Стихи крупных поэтов мы должны читать именно так,

Стихи крупных поэтов мы должны читать именно так, как их написал автор. Этим
они отличаются от фольклорных произведений.
Перечитайте еще раз варианты «Айтантенуса», а затем вернитесь на несколько
страниц назад и перечитайте «вариации» из букв слова КОТ. Три из них были слова-
словами, имеющими определенный смысл, а три другие — бессмысленными комбинациями
букв. Сколько вариантов считал очки «Антантенус» имеют смысл и сколько лишены
всякого смысла? Бессмыслены все варианты. В лучшем случае в них мелькнет «обло-
«обломок» какого-нибудь знакомого слова, например «шоколаде». Но, разумеется, мы не
можем утверждать, что «шоколаде» непременно означает «шоколад».
И все же считалочка в целом обладает смыслом. Если бы она была полностью
лишена всякого смысла, то ее вряд ли стали повторять. Для чего нужна считалка?
Чтобы узнать, кому водить, кому прятаться. В этом и заключается ее смысл. Тому,
кто никогда не изучал латыни, может показаться, что слова «Антантенуса» звучат
по-латински. Должно быть, в стародавние времена дети, которым случалось присут-
присутствовать на торжественных богослужениях и слышать молитвы на малопонятном
латинском языке, переняли у взрослых их обычаи и перенесли в свои игры. Производя
расчет перед начало игры, дети подражали размеренным движениям священников.
Бессмысленные слова, напоминающие по звучанию латынь, как нельзя лучше подхо-
подходили для этой цели.
А вам приходилось встречать такие случаи, когда бессмысленные сами по себе
слова в ходе игры обретали какой-то смысл, подобно тому, как это было в считалочке
«Антантенус» ?
Представим себе, что перед нами несколько предметов. В каких
случаях можно утверждать, что один из них является модификацией,
вариантом или вариацией другого? Очевидно, в тех, когда предметы
обладают достаточно сильным сходством, но неполностью повторяют
друг друга, когда им присущи не только общие, но и отличительные
признаки. Объединяя вариации по каким-либо общим признакам, мы тем самым
включаем их в одно большое семейство (см. главу «Структура»).
32


Рецензии