Миссионерские письма - Свт. Николай Сербский
Вы жалуетесь, что Ваш большой труд по сбору пожертвований для детского дома остался без признания и награды. Другие, кто не сделал и половины того, что сделали Вы, получили те или иные награды, Вы – ничего. Боже мой, на что Вы жалуетесь! На то, что по Евангелию должно радовать. Еще пишете, что Вы, как христианка, все делали ради Христа. Разве не знаете, что, кому человек посвящает свой труд, от того и ждет награды? По-евангельски, слуга пасет овец хозяина и не от овец ожидает награду, а от хозяина. Воин сражается во имя своего царя и от него ожидает похвалы, а не от тех, с кем или против кого воюет. Так и Вы, если, как христианка, делали добро во имя Христово, от Христа награды ждите. Разве не обещал Господь вечную награду всем, кто творит добро или терпит скорбь и гонения во имя Его? Разве не сказал Он: «Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех»? И еще: /Когда исполните все заповеданное, скажите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать"/? Некто Невидимый послал нас в этот мир. Некто Невидимый определяет место нашего служения в этом мире. Некто Невидимый уводит нас из этого мира. Этому Невидимому мы должны молиться, на Него взирать, от Него ожидать воздаяния. Что могут нам дать наемники, равные нам и такие же, как мы, нищие? И что можем мы ожидать от тех, кто ежеминутно погружается в пучину смерти, подобно кузнечикам, скачущим в пропасть с крутого обрыва?
Кроме того, уверены ли Вы, что могли бы понести славу и похвалы от людей? Святой Иоанн Лествичник, должно быть, знал человеческую природу лучше нас с Вами, если сказал: «Никто, кроме святых, не может слышать похвалу без вреда для себя».Ибо только святые люди провидят человека и понимают, откуда исходят слова похвал. Иногда самая мутная вода сверкает на солнце так же, как и прозрачная. Иногда под тонким слоем льда скрывается вязкий ил. Так и души тех, кто нас хвалит. Поэтому святые, слыша похвалы, воспринимают их или как незнание, или как заведомую ложь. Много больше душ погибло от мирской славы и похвал, чем от поруганий и презрения. Знаете, к кому причисляет Христос тех, кто ищет славы и человеческих похвал? К неверным. Прочтите Его беседу с евреями и спросите себя, к какой стороне вы принадлежите. Он говорит о Себе: /не принимаю славы от человеков/, а их спрашивает: /Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?/. Итак, с кем Вы: со Христом или с евреями? Если Вы на стороне Христа, чего Вам искренне желаю, ищите тогда не мирской славы, а той, которая от единого Господа. Не завидуйте тем, кто принимает человеческую славу. Жалейте их. И они, когда разочаруются, станут жалеть себя. И снова скажу Вам: жалейте их, ибо по близорукости своей отдали они вечное за временное, Божественное за человеческое, истинное за ложное.
Да просветит и благословит Вас Господь.
Письмо 74. Богомольцу, над которым насмехаются домашние
Пока ты не начал молиться, все любили тебя, а сейчас вдруг ты чувствуешь себя в доме как во вражеском лагере. Раньше ты пил и курил, понемножку воровал, сквернословил, прогуливал работу, делал многое противное Богу и людям. И все-таки тогда домашние любили тебя. А теперь, когда ты пошел по пути правды, благочестия и молитвы, все бросаются на тебя, как осы.
Радуйся, брат, стократно радуйся. Не видишь разве: евангельские события разыгрываются в твоем доме? В том доме, где еще недавно велись разговоры о налогах и поборах, о ворах и сообщниках, стали исполняться евангельские пророчества. Ваш дом вознесся до небес, стал ареной христианской драмы, невидимой связью он связан теперь с временами мучеников и апостолов. История христианской Церкви разыгрывается на небольшом пространстве вашего дома. Вот пророчества Христовы, которые многократно сбывались на земле и теперь начинают сбываться в вашем доме: /и будете ненавидимы всеми за имя Мое/ (Мф.;10,;22). /И враги человеку – домашние его/ (Мф.;10,;36). /Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого/ (Лк.;6,;21–22). /Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет/ (Ин.;16,;20).
Что может быть яснее этих пророчеств? Се, они исполняются сегодня, у твоего очага, на тебе. Потому принимай поношения не как поношения, а как ордена и награды. Знай, покаются твои гонители, насмешники умолкнут, а ты возрадуешься. Сегодня ты последний в доме отца, но скоро первым станешь. А те, кто гонит тебя, будут служить тебе. Это пророчество тысячи раз исполнялось и на тебе исполнится.
Мир тебе и благословение от Господа.
Письмо 75. Человеку, который сокрушается о том, что не верует в Бога
Бог не скрывается от человека. Грешный человек скрывается от Бога, скрывается и прячется, пока совсем не потеряет Его из вида. Как написано о прародителях, что, когда согрешили, /скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая/170. Как тогда, так и теперь. Как только совершит человек тяжкий грех, он прячется от Бога за спину природы. И теряется среди тварей, среди камней, деревьев и животных, как бы среди мнимых родственников, тонет в тени природы. И как говорится о затмении солнца, когда луна заслоняет этого светлого царя природы, так можно говорить о «затмении Бога» – Солнца Правды – для тех, кто природой заслоняется от очей Творца природы.
Письмо 77. Спасое С., на вопрос о том, почему неправедные преуспевают
… В Священном Предании упоминается такой случай: умер грешный богач, грехи которого были очевидны всем; его торжественно похоронили. На похоронах присутствовали епископы и священники. Вскоре после этого гиена напала на одного пустынника и растерзала его. Некий монах, который присутствовал на похоронах того грешника, видя кровавые останки праведника, зарыдал и в душевном смятении воскликнул: «Господи, почему так, за что? Почему тот грешник в довольстве жил и с почестями похоронен, а праведник этот так горько жил и так страшно умер?». Явился ему Ангел Божий и сказал: «Тот грешник при жизни совершил одно только доброе дело, а этот пустынник совершил только один тяжкий грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний вознаградил злого грешника за его доброе дело, и больше нечего ему ожидать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один-единственный его грех, чтобы на небесах получил он полноту радости».
Так же и ты рассуждай о путях Божиих и возложи все упование свое на Творца. Не смотри с негодованием на грешников, «ниже завиди творящим беззаконие»177, по слову царя Давида, который долго мучился тем же, чем ты сейчас мучаешься, пока Господь просветил его разум. Чаще читай Псалтирь, тогда поймешь и утешишься.
Письмо 78. Православному американцу, которого смутил некий писатель
…Воистину, христианская вера от начала учила людей трудиться. Но вера наша учила и тому, что должно, а что не должно. А сколько того, что не должно и не нужно человеку, сделано в Америке, ты и сам видишь. Излишки производства возникли не от усердия в труде, а от погони за долларом. Наша вера исповедует не просто труд, а труд со страхом Божиим, и милосердие, и братолюбие. Когда же труд отделяется от всего того, что делает его благородным и достойным человека и ставится в исключительную зависимость от денег, тогда он, как и всякое проклятие, приносит миру опустошение, не меньшее, чем праздность. Я не могу поверить, что труд, каким бы напряженным он ни был, если он соединен со страхом Божиим, милосердием и братолюбием, может быть опасен для человека. Нет благословения ни труду сребролюбца, ни милостыне праздного. Заповеди Христа представляют совершенство в своей полноте, а не по отдельности, словно дерево с ветвистой кроной и плодами, ибо одна отсеченная ветвь сохнет и гибнет. Знай, что закон Христов – камень краеугольный, скала спасения. Когда люди сходят с этого камня, тогда множатся законодатели и законы, противоречивые и однобокие. А законодатели эти и законы их – песок, и когда на песке возводится дом человечества, он, по словам Христа, разрушится и упадет.
Письмо 117. Станимиру И., на вопрос, действительно ли вторник – несчастливый день
...Православная Церковь, Духом Божиим ведомая, посвятила: понедельники – святым Ангелам Божиим, вторники – святому Иоанну Крестителю, среды – Честному Кресту Господню, четверги – святым апостолам Божиим, пятницы – Кресту Господню, субботы – святым мученикам, воскресенья – воскресению Христову...
Письмо 122. Юристу Д. М., о второй заповеди
А ты знай: как день отличается от ночи, так же христианские иконы отличны от языческих идолов. Идолы – это изображения вымышленных существ, а на иконе изображены святые, которые действительно жили на земле и своей верой прославляли Христа и за это на небесах удостоились Царства Божия. Там выдумки, здесь – реальность. Там ложь и иллюзия, здесь – истина, и только истина. Идолы уводят человека от истинного Бога, в то время как иконы приводят человека к Богу. Своей второй заповедью Творец хотел предостеречь человеческий род от того, что отвращает от Него, то есть предостеречь от всех бесовских прельщений, фантазий и мечтаний.
Письмо 124. Торговцу С. Т., которого «Бог не слышит»
Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя! Удивлен твоими словами: как же не защитил, если ты пережил несчастья, а не они тебя? Позволь задать тебе вопрос: слушаешь ли ты Бога?…
…
…Устами Исаии говорил Господь непослушному народу: /когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу/ (Ис.;1,;15). /Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли/ (Ис.;1,;19). Следовательно, Господь слышит нас тогда, когда мы слышим, и не слышит, когда мы не слышим.
Не слышит Господь нас и тогда, когда мы просим у Него что-либо вредное и неразумное…
…
…Создатель ждет от нас, чтобы мы всегда чувствовали присутствие Его и непрестанно пребывали в молитвенном общении с Ним: /Непрестанно молитесь/275. Обращаясь к Богу только в беде, ты унижаешь Бога, ибо призываешь Его, словно пожарника, чтобы потушить горящий дом…
Письмо 132. Старице, о воскресении тела
Ты наивно рассуждаешь, что не хотела бы в твоем нынешнем старческом и немощном теле пребывать в Царстве Христовом. И не будешь, сестра, не бойся! Когда погибающая душа безбожника воскреснет и оживет верой, его новая душа едва будет напоминать старую, но личность его остается той же в течение всей жизни. Нечто подобное происходит, когда кто-то сбрасывает рубище и облекается в шелк. Так же будет и с телами. Есть тела небесные и тела земные, тела духовные – нетленные и тела земные – тленные…
______________________
Фрагменты из книги:
«Миссионерские письма»
Автор: Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Свидетельство о публикации №225031200500