Дьявол не ездит на танке

Конфликт с Уго Чавесом, пощёчина Маркесу, разочарование в социализме и переход в либералы, Нобелевская премия - таким был результат эволюции одного из видных авторов латиноамериканского бума, перуанского политика и писателя Марио Варгаса Льосы.
Я читала его книгу - "Скромный герой", и на фоне блестящих, интеллектуальных текстов Борхеса, Касареса, Кортасара, Маркеса Льоса выглядел скромнее. Причем, перевод был очень хорошим и переводчик Кирилл Корконосенко получил премию "Ясная поляна".

Поскольку нельзя судить о творчестве писателя, читав только одну книгу, я решила сходить в своё любимое место на культурной карте Москвы - Иберо-американскмй центр в Государственной библиотеке иностранной литературы имени М. Рудомино.

Мероприятие, посвященное 89-летию писателя, в этот раз проходило не на третьем этаже, а в выставочном зале при входе.

Зал был наполнен испанистами, сотрудниками Посольства Перу в РФ, любителями латиноамериканской литературы.

Итак, нам было предложено три доклада в рамках дискуссии
«МАРИО ВАРГАС ЛЬОСА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ». Спикерами выступили:

; Г-н Хуан дель Кампо Родригес, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Перу в Российской Федерации;
; Буйнова Кристина Романовна, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры испанского языка (МГИМО) и соавтор книги «Пять дней в Москве. Марио Варгас Льоса и советский социализм» (1968);
; Ковалев Борис Вадимович, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета.

Господин Посол Хуан дель Кампо Родригес сделал очень хороший, эмоциональный доклад. Именно в таком стиле и нужно говорить о выдающихся представителях своего народа, собравшего крови со всех континентов, имеющего мощные традиции доколумбовой Америки, Испании и Африки, что и описывал в своих произведениях Льоса. Он, конечно, был Гражданином Мира и это ослабляло, по его собственному признанию, корни. Но с другой стороны, проживая зарубежом, он тосковал о Родине, его всегда волновали ее события.

В 1990 е годы Перу пережил большие социально-политические потрясения: шли нападения экстремистских группировок ( в том числе так называемого революционного движения имени Тупака Амару). Льоса с этих пор участвовал в политической жизни страны.

Далее речь пошла о книге "Пять дней в Москве. Марио Варгас Льоса и советский социализм" (1968). Кристина Буйнова сразу сказала, что Льоса был из тех, кто разочаровался в социализме. В 1963 году в СССР был выпущен его роман "Город и псы" под псевдонимом, и к 1968-ому, когда писатель приехал в СССР, это издание обросло мифами о советской цензуре, что не могло ни вызывать возражения Льосы.

Льоса слышал, что из книги было безжалостно вырезано около 50 страниц.
Когда он приехал в СССР, оказалось, что было вырезано 12 страниц с упоминанием о гомосексуализме, с описанием эротических сцен, табуировавшихся в СССР.

Впрочем, разочарование в социализме особенно не было им выражено в книге о 5 днях, проведённых в Союзе. Но тут грянула Прага-1968 года, и Льоса написал эссе "Социализм и танки". Жестче осудив Фиделя Кастро, чем СССР.

От себя скажу, что "разочарование в социализме", диктатуре и репрессиях на Кубе постигло и Кортасара. И, как и Хулио, Льоса оказался в лагере центристов-междуструечников. Как пишет сегодня в Вики, "Варгас Льоса выступает последовательным противником не только социалистической диктатуры, но и правого авторитаризма".

Борхес оставался в ультраправом лагере.

Господин Посол упомянул связь Льосы с Сартром, то, что он разделял его кредо "слова - это деяния", и привычно не было сказано, что этот любитель экзистенциалтных свобод почему-то поддержал реванш фашизма в Венгрии, а позже разделял принципы либерального фашизма.

Льоса основал Либертарианскую партию, чтобы пойти на президентские выборы.

О следующем Кристина Буйнова не говорила, я прочитала в той же Вики:

"Писатель предложил план радикального преобразования перуанской экономики в духе воззрений Чикагской школы, выступив за переход к свободному рынку, политику жёсткой экономии и скорейшую приватизацию государственных активов. Экономическая часть его программы была написана в тесном сотрудничестве с экономистом-реформатором Эрнандо де Сото и его Институтом свободы и демократии. Политические противники Варгаса Льосы использовали вырванные из контекста цитаты из «Войны конца света» для дискредитации писателя, зачитывая их по радио под видом выдержек из предвыборной программы".

Второй тур он проиграл и погрузился в депрессию. Либертарианство ( примечание моё ) как доктрина связано с такими одиозными любителями свобод, как маркиз де Сад, например. Многие поздние романы содержат обильные эротические сцены.

Ковалев Борис Вадимович сделал литературоведческий разбор произведений писателя, сгруппировав их по категориям и сделав текстологический анализ вплоть до междометий.

Потом началась дискуссия. Первым вопросом был про корни конфликта Льосы с Чавесом. Внятного ответа мы не услышали.

Потом кто-то задал вопрос про пощёчину Маркеса, и тоже не было точного ответа. Кажется, Маркес решил поухаживать за женой Льосы и получил пощёчину.

Прочем, позднее они помирились.

Потом кто-то сказал, что Льоса был связан с ЦРУ (!) и это известный факт, и историк Буйнова технично увела дискуссию в сторону, не стала разжигать.

В качестве заключения можно сказать то, что в мире срывается живьем кожа с целых народов, и я ни разу не слышала выступления на этот счет Нобелевского лауреата с формулировкой "за детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека".


Рецензии