бы его частное дело было - встретится с Прабхупадой, а не задача его команды.
Но об этом мы не знали, об этом как бы вот уже через годы узнали, но, так или иначе, это еще раз только лишь подчеркивают о его многогранных мозгах и многогранном образовании этого парня на его пять десятки лет.
Это был очень амбициозный человек. Вот нам знакомы звёзды театра или кино или эти все эстрадные творческие личности, они очень амбициозны, очень редкие из них могут контролировать себя в нормальном русле. Так вот, Ананта Шанти был вот как раз вот таким проявлением Индры, который был очень грамотно разбирающимся в ведической цивилизации, у него был весь комплект: у него были Гаура-Нитай, у него были личные вещи Прабхупады.
Он был настолько обласкан милостью Бога что это вообще немыслимо. Но время…
Что такое правительство у Бога? Это живые существа, лучшие из живых существ, но грешных живых существ. Также и Ананта Шанти, когда он был полезен, Господь предоставил возможность служения, но когда его власть была разрушена, его не признали как члена GBC и как руководителя и представителя Прабхупады в СССР, он обиделся. Вот основание, почему он ушёл из движения. Непринятие его положения разрушило все так называемые духовные связи с миссией Прабхупады и своим духовным учителем.
Вот кратко причина, почему он ушел. Конечно, мы замечали, общаясь с ним, что он очень привередлив, очень амбициозен в своих словах там, действиях. Всегда очень чистоплотен, у него всё было изысканно. Можете себе представить, мы путешествуем по Союзу в поездах. В советских поездах нет душа. А в нашей практике каждый день мы должны делать омовение, поэтому мы, следуя его правилам, за ним, так сказать, своим местным ачарьей, тоже делали омовение. Там народ визжал, пищал - эти проводники там, но мы делали омовение там, умывались душем, мылись из этого краника, обливались, у каждого своя баночка была, поэтому Ананта Шанти, он придерживался этих всех таких аристократических норм в поведении и его речь была очень сильна, и на лекциях люди даже часто ко мне приходили и спрашивали: «А что с нами? Как так, что мы вот присутствуем на лекции, но у нас мороз по спине бегает или по спине мурашки ходят, когда он говорит».
Он был очень сильная личность как индивидуальность, и он был поражён этим знанием, информацией, до Прабхупады он уже был инициирован шиваитским гуру.
Так что разнообразность его образования была… ну просто зашкаливала, поскольку он был аналитиком, и к тому же мистиком.
Я присутствовал несколько раз при таких фактах, ну просто мистических. У нас не было денег, мы ехали из Ригы в Москву в плацкарте и Он мне говорит: «Иди, договорись с проводником». Ну, я пошел, договорился, ну проводник, он мог и не взять нас на Москву. Но он взял, взял. И потом, когда мы выходили, я говорю Ананта Шанти: «У меня нет денег заплатить». Он говорит: «Ну, ты заплати». То есть? ну я это.. ну переспрашивать его? Не, уже как бы стыдно было, потому что я уже сказал об этом. Разве он не услышал меня?
Мы же постоянно регулярно изучаем книги Прабхупады, где всё чётко говорится, что мы слышим и мы должны реагировать на то что услышали, а не мимо ушей пропускать и поэтому как он мог мимо пропустить? - «Иди, расплатись».
И я понял, что он знает, что у меня нет денег, но, в то же время, он меня посылает.
Ну, - думаю, - ладно пойду, моё дело - подчинение, я должен со служением, смирением… Я пришёл ради того, чтобы учиться, служить, а не что-то командовать там, упрёки делать. И, когда трое человек, представляете, нужно было там, с каждого по 15 рублей платить - 45. А у меня всего 3 рубля. У нас два секретаря, говорю эта.. Что мне делать? Он же знает, что у меня нет денег, я ему отдал. У меня как раз было 1000 рублей там этих, я ему отдал перед поездкой в Москву, говорю: «Вот мои пожертвования вам» У меня там были накоплены, и значит, я говорю: «У меня только три, вот у меня больше нету». И вот все они вышли. Я подхожу к этому, значит, проводнику и сам уже прорабатывать в уме, что нужно сказать и как, вот у нас нету денег, вот тут студенты… И когда я подошёл к проводнику, он стоит возле меня и я говорю: «Возьмите, пожалуйста». Он берёт эти 3 рубля, ложит себе в карман куда-то, и говорит: «Спасибо, спасибо». Я удивился, он не считает это, денег, хотя это 15 рублей, 3… как-то можно было видеть что это эти купюры. Ну вот такая одна из историй.
Так я вышел… Ананта Шанти: «Ну как заплатил?», я говорю: «Да заплатил».
Но я всех этих деталей не.. и даже боялся ему объяснить. Ничего себе, как это он, что через меня на этого проводника воздействовал?
Ну вот один из фактов. Там еще были подобного формата: что-то делай, было трудно представить, что задача решится, но она решалась.
То есть какие-то побочные эффекты этой практики духовной, как мистические способности, это было для меня заметно. Так вот, эта его приверженность к знанию, к обладанию положением в обществе – это было заметно.
Он мало кому давал книги, чтоб там раздавать их. И мне даже запрещал их печатать, только лишь потом когда он ушел, я уже начал активизировать печать книг.
Вот, невероятность такая была, что когда он узнал, что его лишили положения, портфеля, и карьеры – все! Он тут же сказал: «Это, это не настоящая духовная организация, это все мошенники. И самое главное, вот это сам Прабхупада, потому что в его обществе вот такие вот лицемеры живут».
- А в чём была причина, если так вот судить, может быть обобщить, в чём была причина его отстранения? Почему его не принял западный GBC? Ведь могли же его взять в команду, наделить какими-то полномочиями, если он эффективен был.
- Он эффективен был до них и без них, но при них это означало только одно - борьба за портфель, больше ничего. И борьба за портфель подтверждается тем фактом, как мне Киртирадж, представитель GBC, сказал, чтобы я ничего не слышал от вашего руководства больше. И у меня была такая голова.
Мы 3 месяца путешествуем по святым местам. Это СССР никогда не выпускали, люди выезжали только, там коммунисты и крутые партийные работники, а тут на тебе, рядовые граждане, 60 человек выехало. Ещё было написано: «Паломники». То есть, никогда такого не было. Чтоб страна признавала, тут начали признавать религию. Так вот, мы… вся группа была в экстазе по святым местам. У меня была головная боль, давление сумасшедшее, потому что я с одного колпака попал под другой колпак, и колпак собственных братьев, это ещё жестче, чем твои враги. Что ты с врагами как бы знаешь как разбираться. А с друзьями? Это же очень тяжело. И в последний день отъезда я пошёл к мурти Прабхупады молится: «Потому что, Прабхупада, я не выдерживаю, я не знаю что делать, я вижу, и не хочу комментировать свои выводы дальше. Потому что они мне говорят, как ты в писаниях говоришь: «Если люди борются за портфель, это псевдо-вайшнавы, это не вайшнавы, а тем более как они могут быть ещё ачарьями?». Так что, тут у меня комментарии как бы уже прорисовывать для себя. Потому что я думал, что я могу ошибиться, что-то не так учесть. Мало ли что может быть? Может быть. Я - обусловленное существо, но я не мог решить вот, это эти предположения, я их не мог как-то укомплектовать в своем сознании. Ответ был ясен из книг. Я его ничем не мог как бы разоблачить или как-то размягчить, что да - это борьба за портфель, это, это -материализм в головах духовных людей и поэтому они - это просто шоу религиозное оказывается, а не движение». Но вот то, что из книг Прабхупады и вот в этот последний день перед выездом в СССР я поехал, пошёл, из Вриндавана выезжали, я пошел в самадхи молиться Прабхупаде. Прабхупада ко мне, хотя как бы, я считался учеником Харикеши Свами, хотя я никогда ему заявки не давал.
Там другая история, мне просто по письму инициировали и этот Рави дас справил обряд.
Так вот Прабхупада приходил ко мне в разные времена, в разных историях там. В тюрьмах, психушках, трудных ситуациях он приходил ко мне и разруливалась ситуация, которая сложилась для меня трудная. Это сразу же показывал, что сейчас разрулится и точно, разруливалась ситуация. Никогда мне не приходил Харикеша Свами в снах.
Так вот, я молюсь Прабхупаде и он говорил на русском языке и вот, через какое-то время я ему как раз эту историю рассказываю, об этой борьбе за портфель, мне так кажется что тут, неужели такое, как что поступать? Меня там заблокировали, вообще не хотят общения никакого, на меня Киртирадж немножко наезжал, и пока я все это объяснял там, рассказывал, как мне выйти из положения… Тут я слышу опять, этот голос низкий, там тембр такой как Прабхупада говорит. Но это был не английский, а русские буквы, русская речь идёт, с такими же интонациями и так далее. И он мне говорит: «Ты что думаешь, я не вижу что происходит в моей миссии? Пожалуйста, продолжай то, что ты делаешь. Когда будет что-то надо, я тебе скажу».
И точно, так же через 10 лет пришло его завещание, пришла его книга там, с этими его поправками. Но это было через 10 лет.
Но в тот момент, мне сразу с плечей груз сошёл, мне сразу легче стало. Я говорю: Господи так это так получается? То есть моё видение, даже мало опытного человека, всего там десяток лет в сознании Кришны, но, тем не менее, просто, судя по книгам Прабхупады, это надо признать, что люди невзирая на их, там, таланты и так называемое положение Гуру, они в борьбе за портфель. Кошмары! Это трудно конечно это афишировать было для меня. Потому что никто бы не понимал, что как для нас Гуру? Вообще там, или кто-то с Запада приехал- это были святые, это были полубоги, а тут скажи, кому.. ну за это время вот сформировалось мнение такое? Ну не все же были, так сказать, лидерами или GBC того времени, не всех Бог предоставляет видеть и знать больше. Поэтому, как бы, я не мог это афишировать сильно и начал афишировать только лет через 10, когда уже больше информации было.
Так вот, да, борьба за портфель, и мы можем только констатировать, что его держала вот эта вот позиция, что он был первый, что он мог другим представить знания. То есть его собственное положение и карьера - она играла роль главную, то есть другой причины нет. Что побудило его прийти, но это тоже сыграло свою роль. Он сыграл первый этап миссии или один из анналов миссии, так сказать, он поспособствовал распространению Святого имени по СССР. Вот, это его заслуга, потому что он выполнял просьбу Прабхупады, путешествовал, всех знакомил, всем рассказывал о мантре, и она сработала и уже после его ухода, в восемьдесят третьем году, когда уже нельзя было проповедовать как мы проповедовали раньше, наша основная проповедь - это была не харинамы, не киртаны, не книги, а просто листики, на которых была Харе Кришна маха-мантра написана, мы её раздавали, подходя к людям. По улицам интересуясь: «Не интересуется востоком?», «Вы не интересуйтесь востоком? Вот возьмите такую мантрочку. Приходите к нам, или как с вами связаться?» То есть вот такой основной был у нас механизм общения, распространения.
Но через год, когда я вышел с психушки - ни Ананта Шанти нету, ни возможности нам так проповедовать, за нами уже хвост ходил, пришлось обращаться к пути пройденному ачарьями, я там с биографией знаком, где у нас были архивы, мне привезли с Эстонии эту биографию, мы переводили, читали и, когда мы дочитали до места, когда Бхактисидданта говорит: «Когда будут у тебя деньги, печатай книги, - а потом через мгновение добавил, – книги печатай, деньги будут всегда»
И для меня это было - бум! Как какой-то этот в розетку включили вентилятор, заработал. Я сразу понял: «Вот чем надо заниматься. Всё, распространение Святого имени уже прошло, теперь надо его распространять в другом амплуа».
Через книги я начал организовывать эту всякую… по Советскому Союзу ездить, искать издателей, переводчиков, распространителей и через полгода уже мы нашли оригиналы, и я нашёл Саньясу. И уже к Декабрю 84-го уже были первые партии, а 85 весь год был на распространении. Но это был всего один год. Потом всех пересадили, я печатал до них там маленькие тиражи при армянском центре, после них, так что процесс распространения не терялся, только люди - там кто-то уходил, кто-то приходил.
Ну для тех кто не знал о Ананта Шанти может быть, так сказать, из вот сегодняшних дней, смотря на него как на какого-то ангела, может быть какого-то бога, но мы когда все общались и жили, мы видели цену каждого и что он может. Нас толкали книги про… Если Запад двигался и расширялся при помощи присутствия Прабхупады, то у нас он распространялся при помощи слов Прабхупады, и поэтому у нас есть некий нюанс. И здесь нас больше двигали слова Прабхупады, и поэтому, на основании вот этих слов Прабхупады, мы могли видеть уже научную основу духовной нашей практики и движения, потому что тело и слова, они как бы фигурировали на одном уровне. Они уже силой обладали, и потом, в самих книгах это написано: «слова духовного учителя и Бога той же природы, и духовный учитель присутствует в каждом своем слове, в каждом наставлении» Поэтому сила слов Прабхупады она работала, и вела нас.
Но, когда начали приезжать другие Гуру, ветвь новая появилась уже, не твёрдая вера в Прабхупаду, а твёрдая вера в новых Гуру, поэтому как бы наша ветвь изначальная от Прабхупады, она как бы на мне остановилась. Я сторонник этой школы, этой миссии - верить твёрдо только в Прабхупаду, я не начал верить твёрдо в этих новых Гуру.
Потому что эти новые гуру начинали говорить что «ну, не один Гуру есть, можно и так, а можно и так», но мы проповедуем в СССР, по 5-ю СССР руководствуемся только одним принципам - отношения с Прабхупадой, как сказано, так и делать.
Бхарадвадж дас: - Я хотел уточнить такой момент. Ну такое маленькое резюме по поводу Ананта Шанти Прабху, и перейдём к следующему вопросу вот, к которому вы сейчас подошли. Как раз получается в каком-то смысле, на таком материальном уровне, если совсем смотреть узко в каком-то смысле.
Авадхута чандра дас: - По-человечески.
Бхарадвадж дас: - Получается, в каком-то смысле Ананта Шанти Прабху, и в том числе вся его семья, в каком-то смысле, можно сказать, что большой вклад в развитие сознания Кришны в Советском Союзе внесло само КГБ, в лице вот Ананта Шанти Прабху, его семьи. А в каком-то смысле, можно так даже сформулировать, потому что многие «хают» как-то КГБ, говорят - вот они там палки в колёса ставили сознанию Кришны, но, по факту, мы видим, что представитель самих спецслужб Советского Союза и помог распространиться сознанию Кришны. Ну это такая заметка на полях. Хотел вот что спросить, если вам есть что прокомментировать, прокомментируйте потом.
Авадхута чандра дас: - Подожди, подожди, подожди, не забудь, да что ты хотел спросить, маленькая ремарка.
Ананта Шанти не был единственным солдатом силовых структур, который был перекован с мирского солдата в духовного солдата. Из этих 10 ребят, которые контролировали визит Прабхупады в Россию, значит вот этот старик, который приезжал ко мне и рассказал эту историю, он стал потом поклонником Прабхупады, и человек который стоял на двери швейцаром, который открывал двери при входе к Прабхупаде и при выходе. Тоже заменяли этого обычного и КГБшник стоял. Там, встречал его, смотрел на него и провожал его. Тут тоже. И швейцар стал поклонником Прабхупады и живёт в Киеве. Он это не афиширует да, а вот этот Сергей, он старик этот, он жил в Крыму и приезжал ко мне специально, ну я там везде в интернатах писал - «кто желает подключиться к написанию книги о истории Харе Кришна в СССР, пожалуйста, давайте вместе совместную книгу»… И вот он каким-то образом это прочитал и приезжал ко мне, рассказал эту историю. Так что вот, кроме Ананта Шанти ещё двое из тех, кого мы знаем, а их может быть и больше людей, которые нас не афишировали.
Например, однажды в Риге я распространял книги в трамвае и увидел с бородкой очень интеллигентного человека такого аккуратного, сбитого. Ну, думаю это точно художник какой-то, потому что распространять, когда вы криминалом считаетесь, и вас посадят. А куда меня ещё? Если у меня уже там три психушки было или четыре, три тюрьмы, то когда попасть, за мой арест вообще звёздочку давали в КГБ. Поэтому нужно было очень аккуратно. У меня и паспорта не было, там пять этих, четыре побега было, поэтому. Ну, когда Кришна входит в своё сердце, ты уже становишься уже как бы невменяемый и для себя и для других, ты уже не можешь без него, без этого Кришны. Узкие там тюрьмы, никакие, там эти невротики - тебя уже как бы там не трогает это. Как Прабхупада говорил там: «Калькутту бомбили, разрывались эти бомбы, здания рушились. Ну, это же Кришна. Почему я должен воспринимать это как какие-то страхи? Это энергия Кришны. Ко мне придёт Кришна в форме смерти. Но это Кришна. То есть только необразованность будет нас пугать: «Ой, Кришна такой, ой, Кришна такой». А Кришна совершенен. Вы посмотрите на Него таким как Он есть, тогда у вас все страхи уйдут.
Так вот, этот пример еще про одного КГБшника.
Я распространяю, подхожу, предлагаю ему книгу. Он говорит: «Вы знаете, меня эта тема интересует», и листает, пролистал, посмотрел. Ну, это пару минут всё было. И говорит: «Я возьму эту книгу», и значит, открывает свой портмоне, и говорит: «Не хотите посмотреть вот на моё удостоверение?». КГБ… Министерство там… это красными буквами там напечатано. У меня сердце в пятку вышло, думаю «Это же надо, опять меня спрячут, не дадут послужить Кришне? Ох ты такой интересный интеллигент попался», и он смотрит на меня и дальше продолжает в своём кошельке копаться, достал, 25 рублей это стоило, а тогда это стоило, это 86 год, перестройка только началась да, но, тем не менее, нас прессовали как следует. И даёт мне деньги и говорит: «Скажите спасибо, что я на вашей стороне», представляешь это же КГБшник был в Риге. И такой: «И я вас не видел, вы меня тоже», и ушёл, заплатил, расплатился и ушёл. Так что сознанию Кришны все возрасты и все сословия покорны.
Свидетельство о публикации №225031200331