Почти все стихотворения выдающихся поэтов известны

Почти все стихотворения выдающихся поэтов известны в нескольких вариантах.
Правда, найти эти варианты можно лишь в академических изданиях, Даже если какое-
нибудь стихотворение сохранилось лишь в одном варианте, можно не сомневаться,
что в голове поэта или в его черновиках окончательный вариант родился из несколь-
нескольких, отвергнутых им по тем или иным соображениям.
Каждый ребенок в Венгрии знает «Колыбельную» Аттилы Йожефа*. Заглянем
в рукопись «Колыбельной». Строка
Alszik a bogar, a darazs
(Спят шмель с букашкой ...)
в первом варианте звучала несколько иначе:
Alszika a bogar, most nem as
(Спит букашка, не копошится ...)
Удачна ли произведенная Аттилой Йожефом правка? Первоначальный вариант
кажется нам более тяжелым и сложным не только потому, что мы с детства привыкли
к окончательному варианту, но и потому, что окончательный вариант отличается боль-
большей живостью и выразительностью.
Аттила Йожеф счел необходимым внести многочисленные изменения в перво-
первоначальный вариант «Колыбельной» и, разумеется, отдал предпочтение окончатель-
окончательному. По тому, в каких местах внесена правка, можно в какой-то степени судить о
причинах, побудивших Аттилу Йожефа отказаться от первоначального варианта.
Мы получаем возможность восстановить ход его мысли.
Вот три строки из первоначального варианта «Колыбельной»:
1. Спит трамвай, окончив путь ...
2. Одежке тоже пора спать ...
3. Вон мячик спит в ночной тиши ...
В переводе В. Ильиной она звучит так:
Смежает небо синий взор,
И веки дом смыкает наш.
В перину лег лугов простор...
Усни, мой маленький Балаж.
Спят шмель с букашкой, головой
До крошек-лапок свесясь вниз.
Спит их жужжанья звук живой...
И ты, малыш, угомонись.
Застыл трамвай, окончив путь,
И грохот замер, как немой,
Лишь что-то звякает чуть-чуть...
Усни, Балажик, крошка мой.
Спит стул под курточкой твоей —
Одежке надо отдых дать,
Довольно нынче рваться ей!
Усни покрепче, время спать.
Вон мячик прикорнул в тиши.
Спят лес, прогулка и рожок,
Конфетка вкусная... Спеши
И ты заснуть скорей, дружок. — Прим. перев.
39

________________________________________
А вот как звучат эти строки в окончательном варианте:
1. Застыл трамвай, окончив путь ...
2. Одежке надо отдых дать ...
3. Вон мячик прикорнул в тиши ...
Вы, должно быть, уже догадались, чем вызвана правка: многократное повторение
слова «спать» создает некоторую монотонность в звучании стиха, поэтому Аттила
Йожеф заменил это слово близкими по значению словами (синонимами): застыть,
отдыхать, прикорнуть... Слово спать имеет еще несколько вариантов. Сколько из них
вы могли бы назвать?
В поэзии и вообще в художественной литературе наилучшим, окончательным
вариантом считается последний. Однако иногда поэт умышленно «портит» стихотво-
стихотворение. Так бывает, например, в тех случаях, когда поэт, чтобы напечатать стихотворе-
стихотворение, вынужден уступить требованиям цензора.
Последнее четверостишие стихотворения Аттилы Йожефа «Лето» в рукописи
гласило:
Вот коса сверкнула вроде!
Стало небо громыхать,
И на чертовой подводе
Ветер катит к нам опять.
(пер. Т. Стрешневой)
В 30-е годы Аттиле Йожефу удалось опубликовать лишь такой вариант:
Вот сверкнуло синью вроде!
Стало небо громыхать ...
Музыкальные произведения также не рождаются в готовом виде. Особенно сла-
славился способностью годами работать над вариантами какой-нибудь важной музы-
музыкальной темы или мелодии Бетховен. Наброски ко второй части Третьей (Героической)
симфонии были сделаны еще в 1801 г., но так и остались в черновых тетрадях, а в
окончательном виде симфония была написана только в 1803—1804 гг. Много набро-
набросков Бетховен сделал и к Девятой симфонии. Один из ранних вариантов знаменитой
оды «К радости» стал самостоятельным произведением. Оно известно под названием
«Фантазии для фортепиано, хора и оркестра» C-dur. «Фантазиям была написана Бет-
Бетховеном в 1808 г. В 1822 г, он обратился к знакомой мелодии и использовал ее первые
четыре такта в хоре «К радости» на слова оды Шиллера. В окончательном виде Девя-
Девятая симфония была опубликована в 1824 г. Особенно интересно, что поспе долгих лет
работы над полюбившейся ему темой Бетховен изложил ее в последней части Девятой
симфонии в так называемой вариационной форме.
Теперь мы хотим предложить вам сыграть в одну игру, которую
я^ можно было бы назвать вариациями числа. Попытаемся придумать кра-
>9 сивые вариации чисел, заслуживающие названия «художественных».
Возьмем, например, число 100. После трго, что мы уже успели узнать,
обычные вариации этого числа привести совсем несложно. Число 100
можно представить в виде 50 + 50 = 38 + 62 = 14999 —14899, определить как наи-
наименьшее трехзначное натуральное число и т. д.
40


Рецензии