Именно так принято понимать вариацию и в музыке. Е

Именно так принято понимать вариацию и в музыке. Если одна мелодия считается
вариацией другой, то между оригиналом и его вариацией имеется определенное сход-
сходство, но нет полного совпадения. В чем-то мелодии различаются. Если речь идет о
естественных вариациях народной песни (а также пословицы, поговорки или детской
считалки), то любую из них можно принять за оригинал, а все остальные — за ее ва-
вариации. Если композитор создает несколько вариантов песни или мелодии, то мы го-
говорим о вариациях, имея в виду вариации на тему того общего, что имеют между
собой эти варианты (об этом еще пойдет речь в данной главе).
Обнаружить вариации можно, не только переходя от мелодии к мелодии, но
и оставаясь в пределах одной и той же мелодии. В фольклорной музыке и в авторских
музыкальных произведениях довольно часто встречается такое явление, когда какой-
нибудь сравнительно короткий отрезок мелодии или мелодическое звено повторяется
в несколько ином звучании: при повторе мелодия звучит выше или ниже, чем в пер-
первый раз.
Рассмотрим случай, когда повторное звучание ниже исходного. В венгерской на-
народной песне широко распространены мелодии такого типа, когда вторая половина
песни повторяет первую, но звучит ниже. Таковы песни с секвенцией в квинту: «Эй,
с Дуная ветер злой», «Спелые гроздья», «Кума милая» и т. д.
Квинту — интервал в" 5 звуковых ступеней — вы получите, если сравните соот-
соответствующие звуки в двух половинах песни. Цифрой 1 обозначен начальный звук
(слева указана нумерация ступеней для восходящей квинты, справа — для нисхо-
нисходящей).
Этот интервал называется квинтой (одна из многих возможных квинт).
Прослушайте вместе с кем-нибудь песню с секвенцией в квинту. Пусть один из
вас исполнит первую половину песни, а другой — вторую, звучащую на квинту ниже.
ршш
Эй,сДуна_я ве_тер злой, бед_ня_ку на го_ре, сДу_яа - я Bejrep злой.
Эй,сДуна_я не дул бы, холод не на_дул бы. Эй7 сДуна _ я вадер элой.
Попробуйте исполнить таким же образом и другие мелодии с секвенцией в квинту.
Мы видим, что вторую половину песен с секвенцией в квинту в некотором смысле
можно рассматривать как вариацию первой половины: она такая же, но на пять сту-
ступеней ниже. Иногда встречаются и такие вариации, в которых первая половина песни
повторяется с перемещением вниз не на пять, а на четыре или на три ступени.
Взгляните на следующий нотный пример. На сколько ступеней понижается ме-
мелодия при повторении? (Напомним, что номер 1 получает тот звук, от которого от-
считывается интервал.)
33

________________________________________


Рецензии